Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВУЗА ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Иванова Д.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
С учетом новых реалий ставится острый вопрос в совершенствовании системы воспитательной работы по гражданско-патриотическому направлению образовательной организации. В настоящий момент усиливаются миграционные процессы, которые разжигают конфликт среди различных культур, традиций и народностей. Меняется существующая система ценностей, нарушается нравственность в историческом развитии страны. В статье приводится актуальность рассматриваемого вопроса, отмечается степень изученности сущности управления деятельностью вуза по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся. Раскрываются цель и организационно-педагогические условия (четкое планирование и координация деятельности образовательной организации по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся; включение в систему воспитательной работы вуза новых форм, методов и технологий с учетом современных характеристик гражданско-патриотического воспитания; профессиональная подготовка и переподготовка административного и профессорско-преподавательского состава по вопросам гражданско-патриотического воспитания обучающихся; включение в учебный план специализированных дисциплин, отражающих современные подходы гражданско-патриотического воспитания; постоянный мониторинг уровня гражданско-патриотической воспитанности обучающихся вуза), отмечающие возможность эффективного управления образовательной организацией в рамках гражданско-патриотического воспитания. Автором даются количественные и качественные оценки мониторинга выявления уровня гражданско-патриотической воспитанности студентов. Приводится анализ образовательного учреждения в соответствии с выдвинутыми организационно-педагогическими условиями. Формируются выводы, что решать проблему управления деятельностью вуза по гражданско-патриотическому воспитанию студентов следует через учет и применение организационно-педагогических условий, широко раскрытых в тексте статьи.
организационно-педагогические условия
управление
гражданско-патриотическое воспитание
обучающиеся
вуз
1. Uzakbayeva S., Zhalgasova Sh., Beisembayeva A., Kosherbayeva G. The Patriotism Education Content at the Present Stage. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 141. P. 675-679.
2. Мозговая Е.И. Патриотическое воспитание молодежи в системе социальной работы: учеб. пособие. Белгород, 2011. 100 с.
3. Fang L.-M., Zhang W.-R. On the contemporary patriotism education of Russia. 5th International Conference on Education, Management, Information and Medicine (EMIM 2015). 2015. P. 1178-1181.
4. Дорошко О.М., Прудко Т.М., Бадюкова Т.А., Гецевич А.К., Потько Е.С. Система патриотического воспитания студентов университета: пособие по организации воспитательной работы в вузе. Гродно: Ламарк, 2009. 352 с.
5. Лазаренко Л.А., Недбайло В.Г. Теоретико-методологические основы патриотического и гражданского воспитания студенческой молодежи: метод. пособие. Краснодар, 2016. 146 с.
6. Колчина А.А. Подготовка преподавателя к воспитательной деятельности в процессе повышения его квалификации [Электронный ресурс] // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2014. № 171. с. 187-192.
7. Пономарев А.В. Воспитательная среда университета: традиции и инновации: монография. Екатеринбург: Урал.ун-т, 2015. 408 с.
8. Иванова Д.В., Константинова В.В. Электронно-образовательное пособие «Культура и быт марийского народа» // Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2018662719. Правообладатель ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет». 2018.

В связи со сложившимися обстоятельствами в стране и мире возникла срочная необходимость в гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения. Не так давно воспитание гражданина и патриота отходило на второй план из-за отсутствия базовой идеологии, распространения в социальных сетях и Интернете ошибочного мнения о развитии России.

Одной из главных задач высших учебных заведений является воспитание нравственно устойчивого, творчески мыслящего человека, готового и способного организовать свою профессиональную деятельность в условиях гражданского общества. Помочь сформировать данные навыки при обучении в образовательной организации обязан педагог, который является примером гражданственности и патриотизма.

Стоит отметить, что процесс формирования гражданско-патриотической воспитанности обучающихся протекает трудно и противоречиво, так как не в полном объеме представлен научно-методический аппарат управления гражданско-патриотическим воспитанием; ряд проводимых мероприятий гражданско-патриотической направленности не имеет четкую структуру и систему; в образовательном процессе участвуют обучающиеся разных стран, то есть не всегда учитывается многонациональность воспитуемых.

