Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СРЕДСТВАМИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Карпушина Л.П. 1 Баранова С.В. 1 Паршина Л.Г. 1
1 ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева»
В статье показаны актуальность и важность проблемы активизации социальной самореализации обучающихся в дополнительном образовании, решение которой обеспечит умножение индивидных, личностных и субъектных возможностей детей и подростков, формирование социально значимых качеств, в частности таких, как социальная ответственность, самостоятельность, социальная активность, а также будет способствовать успешной жизнедеятельности в современных социокультурных условиях. Социальная самореализация обучающихся в дополнительном образовании должна осуществляться в ходе вовлечения воспитанников в волонтерскую деятельность, что будет содействовать формированию ценностного отношения к людям, обществу и государству и таких качеств, как патриотизм, гражданская позиция, социальная ответственность, готовность к безвозмездному служению, чувство солидарности, милосердия, взаимопомощи, коммуникативность, лидерство, путем включения их в социально значимые практики; активизации социального жизнетворчества, социально активных действий, социальной активности, социально значимой деятельности; реализации своего потенциала в свободное время в ходе общения и совместной деятельности с другими людьми. В работе рассматриваются принципы социальной самореализации обучающихся в дополнительном образовании средствами волонтерской деятельности («волонтерство через всю жизнь», безвозмездности, добровольности, солидарности, ответственности за свои действия, долженствования, гражданской отзывчивости), а также направления волонтерской деятельности (гражданско-патриотическое, социальное, экологическое, событийное, культурно-просветительское, культурно-религиозное, спортивное, медиаинформационное).
социальная самореализация
обучающиеся в дополнительном образовании
волонтерская деятельность
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации" (29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.09.2022)). Ошибка! Источник ссылки не найден.Ошибка! Источник ссылки не найден.
2. Шукшина Т.И., Кадакин В.В., Замкин П.В. Роль педагогического вуза в развитии системы дополнительного образования детей в регионе // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 3 (31). С. 56-64.
3. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива // Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1981. Т. 3. С. 205-355.
4. Певная М.В. Волонтерство как социальный феномен: управленческий подход: дис. ... докт. соц. наук. Нижний Новгород, 2016. 368 с.
5. Голованов В.П. Воспитательная составляющая социализации в системе дополнительного образования детей // Социально-гуманитарные исследования. 2022. № 1. С. 81-94.
6. Куприянов Б.В., Миновская О.В., Ручко Л.С. и др. Организация досуговых мероприятий: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования по специальности 50 148 «Педагогика дополнительного образования» / под ред. Б.В. Куприянова. М.: Академия, 2019. 283 с.
7. Акимова Е.В. Педагогическое волонтерство в деятельности детско-молодежных объединений: автореф. дис. … канд. пед. наук. Рязань, 2006. 20 с.
8. Карпушина Л.П., Баранова С. В. Социализация детей и подростков в ходе организации волонтерской деятельности в дополнительном образовании // Гуманитарные науки и образование. 2021. № 1. С. 37-42.

Социальная самореализация детей и подростков в настоящее время является одной из важнейших задач современного образования. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается направленность дополнительного образования на обеспечение развития творческих способностей, реализации потребности в интеллектуальном, нравственном совершенствовании, поддержку детей, проявивших выдающиеся способности [1]. Дополнительное образование детей имеет большое значение в активизации социальной самореализации [2]. Социальная самореализация обучающихся в дополнительном образовании – это процесс реализации детьми и подростками своего потенциала посредством собственных усилий в ходе общения и совместной деятельности с другимилюдьми вне общеобразовательных организаций, обеспечивающий умножение своих индивидных, личностных и субъектных возможностей, совершенствование траектории своей жизни и перспектив личностного и профессионального роста и формирование социально значимых качеств, способствующих служению на благо общества и государства.

