«Новый политехнизм» является реакцией системы высшего образования Китайской Народной Республики на социально-экономическое развитие страны и ответом на современные требования к уровню подготовки специалистов с учетом тенденции современного высшего профессионального образования к междисциплинарности и открытому типу управления высшим учебным заведением. Высшее профессиональное образование должно отвечать потребностям социального развития общества. Требования к инженерному образованию определяются «экономической моделью государства, структурой реальной экономики, стратегией экономического развития на долгосрочный период» [1, с. 48].
Вопросы российско-китайского образовательного сотрудничества нашли широкое отражение в научных публикациях и рассматриваются как в аспекте их исторического развития, так и с позиций современного состояния [2–4].
На современном этапе двустороннего сотрудничества совместная образовательная деятельность Российской Федерации и Китайской Народной Республики направлена на интеграцию российских и китайских научно-производственных ресурсов, которая включает подготовку квалифицированных специалистов с инновационными навыками, способных осуществлять профессиональную деятельность в условиях высокотехнологичного общества. В рамках строительства «нового политехнизма» российско-китайское сотрудничество в сфере образования должно отвечать требованиям современного этапа экономического развития, отражать историю развития технического образования двух стран, повышать качество и эффективность российско-китайских отношений в образовательной сфере.
Каждый этап социально-экономического развития имеет определенную модель подготовки инженерных кадров. Как в Китае, так и в России существует собственная система подготовки специалистов технических направлений, отвечающая задачам постиндустриального общества. Факторы, влияющие на современное инженерное образование, обусловлены «становлением информационного общества, повышением глобальной конкуренции, быстрым развитием новых технологий и сферы услуг, стремлением к устойчивому развитию в русле экоэкономики» [1, с. 51]. Учет данных факторов в условиях непрерывного роста научных и технических достижений выдвигает в число приоритетных направлений в развитии образования Китая подготовку современных специалистов-инженеров.
Цель данного исследования: представить развитие российско-китайского образовательного сотрудничества в подготовке современных инженерных кадров с позиций создания «нового политехнизма».
Материал и методы исследования
Материал исследования: процесс подготовки специалистов инженерного профиля в современных изменяющихся условиях, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса (учебные планы, программы, пособия) с целью определения соответствия задачам «нового политехнизма».
Методы исследования: эмпирические, педагогические, теоретические, а именно: наблюдение за учебным процессом, сравнение функционирования педагогических систем подготовки инженерных кадров в Китайской Народной Республике и в Российской Федерации, анкетирование, изучение опыта реализации совместных образовательных программ вузами КНР и РФ.
Результаты исследования и их обсуждение: результаты исследования обсуждались на международных научно-практических конференциях в вузах Российской Федерации и за рубежом, а также нашли отражение в ряде публикаций авторов, посвященных различным аспектам реализации совместной образовательной программы Цзянсуского педагогического университета и Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого [5].
Современный этап мировой экономики характеризуется стремительным развитием новых технологий, быстро проникающих во все аспекты социально-экономической жизни общества. Промышленное развитие в перспективе будет базироваться на двух составляющих: техническом оснащении и потребительском спросе. В целях успешной реализации задач дальнейшего экономического роста ведущие развитые страны разрабатывают соответствующие стратегии развития, среди которых хорошо известны «NBIC» США и немецкая «Индустрия 4.0». В Китайской Народной Республике разработаны и внедрены стратегии «Сделано в Китае 2025» и «Интернет плюс».
Реализация данных стратегий предполагает подготовку специалистов-инженеров, соответствующих требованиям времени. Председатель КНР Си Цзиньпин отметил, что в Китае до настоящего времени существуют серьезные проблемы в научно-технической сфере, которые связаны с нехваткой специалистов мирового класса, дефицитом выдающихся и талантливых ученых, разрывом между учебным процессом в технических вузах и практикой в сфере производства и инноваций [6]. Китайские вузы должны отвечать потребностям современного развития и, принимая во внимание современную тенденцию к междисциплинарности, содействовать интернационализации образовательного процесса, воспитывать кадры с новым мышлением и быть готовыми к конкуренции между талантливыми специалистами из разных стран.
В настоящее время масштабы инженерного образования Китая являются самыми мощными в мире: в Китае насчитывается 1139 высших учебных заведений, где ведется подготовка по программам бакалавриата по техническим специальностям, это составляет 91,5% от общего числа высших учебных заведений. В общей сложности было открыто 14 085 инженерных специальностей, что составляет 32% от общего числа специальностей по программам бакалавриата в Китае. Число выпускников инженерных специальностей достигает 1 130 000 в год, масштабы технического образования в Китае находятся в числе мировых лидеров, качество образования приближается к мировым стандартам [7].
С 2005 года Китай приступил к созданию системы аккредитации технического образования. Китайская ассоциация по аккредитации программ инженерного образования (СЕЕАА) относится к Всекитайскому научно-техническому обществу. Степень бакалавра по технической специальности, полученная от данной ассоциации на материковой части Китая, признана членами «Вашингтонского соглашения», в которое Китай был официально принят 2 июня 2016 года на конференции международного инженерного союза в столице Малайзии Куала-Лумпуре. Это свидетельствует о том, что качество инженерного образования в Китае признано на международном уровне, а процесс интернационализации инженерного образования активно развивается.
