В настоящее время в России усиливается внимание к вопросам воспитания подрастающего человека. В ряду значительных воспитательных концепций особый интерес у педагогов и родителей вызывает концепция воспитания детей свободой. Эта концепция не нова, родилась она в европейских странах XVIII века, Жан-Жак Руссо стоял у ее истоков. В качестве главного условия концепции выступало воспитание, основанное на идеях антиавторитарности, антирепрессивности и психотерапевтической коммуникации, свобода понималась как благо. На протяжении последующих столетий многие известные европейские и русские педагоги предпринимали попытки реализации ее на практике (К.Н. Венцель «Дом свободного ребенка», Л.Н. Толстой «Яснополянская школа», А. Радченко «Школа шалунов», школа А. Нилла «Саммерхилл», школа Р. Штайнера («Вальдорфские школы») и другие). Где-то это проходило более, где-то менее успешно. Теоретическое развитие эта концепция получила в трудах известных педагогов разных стран: М. Монтессори, Э. Кей, Ю.И. Фаусек и других.
Цель исследования: показать влияние гуманистических педагогических идей Л.Н. Толстого на развитие теории и практики гуманистической педагогики в Чехии в конце XIX – первой трети ХХ века (на примере педагогической деятельности Ф. Бакуле).
В процессе исследования была использована группа аналитических методов, включающая теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы и неопубликованных источников, ретроспективный анализ, систематизацию и сравнение.
Использованы комплекс методов, применяемых в историко-педагогических исследованиях: источниковедческий анализ, на основе которого был выделен и проанализирован репрезентативный круг источников по проблеме; историко-генетический метод, позволивший представить чешскую педагогическую теорию в процессе ее становления и развития в период формирования Чешского государства.
В качестве источника использовано педагогическое и художественное наследие Л.Н. Толстого, педагогические идеи которого были основаны на идеях гуманизма, совпадают с хронологическим периодом настоящего исследования и имеют доказанное влияние на известных чешских педагогов-гуманистов (на примере педагогической деятельности Ф. Бакуле). Особое место в исследовании отводится впервые вводимым в научной оборот аутентичным материалам, посвященным жизни и творчеству чешского педагога-гуманиста Ф. Бакуле, хранящимся в архивах Национального педагогического музея им. Я.А. Коменского и Института имени Джедлички (Прага, Чехия).
В период с середины и второй половины XIX века в России активным общественно-политическим деятелем становится Л.Н. Толстой. Изучение и глубокий самостоятельный анализ трудов славянофилов, западноевропейских философов, русских позитивистов и материалистов показали ему односторонность, схематизм большинства концепций развития общества, культуры, образования.
В эпоху Толстого в России усиливается поляризация общественно-политических течений: с одной стороны, реформаторские действия правительства, направленные на превращение России в буржуазное государство; с другой - революционные идеи свержения самодержавия и скорейшего изменения общественного строя.
Изучение философско-педагогических трудов Л.Н. Толстого показывает отличие его подхода к взаимодействию государства и образования от общепринятого в педагогической науке России в конце XIX - начале XX в.
Фундаментом педагогической теории Льва Николаевича Толстого являются принципы любви, непротивления злу насилием. Эта идея выражает требование отвечать добром на зло, которое вовсе не было новым в общественной философии. Достаточно вспомнить мудрецов древнего мира: Лао-Цзы, Будду и Сократа [1, с. 87], следовавших принципу непротивления.
У Л.Н. Толстого это означает конкретную программу деятельности, в которой непротивление выступает конкретной позицией.
Особенность подхода Л.Н. Толстого к заповеди непротивления заключается в требовании им от человека активной позиции по превращению зла в добро. Кроме того, Л.Н. Толстой писал о формировании у человека духовной установки, при которой позиция непротивления становится простым выражением чувства.
Они легли в основу его гуманистической концепции, определившей все аспекты образования, в том числе теории свободного воспитания.
В философии Л.Н. Толстого важное место занимают идеи христианской любви. Для Льва Николаевича любовь - это движение к соединению души человека с Богом и душами других людей. Подчеркнём, что Л.Н. Толстой неоднократно пишет о готовности любви ко всем без исключения как основе человеческих отношений. Такая любовь освобождает от низменных страстей, терзающих людей.
Нравственный смысл это чувство приобретает тогда, когда оно основано на самопожертвовании и вдохновляет человека действовать на благо других.
Философская трактовка любви неразрывно связана с педагогической теорией Л.Н. Толстого. В период работы в яснополянской школе он пишет: «Совершенный учитель соединяет в себе любовь к делу и к детям».