Социальная самореализация обучающихся в дополнительном образовании должна осуществляться в ходе специально организованной социально значимой деятельности. Такая деятельность проявляется в социально значимых поступках, в общении, посредством организации педагогами и родителями социально-воспитательной среды и педагогических событий. Социально значимой деятельностью является волонтерская деятельность, которая реализует специфические социально-педагогические функции и включает детей и подростков в реальные социальные отношения. В Федеральном законе «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (в редакции, введенной в действие с 1 мая 2018 г. Федеральным законом от 5 февраля 2018 г. № 15-ФЗ), Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. № 2950–р), Распоряжении Правительства РФ «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (от 29 ноября 2014 № 2403–р.) отмечаются важность и значимость волонтерской деятельности, ее миссия в целях улучшения жизни людей и функционирования общества, а также дается определение добровольческой (волонтерской) деятельности, которая понимается как благотворительная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях решения социальных задач.

Как считал В. А. Сухомлинский, человеческая сущность наиболее ярко раскрывается в долге, в том, как человек возлагает на себя ответственность за другого человека. Воспитание долга нужно воспитывать у существа, родившегося человеком, «чтобы оно достойно было называться высоким именем Человека» [3, с. 208].

По мнению М. В. Певной, волонтерская деятельность является важной частью современной жизни, так как реализует следующие функции [4, с. 41]:

­ консолидирующую, позволяющую сплотить людей, представителей различных сообществ, для деятельности на благо общества и государства;

­ мобилизационную, способствующую объединению ресурсов для достижения социального эффекта;

­ функцию социальной стабилизации, которая обеспечивает уменьшение социальной депривации;

­ регулятивную, которая демонстрирует различные варианты взаимодействия между членами волонтерского сообщества;

­ нормообразующую, которая позволяет сформировать в обществе определенные нормы поведения, основанные на добре и милосердии;

­ трансляционную, которая закрепляет определенные ценности, традиции осуществления волонтерских практик;

­ стимулирующую, направленную на поддержание социальной активности;

­ коммуникативную, которая демонстрирует важность общения и обмен информацией между представителями различных слоев населения;

­ функцию социализации, которая направлена на передачу социального опыта, основанного на общечеловеческих ценностях.

Важность социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей в своих работах отмечают В.П. Голованов [5], Б.В. Куприянов [6]. Как считает Е.В. Акимова, учреждения дополнительного образования расширяют границы социализации ребенка, в том числе и посредством волонтерской деятельности [7, с. 7]. У учреждений дополнительного образования есть ряд преимуществ для стимулирования социальной самореализации обучающихся в ходе организации волонтерской деятельности. В качестве данных преимуществ можно выделить следующие: дополнительное образование формирует у обучающихся ценностные ориентации, включая их в социально значимые практики; является воспитательным пространством персонального и социального жизнетворчества; стимулирует их к реализации своих возможностей в коллективе, обогащая их индивидуальность качествами коллективиста, которому свойственно чувство товарищества, взаимопомощи; мобилизует обучающихся на социально активные действия, стимулирует социальную активность, воспитывает личность, способную к социально значимой деятельности на благо отдельных людей, общества и государства, и др. Дополнительному образованию свойственны открытость, которая способствует активизации взаимодействия с различными социальными и некоммерческими организациями, а также вариативность содержания и форм организации воспитательного процесса. Вовлечение обучающихся в волонтерскую деятельность становится инновационным направлением в воспитании и социализации подрастающего поколения, формировании социально ответственной личности, активно приобретающей социальный опыт взаимодействия, общения и деятельности в социальных практиках.

Цель исследования: осмысление проблемы для активизации социальной самореализации обучающихся в дополнительном образовании средствами волонтерской деятельности.

Материал и методы исследования. В ходе разработки темы использовались теоретические методы: изучение и анализ педагогической, научно-методической и учебной литературы, обработка, систематизация и интерпретация полученной информации. Для изучения проблемы был использован опыт вовлечения обучающихся в волонтерскую деятельность в МБУДО «Детская школа искусств № 2 им. В.П. Трифонова» (г. Вологда).

