В последнее десятилетие в решении проблемы противодействия коррупции в Российской Федерации наблюдаются позитивные тенденции: сформирована нормативная база антикоррупционных мер, направленных на ратификацию ряда международных соглашений; приняты правовые акты, в числе которых Федеральный закон «О противодействии коррупции», Национальный план и Национальная стратегия противодействия коррупции, провозглашающие своей целью искоренение причин, порождающих коррупцию в современном обществе. Педагогический аспект данной проблемы состоит в обозначении образовательных процессов, сопровождающих приобщение граждан России к антикоррупционным ценностям, которые они призваны отстаивать в поступках. Особого внимания требуют будущие сотрудники правоохранительной системы, поскольку их профессиональная деятельность после окончания вуза связана с необходимостью противостоять существующим коррупционным вызовам.
Анализ источников информации позволяет констатировать, что изучение педагогических аспектов антикоррупционного воспитания занимает одно из важных мест в общей тематике исследований. Проблема преодоления коррупции связывается с целенаправленным развитием и формированием личности. В качестве целей антикоррупционного воспитания рассматриваются формирование и развитие антикоррупционной позиции, направленности, культуры, компетентности, устойчивости и др. [1, с. 141–142]. Научные труды, в которых нашли отражение авторские методики антикоррупционного воспитания с акцентом на принятие антикоррупционных ценностей обучающимися образовательных организаций высшего образования, немногочисленны. Особый интерес среди них представляют работы Д.А. Рыбалкина, А.Р. Хамдеева, Е.А. Шараповой и иных, в которых декларируется важность формирования ценностной системы воспитуемых [2-4]. Объединяющим началом методик антикоррупционного воспитания этих авторов являются базирование на личностно-ориентированном подходе, использование специальных программ, носящих характер морально-этической и социально-правовой пропедевтики. Безусловная заслуга исследователей состоит в описании инновационных педагогических средств, предназначенных для применения в массовой практике. При этом следует отметить, что аксиологический компонент остается нераскрытым. В частности, авторы методик антикоррупционного воспитания, подчеркивая важность формирования ценностных ориентаций у воспитуемых, не ставили задачу, связанную с обозначением и описанием антикоррупционных ценностей. Вопросы системного воспитания молодежи, соотносимого с четко сформулированными антикоррупционными ценностями, остаются без должного внимания. Методическое обоснование данного процесса в отношении курсантов вузов правоохранительной системы не было предметом специального изучения.
Цель исследования: описать и научно обосновать методику антикоррупционного воспитания, основанную на включении курсантов в рефлексивную деятельность, направленную на приобщение к антикоррупционным ценностям.
Материалы и методы исследования. Исследование проводилось с использованием теоретических (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; педагогическое моделирование) и эмпирических (педагогический эксперимент) методов. Педагогическое моделирование включало разработку и создание модели педагогического процесса антикоррупционного воспитания, представленной в виде описания основных идей, этапов, методов, форм, приемов, которые в дальнейшем изучении в условиях реального педагогического процесса получили свое подтверждение.
Результаты исследований и их обсуждение. Методика включает описание научного педагогического знания о способах организации воспитательного процесса, которые вырабатываются в ходе и результате научно-исследовательской педагогической деятельности. В качестве теоретического ориентира данной методики рассматривается рефлексивно-деятельностный подход, который предполагает соотнесение результатов антикоррупционного воспитания с формированием личностной позиции через призму педагогического сопровождения следующих процессов: осознания человеком своих личностных потенциалов, опосредованных обстоятельствами вероятных коррупционных рисков; эмоционального реагирования на условную ограниченность собственных личностных ресурсов; участия в деятельности по изменению ситуации в соответствии с ценностной системой воспитуемого.
В соответствии с предлагаемой методикой основным способом побуждения курсантов к рефлексивной деятельности выступает их погружение в пространство, наполненное коррупционно значимыми явлениями, призванными обеспечить эмоциональный отклик. Эмоциональное реагирование служит импульсом для появления потребности в осмыслении ситуации и ориентации в ней. Это ведет к появлению интеллектуально-побуждающего мотива, актуализирующего динамичное усвоение антикоррупционных знаний, и перспективно-побуждающего мотива, опосредованного необходимостью определения путей продуктивного существования в коррупционно значимых обстоятельствах. Погружение достигается применением таких средств, как обсуждение литературного произведения, фильма; многократное повторение базовых антикоррупционных категорий применительно к определенным событиям; эпические формы и др. В качестве способа ориентации и самоопределения в коррупционно значимых обстоятельствах используются анализ, оценивание и проектирование курсантами антикоррупционного пространства, собственного поведения и поступков других людей. Содержание рефлексивной деятельности курсантов в данной методике соотносится с возрастными особенностями юношеского возраста, в соответствии с которыми при проектировании коррупционно значимого поведения молодой человек склонен соотносить вопросы нормативности со своими представлениями о смысле жизни, добре и справедливости.