Ведущую роль в парадигме гуманистической педагогики Л.Н. Толстой отводит личности педагога, так как крайне важен характер отношений воспитателей и воспитанников, гуманность педагога. Своеобразным манифестом является статья Л.Н. Толстого «О воспитании», в которой читаем: «Для того же: чтобы, образование... не было собранием: произвольно выбранных, ненужных, несвоевременно передаваемых и даже вредных знаний, нужно, чтобы у обучающихся; так же как и у обучаемых, было общее и тем - и другим основание, вследствие которого избирались бы для изучения и для преподавания наиболее нужные для разумной жизни людей знания и изучались бы и преподавались в соответственных их важности размерах. Таким основанием всегда было и не может быть ни что другое, как одинаково свободно признаваемое всеми людьми общества, как обучающими, так и обучающимися, понимание смысла и назначения человеческой жизни; т. е. религия» [2, с. 452].
Важна мысль великого педагога о нравственной ответственности учителя за содержание оказываемого на ребенка влияния: «Великий грех людей, взявшихся за дело образования, просвещения» и осуществляющих «ужасное зло обмана», заключается в том, что «коварная ложь» извращает всю их последующую жизнь» [3, с. 159].
По мнению Л.Н. Толстого, специфика профессиональной деятельности педагога заключается не только в передаче ребенку определённой информации, а прежде всего в развитии его духовных сил.
В творчестве Л.Н. Толстого интересен период первого заграничного путешествия (январь - август 1857 г.), когда он знакомится с опытом работы Цюрихского института слепых и глухонемых. Для своего времени данный институт считался образцовым. Неоднократно в статьях и письмах Л.Н. Толстого можно встретить идею о том, что каждая школа должна превратиться в педагогическую лабораторию.
«С тех пор, как существует человечество, всегда у всех народов являлись учителя, составлявшие науку о том, что нужнее всего знать человеку. Наука эта всегда имела своим предметом знание того, в чем назначение и потому истинное благо каждого человека, и всех других людей» [2, с. 455].
Л.Н. Толстой писал: «Есть в школе что-то неопределенное, почти не подчиняющееся руководству учителя, что-то совершенно неизвестное в науке педагогике и вместе с тем составляющее сущность, успешность учения, - это дух школы... Этот дух школы есть что-то быстро сообщающееся от одного ученика другому, сообщающееся даже учителю, выражающееся, очевидно, в звуках голоса, в глазах, движениях, в напряженности соревнования, что-то весьма осязательное, необходимое и драгоценнейшее и потому долженствующее быть целью всякого учителя» [2, с. 172-173].
Свобода в школе приводит к осознанию детьми необходимости порядка и дисциплины, которые связаны с чувством справедливости, существующем в детском коллективе.
Очень ярко гуманизм Л.Н. Толстого проявился в вопросе отказа не только от телесных наказаний, но и любых воздействий, которые унижали бы личность ребенка. Под влиянием доброты и простоты в общении, бережного отношения к ученикам даже забитые крестьянские дети «оживали», проявляли интерес к знаниям.
Важной для гуманистической педагогики проблемой было соотношение свободы и наказания. Выступая против физических и моральных наказаний, Л.Н. Толстой стремился так организовать пребывание в школе, чтобы не возникало потребности в наказаниях.
Л.Н. Толстой был разработчиком идеи свободы, прежде всего свободы ребенка в образовательном процессе. Можно сказать, что ему принадлежит не только исследование психологических аспектов свободы личности ребенка, но и практическое воплощение этого принципа на практике в яснополянской школе.
Сущность свободы человека Л.Н. Толстой осознавал в рамках философско-этического знания и полагал, что она должна пронизывать все компоненты педагогического процесса, которые находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности.
Таким образом, Л.Н. Толстой рассматривал воспитание как систему, в которой явно прослеживается социальное и педагогическое.
Личность и творчество Л.Н. Толстого, его взгляды, философия, педагогическая, общественная деятельность оказали значительное влияние на многих зарубежных исследователей – сторонников гуманистической педагогики. Л.Н. Толстой был педагогом-теоретиком мирового масштаба, наметившим направления гуманизации всего педагогического знания, что должно привести к духовной парадигме образования. Фраза Л.Н. Толстого «воспитание спасет мир» становится в наши дни особенно актуальной.
Идеи Л.Н. Толстого были активно восприняты в годы бурного развития гуманистической педагогики в Чехии. Они повлияли на целый ряд гуманистов-педагогов в Чехии, но особенно большое сходство идей наблюдается у известного чешского педагога-гуманиста Ф. Бакуле, поэтому мы рассмотрим влияние идей русского мыслителя на этом примере. Еще молодым и неопытным учителем Бакуле впервые прикоснулся к толстовской философии в контексте важной для гуманистической педагогики проблемы - соотношения свободы и наказания.
Эти идеи имели для Ф. Бакуле решающее значение. Именно благодаря Толстому с самых первых шагов в педагогике в тех школах страны, в которых ему довелось работать (во Врапице, в Дружках, Кладно, Малой Скале), он отказывается от телесных наказаний, заменяя их самодисциплиной.
