В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Установлено, что значительная интенсивность интеллектуальных и эмоциональных процессов в профессиональной деятельности педагогов обусловливает развитие профессионального стресса [1]. Такая ситуация потенциально способствует увеличению нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств и психосоматических заболеваний.
Исследования указывают, что как профессиональная группа педагоги традиционно отличаются крайне низкими показателями физического и психического здоровья [2, 3]. Например, по данным исследования уральских учителей средней школы, у 75,8% из них выявлены тревожные расстройства, у 70,8% – астения и у 28,3% – депрессия [4].
Среди прочих факторов риска здоровью педагогов выделяется своим разрушительным воздействием синдром эмоционального выгорания (далее – СЭВ). Данное состояние включено в МКБ-11 как Burnout с кодом QD85 и согласно определению ВОЗ [5] возникает как следствие хронического стресса на рабочем месте, с которым невозможно успешно справиться.
При анализе вероятности развития СЭВ у педагогов современные исследования показали, что более чем у половины учителей общеобразовательных школ обнаруживаются те или иные признаки данного состояния [6–8], при этом отмечено существенное снижение количества педагогов, не имеющих признаков эмоционального выгорания, – с 28% до 18% [9].
СЭВ проявляет себя на нескольких уровнях, одним из которых является психосоматический. Изучение показателей здоровья ростовских учителей показало высокий уровень коморбидности эмоционального выгорания с сердечно-сосудистыми заболеваниями (36%), заболеваниями глаз (24%) и органов дыхания (21%) [10].
Сочетание психической и соматической патологии может обусловливать риск развития «порочного круга», что выражается во взаимопотенцирующем эффекте. Кроме того, тревожные, депрессивные и другие расстройства часто маскируются соматовегетативными проявлениями. Своевременная диагностика последствий хронического стресса на работе у участников педагогического процесса необходима для помощи в оптимизации функционального состояния, выявления явных и скрытых ресурсов, сохраняющих психическое и физическое здоровье.
Цель исследования – изучить особенности клинических проявлений СЭВ у педагогов общеобразовательных организаций для повышения эффективности ранней диагностики и последующей разработки профилактических мероприятий
Материал и методы исследования Исследование проводилось на базе клиники ФГБНУ «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований». Всего были обследованы 50 учителей средних школ города Ангарска. Всю группу обследованных представляли лица женского пола в возрасте 53,4±8,3 года, со стажем работы 32,1±9,1 года.
Всем обследуемым проводилось общеклиническое обследование с участием различных врачей-специалистов. Для оценки психопатологических расстройств применялись анамнестический и клинико-психопатологический методы.
Для выявления признаков эмоционального выгорания использовалась Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко (1996), которая включает в себя 84 вопроса, группирующихся в 12 шкал, соответствующих симптомам эмоционального выгорания; шкалы, в свою очередь, группируются в 3 фактора, соответствующие выделенным Бойко стадиям эмоционального выгорания. Путем подсчета баллов определяют выраженность каждого из симптомов эмоционального выгорания, выделяют доминирующие симптомы, а также определяют степень сформированности фазы эмоционального выгорания.
Дополнительно с целью оценки выраженности психопатологической симптоматики использовался Симптоматический опросник SCL – 90 – R (Simptom Chek List-90- Revised) (L.Derogatis et al., 1976, адапт. Н.В. Тарабриной), включающий в себя 90 утверждений, которые оцениваются по 5-балльной шкале (от 0 до 4). Результаты интерпретировались на двух уровнях: общая выраженность психопатологической симптоматики и выраженность отдельных шкал: соматизация, обсессивность-компульсивность, межличностная сенситивность, депрессия, тревожность, враждебность, фобическая тревожность, паранойяльные тенденции, психотизм, общий индекс тяжести симптомов, индекс наличного симптоматического дистресса. После подсчета значений для каждой шкалы они соотносятся с нормативными данными.