Методика антикоррупционного воспитания базируется на системе бинарных методов воспитания М.И. Рожкова, предусматривающей соотношение методов воздействия на рациональную и чувственную сферы личности. Объединение методов в пары происходит по принципу – «воспитание – самовоспитание», при этом каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличается один от другого тем, на какую сущностную сферу человека он оказывает доминирующее воздействие [5, с. 57]. К сущностным сферам (и соответствующим доминирующим методам воспитания и самовоспитания) отнесены: интеллектуальная (убеждение – самоубеждение), мотивационная (стимулирование – мотивация), эмоциональная (внушение – самовнушение), волевая (требование – упражнение), саморегулятивная (коррекция – самокоррекция), предметно-практическая (воспитывающая ситуация – профессиональные пробы), экзистенциальная (дилемма – рефлексия). Дилемма выступает инструментом фокусирования субъекта на самоопределении, рефлексия концентрирует на самоанализе, самооценке, самопрогнозе. С их помощью возникают такие проявления субъектности, как «я способен», «я ответственен», «я должен».
Методика предполагает выделение ретроспективно-рефлексивного, актуально-рефлексивного, перспективно-рефлексивного этапов, соответствующих логике развития рефлексивной деятельности в аспекте принятия антикоррупционных ценностей. Содержание ретроспективно-рефлексивного этапа включает вовлечение курсантов в анализ и оценку коррупционно значимых событий с позиций приобретаемого ими знания. В качестве приоритетного объекта ретроспективной рефлексии мы рассматриваем исторические события, в которых молодые люди не принимали непосредственного участия. При этом используется и рефлексия в отношении их собственных поступков.
На ретроспективно-рефлексивном этапе воспитатель пробуждает интерес курсантов к антикоррупционной теме и сопровождает их в принятии антикоррупционной ценности «Легальность», олицетворяющей законность. Содержание педагогического процесса сосредотачивается на выявлении связи между наличием антикоррупционных норм, практикой их применения и стабильно благополучной социальной жизнью. У курсантов на данном этапе появляются первоначальные представления о коррупции, предшествующие более глубокому усвоению антикоррупционного знания. Поскольку представления носят образный характер, при их формировании особая роль отводится методам воздействия на эмоциональную сферу – внушению и самовнушению. Используются педагогические приемы, обеспечивающие пробуждение у воспитанников ярких эмоциональных состояний: погружение в коррупционные события разных исторических эпох, рассказ, пословицы, поговорки, дискуссия, диспут, эвристическая беседа, беседа в чате, познавательная игра и др. На данном этапе приоритетное содержание дилемм фокусируется на поиске ответов на вопросы: «В каком историческом персонаже, задействованном в коррупционном противостоянии, я узнаю себя?», «Как я воспринимаю описанные коррупционные деяния?» и т.п.
Актуально-рефлексивный этап предполагает включение курсантов в деятельность по соотнесению своих действий, опосредованных ситуациями коррупционных рисков, с существующими нормами. Курсанты знакомятся с вероятными рисками, имеющими место в служебной практике и в быту, осваивают способы их преодоления. На данном этапе доминирующей ценностью выступает «Равенство». Целью актуально-рефлексивного этапа является формирование убеждения в равенстве всех людей независимо от чинов. Смысловой доминантой предстает формирование готовности курсантов к антикоррупционному противостоянию. Способом достижения этой цели становится погружение курсантов в культуру антикоррупционных отношений. Для этого используются приемы: тренинг, деловая игра, профессиональные пробы, беседа в чате, задачи, незаконченное предложение («Никогда не….», «Помни, что….» и др.). На данном этапе при помощи воспитателей курсанты приходят к осмыслению того, что коррупционные риски – это не абстрактные категории; способность к противостоянию им не является природным качеством человека, присущим ему изначально. Человек способен научиться ориентации и самоопределению в системе коррупционно значимых правоотношений, что предусматривает овладение компетенциями, достаточными для того, чтобы распознать в повседневной ситуации коррупционный контекст, знать, каким образом реагировать на коррупционные вызовы.
Методы воздействия на экзистенциальную сферу направлены на принятие курсантами антикоррупционной ценности «Равенство» наряду с ценностью «Легальность». На данном этапе приоритетное содержание воспитывающих дилемм связывается с поиском ответов на вопросы: «Могу ли я увидеть коррупционные риски в повседневной жизни?», «Могу ли я отстоять свое гражданское право на равенство в обстоятельствах коррупционных рисков?» и т.п. Рефлексия на актуально-рефлексивном этапе должна сфокусировать внимание будущих сотрудников правоохранительной системы на анализе своей предрасположенности к антикоррупционному противостоянию.
Перспективно-рефлексивный этап направлен на проектирование моделей поведения, актуальных для будущей служебной и личной жизни в коррупционно значимых обстоятельствах. Содержание данного этапа связано с приобщением курсантов к антикоррупционной ценности «Достоинство». Целями перспективно-рефлексивного этапа являются выработка у будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы ответственного отношения к своим поступкам в коррупционно значимых обстоятельствах и их побуждение к антикоррупционной активности. Смысловой доминантой педагогического процесса становится восприятие курсантом антикоррупционной активности как проявления долга, чести и достоинства человека. Приоритетное содержание воспитывающих дилемм направлено на формирование способности предвидеть последствия коррупционного поведения, развитие самоуважения к себе как субъекту антикоррупционной активности. Рефлексивная деятельность сопряжена с поиском ответов на вопросы: «Смогу ли я уважать себя в качестве коррупционера?», «Могу ли я претендовать на уважение окружающих в случае совершения коррупционных проступков?» и т.п.