Высокие требования, предъявляемые к специалистам, обеспечивающим реализацию
программы «Сделано в Китае – 2025», стали основанием для реформирования профессиональной подготовки инженерных кадров в КНР, инициированной Министерством образования Китайской Народной Республики. 18 февраля 2017 года Министерство образования провело в Фуданьском университете комплексный семинар по стратегии развития инженерного образования в университетах, в котором приняли участие 30 многопрофильных и более 100 технологических вузов КНР. На открытии семинара было объявлено о начале реализации стратегии «нового политехнизма» в высшем техническом образовании Китайской Народной Республики [8].
8 апреля 2017 Министерство образования КНР провело семинар в Тяньцзинском университете на тему «Строительство “нового политехнизма”». Более 60 высших учебных заведений приняли участие в обсуждении перспектив и плана действий по строительству «нового политехнизма».
В целом модель подготовки инженерных кадров в русле программы «нового политехнизма» отличается от традиционной схемы подготовки кадров тем, что ее цель – воспитание кадров в рамках междисциплинарности и открытой интеграции. Каждый этап развития общества привносит новые достижения в социально-экономическое развитие, поэтому понятие «новое» имеет относительный характер, постоянно уступая место более современным научно-техническим открытиям.
Реализация принципа «нового политехнизма» является одним из шагов в совершенствовании системы подготовки инженерных кадров в КНР и направлена на подготовку большого количества новых высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов для промышленного развития Китая. Для решения данной задачи китайские вузы направили свои усилия на исследование состояния и реформирование системы технического образования. Традиционные технологические учебные заведения предпринимают попытки повышения качества подготовки учащихся по уже имеющимся специальностям, а многопрофильные учебные заведения, осуществляющие подготовку специалистов как по естественным, так и по гуманитарным наукам, стремятся реализовать на практике реформу «нового политехнизма» в сфере образования.
Таким образом, укрепление сотрудничества в международном образовании, ориентация на мировые стандарты в технологическом образовании, корректировка системы учебного процесса, сочетание научной и практикоориентированной составляющих в системе обучения, формирование системы подготовки кадров международного уровня, улучшение качества образования – вот основные цели и задачи в строительстве «нового политехнизма».
Сотрудничество между Китаем и Россией в области высшего образования имеет глубокие исторические корни. Согласно вызовам времени, связанным с процессом индустриализации страны, с 1950-х годов в Китайской Народной Республике осуществлялось крупномасштабное реформирование в высших учебных заведениях. Были созданы по советской модели специализированные инженерно-технические образовательные заведения, в частности военные инженерные колледжи национальной обороны. В настоящее время многие китайские институты Ассоциации технических университетов России и Китая (АТУРК) поддерживают отношения с российскими высшими учебными заведениями на прочной исторической основе сотрудничества. Одним из таких вузов является Харбинский технологический институт («Харбинская китайско-российская промышленная школа»), ставший одним из ключевых членов АТУРК.
Новый этап отношений между Китайской Народной Республикой и Россией в области образования относится к 1980-м годам. С этого времени образовательное сотрудничество между двумя странами постоянно расширяется. Важным шагом в развитии сотрудничества стало подписание в 1995 году Соглашения между правительствами КНР и РФ о взаимном признании дипломов [9]. В 1995 году началась реализация первого совместного образовательного проекта между Россией и Китаем по специальности «Международная экономика и торговля», в котором участвовали Северо-восточный сельскохозяйственный университет Китая и Тихоокеанский государственный университет РФ. Данный проект положил начало активному сотрудничеству между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в реализации совместных образовательных программ.
Следует отметить, что в настоящее время увеличивается количество студентов из КНР, обучающихся по программам высшего профессионального образования в вузах РФ. Так, по информации ФГАНУ «Социоцентр» общее число граждан КНР, обучавшихся в российских вузах в 2017/2018 учебном году, составило 30 тысяч человек, это на 10% больше по сравнению с предшествующим годом. За последние семь лет количество студентов из КНР в вузах Российской Федерации выросло практически вдвое [10].
Согласно статистическим данным большая часть китайских студентов обучается в вузах Российской Федерации по специальностям в области гуманитарных и социальных наук (82%), наиболее популярными специальностями являются русский язык, экономика и управление (53%), по специальностям в области естественных, технических, сельскохозяйственных и медицинских наук обучаются 18% граждан КНР [11].
Следует отметить, что наблюдается тенденция к увеличению количества китайских граждан, выбирающих для обучения в российских вузах технические специальности, среди которых наибольшим спросом пользуются строительство, электро- и теплоэнергетика, машиностроение [10].