Общим для педагогических теории и практики Л.Н. Толстого и Ф. Бакуле была постановка в центр педагогического процесса ребенка, с его особенностями и возможностями, для которых создавались условия индивидуального развития.
Л.Н. Толстой пытался выявить основы общечеловеческого идеала, свободы личности, источника социального прогресса, положив в их основу человеческие ценности.
Ф. Бакуле безоговорочно принял универсальный гуманизм Толстого, идеи его свободного воспитания, которые были реализованы писателем в Яснополянской школе для крестьянских детей. Идеи Толстого об образовании как потребности каждого человека, об образовании как удовольствии и наслаждении [4, с. 271-289] были приняты Бакуле за основу и внедрены в практику в разных общеобразовательных школах страны, в Институте по лечению и воспитанию немощных детей Рудольфа Джедлички, а затем в своей авторской школе - Институте Бакуле.
Оба педагога-мыслителя решали задачи целостного развития ребенка: характеризовали степень свободы личности в образовательном процессе; осуществляли развитие способностей ребёнка и добивались его самоактуализации.
Смысл нового воспитания, в их представлении, заключался в обеспечении ребенка возможностями для максимального развития творческих способностей. Отсюда особое понимание природы воспитания, которое определялось как создание условий для свободного развития личности.
Бакуле в работе «Образование через жизнь и труд» отмечает: «Моя деятельность должна быть направлена на создание условий для воспитанников, в которых они смогут приобрести тот опыт, знания и чувства, которые станут основой их будущей жизни. С этим багажом они смогут достигнуть лучшего, чем имеют сегодня, или могли бы иметь, если бы все осталось по-прежнему» [5, с. 18].
Развивая толстовскую идею о свободе воспитания, Бакуле в своем исследовании «Бедные дети…» конструирует проект идеальной свободной школы, где «…мы предоставим им возможность учиться, трудиться и отдыхать в кругу друзей. Мы организуем путешествия, экскурсии, походы. Мы научим их жить в атмосфере добросердечия и любви, организуем их благородный труд и отдых в кругу друзей. Мы организуем их жизнь так, чтобы восполнить недостатки семейного воспитания. Мы накормим и обогреем… Но мы не оторвем их от семьи. Двери школы всегда будут открыты…» [6].
Основой, объединяющей взгляды Л.Н. Толстого и Ф. Бакуле о сущности человека, стали ценности антропологического знания. Именно идея свободы человека пронизывает все теоретические высказывания и опыт педагогической деятельности Л.Н. Толстого и Ф. Бакуле.
Идея свободы потребовала от Л.Н. Толстого и Ф. Бакуле размышлений о сущности человека, о необходимости её познания.
Конкретизируя и разворачивая идеи Толстого, Ф. Бакуле размышляет над ценностями искусства, эстетики воспитания для познания, самопознания и совершенствования личности воспитанников. Он учил своих воспитанников постигать и обретать красоту в природе и в произведениях искусства, развивал в них эмоциональные отношения к людям, событиям и даже предметам, мотивировал совершать благие деяния. Бакуле был убежден, что в детях с самых ранних лет необходимо развивать понимание художественного изображения, художественного произведения через их созерцание, собственное переживание, которое обязательно приведет к самопознанию, к формированию эстетического сознания и к развитию собственного творческого начала, заложенного во всех детях. Как и Толстой, он был убежден, что понимание прекрасного присуще всем детям.
В работе «О своем опыте воспитания» [7] Бакуле отмечал, что учитель – проводник, сопровождающий своих учеников до вершин красоты, литературы, живописи, музыки, должен делиться самыми глубокими эмоциями с учениками. В этой же работе Бакуле объективизирует неразрывную связь эстетического и трудового воспитания, эстетического и полового воспитания. Бакуле в работе «Воспитание калек в школе» утверждает главенство воспитания художественного вкуса, который будет главным подспорьем в их будущей трудовой деятельности, откроет им двери к творческому труду, к решению неординарных ситуаций, к самостоятельному принятию решений [8].
Ф. Бакуле считал, что одна из важнейших задач учителя не только пробуждать в ребенке эмоции, но и научить его точно их идентифицировать, исследовать, сравнить с другими переживаниями, и только после этого выразить эти эмоции своими словами, по Бакуле, «собственным гением». В учительской задаче «углубления чувственности учащегося» видел не только «стимулирование мыслительной деятельности ученика», но и «стимулирование к построению ценностного суждения». Он стремится «вовлечь ученика в технологию искусства», доказывая и показывая, как «форма произведения обретается через чувства и дело глаз и рук. Где творчество – это художественное откровение, когда визуальное впечатление обогащается мыслью и чувствами» [9].