Также использовалась Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS) (A.S. Zigmond, R.P. Snaith, 1983) для скрининговой оценки симптомов депрессии и тревоги. Шкала составлена из 14 утверждений, соответствующих 2 подшкалам – тревоги и депрессии. Для интерпретации данных определялся суммарный показатель по подшкалам. Сумма баллов 0–7 свидетельствует об отсутствии признаков тревоги и/или депрессии, 8–10баллов соответствуют субклинически выраженной тревоге/депрессии, 11 баллов и выше – клинически выраженной тревоге/депрессии.
Для проверки статистической гипотезы о различиях частот качественного признака в независимых выборках использовали F-критерий Фишера.
Результаты исследования и их обсуждение
При изучении проявлений и содержания СЭВ среди 50 педагогов установлено, что у 6% педагогов сформирована фаза напряжения, у 42% – фаза резистенции, у 10% – фаза истощения (табл. 1). Эмоциональному выгоранию не подвержены 12 человек (24%). У 21 (42%) человека выявлены признаки выгорания: в основном в фазе резистенции – у 14 человек (28%), у 6 обследуемых (12%) – в 2 фазах (напряжения и резистенции 4 человека, резистенции и истощения 2 человека), у 1 обследуемой (2%) – во всех 3 фазах.
Таблица 1
Распределение фаз синдрома эмоционального выгорания в общей выборке педагогов
Фазы выгорания |
Степень сформированности |
Кол-во человек (n=50) |
% |
Напряжения |
Фаза не сформирована |
39 |
78,0 |
Фаза в стадии формирования |
8 |
16,0 |
|
Фаза сформирована |
3 |
6,0 |
|
Резистенции |
Фаза не сформирована |
12 |
24,0 |
Фаза в стадии формирования |
17 |
34,0 |
|
Фаза сформирована |
21 |
42,0 |
|
Истощения |
Фаза не сформирована |
31 |
62,0 |
Фаза в стадии формирования |
14 |
28,0 |
|
Фаза сформирована |
5 |
10,0 |
Среди доминирующих симптомов эмоционального выгорания преобладали: редукция профессиональных обязанностей (23,6%) что свидетельствует о попытках педагогов упростить свои обязанности, сократить их по количеству или по времени; как следствие, проявляется недостаток внимания к детям; расширение сферы экономии эмоций (18%), что проявляется вне профессиональной деятельности (дома, с близкими): происходит замыкание педагога в себе либо он выплескивает негатив на близких; неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (15,3%), когда педагог начинает действовать согласно своему текущему эмоциональному состоянию, не видя при этом разницы между допустимым и эффективным поведением, с равнодушием и неуважением к личности; переживание психотравмирующих обстоятельств (11,1%), предполагающее наличие ощущения накопления неудовлетворенности, отчаяния.
Данные таблицы 2 позволяют выявить связь между степенью сформированности фаз эмоционального выгорания и стажем профессиональной деятельности. В частности, фаза напряжения чаще формируется у педагогов со стажем педагогической деятельности до 15 лет; фаза резистенции – у педагогов со стажем 15–24 года; фаза истощения – 25 лет и более, что отражает снижение адаптационных возможностей организма в процессе профессиональной деятельности.
Таблица 2
Уровни сформированности фаз эмоционального выгорания у педагогов в зависимости от стажа работы, % [95%-ный ДИ]
Фаза выгорания |
Степень сформированности фазы выгорания |
Стаж |
||
I – до 15 лет (n=3) |
II – 15–24 года (n=15) |
III – 25 и более (n=32) |
||
Фаза напряжения |
Фаза не сформирована |
66,6 [38–80] |
86,6 [68–96] |
75,0 [52–89] |
Фаза в стадии формирования |
33,4 [18–52] |
20,0 [9–32] |
12,5 [3–19]* |
|
Фаза сформирована |
0 |
6,6 [0–15] |
6,3 [0–14] |
|
Фаза резистентности |
Фаза не сформирована |
66,6 [38–80] |
46,6 [29–61] |
9,4 [1–15]*• |
Фаза в стадии формирования |
0 |
13,3 [4–22]* |
46,9 [22–67]*• |
|
Фаза сформирована |
33,4 [18–52] |
53,3 [38–80]* |
37,5 [19–55] |
|
Фаза истощения |
Фаза не сформирована |
100 |
80,0 [68–92] |
50,0 [35–68]*• |
Фаза в стадии формирования |
0 |
13,3 [4–22] |
37,5 [19–55]*• |
|
Фаза сформирована |
0 |
6,6 [0–15] |
12,5 [3–19] |
Примечание * – различия статистически значимы при р≤0,05 по сравнению с I группой; • – различия статистически значимы при р≤0,05 между II и III группами (F-критерий Фишера)
По результатам общеклинического обследования педагогов, имеющих признаки СЭВ (табл. 3), отмечается рост заболеваний сердечно-сосудистой системы по мере увеличения стажа педагогической деятельности. Для терапевтической и эндокринной патологии, занимающих 2-е и 3-е место в структуре выявленной патологии, характерна прогредиентная динамика роста от I к III группе. Рост заболеваний психическими расстройствами отчетливо выражен при стаже работы свыше 25 лет. Заболевания нервной системы по количеству нозологий стоят на 1-м месте среди всей выявленной патологии; практически отсутствуют различия по частоте во всех трех группах.