Современный этап развития российско-китайского образовательного сотрудничества отмечен активизацией в разработке и реализации совместных образовательных программ, в развитии академической мобильности. Более 150 вузов Российской Федерации поддерживают партнерские отношения с 600 вузами КНР в сферах, обладающих стратегическим значением. С российской стороны в данных программах участвуют в том числе вузы – участники проекта 5-100: Российский университет дружбы народов (РУДН), Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ), Дальневосточный Федеральный университет (ДВФУ), Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Томский политехнический университет (ТПУ) и другие, с китайской стороны – Пекинский политехнический университет, Харбинский политехнический университет, Университет Цинхуа, Южнокитайский технологический университет, Цзянсуский педагогический университет и другие [12]. Образовательное сотрудничество между Китаем и Россией в области подготовки инженерных кадров – это не только опыт, накопленный в процессе реализации национальных моделей подготовки специалистов, но и опыт двух стран на пути к открытому образованию и глобализации.
Цель политики «нового политехнизма» в образовании – подготовка инженерно-технических специалистов с международным мышлением. Для достижения данной цели необходимо:
– создать систему обучения кадров в процессе совместной китайско-российской образовательной деятельности;
– определить спрос на выпускников совместных образовательных программ в сфере инженерных технологий, в управлении экономикой, законодательных сферах и т.д.;
– разработать учебные программы, ориентированные на достижение целей обучения;
– обеспечить методически и организационно систему самостоятельной работы, которая является значимым элементом в системе подготовки современных специалистов;
– содействовать сотрудничеству между научными исследованиями и производством в целях внедрения системы инклюзивного образования;
– реализовывать принцип междисциплинарности в процессе реализации совместных образовательных программ, так как именно междисциплинарные исследования «помогают инженеру справляться с меняющимися социальными, экономическими и политическими условиями, которые взаимосвязаны с технологиями и их развитием» [1, с. 51].
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого находится в числе вузов Российской Федерации, реализующих совместные образовательные программы с вузами Китайской Народной Республики. Совместный инженерный институт, созданный Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого и Цзянсуским педагогическим университетом, готовит инженерные кадры по направлениям бакалавриата (конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств, инфокоммуникационные технологии и системы связи, электроника и наноэлектроника, дизайн) и магистратуры (конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств, оптика). Опыт сотрудничества показывает, что в процессе подготовки специалистов-инженеров приходится преодолевать проблемы, связанные с согласованием учебных планов, совершенствованием языковой подготовки китайских учащихся, философскими различиями в образовательных системах двух стран и даже двух университетов. Практика сотрудничества в области подготовки современных инженеров высокого уровня, реализуемая Совместным инженерным институтом ЦПУ – СПбПУ, ориентирована на практическое решение данных проблем. Регулярные встречи представителей вузов с целью обсуждения и корректировки учебных планов позволили создать интегрированную профессиональную программу обучения. Доказало свою результативность и совместное руководство инженерной практикой учащихся через «систему двух научных руководителей».
Как было отмечено выше, одной из актуальных проблем в реализации совместной образовательной программы является подготовка китайских студентов по русскому языку в условиях неязыковой среды с целью продолжения обучения по совместной программе в СПбПУ. Для решения данной проблемы было увеличено количество учебных часов по русскому языку для формирования у учащихся КНР коммуникативной компетенции в учебно-профессиональной сфере общения [13]. Особое внимание уделяется методическому обеспечению учебного процесса. Для студентов Совместного инженерного института ЦПУ – СПбПУ, владеющих русским языком в объеме базового уровня (А2) и изучающих русский язык в условиях неязыковой среды, специалистами в области русского языка как иностранного СПбПУ создано учебное пособие «Технический русский язык» (Баранова И.И., Гладких И.А., Стародуб В.В.), направленное на овладение общенаучной лексикой в объеме Первого сертификационного уровня (B1), синтаксическими конструкциями научного стиля речи, на формирование речевых умений в учебно-профессиональной сфере общения. Учебное пособие содержит тексты по общеобразовательным дисциплинам с системой притекстовых заданий. В настоящее время разработаны и подготовлены к изданию учебные пособия по научному стилю для овладения языком будущей специальности на базе учебных дисциплин по направлениям подготовки специалистов Совместного инженерного института ЦПУ – СПбПУ.
Повышение качества обучения языку будущей специальности связано и с необходимостью совершенствования профессиональной компетенции китайских преподавателей русского языка. Повышение квалификации преподавателей русского языка Цзянсуского педагогического университета в аспекте обучения научному стилю речи позволит более успешно формировать у китайских учащихся коммуникативную компетенцию в учебно-профессиональной сфере общения.
Выводы
Реализация принципов «нового политехнизма» в образовательном российско-китайском сотрудничестве направлена на решение задач профессиональной подготовки инженерно-технических кадров, способных к адаптации в условиях динамичного развития экономики на базе междисциплинарного знания, сочетания традиционного и нового в профессиональном обучении.
Повышение качества подготовки специалистов в рамках совместных образовательных программ, реализуемых китайскими и российскими университетами, должно базироваться на учете требований к современным инженерным кадрам, соединении научных достижений с практикой, на разработке учебных планов и программ на основе данных требований, совершенствовании системы подготовки профессорско-преподавательского состава.
Библиографическая ссылка
Ван Ли, Баранова И.И. РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РАЗВИТИИ «НОВОГО ПОЛИТЕХНИЗМА» // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29496 (дата обращения: 09.10.2024).