Образование XXI в. связано с глобализацией, цифровизацией, динамичным экономическим развитием и требует новых высококвалифицированных профессиональных кадров. В связи с этим в мире возникают современные образовательные тенденции: информатизация, субъектоориентированность, социальное партнерство, привлечение к учебному процессу реальных экспертов из различных областей («открытая школа»), геймификация, игровые технологии в образовании; использование инновационных технологий; построение индивидуальных образовательных маршрутов, оказывающие свое влияние на медицинское образование [1-3].
Концептуально высшее медицинское образование ориентировано на формирование не только специалиста со специальными медицинскими знаниями, но и профессионала, обладающего психолого-педагогическими знаниями и навыками, необходимыми для выполнения профессиональных обязанностей. В связи со стремительным обновлением знаний в медицине требуется постоянное совершенствование компетенций в различных видах деятельности: повышение качества медицинской помощи населению; передача медицинских знаний и опыта для популяризации здорового образа жизни; выявление эффективных моделей взаимодействия с пациентами; профессиональное самосовершенствование [4, 5]. Студенту медицинского вуза нужно овладеть знаниями о закономерностях процесса межличностного восприятия и общения, стратегиях решения конфликтных ситуаций; учитывать особенности социального, этнического и культурного многообразия в учебно-профессиональной деятельности.
Отмечается все возрастающая актуальность медицинской педагогики, изучающей специфические особенности и условия организации педагогического процесса в медицине [6, 7]. Значимо влияние личности врача на взаимодействие с пациентами по вопросам сохранения и укрепления здоровья. Так, будущим врачам необходимо приобрести фундаментальные психолого-педагогические знания, освоить приемы и технологии, ориентированные на повышение эффективности лечебного процесса; осуществление обучения медицинского персонала и участие пациентов в лечении под контролем врача; формирование деонтологических навыков. Современная парадигма медицины 4П (персонализация, предикция, превентивность и партисипативность) основана на биопсихосоциальной концепции патологии человека и уделяет большое внимание психологии и поведению субъектов этого процесса. К современным психолого-педагогическим концепциям относятся: концепция непрерывного образования, концепция интеграции знаний, концепция гуманизации и др. [8-10].
Андрагогической доминантой современного медицинского образования выступает практика личностной самореализации человека в течение всей его жизни. В настоящее время обучающемуся как сформировавшейся личности принадлежит ведущая роль в процессе обучения в высшей школе; он стремится к самостоятельности, самоуправлению и самообразованию. Обучающийся в процессе обучения в медицинском вузе, организованного в виде совместной деятельности, ищет скорейшего применения в клинической практике полученных при обучении знаний и умений [11].
Цель исследования состоит в теоретико-методологическом обосновании и разработке методических и технологических основ психолого-педагогического сопровождения медицинского образования. Задачами исследования выступают овладение обучающимися базовыми психолого-педагогическими знаниями и их использование в процессе решения учебно-профессиональных задач, направленных на профилактику и сохранение здоровья населения; установление эффективной коммуникации и взаимодействия.
Ведущими идеями исследования являются интеграция системы психолого-педагогических знаний в учебно-профессиональную деятельность студента медицинского профиля как транслятора специальных знаний и умений и построение взаимодействия с другими на основе ценностно-смыслового комплекса идей здоровья, сохранения и поддержания здорового образа жизни населения.
Материалы и методы исследования
В качестве методологического аппарата использованы принципы андрагогического и компетентностного подходов. Исследование базируется на интеграции требований федеральных государственных образовательных стандартов и профессионального стандарта.
Приоритетными принципами исследования выступили:
– доминирование самостоятельного обучения;
– использование имеющегося социально-профессионального опыта, практических знаний и умений студента медицинского вуза в приоритетах обучения;
– учет социально-психологических характеристик студентов;
– приоритет элективности дистанционного обучения;
– сознательное отношение обучающегося к обучению в медицинском вузе;
– востребованность результатов обучения практической деятельностью в сфере медицины;
– системность обучения в высшей медицинской школе.
Психолого-педагогическое сопровождение реализовано на основе иерархической таксономии (Блум, Андерсон), которая подразумевает, что каждый навык более высокого уровня базируется на предшествующих ему навыках (понимание требует знания, применение требует понимания и знания и т.д.). Базовые мыслительные процессы (от простейших к наиболее сложным), реализованные в комплексных проектах, требуют использования одних процессов в большей степени, чем других. В соответствии с этой таксономией, каждый уровень знания может соотноситься с каждым уровнем когнитивного процесса. Осмысленное обучение предоставляет обучающимся знания и доступ к когнитивным процессам, которые понадобятся для успешного решения проблем в учебно-профессиональной деятельности.
