Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Эмирова М.Е. 1
1 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
В статье представлены результаты диссертационного исследования по реализации методики формирования основ картографической грамотности в курсе «Окружающий мир». В отличие от основной школы, на уровне начального общего образования методика формирования картографической грамотности не разработана, что затрудняет реализацию принципа преемственности между предметами «Окружающий мир» и «Начальный курс географии». Предложенная методика существенно повышает уровень картографической грамотности у учащихся начальных классов и способствует реализации принципа преемственности при изучении картографических знаний и умений между начальной и основной школой. Данная методика является эффективным инструментом для успешного формирования картографических знаний и умений младших школьников и обеспечивает прочный фундамент для дальнейшего формирования картографической грамотности на этапе обучения в основной школе, что было подтверждено в ходе экспериментальной работы. Педагогический эксперимент проводился при помощи комплекса диагностических работ и критериально-диагностического инструментария к ним. Анализ результатов педагогического эксперимента показал высокую эффективность предложенной методики. Высокие показатели сформированности картографических знаний и умений у младших школьников подтвердились при повторной экспериментальной проверке у учащихся 5-х классов.
картографическая грамотность
методика формирования картографической грамотности
геоизображения
практико-ориентированные задания
курс «окружающий мир»
«начальный курс географии»
1. Миронов А.В. Технология изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе: учебник и практикум для СПО. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 447 с.
2. Таможняя Е.А., Смирнова М.С., Душина И.В. Методика обучения географии: учебник и практикум для академического бакалавриата / Под общей редакцией Е.А. Таможней. М.: Издательство Юрайт, 2019. 321 с.
3. Эмирова М.Е. Образовательные возможности курса «Окружающий мир» для формирования основ картографической грамотности // Научные труды Центрального научно-исследовательского института русского жестового языка. 2020. № 3. С. 171-182.
4. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. 5-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2011. 400 с.
5. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов. 2 изд., испр. и доп. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. 283 с.

В современном мире использование картографической информации становится неотъемлемой частью жизнедеятельности каждого человека. Карта служит средством для хранения и передачи пространственной информации, инструментом для решения практических жизненных задач, помогает проводить пространственно-временные исследования природы и общества.

Формирование картографических знаний и умений у современных школьников приобретает особую актуальность на фоне стремительного развития и все более широкого использования в повседневной жизни различных технических устройств и приложений, предполагающих работу с картами. Картографическая грамотность является важной составляющей функциональной грамотности личности, то есть способности человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Именно поэтому необходимо обратиться к проблеме формирования картографических знаний и умений школьников уже на этапе обучения в начальной школе.

Цель исследования. Экспериментальная проверка методики формирования основ картографической грамотности младших школьников.

Материал и методы исследования. Педагогический эксперимент и анализ экспериментальных данных, графические методы их представления, статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов.

Результаты исследования и их обсуждение. Курс «Окружающий мир» закладывает основы географических знаний и умений. Его богатое картографическое содержание служит прочным фундаментом для формирования картографической грамотности, а тесная преемственная связь с «Начальным курсом географии» способствует успешному освоению географии в средней школе.

С реализацией ФГОС возможности для знакомства младших школьников с картографическим содержанием курса «Окружающий мир» значительно расширились. ФГОС НОО ставит определенные цели в повышении качества картографической подготовки младших школьников. Выпускник начальной школы научится: использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информации; использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов; различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город.

Курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы, он представляет младшему школьнику панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Для начальных классов было разработано более десятка авторских программ и соответствующих учебно-методических комплектов (УМК) «Окружающего мира» [1; 2].

В учебном плане на изучение курса «Окружающий мир» отводится 2 часа в неделю, программа рассчитана на 270 часов. Анализ рабочих программ по различным УМК показал, что количество тем картографического содержания в курсе «Окружающий мир» отличается. Наибольший объем учебного материала картографического содержания представлен в УМК «Школа России», поэтому именно на его основе была разработана и апробирована методика формирования основ картографической грамотности у младших школьников. Данная методика представляет собой единство целевого, содержательного, деятельностного и результативного компонентов, направленных на достижение общего результата (рис. 1).

Экспериментальная работа по реализации разработанной методики осуществлялась в три этапа: констатирующий, поисковый и формирующий.

Цель проведения констатирующего эксперимента заключалась в выявлении уровня подготовленности младших школьников и учащихся пятых классов при работе с геоизображениями и основных трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся. Установлено, что наиболее низкий уровень подготовленности у младших школьников связан с умением распознавать условные знаки, знанием расположения и названий основных географических объектов, работой с контурными картами, а также умением начертить простой план местности и определить объекты, изображенные на фотоснимке. В свою очередь, наибольшие сложности у учащихся пятых классов вызывают задания, связанные с нахождением на карте заданного объекта, сопоставлением условного знака с изображаемым объектом, составлением словесного описания местности по карте и плану, а также описанием объектов, изображенных на фотоснимках, и умением начертить план местности [3].

Таким образом, констатирующий этап эксперимента подтвердил необходимость применения методики формирования основ картографической грамотности в курсе «Окружающий мир».

Рис. 1. Методика формирования основ картографической грамотности у младших школьников

Формирующий эксперимент проводился в течение 4 лет, на протяжении которых учащиеся разных школ изучали картографический учебный материал с использованием практико-ориентированных заданий на уроках «Окружающего мира». Обучение в школах проводилось по различным УМК: «Начальная школа XXI века» Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова; «Планета знаний» Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов; «Школа России» А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова; «Перспектива» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая [4; 5]. В соответствии с тем, в каких классах авторами учебников было запланировано изучение картографического содержания, осуществлялась апробация практико-ориентированных заданий (рис. 2).

