Проблема творческого воображения является актуальной еще с давних времен. Древнегреческий философ Сократ отмечал, что воображение – это неотделимая часть искусства. Безусловно, существуют и иные мнения на этот счет. К примеру, Аристотель в своих трудах писал: «Воображение является определенным родом деятельности, специфическим продуктом которого являются познавательные образы окружающей действительности» [1, с. 87].
Понятие «творчество» также имеет множество трактовок, но объединяет их общее мнение о том, что творчество – это деятельность ребенка, результатом которой является создание новых общественно значимых ценностей.
Переходя к определению понятия «творческое воображение», можно отметить, что советский и российский психолог А.В. Петровский в своих трудах давал данному понятию следующее определение: «Творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности» [2, с. 54]. Более того, человек с развитым творческим воображением сможет смотреть на мир под другим углом, стремится к созданию и воплощению оригинальных идей и т.д. [3, с. 244].
Одним из способов формирования и развития данной способности является правополушарное рисование, ведь с помощью такого метода творческое воображение можно не только развить, но и «поддерживать» у взрослых людей, как было написано выше, поскольку данный метод подходит для людей различных возрастных категорий. Вообще, правополушарное рисование – это современный метод обучению техникам рисования, который базируется на активизации правого полушария головного мозга и подавлении активности левого полушария. В ходе выполнения данной техники рисования у ребенка развиваются способности к визуализации, формируется интуитивное мышление, поэтому дети переносят на бумагу именно свое представление о предмете, поскольку в момент рисования они не полагаются на логику, то есть на левое полушарие.
Цель исследования: исследовать особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством правополушарного рисования.
Материалы и методы исследования
Для достижения поставленной цели исследования нами были применены теоретические методы (анализ и систематизация психолого-педагогической литературы, обобщение опыта практиков образования), эмпирические методы (тест на выявление креативности Э.П. Торренса, методика «Где чье место?» Е.Е. Кравцовой, методика «Нарисуй что-нибудь» Р.С. Немова).
Методологической основой послужили работы Л.С. Выготского, Р.С. Немова, Д.Б. Эльконина, И.П. Фарман, Э.В. Ильенкова, А.А. Силаевой, Е.В. Безносюк.
На основе анализа данных работ нами были определены три этапа, которых следует придерживаться при обучении детей технике правополушарного рисования (табл. 1).
Таблица 1
Этапы обучения правополушарному рисованию
№ |
Описание этапа |
Используемые упражнения |
1 |
Выполнение упражнений, направленных на стимуляцию работы правого полушария |
Рисование перевернутых изображений; рисование воображаемых предметов; зеркальное рисование |
2 |
Ознакомление детей с техникой правополушарного рисования |
Получение знаний и практических умений, связанных с различными видами изображения фона. Важно, что фон необходимо рисовать только левой рукой |
3 |
Ознакомление с техникой изображения предметов и объектов на бумаге |
Освоение различных техник с опорой на тематику изобразительной деятельности. Так, например, если тема занятия «День Матери», то следует учить детей техникам, в которых можно изобразить цветы: ромашки, маки, тюльпаны и т.д. |
Исходя из таблицы, можно сделать вывод о том, что для освоения техники правополушарного рисования необходимо пройти три этапа, каждый из которых выполняет определенную функцию. Также следует отметить, что, когда ребенок приступил к работе, «взрослому следует не исправлять рисунки своего малыша и необходимо воздерживаться от высказываний о том, что ребенок что-то неверно изобразил» [4, с. 4]. Это важно, ведь в таком возрасте дети часто изображают свое восприятие объекта, а не его внешние характеристики.
Результаты исследования и их обсуждение
Для полноты данных в рамках данной работы было проведено эмпирическое исследование, результаты которого доказали, что правополушарное рисование действительно может стать инструментом развития творческого воображения у детей дошкольного возраста. В эксперименте приняли участие 50 детей в возрасте от 3 до 7 лет, длился он 3 месяца.
Эксперимент включает в себя три этапа.
1. Констатирующий этап – определение исходного уровня творческого воображения у респондентов.
2. Формирующий этап – внедрение техник правополушарного рисования, способствующих развитию творческого воображения, в работу с детьми.
3. Контрольный этап – повторная диагностика уровня творческого воображения у испытуемых, а также анализ полученных результатов в рамках данного этапа.