Таблица 3
Частота выявленной патологии в зависимости от педагогического стажа, % [95%-ный ДИ]
Специалисты |
Стаж |
||
I – до 15 лет (n=2) |
II – 15–24 года (n=11) |
III – 25 и более (n=25) |
|
Оториноларинголог |
100,0 |
27,3 [15–41]* |
46,9 [22–67]* |
Невролог |
100,0 |
100,0 |
96,0 [71–100] |
Эндокринолог |
50,0 [30–72] |
63,6 [45–85] |
75,0 [52–89] |
Терапевт |
50,0 [30–72] |
72,7 [69–95] |
100,0*• |
Аллерголог |
0 |
9,1 [1–21] |
28,0 [14–45]*• |
Психиатр |
50,0 [30–72] |
46,6 [29–61] |
75,0 [52–89] |
Кардиолог |
0 |
72,7 [69–95]* |
84,0 [38–80]* |
Офтальмолог |
100,0 |
36,3 [19–54]* |
37,5 [19–55]* |
Примечание * – различия статистически значимы при р≤0,05 по сравнению с I группой; • – различия статистически значимы при р≤0,05 между II и III группами (F-критерий Фишера).
При клиническом обследовании с применением анамнестического и клинико-психопатологического методов у педагогов с признаками СЭВ выявлены клинические и субклинические проявления расстройств, соответствующие рубрике F40-48 МКБ-10 – невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства (табл. 4).
Таблица 4
Распространенность психических расстройств и психодезадаптационных состояний (донозологический уровень) среди педагогов с признаками СЭВ
Клинические формы |
абс. |
% |
Астенические расстройства |
18 |
47,4 |
из них: (n=18) |
||
неврастения |
12 |
66,6 |
постковидная астения |
6 |
33,3 |
Тревожные расстройства |
11 |
28,9 |
из них: (n=11) |
||
донозологический уровень |
4 |
36,3 |
изолированное фобическое расстройство F 40.2 |
1 |
9,1 |
паническое расстройство без агорофобии F41.0 |
1 |
9,1 |
генерализованное тревожное расстройство F 41.1 |
3 |
27,3 |
соматоформная вегетативная дисфункция F 45.3 |
2 |
18,2 |
Депрессивные расстройства |
9 |
23,7 |
из них: (n=9) |
||
донозологический уровень |
6 |
66,7 |
смешанное тревожное и депрессивное расстройство F 41.2 |
2 |
22,2 |
пролонгированная депрессивная реакция в связи с расстройством адаптации F 43.21 |
1 |
11,1 |
Астенические расстройства, характеризующиеся такими симптомами, как повышенная утомляемость, головные боли давящего, сжимающего характера, раздражительность, вспыльчивость, нарушения сна с трудностью засыпания, с пробуждением без чувства отдыха, нарушение концентрации внимания, снижение работоспособности со снижением способности к длительному умственному и физическому напряжению, выявлены у половины (47,4%) учителей. При этом в ряде случаев указанные состояния провоцировались дополнительной повышенной нагрузкой (необходимостью ухода за престарелыми родственниками, совмещением работы в других образовательных организациях), перенесенной коронавирусной инфекцией.