Результаты исследования и их обсуждение. Социальная самореализация обучающихся в дополнительном образовании средствами волонтерской деятельности представляет собой процесс приобретения ими ценностных ориентаций¸ мотивации к непрерывному личностному росту, социальных знаний, умений, социально значимых качеств в соответствии с возрастными особенностями посредством собственных усилий в ходе общения, взаимодействия, безвозмездной добровольной помощи вне общеобразовательных организаций, направленный на реализацию воспитанниками своих возможностей для служения на благо отдельных людей, нуждающихся в помощи, общества и государства [8].

Целью социальной самореализации обучающихся в дополнительном образовании средствами волонтерской деятельности является реализация детьми и подростками своего потенциала вне общеобразовательных организаций посредством собственных усилий в ходе общения и совместной деятельности с другимилюдьми для служения на благо отдельных людей, нуждающихся в помощи, общества и государства.

В качестве задач социальной самореализации обучающихся в дополнительном образовании средствами волонтерской деятельности можно выделить следующие.

1. Воспитывать социально значимые качества (патриотизм, гражданскую позицию, социальную ответственность, готовность к безвозмездному служению, чувство солидарности, милосердия, взаимопомощи, коммуникативность, лидерство), ценностные ориентации¸ мотивации к непрерывному личностному росту.

2. Способствовать приобретению социальных знаний, а также знаний о своих возможностях и способностях.

3. Вовлекать обучающихся в социально значимую деятельность, в частности в оказание безвозмездной помощи нуждающимся в ней людям, в участие в общественно значимых мероприятиях, акциях, проектах, направленных на служение обществу и государству.

Социальная самореализация обучающихся в дополнительном образовании средствами волонтерской деятельности должна осуществляться на основе следующих принципов: «волонтерство через всю жизнь», предусматривающего обеспечение возможностей для участия в такой деятельности людей любого возраста (дети, подростки, юноши и девушки, педагоги, родители, старшее поколение); безвозмездности, добровольности, солидарности, ответственности за свои действия, долженствования, гражданской отзывчивости, которые основываются на социальных и духовных потребностях человека.

Социальная самореализация обучающихся в дополнительном образовании средствами волонтерской деятельности осуществляется на трех уровнях.

1. На первом уровне (индивидуально-личностном) важную роль играют наличие у воспитанников социальных мотивов и потребностей (важность реализации собственных сил и возможностей на благо общества и государства, нужность безвозмездной помощи людям, нуждающимся в ней), а также рефлексия эффективности реализации своего потенциала.

2. На втором уровне (социально-групповом) на первый план выходит наличие у обучающихся социальных знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять общение и совместную деятельность, проявлять ответственность, солидарность в коллективе, в совместных делах.

3. На третьем уровне (государственно-общественном) необходимо понимание результативности проводимой собственной и коллективной социально значимой деятельности для функционирования общества и государства.

Социальная самореализация обучающихся в дополнительном образовании может осуществляться посредством их участия в следующих направлениях волонтерской деятельности.

1. Гражданско-патриотическое направление волонтерской деятельности обучающихся включает в себя участие воспитанников в мероприятиях, акциях гражданско-патриотической направленности, таких как «Ленточка Победы», «Бессмертный полк» и иных; уход за памятниками и воинскими захоронениями погибших в войнах и военных конфликтах.

2. Социальное направление волонтерской деятельности детей и подростков реализуется через оказание помощи социально незащищенным слоям населения (детям-инвалидам, сиротам, ветеранам, пожилым людям и др.), например в виде проведения праздников и концертов в детских домах, домах для ветеранов; через помощь в приютах для животных (уборка, сбор кормов, забор животных в семьи или на передержку и др.), участие в сборе продуктовых наборов нуждающимся и др.