На констатирующем и контрольном этапах были использованы следующие методики:
· тест на выявление креативности Э.П. Торренса [5, с. 24];
· методика «Где чье место?» Е.Е. Кравцовой [6, с. 61];
· методика «Нарисуй что-нибудь» Р.С. Немова [7, с. 304].
Итак, проведенный тест Э.П. Торренса на констатирующем этапе показал, что только 6 испытуемых из 50 обладают высоким уровнем творческого воображения, в то время как низким уровнем обладают 25 респондентов; это значительная разница, которая указывает на недостаточность развития творческих способностей у детей данной группы (рис. 1).
Рис. 1. Результаты теста Э.П. Торренса на констатирующем этапе
По методике «Где чье место?» Е.Е. Кравцовой нами был выявлен уровень развития творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством расставления предметов по местам на картинке. На рисунке 2 приведены результаты исследования по данной диагностической методике.
Рис. 2. Результаты методики Е.Е. Кравцовой на констатирующем этапе
Опираясь на данные, представленные на рисунке 2, можно сделать вывод о том, что 8 испытуемых имеют третий уровень творческого воображения. Эти дети с легкостью справились с заданием, расставляя предметы на разные места. Помимо этого, дети с третьим уровнем без труда дали ответы на вопросы: «Почему малыш лежит на лугу?» – «Потому что он устал лежать в коляске и хочет полежать на травке», «Почему кошечка сидит на дереве?» – «Потому что она там прячется от собачки» и т.д.
Однако количество детей с первым уровнем творческого воображения вновь преобладает над вторым и третьим уровнями. Дети в количестве 22 человек испытывали определенные трудности при выполнении заданий данной методики: в частности, они ставили фигурки на те места, где они должны находиться по логике. Например, собака находилась в будке, груша находилась на дереве, птица находилась в небе и т.д. Объяснения они давали однотипные, опираясь только на логику: «Почему рыбка находится в пруду?» – «Потому что она там живет». Даже 20 детей, которые владеют вторым уровнем творческого воображения, способны сочинять различные истории: «Кошечка и собачка были лучшими друзьями, собачка позвала к себе в гости кошечку, поэтому она находится в будке».
С целью выявления творческого развития у испытуемых был проведен тест по диагностической методике «Нарисуй что-нибудь» Р.С. Немова. Результаты исследования представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Результаты методики Р.С. Немова на констатирующем этапе
Оценивая результаты на рисунке 3, можно сделать вывод о том, что только 1 человек имеет высокий уровень, так как на его рисунке было изображено оригинальное и фантастическое существо, которого не существует в реальной жизни. 16 детей находятся на среднем уровне творческого развития и 33 – на низком уровне. Стоит отметить, что все 50 испытуемых успели за отведенное время нарисовать рисунки, однако меньшинство из них отличились своей оригинальностью, что свидетельствует о недостаточном уровне творческого воображения в исследуемой группе.
На формирующем этапе постепенно в непосредственно образовательную деятельность нами внедрялись техники правополушарного рисования. За 3 месяца эксперимента было проведено 24 занятия, направленных на освоение детьми дошкольного возраста техники правополушарного рисования.
Перед тем как перейти к самой технике, на протяжении 5 занятий дети выполняли упражнения, которые были направлены на активизацию работы правого полушария мозга, а именно: они учились рисовать перевернутые изображения и зеркальные фигуры, выполняли упражнения на восприятие пространства и теней. Затем с 6-го по 24-е занятие дети уже осваивали правополушарное рисование, изображая различные предметы на определенные темы.
В начале каждого занятия, которое было направлено на освоение техники, дети учились создавать фон, а затем они приступали к изображению объектов. В зависимости от тематики занятия фон был разный. Например, на 6-м занятии дети учились рисовать одуванчики в поле. Для этого рисунка использовались три разные по размеру кисти, ватные палочки и гуашь пяти цветов: белого, голубого, синего, зеленого, коричневого. Особенность этой техники в том, что дети не зацикливались на формах, они изображали одуванчики интуитивно. Помимо этого, при создании фона они делали градиент не просто справа налево, а проводя большой кистью справа налево через низ, огибая нижнее пространство, поэтому их рисунки имели объемный вид.
Рисунки на занятиях выполнялись с увеличением степени сложности, поэтому на начальном этапе тема была «Одуванчики в поле», на промежуточном этапе темой стал «Горный луг», а на последнем занятии дети изображали деревья, которые зеркально отражались в озере с камышами. С каждым занятием рисунки детей становились все более разнообразными и носили индивидуальный характер, то есть при рисовании фона кто-то использовал больше темных красок, ввиду чего у них получались сумерки, а кто-то использовал больше светлых красок, поэтому на рисунках было изображено раннее утро, хотя техника рисования была единой для всех.
