В современной структуре системы образования существует концепция кадетского образования, которую рассматривают как одну из форм целенаправленной социализации подрастающего поколения, формирования компетенций, необходимых для гражданской и военной государственной службы.
Система кадетского образования в современной России имеет достаточно мощное основание в контексте социокультурной преемственности, начиная с открытия кадетских корпусов как военно-учебных заведений закрытого типа в системе военного образования. Современные модели кадетского образования представляют собой уникальное явление в целостной системе образования будущих офицеров и несут в себе воспитательный потенциал военной службы, формируют позитивное отношение к службе и овладение первичной воинской специальностью, патриотическими смыслами, ценностями и традициями [1, 2].
Цель исследования заключается в анализе существующих моделей подготовки воспитанников в общеобразовательных учреждениях кадетской направленности.
Материал и методы исследования
В качестве материалов исследования были использованы документы, составляющие нормативно-правовую базу организации подготовки воспитанников в условиях кадетских корпусов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», концепция развития кадетского образования в Российской Федерации, уставы, концепции развития и учебные планы кадетских образовательных учреждений.
Методами исследования выступили: анализ, систематизация, классификация, обобщение и синтез полученной информации, статистическая обработка данных.
Результаты исследования и их обсуждение
Изучение нормативно-правовой базы функционирования системы кадетского образования в России позволяет сформулировать предназначение современной системы кадетского образования в качестве одного из способов повышения интереса молодежи к военно-профессиональной деятельности и обеспечения формирования и развития гражданского патриотически настроенного общества в нашей стране.
Существующая сегодня федеральная система кадетского образования включена в систему государственной службы и призвана выполнять государственный заказ по реализации программ предпрофессиональной и средней профессиональной подготовки подрастающего поколения к гражданской, военной, правоохранительной государственной службе. Также кадетские образовательные учреждения подготавливают воспитанников к поступлению в профильные высшие учебные заведения системы гражданской, военной или правоохранительной государственной службы. В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» система учреждений кадетского образования формируется на основе существующих и вновь создаваемых образовательных организаций со специальными наименованиями: «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус», «кадетская школа», «кадетский (морской кадетский) корпус», «казачий кадетский корпус» и профессиональные образовательные организации со специальным наименованием «военно-музыкальное училище» [3].
В современных исследованиях структура системы кадетского образования рассматривается как одна из форм целенаправленной социализации подрастающего поколения, формирования компетенций, необходимых для гражданской и военной государственной служб [4, 5].
В процессе анализа системы кадетского образования в современной России нами выявлено, что на настоящий момент существуют три типа кадетских образовательных учреждений, различающихся по ведомственной принадлежности и предназначению. Результаты проведенного анализа представлены в таблице.
Система кадетских образовательных организаций в России
Тип кадетского образовательного учреждения |
Учредитель образовательного учреждения |
Вид образовательного учреждения |
Первый тип (основной) |
Министерство обороны РФ |
Президентские кадетские училища, суворовские военные училища, нахимовское военно-морское училище, кадетский (морской кадетский) военный корпус, кадетская школа, кадетский (морской кадетский) корпус, казачий кадетский корпус и профессиональные образовательные организации со специальным наименованием «военно-музыкальное училище» |
Второй тип (специальный) |
Министерство обороны РФ |
Кадетские корпуса высших военных учебных заведений, осуществляющие двухлетнее обучение (10-й и 11-й классы). В них ведется обучение на ступенях среднего общего и специального профильного предпрофессионального образования |
Третий тип (общеобразовательный) |
субъекты РФ (подведомственное подчинение Министерству просвещения РФ) |
Кадетские школы и общеобразовательные школы с кадетскими классами с 5-го по 11-й классы |
В качестве пояснения к представленной таблице можно привести следующие данные: в ведении Министерства обороны РФ находятся 32 кадетских образовательных учреждения, в субъектах РФ учреждены 148 образовательных организаций кадетской направленности, из них общеобразовательные школы, школы-интернаты – 105 учреждений; кадетские корпуса – 43 учреждения, в числе которых 17 казачьих кадетских корпусов.
Вариативность типов и видов кадетских образовательных организаций порождает различные модели подготовки кадет. Создание и реализация этих моделей строятся на основе интеграции в организации жизнедеятельности воспитанников в образовательных организациях, в отборе содержания образования, в создании условий для гармоничного развития кадет. Интеграционные процессы, происходящие в современном образовании, отмечаются исследователями как один из актуальных и своевременных векторов развития современного российского образования, что, возможно, будет способствовать коренному преобразованию системы общего образования [6, 7].
Кадетская образовательная организация имеет статус общеобразовательного учреждения, выпускники которого получают документ государственного образца о среднем общем образовании. Существующие учреждения образования, направленные на военно-патриотическую подготовку подрастающего поколения, опираются на идею интеграции, что способствует стремлению подсистем общего образования к объединению, к достижению целостности. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего и среднего общего образования являются основой и регулирующим документом в части образования кадет. В соответствии с этими документами разрабатываются и реализуются образовательные программы основного общего и среднего общего образования. Образовательные программы основного общего и среднего общего образования интегрированы с дополнительными общеразвивающими программами, которые направлены на обеспечение подготовки несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе.
Интеграция в кадетских образовательных учреждениях определяется на разных уровнях:
– интеграция общего и дополнительного образования в кадетской школе;
– на уровне ступеней образования;
– на уровне управления образовательным учреждением;
– на уровне межпредметных связей;
– на уровне объединения образовательного и воспитательного компонентов;
– на уровне взаимодействия социальных институтов.
