Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВАРИАТИВНЫЕ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ КАДЕТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аханов И.В. 1
1 ЧОУ ВО Западно-Уральский институт экономики и права
В статье представлены результаты анализа системы кадетского образования в современной России. Рассмотрены существующие модели подготовки воспитанников в общеобразовательных учреждениях кадетской направленности. Описаны различные типы и виды кадетских образовательных учреждений с точки зрения интеграционных процессов, происходящих в современном образовании. Раскрыта специфика подготовки воспитанников в кадетском образовании, которая определяется интегративным взаимодействием основных образовательных программ с дополнительными общеразвивающими и специальными (профильными, предпрофессиональными и профессиональными) образовательными программами. В качестве цели обучения и воспитания в кадетских образовательных учреждениях рассмотрена подготовка подрастающего юношества к государственной службе. В кадетских образовательных учреждениях первого и второго типа акцент делается на формирование профессионального мировоззрения. Рассмотрены основные компоненты профессионального мировоззрения: ценностно-нормативный, эмоционально-волевой, операциональный компонент. Модель подготовки кадет в образовательных учреждениях третьего типа предполагает связь общеобразовательной части образовательного процесса и усиленное внимание к воспитательной гражданско-патриотической составляющей. Немаловажным фактором успешного функционирования кадетского образовательного учреждения служит необходимость приобретения педагогами кадетских образовательных учреждений компетенций в сфере современных подходов к организации педагогического процесса. Подводя итоги, автор делает вывод о том, что в кадетских образовательных учреждениях создаются наилучшие условия для раскрытия и совершенствования индивидуальности и задатков каждого обучающегося, конструируется базис для появления профилизации общего образования на ступени старшей школы.
кадет
кадетский корпус
модель подготовки
профессиональное мировоззрение
интеграция в образовании
1. Аханов И.В., Хоронько Л.Я., Цквитария Т.А. Научно-педагогические аспекты становления системы кадетского образования в современной России // Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов: сборник научных трудов VI Виртуального Международного форума по педагогическому образованию. Казань, 2020. С. 31-34.
2. Khoronko L., Tskvitariya T., Akhanov I. Cadets' axiological basics of formation of civil identity. E3S Web of Conferences. 8. "Innovative Technologies in Science and Education, ITSE 2020", 2020. Р. 19006.
3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 25.12.2021).
4. Поляков С.П. Модернизация педагогической системы подготовки молодежи к военной службе в Российской Федерации: дис. ... докт. пед. наук. Москва, 2010. 576 с.
5. Асриев А.Ю., Трубин Ю.В. Система кадетского образования и подготовка молодежи к военной службе // Гуманитарные исследования. 2014. № 2 (3). С. 94-97.
6. Чиркова Л.Н. Проектирование содержания образования в кадетской школе // Ярославский педагогический вестник. Научно-методический журнал. 2008. № 3 (56). С. 42-47.
7. Чапаев Н.К. Педагогическая интеграция: методология, теория, технология: монография / рец.: С. А. Новоселов, В. А. Чупина. 3-е изд., доп. и перераб. Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2019. 371 c.
8. Гаврилова С.Г., Манецкая С.В. Сформированность профессионального мировоззрения будущих военных специалистов как компонента комплексной готовности // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2015. № 3. С. 86-91.
9. Повов А.С., Тарасов Д.Ю. Формирование профессионального мировоззрения офицера войск национальной гвардии Российской Федерации: гуманистический и культурный аспекты // European Social Science Journal. 2018. № 3. С. 155-162.
10. Цквитария Т.А. Стратегии педагогической деятельности в современном образовательном процессе // Инновации в образовании: материалы XI Международной учебно-методической конференции, 2021. С. 422-425.

В современной структуре системы образования существует концепция кадетского образования, которую рассматривают как одну из форм целенаправленной социализации подрастающего поколения, формирования компетенций, необходимых для гражданской и военной государственной службы.

Система кадетского образования в современной России имеет достаточно мощное основание в контексте социокультурной преемственности, начиная с открытия кадетских корпусов как военно-учебных заведений закрытого типа в системе военного образования. Современные модели кадетского образования представляют собой уникальное явление в целостной системе образования будущих офицеров и несут в себе воспитательный потенциал военной службы, формируют позитивное отношение к службе и овладение первичной воинской специальностью, патриотическими смыслами, ценностями и традициями [1, 2].

Цель исследования заключается в анализе существующих моделей подготовки воспитанников в общеобразовательных учреждениях кадетской направленности.

Материал и методы исследования

В качестве материалов исследования были использованы документы, составляющие нормативно-правовую базу организации подготовки воспитанников в условиях кадетских корпусов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», концепция развития кадетского образования в Российской Федерации, уставы, концепции развития и учебные планы кадетских образовательных учреждений.

Методами исследования выступили: анализ, систематизация, классификация, обобщение и синтез полученной информации, статистическая обработка данных.