На данном этапе курсанты включаются в антикоррупционное воспитание в качестве субъектов по отношению к своим сокурсникам и клиентам социально-реабилитационного центра Вологодского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» из числа лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Используется метод профессиональных проб, позволяющий курсантам испытать себя в конкретном деле, имеющем общественную значимость, например в организации и проведении воспитательных мероприятий и консультаций антикоррупционной направленности, участии в научных исследованиях и др.
Описанная методика прошла успешную апробацию в ходе педагогического эксперимента, отражающего процесс антикоррупционного воспитания курсантов психологического факультета Вологодского института права и экономики ФСИН России. Всего экспериментом были охвачены 240 курсантов, в том числе 120 представляли экспериментальную группу (ЭГ) и 120 – контрольную (КГ). В рамках формирующего эксперимента курсанты ЭГ осваивали программу авторской дисциплины «Антикоррупционное воспитание сотрудников УИС», принимали участие в проекте «Вместе против коррупции», основанном на применении описанной методики. Представители КГ участвовали в мероприятиях антикоррупционной направленности эпизодически.
При проведении констатирующего эксперимента зафиксированы позитивные тенденции в ЭГ, среди которых наиболее значимыми являются: усовершенствование ценностной системы курсантов; повышение антикоррупционной грамотности; развитие способностей, позволяющих продуктивно существовать в условиях коррупционных угроз; приобретение опыта субъектов антикоррупционного воспитания.
Обобщающим показателем действенности рассмотренной методики является позитивная динамика антикоррупционной позиции курсантов ЭГ, отражающей индивидуализированное принятие антикоррупционных ценностей и готовность отстаивать их в поступках. Условно были выделены три уровня антикоррупционной позиции. Первый уровень (высокий) характеризуется наличием полных и системных антикоррупционных знаний; высоким социальным интеллектом; пониманием необходимости следования антикоррупционным нормам в аспекте реализации служебного долга; принятием и готовностью отстаивать антикоррупционные ценности «Легальность», «Равенство», «Достоинство». Второй уровень (средний) отражает наличие бессистемных и неполных знаний о коррупции; средний уровень развития социального интеллекта; склонность к антикоррупционному поведению из-за стремления к бесконфликтному существованию в социуме; принятие ценностей «Легальность» и «Равенство». Курсантам, относящимся к третьему уровню (низкому), присущи отсутствие достоверных антикоррупционных знаний; низкий социальный интеллект; восприятие антикоррупционных норм в качестве инструмента принуждения; принятие антикоррупционной ценности «Легальность» из страха перед наказанием.
Диагностический инструментарий включал опрос, наблюдение, анализ продуктов деятельности курсантов, применение модифицированной методики цветовых метафор И.Л. Соломина, теста «Калифорнийский психологический опросник» (CPI) в адаптации Н.В. Тарабриной и Н.А. Графининой, теста Дж. Гилфорда и М. Салливена «Диагностика социального интеллекта» в адаптации Е.С. Михайловой, методики диагностики уровня развития рефлексивности А.В. Карпова и др.
В ходе констатирующего эксперимента было установлено, что произошли заметные изменения в уровнях сформированности антикоррупционной позиции курсантов из ЭГ. Так, существенно снизился удельный вес курсантов с низким уровнем антикоррупционной позиции с 30% (36 человек) в начале эксперимента до 5% (6 человек) в конце эксперимента. В КГ тоже имело место сокращение доли курсантов с низким уровнем антикоррупционной позиции, но оно было незначительным. Одновременно в ЭГ произошел рост удельного веса курсантов с высоким уровнем антикоррупционной позиции – с 6,6% (8 человек) в начале эксперимента до 25,8% (31 человек) — после формирующего эксперимента. В КГ этот рост был несущественным: с 9,1% (11 человек) в начале до 11,6% (14 человек) в конце эксперимента.
Заключение. Таким образом, в предложенной методике антикоррупционного воспитания курсантов дано описание взаимообусловленных этапов педагогического процесса, отражающих последовательное принятие курсантами антикоррупционных ценностей в русле рефлексивно-деятельностного подхода. Самым главным ее достижением является готовность курсантов отстаивать антикоррупционные ценности и транслировать их другим людям. Перспективы дальнейшего исследования связываются с разработкой проблемы взаимодействия образовательных учреждений высшего образования с практическими органами правоохранительной системы по вопросу преемственности антикоррупционного воспитания.
Библиографическая ссылка
Панова О.Б., Охапкин С.В. МЕТОДИКА АНТИКОРРУПЦИОННОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В АСПЕКТЕ РЕФЛЕКСИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30275 (дата обращения: 09.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.30275