В 11 случаях (28,9%) доминировала тревожная симптоматика, сопровождающаяся в различных сочетаниях такими симптомами, как нервозность, повышенная возбудимость, напряжение, мнительность, склонность к опасениям, ипохондрические реакции, вегетативный дисбаланс, приступы страха и безфабульной тревоги, чувство внутренней дрожи, неприятные ощущения со стороны сердца и желудка, головокружение, чувство сдавления в груди и нехватки воздуха, нарушение сна с трудностью засыпания, частые пробуждения среди ночи с последующей трудностью засыпания. При этом в 7 случаях из 11 (63,6%) выраженность симптоматики достигала клинически значимого уровня, что позволяло установить нозологическую форму данных расстройств в соответствии с критериями МКБ-10.
У 23,7% учителей была выявлена симптоматика депрессивного спектра с такими проявлениями, как апатия, ангедония, пессимистическое видение будущего, раздражительность, неудовлетворенность, недовольство собой и окружающими, чувство психического дискомфорта, общее ухудшение самочувствия, диффузные боли, нарушения сна с трудностью засыпания, ощущение разбитости по утрам, снижение работоспособности. В трети случаев выраженность депрессивной симптоматики соответствовала критериям депрессии в соответствии с МКБ-10.
При анализе распределения выявленных нарушений в зависимости от степени выраженности эмоционального выгорания (табл. 5) установлено, что при сформировавшемся СЭВ отмечается большая частота депрессивных расстройств (в том числе клинически значимых) в сравнении с патологией тревожного спектра, а при формирующемся синдроме – обратная пропорция. При этом в обеих группах практически у половины педагогов превалируют астенические проявления. Эти данные согласуются с концепцией В.В. Бойко об истощении энергетических ресурсов организма по мере развития выгорания, что клинически отражается в смене астеноневротической (тревожной симптоматики) на астенодепрессивную, являющуюся показателем нарастания истощения.
Таблица 5
Распределение психопаптологических проявлений среди педагогов в зависимости от степени сформированности СЭВ, % [95%-ный ДИ]
Клинические проявления |
Сформировавший СЭВ (n=29) |
Формирующийся СЭВ (n=9) |
Астенические расстройства |
48,3 [28–67] |
44,4 [27–62] |
Тревожные расстройства |
24,1 [14–43] |
44,4 [27–62] • |
в том числе клинически выраженные |
13,8 [6–24] |
33,3 [16–58] • |
Депрессивные расстройства |
27,6 [15–47] |
11,2 [4–32] |
в том числе клинически выраженные |
10,3 [2–29] |
0 |
• – различия статистически значимы при р≤0,05 между I и II группами (F-критерий Фишера).
При этом более чем у половины педагогов I и II стажевой групп явно преобладала астеническая симптоматика, а в III группе на фоне доминирования астенического симптомокомплекса отмечалось возрастание удельного веса тревожной и депрессивной симптоматики (табл. 6). Также у 5 (20,0%) педагогов III стажевой группы были выявлены признаки синдрома легких когнитивных нарушений в виде жалоб на снижение памяти и умственной работоспособности, повышенную отвлекаемость, снижение концентрации внимания, трудности при запоминании нового, затруднения в подборе слов. Данный синдром отличался отсутствием взаимосвязи между выраженностью симптоматики эмоционального выгорания, но обнаруживал четкую связь с наличием патологии эндокринной (сахарный диабет) и центральной нервной системы (дисциркуляторная энцефалопатия).
Таблица 6
Частота психопатологических проявлений среди педагогов в зависимости от педагогического стажа, % [95%-ный ДИ]
Клинические проявления |
Стаж |
||
I – до 15 лет (n=2) |
II – 15–24 года (n=11) |
III – 25 и более (n=25) |
|
Астенические расстройства |
50,0 [30–72] |
63,6 [45–85] |
40,0 [22–67] |
Тревожные расстройства |
50,0 [30–72] |
27,3 [15–41]* |
28,0 [14–45] |
в том числе клинически выраженные |
0 |
18,2 [9–34]* |
20,0 [11–39]* |
Депрессивные расстройства |
0 |
9,1 [1–21] |
32,0 [16–49]*• |
в том числе клинически выраженные |
0 |
0 |
12,0 [5–29] |
Примечание * – различия статистически значимы при р≤0,05 по сравнению с I группой; • – различия статистически значимы при р≤0,05 между II и III группами (F-критерий Фишера).