Искусство, с точки зрения бакулевской теории, не должно делиться на «взрослое» и «детское». Искусство, в понимании Бакуле, является универсальным воспитателем, «водителем» человека по жизни. Именно искусство во всей своей сложности и красоте развивает и сохраняет «пластичность мозга, так свойственную детскому организму, т.е. способность учиться» [10].
Таким образом, Бакуле предъявлял жесткие требования к мастерству и личности учителя, которая в парадигме гуманистической педагогики играла ведущую роль в целях установления гуманного характера отношений воспитателей и воспитанников, развития гуманности самого педагога.
Важно отметить бескорыстие гуманистических теорий Л.Н. Толстого и Ф. Бакуле. Для них ребенок был идеалом гармонии красоты, добра и правды. Никогда ни в одних воспоминаниях не встречается даже намека на потребительское отношение к детям. Зато постоянно звучит требование глубокого изучения детей, на основе чего могут появляться понимание и терпимость, стремление развить положительные качества детей.
Идеальным является воспитание, осознаваемое ребенком как необходимое, понятное и отвечающее природным особенностям растущего человека.
Ф. Бакуле, выстраивая свою концепцию идеальной школы, предусматривал там «не только учебные аудитории, мастерские, студии, библиотеки в здании школы, но и зеленые окрестности, двор, поле, луг, сад, лес. Все, чем ребенок окружен, где он живет, учится и работает, где будет жить и работать» [11, с. 606-608]. Данный завет с особой скрупулёзностью был воспринят последователями Ф. Бакуле в Европе. «Ферма Папаши Бобра», созданная семьей Фоше, является практическим воплощением задуманного Бакуле.
Л.Н. Толстой приводил своих воспитанников к мысли о необходимости соотношения своей свободы и своих желаний, потребностей со свободой и интересами других людей и ребячьего сообщества. Бакуле также придерживался данного принципа в практике своего учительства. Особенно ярко принцип свободы обучения он смог воплотить в своей авторской школе – Институте Бакуле. Практическая педагогика Бакуле, напитанная идеями Толстого, основывалась на укреплении уверенности в себе и повышении самооценки воспитанников. Он утверждал, что каждый из них, несмотря на физические страдания, немощь и удары судьбы, должен узнать, что такое настоящая жизнь. Это возможно осуществить только через творческий и свободный труд. Он не только ввел принцип свободной (добровольной) дисциплины, основанной на взаимной дружбе и доверии. Он основал детское самоуправление и школьный Совет. В результате ученики имели возможность проходить подготовку к ряду рабочих специальностей. Это позволило организовать фабрику деревянных игрушек, пошивочную мастерскую, которые стали финансовым подспорьем школе. «Но чего бы стоило это достижение, - пишет Бакуле, - если бы оно оставалось внутренним успехом? Достоинство одних никогда не может достигаться за счет презрения других» [12, с. 19-20].
Психологами определено, что на самореализацию ребенка влияет не столько деятельность сама по себе, а характер отношений между детьми во время деятельности. Деятельность, организуемая Л.Н. Толстым и Ф. Бакуле, способствовала самоутверждению детей, была наполнена гуманистическим содержанием, была эмоционально насыщенной.
В период военных событий 1914 г. фабриканты прекратили производство игрушек и начали производить протезы, необходимые для тысяч калек, инвалидов войны. Ф. Бакуле организует производственный кооператив, где производилась ремесленная продукция, которая продавалась, а вырученные средства по решению Совета шли на общественные нужды школы, на помощь инвалидам, сиротам – жертвам и пострадавшим от военных действий.
Заключение
Сегодня в творческом наследии Л.Н. Толстого и Ф. Бакуле мы находим доказательство ведущей идеи гуманистической педагогики – самоценности детской жизни, по которой нельзя рассматривать период детства как время подготовки к взрослой жизни; этот период сам является жизнью.
Педагогическая деятельность Ф. Бакуле и Л.Н. Толстого была многопланова. Они выступали и как теоретики, и как практики, педагоги-экспериментаторы и исследователи, что повлияло на глубину разработки их идей гуманистической педагогики.
Ф. Бакуле и Л.Н. Толстого объединяет практическая учительская деятельность с детьми из самых непривилегированных общественных слоев. Им обоим принадлежат глубокие мысли об образовании и разных сторонах воспитания, которые направлены на нравственное обновление образования при его правильной организации, в результате чего формируется знающий, свободный и осознающий свою ответственность за судьбы мира человек.
Библиографическая ссылка
Володина Л.А. ЗНАЧЕНИЕ ИДЕЙ Л.Н. ТОЛСТОГО О СВОБОДНОМ ВОСПИТАНИИ И НАРОДНОСТИ ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ В ЧЕХИИ // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30069 (дата обращения: 02.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.30069