Современная жизнедеятельность отражает тенденцию слияния практического опыта из разных направлений деятельности, трансформацию практического опыта. Профессионал должен обладать широкой компетентностной эрудицией. Это позволяет человеку менять и совершенствовать траекторию своего карьерного пути. Данные аспекты затронули подготовку и педагогических, и управленческих кадров. Исключением не стала и отрасль физической культуры и спорта.
Актуальные исследования раскрывают разные аспекты трансформации подготовки управленческих кадров.
В исследовании С.И. Изаак, И.С. Щадиловой, Е.А. Мироновой (2017), посвященном обоснованию роста потребности в управленческих кадрах [1], рассматривается также вопрос об оценке состояния готовности студентов к приобретению специфических управленческих знаний в сфере физической культуры и спорта.
Л.И. Лубышева, С.И. Росенко и Д.Н. Верзилин (2021) поднимают проблему расширения образовательных программ бакалавриата и магистратуры вузов физической культуры, направленных на подготовку специалистов, обеспечивающих разнообразное сопровождение отрасли физической культуры и спорта [2]. Управленческое сопровождение выделяется авторами как особый вид.
А.Ю. Середа (2011) в своем исследовании поднимает вопросы формирования ключевых компетентностей менеджеров в сфере физической культуры и спорта [3].
Управление дополнительным образованием в сфере физической культуры и спорта и оказания физкультурно-оздоровительных услуг, продолжая развиваться, требует особого подхода к подготовке управленческо-педагогического кадрового состава в процессе непрерывного образования, в частности на ступени высшего образования – магистратуры.
Цель исследования: теоретическое обоснование проблемы определения и развития технологического компонента в структуре профессиональной подготовки управленческо-педагогического аппарата в сфере физической культуры и спорта.
Материалы и методы исследования
Предметом данного исследования является выделение сущностных особенностей технологического компонента в структуре профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта.
Методы исследования: изучение научной литературы и документов, метод теоретического анализа и синтеза.
Результаты исследования и их обсуждение
Теоретическое осмысление проблемы определения сущности технологического компонента в структуре профессиональной подготовки управленческо-педагогического кадрового состава в сфере физической культуры и спорта начинается с дефиниции ее ключевых понятий. Логика построения дефинитивного ряда позволяет определить подход к раскрытию сущности технологического компонента в структуре профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта.
Категориальный ряд проблемы управления и управленческой деятельности достаточно широк, что обусловлено проникновением данных понятий во все сферы жизни и деятельности человека. Это универсальная категория, обозначающая функцию или процесс организации, упорядочения, развития какой-либо структуры, управляемой системы.
С позиций подготовки управленческо-педагогических кадров важным для нас является не всякое управление, а социальное управление.
В социологии управления акцент ставится на том, что управление является социальной деятельностью особого вида, выступающей основой общественной жизни, а для субъекта предполагает его существование в социуме [4]. Управление реализуется через управленческую деятельность. Содержание управленческой деятельности в социальной жизни отражается через эффективность функций управления [4].
Понимание «социального управления как вида интеллектуальной деятельности человека, связанной с выявлением и решением проблем социальной организации» (В.И. Франчук, 2000) [5, с. 52] экстраполируется на понимание «управленческой деятельности как специфического вида профессиональной деятельности должностных лиц в организации по обеспечению процесса руководства людьми» [6].
Реализация управленческих функций в организациях дополнительного физкультурно-спортивного образования, а также в организациях, реализующих физкультурно-оздоровительные услуги, осуществляется управленческо-педагогическими кадрами. В сфере физической культуры и спорта обнаруживаются некоторые противоречия в кадровом обеспечении менеджерами среднего звена – заместителями директора спортивной, детско-юношеской спортивной, спортивно-адаптивной школ, спортивной школы или училища олимпийского резерва; директорами (начальниками) спортивного клуба, директорами (заведующими) фитнес-центра и т.п.
Во-первых, увеличивается количество объектов спорта и растет доля занимающихся физической культурой и спортом. В «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» акцентируется внимание на росте доли населения «…систематически занимающегося спортом… более чем в 2 раза – с 19 процентов до 43 процентов» [7] за период с 2010 по 2019 гг. Необходимо развитие системы подготовки кадрового резерва в сфере физической культуры и спорта.
Во-вторых, фиксируется рост численности штатных работников сферы физической культуры и спорта (в 2019 г. данный показатель составил 402,4 тыс. человек) [7]. Данный аспект требует увеличения числа руководителей – эффективных менеджеров в сфере физической культуры и спорта. Управленец, работающий в физкультурно-спортивных или образовательных организациях данного профиля, должен обладать не только общеуправленческими компетенциями, но и специфическими, имеющими отношение к физкультурно-оздоровительной сфере, должен иметь опыт решения управленческих задач реализации деятельности в сфере физической культуры и спорта. Часто прослеживается отсутствие связи между сферой работы и наличием профессионального образования у руководителей в сфере физической культуры и спорта. Проблемой остается рост среднего возраста руководящего состава, особенно в регионах. Наблюдется дисбаланс между опытными управленцами-стажистами и молодым кадровым резервом в сфере физической культуры и спорта.
