Актуальность темы исследования обусловлена изменениями, происходящими в системе российского образования, которые ориентированы на развитие основных компетенций. Их освоение направлено на достижение обучающимися высокой степени образованности, а это является необходимым условием для независимого установления мировоззренческих и экспериментальных аспектов как теоретического, так и практического характера. В настоящее время преподаватели осознают, что одних познаний, умений, способностей для этого недостаточно, необходимо изучать технологические процессы образования и менять содержательный компонент уроков. В связи с этим возникла необходимость в формировании преподавательских технологий, которые позволят гарантировать и актуализировать самое основное в образовательном процессе – это прежде всего формирование личности каждого ученика и его деятельности. Нужно сформировать такие условия преподавания, чтобы ученик старался получить новые результаты собственной деятельности и смог в последующем благополучно применять их в практической деятельности.
В будущем нашему подрастающему поколению потребуется огромный резерв знаний, причем не только в выбранной профессии, но и в сфере современных технологий. Уже сейчас в большей части услуг о труде существует объективная необходимость знания компьютерных технологий. Поэтому при обучении детей следует понимать, что информационно-коммуникационные технологические процессы начинают превалировать. Следует разрабатывать новые технологические подходы, которые бы способствовали повышению уровня мотивации у школьников, что в результате приведет к повышению уровня знаний.
Материал и методы исследования
В настоящее время существует множество разнообразных методов и технологий обучения, но особое место в образовании занимает непосредственно обучение при помощи кейс-технологий. Данный метод состоит из различных элементов, способствующих улучшению образовательного процесса. В современных быстро меняющихся условиях преподаватель, кроме профессионального знания своего предмета и умения правильно преподнести информацию учащимся, должен владеть навыками применения в обучении современных инновационных технологий. Он обязан заинтересовать учеников, применяя имеющиеся возможности обучения.
Рекомендуемый метод кейс-технологий возник в Соединенных Штатах Америки в 1924 г. в Гарвардской бизнес-школе. На тот момент декан школы предложила преподавателям использовать, помимо обычных методов, новые, которые состоят в решении поставленных задач в конкретных сложившихся ситуациях [1, 2]. В европейских странах в системе образования такой способ применялся в Манчестерской школе бизнеса. Идея была заимствована из Гарвардской школы. На территорию нашей страны кейс-метод был привнесен иностранными студентами.
Цель работы: изучить основные требования, технологические особенности и условия формирования кейсов, способствующие реализации действительной жизненной ситуации, представление которой отражает ту или иную практическую проблему.
Для выявления сущности задачи требуется исследовать понятийную базу и изучить методологический аппарат кейс-технологий. Можно сказать, что кейс-технологии – это метод обучения с помощью конкретных действий. Предоставляется практическая ситуация, задан ее временной промежуток, и ученикам необходимо найти пути решения проблемы в данной ситуации.
Результаты исследования и их обсуждение
В педагогике метод кейс-технологий используется для обучения по принципу «от примеров различных ситуаций – к правилу». Отличительной особенностью кейс-метода от проблемной ситуации является принцип рассмотрения реальных ситуаций с применением практического набора различных материалов (аудио, печатных, видео, электронных). Данная технология для проблемно-ситуационного обучения достаточно продуктивна, так как способствует обобщению, анализу информации, развитию умения диагностировать проблему и находить пути ее решения. Следователь, кейс-метод отличается от проблемной ситуации тем, что он не выдвигает проблему в открытой форме, обучающимся предстоит выделить ее из общей информации, содержащейся в отображении кейса.
Сущность метода кейс-технологий заключается в возможности применения при формировании процесса обучения определенных учебных ситуаций, которые ориентируют на выявление проблемы и поиск возможных путей ее решения с дальнейшим обсуждением на учебных занятиях. Сама технология метода кейс-технологий заключается во «внедрении» учащегося в конкретные условия, то есть требуются его участие, собственно осознание ситуации, дальнейшее обсуждение обстановки, определение проблемы и ее содержания. После этого участник выявляет свою роль в разрешении проблемы и составляет соответствующую линию действий. В процессе подведения итогов он должен представить и отстоять свою собственную точку зрения, сопоставить ее с взглядами группы, а затем продумать и разработать цели на перспективу. Метод кейс-технологий объединяет в себе действия исследовательского процесса. По существу, данный способ представляется как технология группового обучения, которая в свою очередь объединяет технологии обучения развития, охватывает процедуры коллективного, индивидуального, группового развития, образование конкретных качеств личности обучаемых [3]. Метод кейс-технологий должен соответствовать требованиям, представленным на рисунке 1.
Рис. 1. Требования метода кейс-технологий
Метод кейс-технологий описывает специфический вариант исследовательской технологии или, другими словами, интегрирует в себе аналитические процедуры и действия исследовательского процесса. Кейс-технология является методом коллективного обучения, который объединяет в себе технологии, применяемые при развивающем обучении, формирует у обучающихся конкретные личностные качества. Кейс-технологии в методологическом плане можно представить как составную систему, включающую более простые методы. В нем интегрированы такие подходы, как описание, игровой метод, мыслительный, проблемный, системный анализ, моделирование, которые способствуют реализации определенных ролей в методе кейс-технологий.