Полученные нами клинические данные были подтверждены в результате проведения психометрических методик. Так, по данным анализа симптоматического опросника SCL – 90 – R (табл. 7), у обследуемых учителей с признаками эмоционального выгорания отмечалось существенное превышение показателей в сравнении с усредненной нормой по следующим категориям психопатологических симптомов: соматизация (22,2%), обсессивность (16,9%), депрессивность (15,1%) и тревожность (13,1%). На основании этого можно сделать вывод о наличии у педагогов выраженной тенденции к физиологическим нарушениям в различных органах и системах (причиной возникновения которых является аффективное напряжение вследствие психологических конфликтов), к формированию навязчивых состояний и мыслей, к преобладанию подавленного настроения, упадка сил, пессимистическим оценкам себя и своего положения в окружающей действительности, безысходности и к восприятию широкого круга ситуаций как угрожающих самооценке или жизнедеятельности и к реагированию на эти ситуации чувством тревоги.
Таблица 7
Частота психопатологической симптоматики, превышающей нормативные значения
Шкалы |
абс. |
% |
Соматизация |
34 |
22,2 |
Обсессивность |
26 |
16,9 |
Межличностная тревожность |
14 |
9,2 |
Депрессивность |
23 |
15,1 |
Тревожность |
20 |
13,1 |
Враждебность |
9 |
5,9 |
Фобии |
13 |
8,5 |
Паранойяльность |
12 |
7,8 |
Психотизм |
2 |
1,3 |
Согласно шкале HADS, у 23% педагогов отмечено повышение показателей по шкале «тревога»: в 3 случаях (7,9%) выявлена субклиническая тревога и в 6 случаях (15,8%) – клинически выраженная тревожность; у 21,1% – по шкале «депрессия»: субдепрессивная симптоматика и клинически выраженная депрессия составили по 4 случая (10,5%).
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о высокой частоте СЭВ среди учителей общеобразовательных организаций, а также о высоком риске развития у них соматических и психических расстройств, причем частота выявленной патологии возрастает с увеличением педагогического стажа. При этом выявлена не только широкая распространенность СЭВ (76%) среди педагогов общеобразовательных организаций, но и высокая степень его выраженности – так, полностью сформировавшаяся фаза эмоционального выгорания выявлена у 58% педагогов. Установлена взаимосвязь между повышением уровня напряженности фаз эмоционального выгорания, истощением энергетических ресурсов организма и увеличением стажа педагогической деятельности. В клинической структуре СЭВ отмечены значимое преобладание астенического симптомокомплекса и увеличение его распространенности при более длительном стаже работы. Также характерно его сочетание с высоким уровнем терапевтической, эндокринологической патологии и заболеваниями нервной системы. В группе педагогов, имеющих стаж работы от 25 лет и более, отмечается повышение удельного веса тревожной и депрессивной симптоматики. При этом астеническая симптоматика присутствовала в структуре тревожных и депрессивных расстройств как стрежневой симптомокомплекс, что отражает ведущее значение истощения энергетических ресурсов, лежащее в основе формирования СЭВ. Данные клинико-психопатологического исследования подтверждаются психометрическими методами, где также выявлен достаточно высокий уровень тревожной и депрессивной симптоматики на фоне дистресса, возникающего из ощущения телесной дисфункции.
Полученные в результате проведенного исследования данные обусловливают необходимость более внимательного и детального отношения к обследованию педагогов, в том числе путем тщательной оценки жалоб на соматическое неблагополучие, часто маскирующее проявления СЭВ, а также разработки и внедрения программ превентивной и лечебно-профилактической направленности с учетом специфики клинических проявлений СЭВ.
Библиографическая ссылка
Винокурова А.С., Катаманова Е.В., Денисова И.А., Катаманов Д.А., Андреева О.К. НЕКОТОРЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31752 (дата обращения: 10.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.31752