Затрагивая процесс гражданско-патриотического воспитания в вузе, можно отметить, что он состоит из деятельности, которая планомерно и поэтапно раскрывает гражданско-патриотические возможности обучающихся, которые, в свою очередь, выражаются в знании и уважении государственных символов России, определении себя гражданином современного общества, любви к Родине, проявлении чувств долга и гордости за свою страну, готовности отстаивать и защищать ее интересы [1].

Процесс управления образовательной организацией включает в себя широкий спектр видов профессиональной деятельности: организационная, нормативно-правовая, финансовая, кадровая и др., но основополагающей остается образовательная, которая включает преподавание и воспитательную работу. Среди направлений воспитательной работы в вузе можно выделить духовно-нравственное, экологическое, спортивно-оздоровительное, трудовое, профессиональное, профориентационное и др. Однако особо актуальным на данный момент остается гражданско-патриотическое направление воспитательной работы образовательной организации.

От умелого управления процессом гражданско-патриотического воспитания обучающихся зависит гражданско-патриотическая идентичность личности студента, так как в научной литературе гражданственность и патриотизм отмечаются важнейшими чертами гармонично развитой личности. Обучающиеся разных национальностей должны знать традиции и обычаи народов России, знать историю и культурное наследие государства, уважать большие и малые достижения страны, почитать свершения и достойные страницы прошлого [2].

Гражданско-патриотическое воспитание в образовательном процессе в свое время рассматривали В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.Н. Радищев, Н.Г. Чернышевский, Н.В. Шелгунов и др. На современном этапе гражданско-патриотическому воспитанию посвящены работы В.А. Белевцева, А.В. Вырщикова, И.В. Горбачевой, И.В. Ипполитовой, В. Ковалева, А.А. Кувшиновой, В.А. Лукова, H.H. Михеева и др.

Несмотря на большой научный интерес к изучаемой проблеме, гражданско-патриотическое воспитание сдерживается недостаточным количеством управленческо-методической литературы, в которой руководители образовательных организаций и педагоги могут найти необходимые рекомендации и советы [3]. В этом мы видим проблему нашего исследования.

Цель исследования – теоретически обосновать и практически проверить эффективность организационно-педагогических условий управления процессом гражданско-патриотического воспитания обучающихся вуза.

Проведя анализ научно-методической литературы, мы выделили следующие организационно-педагогические условия управления деятельностью вуза по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся:

– четкое планирование и координация деятельности образовательной организации по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся;

– включение в систему воспитательной работы вуза новых форм, методов и технологий с учетом современных характеристик гражданско-патриотического воспитания;

– профессиональная подготовка и переподготовка административного и профессорско-преподавательского состава по вопросам гражданско-патриотического воспитания обучающихся;

– включение в учебный план специализированных дисциплин, отражающих современные подходы гражданско-патриотического воспитания;

– постоянный мониторинг уровня гражданско-патриотической воспитанности обучающихся вуза.

Материал и методы исследования. Рассмотрим каждое из условий более подробно. Четкое планирование и координация деятельности образовательной организации по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся включает ежегодное составление и реализацию плана и календарного графика воспитательной работы вуза. Планирование воспитательных мероприятий, определение тематик часов куратора позволит наладить систему воспитательной работы образовательной организации. Четкая координация от отдела по воспитательной работе и молодёжной политики проводимых мероприятий позволит осуществить помощь и оказать поддержку участникам образовательного процесса по гражданско-патриотическому направлению [4].

Включение в систему воспитательной работы вуза новых форм, методов и технологий с учетом современных характеристик гражданско-патриотического воспитания – при организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию важно учитывать современные тенденции в экономике и образовании. Включение цифровых технологий в воспитательную работу по гражданско-патриотическому направлению позволит заинтересовать подрастающее поколение в изучении истории, традиций и обычаев народов России; позволит получить доступ к объектам, которые сложно найти или изучить в реальном формате, заменяя его виртуальным видом; позволить представить информацию в удобном, легко воспринимаемом формате.