Необходимо понимать, что метод кейс-технологий, как и любой другой метод, содержит некоторые риски и преимущества. Во-первых, метод кейс-технологий предлагает возможность рационально сочетать практическую и теоретическую части, развивать умения работы с предложенной информацией. Обучающимся не даются уже готовые знания, они учатся их извлекать самостоятельно, а решения, которые принимаются в каких-либо жизненных ситуациях, запоминаются лучше и быстрее, чем обычное заучивание правил. Во-вторых, ход разрешения проблемы, изложенной в кейсе, – это креативный познавательный процесс, подразумевающий коллективный характер, способствующий познанию деятельности. Так, участники учатся следовать правилам общения: слушать своего собеседника, работать в группах, высказывать свой взгляд, выстраивать решение проблемы с помощью логической схемы, содержащей неоднозначные подходы.
Кейс-технология основывается на принципах, представленных на рисунке 2.
Рис. 2. Принципы метода кейс-технологий
Во время урока учащиеся не будут скучать, а станут рассуждать, анализировать, формировать умение ведения дискуссии. Даже отстающие в учебе смогут принимать участие в разбирательстве вопросов, и, так как однозначных ответов нет, у них появится возможность предложить свои ответы. Кейс-обучение может иметь следующие признаки: решения вырабатываются коллективом; присутствует модель социально-экономической системы, ее состояние рассматривается в определенный момент времени; отсутствует единственное решение, а существуют его альтернативные варианты; имеется единая цель при решениях; применяется система оценивания при групповой деятельности [3].
Кейс-обучению присущи следующие технологические особенности, представленные на рисунке 3 [3, 4].
Рис. 3. Особенности метода кейс-обучения
Метод кейс-технологий концентрирует в себе значительные достижения технологии «создания успеха». В нем предусматриваются деятельность по активизации обучающихся, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений обучаемых. Систематизировать кейсы можно согласно разным показателям [5, 6]. Одним из часто применяемых подходов к классификации кейсов считается их сложность. При этом выделяются следующие условия, представленные в таблице.
Условия формирования кейс-технологий
Названия условий |
Характеристика формирования условий кейс-технологий |
Иллюстративные учебные условия – кейсы |
Основная задача – на конкретном примере научить участников методу принятия верного решения в конкретных условиях |
Учебные условия – кейсы с формированием задачи |
Сформировать задачи, в которых описывается обстановка в определенный промежуток периода, обнаруживаются и отчетливо формулируются задачи |
Учебные условия – кейсы без выработки проблемы |
В данном случае проблема отчетливо никак не выявлена, а показана в статистических сведениях, оценках социальных взглядов и ином, а задача подобного кейса – без помощи других раскрыть проблему, определить другие пути ее решения с рассмотрением доступных ресурсов |
Прикладные упражнения |
Описывается определенная сформировавшаяся ситуация, предполагающая отыскать пути выхода из нее; задача подобного кейса – поиск решения постановленной проблемы
|
Кейсы можно классифицировать исходя из задач и целей процесса обучения. В данном случае могут быть выдвинуты соответствующие виды кейсов: обучающие оценке и анализу; обучающие выработке решения проблем; иллюстрирующие проблему, ее разрешение либо теорию в целом.
Некоторые ученые полагают, что кейсы делятся на «живые» и «мертвые». К «умершим» кейсам возможно причислить те, в которых содержится вся требуемая для анализа информация. Для того чтобы кейс «вернуть к жизни», следует создать его таким образом, чтобы вызвать у учащихся интерес к поиску дополнительной информации для последующего анализа. Такого рода аспект дает возможность совершенствовать кейс и сохранять его актуальность продолжительный промежуток времени.
Очень важно сконцентрировать внимание на критериях оценивания поэтапной работы на занятиях: активности при работе каждого в микрогруппе, этике ведения дискуссии, правильном решении поставленной проблемы, неординарности ее решения, кратком и четком изложении теоретической части. Кейс-метод, очевидно, может быть с успехом использован на уроках, так как это комплексный подход и в него включены все виды вербальной деятельности (к ним можно отнести письмо, чтение, само говорение). У учащихся появляется реальная возможность общения на иностранном языке, которая осуществляется в ходе взаимодействия с преподавателем и с участниками группы. Успех кейс-метода зависит от его трех основных составляющих: качества кейса, уровня готовности учащихся и от умения преподавателя работать с кейсом и вести дискуссии.
Заключение
В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что использование основных требований, технологических особенностей и условий формирования кейсов позволит сформировать навыки аналитического, творческого, практического, коммуникативного, социального характера, а также навыки применения рефлексии, так как жизнь общества, образование, наука являются основными источниками учебных кейсов. Практически каждый современный преподаватель при желании сможет применить метод кейс-технологий на высоком уровне после изучения необходимой литературы и прохождения тренингов. Технология кейс-метода реализуется с учетом учебных планов, целей, задач конкретной дисциплины и технической оснащенности учебных аудиторий. При этом необходимо учитывать интересы и потребности обучающихся, их уровень знаний, а также другие факторы, способствующие подготовке, проведению и эффективному внедрению кейс-технологий в учебный процесс.
Для эффективного применения метода кейс-технологий в образовательном педагогическом процессе требуется выполнение таких условий, как: абсолютно верно разработанный кейс, совокупность необходимых и достаточных теоретических знаний, с помощью которых можно решить поставленную в кейсе задачу, результативная методика применения кейс-технологий в образовательном процессе. Однако использование данного метода в обучении никак не разрешит абсолютно всех трудностей и не обязано быть самоцелью, необходимо принимать во внимание цели и задачи любого обучения, вид использованного материала, способности обучающихся. Достичь максимально эффективного результата возможно при правильном использовании классических и интерактивных технологий преподавания, если они взаимосвязаны и дополняют один другой.
Библиографическая ссылка
Козлова Н.А., Барнаш А.В., Краснюк Л.В. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЕЙСОВ // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29543 (дата обращения: 28.04.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.29543