Результаты исследования и их обсуждение

Изучение нормативно-правовой базы функционирования системы кадетского образования в России позволяет сформулировать предназначение современной системы кадетского образования в качестве одного из способов повышения интереса молодежи к военно-профессиональной деятельности и обеспечения формирования и развития гражданского патриотически настроенного общества в нашей стране.

Существующая сегодня федеральная система кадетского образования включена в систему государственной службы и призвана выполнять государственный заказ по реализации программ предпрофессиональной и средней профессиональной подготовки подрастающего поколения к гражданской, военной, правоохранительной государственной службе. Также кадетские образовательные учреждения подготавливают воспитанников к поступлению в профильные высшие учебные заведения системы гражданской, военной или правоохранительной государственной службы. В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» система учреждений кадетского образования формируется на основе существующих и вновь создаваемых образовательных организаций со специальными наименованиями: «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус», «кадетская школа», «кадетский (морской кадетский) корпус», «казачий кадетский корпус» и профессиональные образовательные организации со специальным наименованием «военно-музыкальное училище» [3].

В современных исследованиях структура системы кадетского образования рассматривается как одна из форм целенаправленной социализации подрастающего поколения, формирования компетенций, необходимых для гражданской и военной государственной служб [4, 5].

В процессе анализа системы кадетского образования в современной России нами выявлено, что на настоящий момент существуют три типа кадетских образовательных учреждений, различающихся по ведомственной принадлежности и предназначению. Результаты проведенного анализа представлены в таблице.

Система кадетских образовательных организаций в России

Тип кадетского образовательного учреждения

Учредитель образовательного учреждения

Вид образовательного учреждения

Первый тип (основной)

Министерство обороны РФ

Президентские кадетские училища, суворовские военные училища, нахимовское военно-морское училище, кадетский (морской кадетский) военный корпус, кадетская школа, кадетский (морской кадетский) корпус, казачий кадетский корпус и профессиональные образовательные организации со специальным наименованием «военно-музыкальное училище»

Второй тип (специальный)

Министерство обороны РФ

Кадетские корпуса высших военных учебных заведений, осуществляющие двухлетнее обучение (10-й и 11-й классы). В них ведется обучение на ступенях среднего общего и специального профильного предпрофессионального образования

Третий тип (общеобразовательный)

субъекты РФ (подведомственное подчинение Министерству просвещения РФ)

Кадетские школы и общеобразовательные школы с кадетскими классами с 5-го по 11-й классы

В качестве пояснения к представленной таблице можно привести следующие данные: в ведении Министерства обороны РФ находятся 32 кадетских образовательных учреждения, в субъектах РФ учреждены 148 образовательных организаций кадетской направленности, из них общеобразовательные школы, школы-интернаты – 105 учреждений; кадетские корпуса – 43 учреждения, в числе которых 17 казачьих кадетских корпусов.

Вариативность типов и видов кадетских образовательных организаций порождает различные модели подготовки кадет. Создание и реализация этих моделей строятся на основе интеграции в организации жизнедеятельности воспитанников в образовательных организациях, в отборе содержания образования, в создании условий для гармоничного развития кадет. Интеграционные процессы, происходящие в современном образовании, отмечаются исследователями как один из актуальных и своевременных векторов развития современного российского образования, что, возможно, будет способствовать коренному преобразованию системы общего образования [6, 7].

Кадетская образовательная организация имеет статус общеобразовательного учреждения, выпускники которого получают документ государственного образца о среднем общем образовании. Существующие учреждения образования, направленные на военно-патриотическую подготовку подрастающего поколения, опираются на идею интеграции, что способствует стремлению подсистем общего образования к объединению, к достижению целостности. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего и среднего общего образования являются основой и регулирующим документом в части образования кадет. В соответствии с этими документами разрабатываются и реализуются образовательные программы основного общего и среднего общего образования. Образовательные программы основного общего и среднего общего образования интегрированы с дополнительными общеразвивающими программами, которые направлены на обеспечение подготовки несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе.

Интеграция в кадетских образовательных учреждениях определяется на разных уровнях:

– интеграция общего и дополнительного образования в кадетской школе;

– на уровне ступеней образования;

– на уровне управления образовательным учреждением;

– на уровне межпредметных связей;

– на уровне объединения образовательного и воспитательного компонентов;

– на уровне взаимодействия социальных институтов.

Так, например, кадетские школы и общеобразовательные школы с кадетскими классами с 5-го по 11-й классы реализуют модель среднего общего образования с углубленной гуманитарной, спортивной и военно-патриотической направленностью. Кадетские корпуса и училища с подчинением Министерству обороны РФ являются статусными закрытыми образовательными организациями постоянного пребывания с содержанием воспитанников на полном государственном обеспечении и характеризуются военизированной системой воспитания и укладом жизнедеятельности воспитанников.

Существующие интегративные модели кадетского образования включают в себя духовно-нравственное, умственное и личностное развитие кадет, формирование профессионального мировоззрения, которое постоянно обогащается в процессе обучения и приобретения жизненного опыта.