Стоит также отметить, что каждый ребенок примерно с 8-го занятия начал привносить в рисунки некие «изюминки». Например, один ребенок, рисуя дом, предположил, что в нем должен обязательно гореть свет, потому что дом в его представлении был местом уюта и тепла. Другой ребенок, изображая такой же дом, дорисовал рядом цветы с помощью зубочистки, и это было его право, ведь правополушарное рисование интуитивно и должно основываться на творческом воображении, а не на логике.
Так с каждым занятием дети все больше и больше опирались на свое творческое воображение при создании рисунков, это как раз и отслеживалось с помощью деталей, которые дети вкладывали в свое творчество, аргументируя свой выбор вымышленными рассказами. Например, на последнем занятии детали каждого рисунка были разными: кто-то из детей нарисовал в озере кувшинки. Опираясь на свой жизненный опыт, ребенок сказал: «Когда я был у бабушки на каникулах, мы ходили кормить уточек, и в озере, где они плавали, было много красивых белых цветов». Другая девочка нарисовала рядом с озером лягушку на камне и сказала о том, что в ее озере живут лягушки и одна вылезла погреться на солнышке; стоит обратить внимание на то, что фон на этом рисунке был действительно яркий, будто было обеденное время.
Важно отметить, что в процессе освоения правополушарного рисования дети и на других занятиях в детском саду стали решать обыденные задачи нестандартными способами. Примером одной из таких ситуаций может послужить случай, когда воспитатель попросила детей создать вещь из подручных средств, которая бы помогала им при выполнении домашних обязанностей. Один мальчик сделал из конструктора «робота», у которого было туловище, две ноги на колесах и длинные руки; на вопрос: «Чем же этот робот будет тебе помогать?», он ответил: «Этот робот будет помогать мне собирать вечером игрушки, в которые я играл весь день». Таким образом, у каждого испытуемого развивалось творческое воображение посредством правополушарного рисования, и не менее важным является факт того, что дети начинали использовать творческое воображение на практике.
Спустя 3 месяца был проведен контрольный этап эксперимента, который включал те же методики, что и констатирующий этап. Результаты по методике Э.П. Торренса продемонстрированы на рисунке 4.
Рис. 4. Результаты теста Э.П. Торренса на контрольном этапе
Из рисунка 4 видно, что результаты детей стали гораздо лучше, так как уже 29 человек владели высоким уровнем творческого воображения, 15 человек находились на среднем уровне и лишь 6 человек – на низком. Большинство детей при выполнении теста смогли изобразить оригинальные предметы за отведенное время.
Ниже на рисунке 5 показаны результаты проведения методики «Где чье место?».
Рис. 5. Результаты методики Е.Е. Кравцовой на контрольном этапе
Исходя из данных, представленных на рисунке 5, можно сделать вывод о том, что 39 испытуемых достигли третьего уровня, 9 человек находятся на втором уровне и только 2 – на первом. В отличие от результатов, полученных в ходе констатирующего этапа, больше половины детей расставили фигурки по необычным для их пребывания местам, аргументируя ответы интересными историями.
Последним шагом стало выполнение задания по методике «Нарисуй что-нибудь», результаты продемонстрированы ниже на рисунке 6.
Рис. 6. Результаты методики Р.С. Немова на контрольном этапе
Анализируя результаты, представленные на рисунке 6, можно сделать вывод, что количество детей с высоким уровнем творческого развития преобладает над количеством испытуемых с низким уровнем. В ходе выполнения данной методики большинство детей руководствовались только своим воображением, ввиду чего их рисунки стали гораздо оригинальнее, чем на констатирующем этапе.
Заключение
Опираясь на результаты, полученные в ходе эксперимента, можно сделать вывод о том, что правополушарное рисование действительно поспособствовало развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста. А благодаря развитию творческого мышления дети научились мыслить шире, их абстрактное мышление также стало развиваться, у них наблюдаются тенденция роста интереса к творчеству и повышение самооценки.
Таким образом, освоение техники правополушарного рисования оказало значительное влияние на развитие творческого воображения у детей, это свидетельствует об эффективности включения данной техники в практику работы педагогов с детьми.
Библиографическая ссылка
Мамедова Л.В. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРАВОПОЛУШАРНОГО РИСОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32196 (дата обращения: 12.10.2024).