Рис. 2. Схема изучения разделов курса «Окружающий мир» в различных УМК

Сроки изучения и последовательность разделов курса «Окружающий мир» в различных УМК отличаются, в соответствии с этим изменялся и порядок изучения блоков системы практико-ориентированных заданий. Таким образом, разработанная методика универсальна, применима при использовании любого УМК и позволяет осуществлять поэтапное формирование картографической грамотности у младших школьников.

Для выявления уровня сформированности картографической грамотности в каждом классе после изучения картографического блока проводилась диагностическая работа. Для оценивания уровня сформированности основ картографической грамотности были разработаны критерии соответствия (табл. 1, 2).

Таблица 1

Соответствие количества баллов итоговой отметке

№ блока

Количество баллов

Отметка

1

24-28

5

 

19-23

4

 

14-18

3

2

19-22

5

 

15-18

4

 

11-14

3

3

9-10

5

 

7-8

4

 

5-6

3

 

 

 

Таблица 2

Соответствие количества баллов уровню сформированности основ картографической грамотности

Все блоки

Количество баллов

Отметка

Уровень сформированности основ картографической грамотности

 

52-60

5

высокий

41-51

4

средний

30-40

3

низкий

Таким образом, формирующий эксперимент подтвердил, что применение практико-ориентированных заданий благоприятно отразилось на результатах промежуточных проверок уровня сформированности картографической грамотности у младших школьников.

Целью проведения контрольного эксперимента была проверка эффективности предложенной методики формирования основ картографической грамотности у младших школьников. Для этого при завершении изучения курса «Окружающий мир» учащимися экспериментальных и контрольных классов, обучающимися по различным УМК, были выполнены блоки итоговых заданий. В контрольном эксперименте принимали участие около 500 учащихся из девяти экспериментальных и девяти контрольных классов. Сформированность основ картографической грамотности у младших школьников достигалась, если суммарный балл, набранный обучающимися, составлял более 70% от максимально возможной суммы.

Итоговые результаты контрольного эксперимента представлены в виде диаграммы (рис. 3).

Рис. 3. Результаты контрольного эксперимента

Сравнение полученных результатов позволяет утверждать, что в целом все учащиеся обладают некоторым уровнем сформированности картографической грамотности, однако в экспериментальных классах этот уровень значительно выше.

С целью определения прочности и качества приобретенных в начальной школе основ картографической грамотности были проведены диагностические работы в 5 классе. Диагностические работы проводились в первом полугодии во время изучения школьниками раздела, посвященного видам изображений земной поверхности. В эксперименте принимали участие около 400 учащихся из семи экспериментальных и семи контрольных классов. Учащимся были предложены пять заданий, связанных с проверкой картографических знаний и умений.

Задание 1.

1) Подпишите условные знаки на легенде плана.

2) Определите, в каком направлении течет река Пехорка?

3) В каком направлении проходит тропинка через луг?

Задание 2.

1) Территория какой страны показана на карте?

2) Какой город является столицей этой страны?

3) Напишите, каким цветом на карте обозначены:

равнины - _______________________

горы - __________________________

моря и океаны - __________________

Задание 3.

Узнайте по контуру материк и подпишите его название.

Задание 4.

Перечислите объекты, которые вы видите на аэрофотоснимке:

Задание 5.

Заполните пропуски:

К западу от Москвы расположена ________________________ область

К югу от Москвы расположена ___________________________ область

К северо-западу от Москвы расположена ______________________ область

К юго-востоку от Москвы расположена _____________________ область

Результаты диагностической работы, полученные в ходе эксперимента, показаны в таблицах 3 и 4.

Таблица 3

Результаты диагностической работы в экспериментальных классах

Классы

Количество учащихся

Общее количество баллов

Максимальное количество баллов

% верных ответов

26

467

520

89

31

512

620

82

29

496

580

85

27

470

540

87

32

524

640

81

27

432

540

80

29

445

580

76

Процент верных ответов во всех классах 82

Таблица 4

Результаты диагностической работы в контрольных классах

Классы

Количество учащихся

Общее количество баллов

Максимальное количество баллов

% верных ответов

28

386

560

68

30

465

600

78

29

401

580

69

28

364

560

65

31

493

620

79

29

410

580

70

28

378

560

67

Процент верных ответов во всех классах 69

Учащиеся экспериментальных классов при выполнении заданий диагностической работы показали более высокие результаты, что свидетельствует об эффективности предложенной методики формирования основ картографической грамотности (рис. 4).

Рис. 4. Результаты диагностической работы в 5 классе

Заключение. В ходе экспериментальной работы было установлено, что прочность и качество приобретенных в начальной школе основ картографической грамотности остались на высоком уровне при изучении курса географии в 5 классе, что обеспечило реализацию преемственности картографических знаний и умений между курсами «Окружающий мир» и «Начальный курс географии» и подтвердило эффективность предложенной методики.

Дальнейшее изучение вопроса формирования картографической грамотности младших школьников позволит определить возможности использования новых технических средств обучения для работы с картографическими геоизображениями и разработать методические приемы организации учебной деятельности с этими средствами.


Библиографическая ссылка

Эмирова М.Е. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30797 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674