В кадетских образовательных учреждениях первого и второго типа в учебно-воспитательной деятельности внимание акцентируется на формировании профессионального мировоззрения. Одним из компонентов профессионального мировоззрения выделяется познавательный, включающий обязательное знание и понимание законов развития общества, широкие знания в области естественных и прикладных наук.

Ценностно-нормативный компонент имеет сложную структуру и включает в себя социальные ценности, личностные ценности; профессиональные ценности и идеалы, которые помогают воспитанникам в самоопределении, сопровождают в становлении личности и саморазвитии, служат ориентиром в достижении целей и развитии духа.

Эмоционально-волевой компонент рассматривается в современной интерпретации как наличие и развитие эмоционального интеллекта: самосознание (будущие офицеры с развитым эмоциональным самосознанием интуитивно выделяют фундаментальные ценности и выбирают лучший способ поведения в экстремальной ситуации), самоконтроль (высокий уровень самоконтроля позволяет воспитанникам контролировать эмоции и импульсы и направлять их), социальная чуткость (кадетам, обладающим способностью прислушиваться к чужим переживаниям, это качество позволит понимать невысказанные чувства как отдельных людей, так и целых групп), управление отношениями (такие офицеры подают подчиненным пример желаемого поведения и способны увлечь их привлекательным образом будущего или важностью общей миссии) [8].

Операциональный компонент профессионального мировоззрения включает умения следовать в своих действиях профессиональной специфике службы. Данная совокупность предполагает наличие профессиональной установки на восприятие и понимание явлений социальной действительности; умение применять полученные знания на практике при решении профессиональных задач [9].

Таким образом, в процессе обучения в кадетском корпусе воспитанники уже в начале обучения знакомятся с профильными и специальными компетенциями и осваивают их, приобретают универсальные знания и умения. Такие модели подготовки кадет определяются взаимосвязанными объективными и субъективными факторами процесса профессиональной подготовки воспитанников и формирования их профессионального мировоззрения.

Модель подготовки кадет в образовательных учреждениях третьего типа предполагает общеобразовательный компонент и усиленное внимание к воспитательной составляющей. Воспитание имеет целенаправленный и постоянный патриотический вектор по привитию каждому кадету чувства долга и чести, сопричастности и ответственности за судьбу Отечества. Как часть педагогического процесса присутствует и дополнительное образование, которое выступает одной из форм организации свободного времени воспитанников. Как правило, это спортивно-оздоровительные, военно-патриотические, творческие занятия в зависимости от материально-технического оснащения образовательного учреждения.

Специфика подготовки в кадетском образовании определяется интегративным взаимодействием основных образовательных программ с дополнительными общеразвивающими и специальными (профильными, предпрофессиональными и профессиональными) образовательными программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к государственной службе.

При рассмотрении и анализе существующих вариативных моделей подготовки кадет немаловажным компонентом, на наш взгляд, является педагогический коллектив образовательных учреждений. Именно подготовка педагогов, их квалификация, организаторские умения позволяют осуществить реализацию принятой в учреждении модели подготовки кадет к будущей гражданской или военной службе. Поэтому важной представляется идея приобретения педагогами кадетских образовательных учреждений компетенций в сфере современных подходов к организации педагогического процесса и опыта использования современных образовательных технологий в работе. Одним из оптимальных путей реализации этой идеи является внедрение современных стратегий непрерывного образования, направленных на развитие и совершенствование уровня компетентности специалистов, готовых обеспечить эффективность педагогического процесса [10].

Эта идея может послужить дальнейшему исследованию проблемы подготовки воспитанников в общеобразовательных учреждениях кадетской направленности.

Выводы

Подводя итоги, констатируем факт, что существующие интегративные модели кадетского образования направлены на духовно-нравственное и когнитивно-личностное развитие воспитанников, способствуют формированию профессионального мировоззрения воспитанников, которое постоянно обогащается в процессе обучения и приобретения жизненного опыта.

Кадетские общеобразовательные учреждения в своей деятельности нацелены на организацию нестандартной модели образовательного учреждения. В соответствии с этим педагогические коллективы кадетских корпусов в своей деятельности акцентируют внимание на военно-патриотическом воспитании, работают над наполнением образовательного процесса новым содержанием и апробацией новых технологий обучения. Посредством интегративного взаимодействия на различных уровнях создаются наилучшие условия для актуализации и саморазвития юных воспитанников, формируется фундамент ранней профилизации в старших классах.

В моделях подготовки кадет ключевой идеей является идея интеграции, которая подразумевает стремление различных уровней образования к объединению, к достижению целостности учебно-воспитательного процесса на различных основаниях. Процессы интеграции в образовании предлагаются сегодня в качестве основы переформатирования системы образования. Механизм интеграции помогает нивелировать мозаичность в освоении универсальных, профессиональных компетенций и выстроить целостную картину мира, помогает развивать креативность в обучающихся.


Библиографическая ссылка

Аханов И.В. ВАРИАТИВНЫЕ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ КАДЕТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31431 (дата обращения: 12.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674