Профессиональная подготовка и переподготовка административного и профессорско-преподавательского состава по вопросам гражданско-патриотического воспитания обучающихся – для эффективного процесса гражданско-патриотического воспитания обучающихся вуза важно иметь высокий уровень осведомленности в данном вопросе как руководителю образовательной организации, так и профессорско-преподавательскому составу. Знание современных направлений гражданско-патриотического воспитания, форм и методов представления изучаемого материала позволит усовершенствовать образовательный процесс. В помощь управленцу и педагогам идут курсы профессиональной подготовки и переподготовки, организуемые в очном формате, дистанционном и смешанном (очно-дистанционном). Примерами могут служить курсы повышения квалификации «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся: современные тенденции», «Развитие патриотизма у обучающихся», «Организационные условия гражданско-патриотической деятельности вуза» и др. [5]. Для обмена опытом по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся проводятся различные семинары, круглые столы, конференции, форумы, где можно узнать современное состояние изучаемого вопроса [6].

Включение в учебный план специализированных дисциплин, отражающих современные подходы гражданско-патриотического воспитания – внедрение в образовательный процесс дисциплин, которые в своем содержании раскрывали бы сущность гражданско-патриотического воспитания. Такими дисциплинами могут быть: «История России», «История родного края», «Политология», «Социология», «Культурология», «Марийский язык», «Этнопедагогика» [7], «Этнокультурное воспитание» и др. Содержание перечисленных дисциплин может напрямую способствовать росту гражданско-патриотической воспитанности обучающихся, так как они раскрывают историческую сущность страны и малой родины, могут познакомить обучающихся с культурой и национальными ценностями государства. Также целесообразно, помимо введения новых дисциплин, включать материал гражданско-патриотического воспитания в уже существующие дисциплины: «Педагогика», «Психология», «Воспитательная работа», «Методика преподаваемого предмета» и т.д. Например, по дисциплине «Педагогика» в разделе «Воспитательная работа» при знакомстве с направлениями воспитательной деятельности можно включить в содержание историческую составляющую, цель и задачи гражданско-патриотического воспитания в образовательной организации, формы проведения мероприятий по данному направлению, ценность и важность такой воспитательной работы для подрастающего поколения, современные тенденции в гражданско-патриотическом воспитании обучающихся.

Постоянный мониторинг уровня гражданско-патриотической воспитанности обучающихся вуза необходим для отслеживания динамики и обратной связи проводимых воспитательных мероприятий. Мониторинг позволяет собрать данные гражданско-патриотической воспитанности обучающихся, что в свою очередь проверяет эффективность используемых методов, форм и технологий воспитательной работы, позволяет скорректировать деятельность образовательной организации по данному направлению. В последнее время популярными стали онлайн-платформы для проведения опросов и диагностик, которые упрощают процесс распространения анкет, подсчета результатов и могут наглядно представить полученные данные в диаграммах и таблицах (Survio, Яндекс.Формы, Simpoll и др.).

С целью выявлении уровня гражданско-патриотической воспитанности обучающихся вуза, определяющего эффективность работы образовательной организации по данному направлению, было проведено исследование. Диагностика проводилась по многоаспектной анкете гражданско-патриотического поведения и сознания среди студентов 1-4 курсов Марийского государственного университета в количестве 66 человек.

Результаты исследования и их обсуждение. Получение статистической информации и выявление существенных признаков формирования гражданско-патриотического воспитания обучающихся позволило комплексно рассмотреть изучаемые явления на современном этапе.

В ходе исследования при определении патриотизма большая часть респондентов ориентировалась на понятии «любовь к Родине и готовность отстаивать ее интересы». Печально осознавать, что к патриотам относят себя лишь половина студентов.

При рассмотрении вопроса определения способов становления гражданско-патриотического сознания личности респонденты отметили преимущество бессознательного становления – в кругу семьи и близких, от мнения друзей и товарищей. Вторичными остаются способы активного становления гражданско-патриотического сознания: участие в патриотических и гражданских мероприятиях, изучение истории родного края и страны, целенаправленная заинтересованность в знакомстве с другими национальными традициями и обычаями и др.

На вопрос «Насколько ваше окружение патриотично настроено?» респонденты ответили, что большая часть их ближайшего окружения является патриотами (60%). 21% опрошенных ответили, что в их окружении мало патриотично настроенных людей, 19% – затруднились ответить.