В исследовании был использован комплекс методов: теоретических (анализ философской, педагогической, психологической, социологической, нормативной литературы, образовательных программ и методического обеспечения деятельности медицинских вузов) и констатирующих (анализ международного, кластерного и регионального опыта медицинского образования).
Результаты исследования и их обсуждение
Экспериментальное исследование реализовано на основе условий:
– компенсаторности (облегчение процесса обмена информацией между субъектами медицинского образования, уменьшение затрат времени и сил обучающихся);
– информативности (наполненность образовательного процесса сведениями необходимого объема);
– интегративности (рассмотрение изучаемого объекта в многообразии связей и закономерностей);
– инструментальности (обеспечение рационального выполнения определенных учебно-профессиональных действий).
Психолого-педагогическое сопровождение медицинского образования реализовано по следующим направлениям.
1. Мотивационно-ценностное направление ориентировано на формирование как мотивационных инвариант врачебной деятельности (желание помогать людям, врачебный долг), так и личностно обусловленной мотивации студентов (гуманистическая направленность, ответственность).
2. Праксиологическое – направлено на формирование компетенций: когнитивной (медицинская эрудиция); перцептивной (наблюдательность), мыслительной (анализ, синтез, обобщение), коммуникативной (грамотное использование вербальных и невербальных средств общения), технологической (знания и умения работы с техническими средствами).
3. Рефлексивно-регулятивное направление ориентировано на формирование психологической (рефлексия) и персональной компетентности обучающихся (стремление к самосовершенствованию).
Опытно-экспериментальная работа направлена на актуализацию ресурсов обучающихся медицинского профиля – объективных (информация, социальные контакты), социальных (имидж), личностных (оптимизм, жизнестойкость), энергетических (время). Эффективное управление ресурсами специалиста-медика заключается в концентрации ресурсов на жизненно важных целях, определении приоритетов в расходовании дефицитных ресурсов; накоплении ресурсов посредством использования собственного опыта и заимствования внешних ресурсов, совместной деятельности; сохранении.
В ходе проведения исследования акцент делался на формирование как традиционных, так и инновационных видов грамотности будущего специалиста медицинского профиля: коммуникативной (адекватное коммуникативное поведение), культурной (культура медицинской деятельности), психологической (эффективные программы поведения), информационной (использование новейших баз знаний), терминологической (владение медицинской терминологией), компьютерной (опыт владения современными интернет-технологиями), визуальной (способность к восприятию 3D-изображений), научной (научная обоснованность профессиональных решений), аппаратурно-технологической (электронное здравоохранение), медиаграмотности (чтение и анализ медиатекста), сетевой (сетевой вид профессиональной коммуникации), правовой (правовая информированность).
Совместно с обучающимися разработана архитектура профессионального саморазвития медицинского профиля: профессиональное развитие в рамках специальности, социально-политическая деятельность с опорой на идею здоровой нации, научно-исследовательская деятельность, медицинское сопровождение профессиональной деятельности, социально ориентированная работа, использование принципов правоохранительной медицины, медицинское обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях, профессиональное саморазвитие в организационном плане и др.
В ходе проведения исследования выявлены универсальные знания, умения, качества и компетенции, которые являются предпосылкой для достижения эффективности в профессиональной сфере, способствуют адаптации к меняющимся социальным условиям, предоставляют конкурирующие преимущества в успешной профессиональной карьере. Инварианты профессионально важных качеств: системное мышление; межотраслевая коммуникация; управление проектами и процессами (расстановка приоритетов решения задач); клиентоориентированность; работа с искусственным интеллектом; мультиязычность; умение работать с любым количеством человек, с новыми в коллективе людьми, установить согласованность в работе; работа в режиме неопределенности; бережливое производство.
Вариативами в медицинском образовании выступают социально-профессиональная ответственность врача, умение преодолевать трудности, решительность. В ходе исследования реализованы психолого-педагогические приемы формирования социально-профессиональной ответственности студента медицинского вуза: осознание необходимости, планирование учебно-профессиональной деятельности, реализация целей, прогнозирование результатов, восстановление сущностных сил, забота о здоровье, общение с успешными специалистами медицинского профиля и др.