Так, например, кадетские школы и общеобразовательные школы с кадетскими классами с 5-го по 11-й классы реализуют модель среднего общего образования с углубленной гуманитарной, спортивной и военно-патриотической направленностью. Кадетские корпуса и училища с подчинением Министерству обороны РФ являются статусными закрытыми образовательными организациями постоянного пребывания с содержанием воспитанников на полном государственном обеспечении и характеризуются военизированной системой воспитания и укладом жизнедеятельности воспитанников.
Существующие интегративные модели кадетского образования включают в себя духовно-нравственное, умственное и личностное развитие кадет, формирование профессионального мировоззрения, которое постоянно обогащается в процессе обучения и приобретения жизненного опыта.
В кадетских образовательных учреждениях первого и второго типа в учебно-воспитательной деятельности внимание акцентируется на формировании профессионального мировоззрения. Одним из компонентов профессионального мировоззрения выделяется познавательный, включающий обязательное знание и понимание законов развития общества, широкие знания в области естественных и прикладных наук.
Ценностно-нормативный компонент имеет сложную структуру и включает в себя социальные ценности, личностные ценности; профессиональные ценности и идеалы, которые помогают воспитанникам в самоопределении, сопровождают в становлении личности и саморазвитии, служат ориентиром в достижении целей и развитии духа.
Эмоционально-волевой компонент рассматривается в современной интерпретации как наличие и развитие эмоционального интеллекта: самосознание (будущие офицеры с развитым эмоциональным самосознанием интуитивно выделяют фундаментальные ценности и выбирают лучший способ поведения в экстремальной ситуации), самоконтроль (высокий уровень самоконтроля позволяет воспитанникам контролировать эмоции и импульсы и направлять их), социальная чуткость (кадетам, обладающим способностью прислушиваться к чужим переживаниям, это качество позволит понимать невысказанные чувства как отдельных людей, так и целых групп), управление отношениями (такие офицеры подают подчиненным пример желаемого поведения и способны увлечь их привлекательным образом будущего или важностью общей миссии) [8].
Операциональный компонент профессионального мировоззрения включает умения следовать в своих действиях профессиональной специфике службы. Данная совокупность предполагает наличие профессиональной установки на восприятие и понимание явлений социальной действительности; умение применять полученные знания на практике при решении профессиональных задач [9].
Таким образом, в процессе обучения в кадетском корпусе воспитанники уже в начале обучения знакомятся с профильными и специальными компетенциями и осваивают их, приобретают универсальные знания и умения. Такие модели подготовки кадет определяются взаимосвязанными объективными и субъективными факторами процесса профессиональной подготовки воспитанников и формирования их профессионального мировоззрения.
Модель подготовки кадет в образовательных учреждениях третьего типа предполагает общеобразовательный компонент и усиленное внимание к воспитательной составляющей. Воспитание имеет целенаправленный и постоянный патриотический вектор по привитию каждому кадету чувства долга и чести, сопричастности и ответственности за судьбу Отечества. Как часть педагогического процесса присутствует и дополнительное образование, которое выступает одной из форм организации свободного времени воспитанников. Как правило, это спортивно-оздоровительные, военно-патриотические, творческие занятия в зависимости от материально-технического оснащения образовательного учреждения.
Специфика подготовки в кадетском образовании определяется интегративным взаимодействием основных образовательных программ с дополнительными общеразвивающими и специальными (профильными, предпрофессиональными и профессиональными) образовательными программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к государственной службе.
При рассмотрении и анализе существующих вариативных моделей подготовки кадет немаловажным компонентом, на наш взгляд, является педагогический коллектив образовательных учреждений. Именно подготовка педагогов, их квалификация, организаторские умения позволяют осуществить реализацию принятой в учреждении модели подготовки кадет к будущей гражданской или военной службе. Поэтому важной представляется идея приобретения педагогами кадетских образовательных учреждений компетенций в сфере современных подходов к организации педагогического процесса и опыта использования современных образовательных технологий в работе. Одним из оптимальных путей реализации этой идеи является внедрение современных стратегий непрерывного образования, направленных на развитие и совершенствование уровня компетентности специалистов, готовых обеспечить эффективность педагогического процесса [10].
Эта идея может послужить дальнейшему исследованию проблемы подготовки воспитанников в общеобразовательных учреждениях кадетской направленности.
Выводы
Подводя итоги, констатируем факт, что существующие интегративные модели кадетского образования направлены на духовно-нравственное и когнитивно-личностное развитие воспитанников, способствуют формированию профессионального мировоззрения воспитанников, которое постоянно обогащается в процессе обучения и приобретения жизненного опыта.
Кадетские общеобразовательные учреждения в своей деятельности нацелены на организацию нестандартной модели образовательного учреждения. В соответствии с этим педагогические коллективы кадетских корпусов в своей деятельности акцентируют внимание на военно-патриотическом воспитании, работают над наполнением образовательного процесса новым содержанием и апробацией новых технологий обучения. Посредством интегративного взаимодействия на различных уровнях создаются наилучшие условия для актуализации и саморазвития юных воспитанников, формируется фундамент ранней профилизации в старших классах.
В моделях подготовки кадет ключевой идеей является идея интеграции, которая подразумевает стремление различных уровней образования к объединению, к достижению целостности учебно-воспитательного процесса на различных основаниях. Процессы интеграции в образовании предлагаются сегодня в качестве основы переформатирования системы образования. Механизм интеграции помогает нивелировать мозаичность в освоении универсальных, профессиональных компетенций и выстроить целостную картину мира, помогает развивать креативность в обучающихся.
Библиографическая ссылка
Аханов И.В. ВАРИАТИВНЫЕ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ КАДЕТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31431 (дата обращения: 12.10.2024).