Интересен факт, что при анализе российского патриотизма с национальной точки зрения 82% студентов считают, что наибольшее развитие патриотизма отслеживается в местах, где проживает русское население. Несмотря на это, респонденты отметили положительный аспект в многонациональности Российской Федерации (79%).

Любопытен анализ ранжирования респондентами групп населения по развитию у них чувств гражданственности и патриотизма. Первые места, по мнению опрошенных, занимают военные работники и пенсионеры. Судя по всему, данные категории населения ассоциируются у студентов с представителями настоящего проявления гражданско-патриотических качеств. С другой стороны, свою категорию (молодежь и студенты) респонденты оставили на низкой позиции (9%).

Высоко студенты оценивают проведение занятий и мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию, отмечая важность и их ценность.

Проводя анализ последнего компонента анкеты, стоит отметить, что большая часть опрошенных предпочла бы покинуть свой населенный пункт и перебраться в город покрупнее. Можно сделать вывод, что при среднем уровне сформированности гражданско-патриотического сознания и неактивном участии в деятельности по данному направлению - лояльность к Родине не сформирована.

Достаточно важным стало выявление у респондентов мнения по совершенствованию системы воспитания по гражданско-патриотическому направлению. Обучающиеся отметили острую необходимость в формировании качеств гражданина и патриота за счет систематического включения подрастающего поколения в процесс организации и реализации рассматриваемого процесса.

Выводы. Результаты диагностики способствовали анализу управления гражданско-патриотическим воспитанием студентов Марийского государственного университета. Была изучена нормативно-правовая документация вуза, структура управления гражданско-патриотическим воспитанием, а также основные направления деятельности по данному вопросу.

В рамках плана воспитательной работы вуза на факультете были организованы мероприятия гражданско-патриотической направленности: интерактивный час куратора по теме «4 ноября – День образования Республики Марий Эл», конкурс чтецов ко Дню Победы в Великой Отечественной войне, семинар «Этнокультурное образование в Республике Марий Эл» и др. Вместе с тем обучающиеся являлись активными участниками различных выставок, открытых лекций, экскурсий в музеи города и республики. В воспитательный процесс по гражданско-патриотическому направлению были включены современные технологии и формы проведения следующих мероприятий с использованием цифровых инструментов: посещение виртуальных экскурсий, использование электронно-образовательных ресурсов, электронно-методического сопровождения, использование технологий дополненной реальности, цифрового проектирования, когнитивных и облачных технологий. С патриотическими проектами студенты участвовали в конкурсах «Моя страна – моя Россия», всероссийских форумах и конференциях, где занимали призовые места.

В рамках методической поддержки процесса гражданско-патриотического воспитания обучающихся вуза мы разработали электронно-образовательное пособие «Культура и быт марийского народа» [8]. Ресурс предназначен для знакомства студентов с марийскими национальными костюмами, марийскими музыкальными инструментами, устным народным творчеством марийцев, особенностями марийской вышивки, марийскими национальными праздниками. Материал пособия имеет теоретическую составляющую, дополненную видео- и аудиоконтентом. Все разделы регулярно пополняются новым материалом. Обучающиеся могут осваивать материал самостоятельно либо вместе с педагогом на занятиях. После каждого раздела студентам необходимо проверить уровень освоения изученного материала, выполнив упражнения в игровом формате. Упражнения созданы на электронной площадке Learning.apps и позволяют в интерактивном формате проверить качество полученных знаний. По окончании курса каждому пользователю открывается возможность проверить свои знания о культуре и быте марийского народа с помощью итогового тестирования. Также каждый участник может оставить обратную связь, оценив пособие по пятибалльной шкале и оставив отзывы.

Таким образом, управление деятельностью вуза по гражданско-патриотическому воспитанию студентов – процесс, в настоящее время требующий достаточного внимания руководителя. Эффективность его будет высокая, если будут выполняться вышеперечисленные организационно-педагогические условия, отражающие все стороны гражданско-патриотического воспитания обучающихся высших образовательных организаций.


Библиографическая ссылка

Иванова Д.В. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВУЗА ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32282 (дата обращения: 12.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674