Профессионализм личности заключается не только в успешном освоении деятельности, но и в грамотных решениях, связанных с выбором специализации и вариантами развития профессиональной карьеры с точки зрения согласования своих возможностей и интересов, а также требований профессиональной среды, что предполагает владение стратегиями профессионального развития. Сознательное планирование и конструирование жизни путем поэтапного формирования ее профессионально-личностного будущего позволяет человеку сделать жизнь наиболее эффективной. В ходе исследования выявлены стратегии профессионального саморазвития специалиста в медицинском образовании (поэтапное общее направление деятельности), которые сочетают:
– раскрытие обучающимся собственного потенциала;
– эффективное управление личностными, объективными, субъективными и универсальными ресурсами;
– разработку стратегии и тактик профессионального саморазвития в медицине;
– продуктивную реализацию в практических учебно-профессиональных действиях будущего специалиста.
Профессия врача требует владения приемами и способами эффективного общения с пациентами, их родственниками, с коллегами для достижения взаимопонимания, необходимого при решении лечебно-диагностических задач, способных оказывать влияние на исход заболевания и качество жизни населения. Формирование адекватной коммуникации предполагает грамотное понимание больного и реагирование на его поведение (уметь взаимодействовать, адекватно строить отношения, добиваясь решения профессиональных задач); способность оставаться в рамках профессиональной роли. Следовательно, в ходе опытно-экспериментальной работы особое внимание обращалось на формирование коммуникативной компетентности, усвоение психологических знаний о типах личности, способах реагирования на стресс, о специфике связи между типами телосложения и особенностями психического склада личности; развитие специальных навыков (умения устанавливать контакт, слушать, «читать» невербальный язык коммуникации, строить беседу, формулировать вопросы, сохранять уверенность, контролировать свои реакции).
Заключение
Доминантами психолого-педагогического сопровождения в нашем исследовании выступили: приоритетность самостоятельного обучения студентов-медиков; совместная деятельность обучающегося с одногруппниками и преподавателем в медицинской подготовке, клинической и симуляционной практике; использование имеющегося опыта для формирования социально-профессиональной ответственности студента-медика, практических знаний, умений обучающегося в качестве базы обучения; индивидуальный подход к обучению с учетом социально-психологических характеристик студента; рефлективность, сознательное отношение обучающегося к дистанционным формам обучения; востребованность результатов обучения практической клинической деятельностью; актуализация результатов обучения, развития обучающегося.
Выявлены надпрофессиональные качества, универсальные инварианты, которые являются профессионально важными качествами и обладают конкурентоспособными преимуществами независимо от профессиональной деятельности, и профессиональные вариативы медицинского работника (коммуникативная компетентность, социально-профессиональная ответственность, эффективное управление ресурсами, стратегия профессионального саморазвития, этико-деонтологические приоритеты).
В ходе проведения опытно-экспериментальной работы осуществлено формирование коммуникативной компетентности студентов медицинского вуза:
– когнитивной (обеспечение студентов-медиков системой профессиональных коммуникативных знаний);
– ценностно-мотивационной (формирование ценностного отношения к профессии, участие в профессиональном общении);
– практической (развитие профессиональных коммуникативных умений и обеспечение коммуникативным опытом).
В результате исследования выявлены теоретико-методологические основы, разработаны и реализованы в практике медицинского образования методические и технологические средства психолого-педагогического сопровождения.
Практическую значимость исследованию придают овладение обучающимися базовыми психолого-педагогическими знаниями, формирование у них представления о возможности использования психолого-педагогических знаний в процессе решения профессиональных задач, направленных на профилактику и сохранение здоровья у пациентов и членов их семей; умение использовать психолого-педагогические знания для установления эффективной коммуникации и взаимодействия при реализации учебно-профессиональных задач.
Реализация психолого-педагогического сопровождения медицинского образования интегрирует мотивационно-ценностное, праксиологическое и рефлексивно-регулятивное направления и способствует формированию психологической, коммуникативной, культурной, информационной, сетевой и других видов грамотности медицинского работника. Разработана архитектура профессионального саморазвития медицинского профиля.
Новым научным результатом исследования является выявление специфики профессионального саморазвития специалиста в медицинском образовании, которая интегрирует потенциал специалиста, имеющиеся ресурсы, стратегии и тактики профессионального становления и учебно-профессиональные действия. Выявлено, что управление профессионально-личностным саморазвитием, разработка и реализация стратегий и тактик являются индикатором разрешения проблемных ситуаций, способствуют снижению риска стагнации и успешной реализации социально-профессиональных проектов.
Использование в образовании инновационных педагогических технологий и средств способствует профессионально-личностному развитию студента медицинского вуза, формирует его профессиональную направленность, активность, креативность, самостоятельность, инициативность, мобильность, конкурентоспособные достижения и преимущества в современном обществе и медицине будущего.
Библиографическая ссылка
Белоновская И.Д., Неволина В.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30843 (дата обращения: 12.10.2024).