В-третьих, богатое внутреннее содержание трудовых функций руководителей организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта, зависит не только от уровня квалификации (руководство отделением или структурным подразделением внутри организации, или руководство комплексной деятельностью организации, или даже стратегическое руководство), но и от направленности трудовых функций руководителя – является ли управленец руководителем в сфере физической культуры или руководителем в сфере спорта.
Профессиональный стандарт «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта» (2015 г.) направлен на «общий вид профессиональной деятельности – управление деятельностью и развитием физкультурно-спортивной организации – и предоставляет широкие возможности для профессиональной деятельности менеджеров для обеспечения эффективности и соответствия уставным целям деятельности конкретной физкультурно-спортивной организации» [8].
Профессиональная подготовка управленческо-педагогического кадрового состава в сфере физической культуры и спорта является необходимым этапом и важным фактором непрерывного развития сферы физической культуры и спорта.
В Российской Федерации продолжается развитие системы спортивного образования (утверждены соответствующие федеральные государственные образовательные стандарты, в перечень направлений подготовки бакалавров внесено направление «Спорт»). Однако подготовка управленческо-педагогических кадров проводится в основном в рамках укрупненной группы УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки», а именно укрупненной группы направлений подготовки магистрантов.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – магистратура по направлениям подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (утв. Минобрнауки Российской Федерации 22 февраля 2018 г., № 126, зарег. Минюстом Российской Федерации 15 марта 2018 г. № 50361) одной из возможных задач профессиональной деятельности в рамках освоения программы магистратуры определяет задачу организационно-управленческого типа [9]. Профиль программы магистратуры устанавливается университетом и конкретизирует в дальнейшем содержание программы магистратуры. Реализуя программу подготовки магистрантов-менеджеров в сфере физической культуры и спорта, университет определил содержание с учетом профессиональных стандартов, соответствующих будущей деятельности выпускников: профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», профессиональный стандарт «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта».
Координация образовательного стандарта подготовки магистрантов и профессиональных стандартов, выбранных для профессиональной подготовки будущего управленческого аппарата в сфере физической культуры и спорта, а также анализ опыта профессиональной подготовки управленческо-педагогического кадрового состава в сфере физической культуры и спорта позволяют выстроить программу подготовки студентов-магистрантов «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта», выделить компоненты в структуре данной программы.
Проблема определения структуры и содержания профессиональной подготовки педагогических кадров является активно исследуемой (О.А. Абдуллина, Н.В. Ипполитова, В.В. Краевский и др.). Н.В. Ипполитова выделяет общие признаки категории «профессиональная подготовка» [10]. В рамках данной работы исследователь связывает профессиональную подготовку с профессиональным обучением и отражением процесса овладения компетенциями, умениями и навыками, необходимыми для личной профессиональной деятельности.
Структура профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта может быть представлена следующим образом (рис. 1).
Рис. 1. Структура профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта
Общепрофессиональный компонент подготовки обеспечивает формирование универсальных и общепрофессиональных компетенций, установленных образовательным стандартом и образовательной программой магистратуры. Профессионально-технологическая подготовка – технологический компонент – обеспечивает формирование некоторых общепрофессиональных компетенций с учетом преломления содержания программы «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта» (в частности, общепрофессиональной компетенции, посвященной разработке основных и дополнительных образовательных программ) и профессиональных компетенций.
Сущностные особенности технологического компонента в структуре подготовки управленческо-педагогических профессиональных кадров в сфере физической культуры и спорта раскрываются через выделение специфического содержания из профессиональных стандартов (рис. 2).
Рис. 2. Основа технологического компонента программы «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта»
Каждая из общетрудовых функций и ее составляющие – трудовые функции – являются частью содержания технологического компонента в структуре профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта. Они находят свое отражение в профессиональных компетенциях, определяемых университетом, а также пополняют содержание ряда общепрофессиональных компетенций, формируя их наполнение с учетом практической работы в сфере физической культуры и спорта. Выделенная нами основа технологического компонента образовательной программы «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта» определяет сущность технологического компонента в структуре профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта.
Выводы. Структура профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта содержит общепрофессиональную и профессионально-технологическую подготовку. В частности, общепрофессиональная подготовка будущих менеджеров в сфере физической культуры и спорта включает аксиологическую, методологическую и теоретическую составляющие. Они обеспечивают формирование универсальных и общепрофессиональных компетенций магистрантов. Профессионально-технологическая подготовка включает методико-технологическую и проектно-технологическую подготовку. Они, в свою очередь, обеспечивают формирование некоторых общепрофессиональных и компетенций и профессиональных компетенций.
Сущность технологического компонента в структуре профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта рассмотрена через выделение специфического содержания из профессиональных стандартов «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» и «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта».
Описанный в статье подход к определению технологического компонента в структуре профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта позволяет выстраивать программу подготовки магистрантов, обучающихся по профилю «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта», и развития данного компонента как ключевого в профессиональной подготовке управленческо-педагогического кадрового состава в сфере физической культуры и спорта.
Библиографическая ссылка
Осипова И.С., Булдашева О.В. СУЩНОСТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31248 (дата обращения: 09.10.2024).