3. Экологическое направление волонтерской деятельности воспитанников предполагаетучастие в акциях, проектах экологической направленности (очистка берегов рек, городских улиц и парков, посадка кустарников, деревьев, благоустройство памятных мест, помощь зоопаркам, заповедникам, создание социальной рекламы и др.).

4. Событийное направление волонтерской деятельности детей и подростков реализуется через их участие в событиях общероссийского и регионального масштаба (фестивалях, олимпиадах и других значимых проектах).

5. Культурно-просветительское направление волонтерской деятельности обучающихся включает в себя участие в концертах, лекциях, которые несут в себе элементы передачи знаний в области искусства и культуры; участие в облагораживании территорий учреждений культуры, в реставрации памятников, сборе артефактов для музеев; организацию экскурсий для приезжающих школьников; помощь в библиотеках; помощь в восстановлении традиционных ремесел и др.

6. Культурно-религиозное направление предполагает участие воспитанников в церковных праздниках и посильную помощь в их сопровождении, уборку территории религиозного учреждения и др.

7. Спортивное направление волонтерской деятельности детей и подростков предполагает помощь в проведении спортивных мероприятий, особенно детских, пропаганду здорового образа жизни в ходе медийных акций и др.

8. Медиаинформационное направление волонтерской деятельности обучающихся предполагает организацию социальной рекламы, информационную поддержку социальных акций в виртуальной среде и др.

В МБУДО «Детская школа искусств № 2 им. В. П. Трифонова» (г. Вологда) с 2017 г. апробируется комплексная программа воспитания «Республика добра (Республика юного волонтера)», которая включает три ступени [8]:

I. «Реализуя себя – помогаю другому!» (8–9 лет);

II. «Дари добро, не требуя награды» (10–12 лет);

III. «Добрым быть совсем не просто» (13–15 лет).

В рамках реализации данной программы были реализованы следующие мероприятия: рекламные акции (плакат «Чистый берег»); благотворительные акции (абонемент концертных программ «Дети – детям», акция «Сбор корма для животных» с центром помощи и защиты животных «Велес», акция «Рука дружбы» (сбор гигиенических средств, подарков ручной работы для «Дома малютки»); социальные акции («Урок Добра» (сотрудничество с социальным центром для ветеранов «Забота»)); патриотические акции («Поезд Победы», «Все за Победу», «Блокадный хлеб»), трудовые (экоквест по уборке территории школы, посадка деревьев «дружбы»). Комплексная программа воспитания «Республика добра (Республика юного волонтера)» стимулирует детей, подростков, родителей, преподавателей, всех участников волонтерской деятельности быть активными участниками социальных практик.

Заключение. Таким образом, стоит отметить, что проблема организации социальной самореализации обучающихся в дополнительном образовании является актуальной, ее решение обеспечит умножение социального потенциала детей и подростков, формирование у них социально значимых качеств, что в целом будет способствовать их успешной деятельности на благо общества и государства. Вовлечение обучающихся в дополнительном образовании в социально значимую деятельность, в частности в волонтерскую деятельность, позволит активизировать процесс социальной самореализации детей и подростков, сформировать ценностные ориентации посредством включения в социально значимые практики, мобилизовать обучающихся на социально активные действия, стимулировать проявление социальной активности и др. Данная деятельность будет осуществляться вне общеобразовательных организаций посредством собственных усилий в ходе общения и совместной деятельности с другимилюдьми на основе принципов: «волонтерство через всю жизнь», безвозмездности, добровольности, солидарности, ответственности за свои действия, долженствования, гражданской отзывчивости и посредством следующих направлений: гражданско-патриотического, социального, экологического, событийного, культурно-просветительского, культурно-религиозного, спортивного, медиаинформационного.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов – партнеров по сетевому взаимодействию ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Eвсевьева» по теме «Социальная самореализация обучающихся в дополнительном образовании».


Библиографическая ссылка

Карпушина Л.П., Баранова С.В., Паршина Л.Г. СОЦИАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СРЕДСТВАМИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32066 (дата обращения: 06.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674