Глобализация экономики и культуры вызывает растущую потребность в специалистах, владеющих иностранными языками и способных к профессиональной деятельности в условиях значительного расширения масштабов межкультурного взаимодействия. Современная образовательная парадигма предусматривает реализацию компетентностного подхода к организации образовательного процесса и оценке образовательных результатов. В иноязычной коммуникативно-речевой компетенции, формируемой в процессе обучения у выпускника вуза, пересекаются страноведческие, культурологические, социокультурные и межкультурные знания и коммуникативные умения, составляющие социокультурную компетенцию. Актуальность проблемы формирования социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку подчеркивается в многочисленных исследованиях [1; 2], изучаются социально-педагогические условия, способствующие формированию социокультурной компетенции [3], предлагаются различные технологии реализации компетентностного подхода к обучению иностранным языкам.
Владение социокультурной компетенцией обеспечивает интеграцию личности в системах мировой и национальной культур. В основе социокультурной компетенции лежат механизмы смыслообразования, и это означает, что любое социально-ролевое взаимодействие протекает в условиях активного привлечения личностного смыслового опыта. В процессе обучения иностранным языкам освоение социокультурной информации осуществляется поэтапно, её превращение в личностный опыт как конечная цель обучения проходит несколько стадий: восприятие, понимание, оценивание и применение освоенного социокультурного опыта.
Вариативность и многогранность социокультурного взаимодействия с представителями других культур ставят перед обучающимися ряд трудностей, в первую очередь, в плане понимания и интерпретации смысла коммуникации по причине отсутствия или недостаточной сформированности умений правильно извлекать и использовать информацию в сочетании с уже имеющимся индивидуальным культурным опытом.
Информационный компонент социокультурной компетенции состоит в умении воспринимать и вычленять необходимую информацию, проводить её анализ, сопоставление, обобщение и синтез в целях её последующего использования в постоянно меняющихся условиях современного информационного общества. Вот почему информационные умения являются составной частью общекультурных и профессиональных компетенций личности, которые должны быть сформированы у выпускника согласно российским Федеральным государственным стандартам высшего профессионального образования [4]. Целенаправленное формирование культуры мышления и понимания ценности информации в современном мире неизбежно связано со способностью работать в социокультурном информационном пространстве глобальных интернет-сетей [5; 6]. В то же время Интернет открывает новые возможности формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов, позволяя охватить основные виды речевой деятельности [7, с. 112].
Цель исследования. В настоящем исследовании мы предпринимаем попытку обосновать целесообразность интеграции в учебный процесс работы с виртуальными комментариями [8, с. 515], под которыми мы понимаем раздел новостных сайтов, разработанный для размещения комментариев читателей к статьям журналистов в формате онлайн с целью выражения своей точки зрения и, возможно, дальнейшей дискуссии в рамках заданной тематики.
Цель исследования состояла в выявлении образовательного потенциала интернет-комментариев к газетным статьям как средства формирования социокультурной компетенции студентов в процессе обучения иностранным языкам.
Материал и методы исследования. Письменный виртуальный дискурс включает в себя разнообразие жанров и типов речи. Жанры виртуального дискурса дифференцируются по тематическому признаку, по способу взаимодействия, по каналам общения (устный, письменный), они отличаются друг от друга структурно-композиционными, коммуникативно-тематическими параметрами [9, с. 48].
Интернет-комментарии представляют собой текстовую среду особого типа, определяющуюся психологическими, целевыми и когнитивными установками коммуникантов [10, с. 6]. Это особый вид письменного дискурса, при котором в коммуникативном поведении участников наиболее ярко проявляются социокультурные особенности той или иной общности. Использование интернет-комментариев в качестве дополнительного дидактического материала на занятии по иностранному языку позволяет обучаемым соприкоснуться с живым и образным языком его рядовых носителей, раскрыть для себя пеструю палитру мнений и впечатлений реальных людей по поводу событий международного и национального масштабов, поддержать или оспорить высказанную точку зрения, привести аргументы в защиту или опровержение той или иной позиции. Умения понимания аутентичных иноязычных текстов выступают при этом основой для формирования полноценной коммуникативной компетенции в единстве всех её составляющих [11].
Материалами исследования послужили газетные статьи и комментарии к ним из представленной в Интернете французской печатной прессы (lemonde.fr, lefigaro.fr, nouvelobs.com, lexpress.fr, liberation.fr, francetvinfo.fr, lci.fr, 20minutes.fr, m6info.yahoo.com, atlantico.fr, leparisien.fr и др.).
Методами исследования выступили изучение и обобщение педагогического опыта применения различных средств и способов формирования социокультурной компетенции личности, наблюдение за учебным процессом, анализ результатов учебной деятельности студентов, а также педагогический эксперимент, проведенный авторами с целью выявления эффективности использования интернет-комментариев на занятиях по иностранным языкам в целях формирования социокультурной компетенции студентов.
Экспериментальной базой исследования выступил Казанский (Приволжский) федеральный университет. Эксперимент охватил 100 испытуемых из состава студентов Института филологии и межкультурной коммуникации, распределенных на контрольные и экспериментальные группы, равнозначные по степени обученности. В целях перевода качественных показателей в количественные были разработаны специальные критерии для оценки уровня сформированности социокультурной компетенции.
В учебном процессе по французскому языку были использованы герменевтические методы для рефлексивного осмысления и актуализации субъективного опыта обучающихся, метод моделирования личностно значимых социокультурных ситуаций, метод проблемного обучения.
Результаты исследования и их обсуждение. В контрольных группах обучение проводилось без дополнительного привлечения интернет-комментариев к изучаемым и обсуждаемым на занятиях газетным статьям. В целом мы констатировали, что сопоставление полученной информации об ином человеческом сообществе с собственными социокультурными нормами и ценностями повышало эффективность формирования социокультурной компетенции обучаемых. С этой точки зрения, дополнительная информация, содержащаяся в комментариях, обладает большим дидактическим и воспитательным потенциалом. Специфика интернет-комментариев состоит в том, что в них находит свое проявление особая национальная картина мира, фиксирующая видение действительности с позиций современного рефлексирующего сознания.
Контрольные срезы, на основе которых выявлялся уровень сформированности социокультурной компетенции, включали в себя задания, демонстрирующие умения вкладывать освоенные знания в продуктивные формы социокультурной деятельности: дискуссии по изученным проблемам современного французского общества, выступления с докладами, презентациями, написание эссе на заданную тему и пр. Из изученных на занятиях интернет-комментариев обучаемые извлекали определенный личностно значимый смысл, который реализовывался впоследствии в виде способов деятельности, поведенческих умений и индивидуальных качеств личности.
Понятие социокультурной компетенции имеет некоторые варианты толкования в зависимости от того, рассматривается ли оно в общефилософских, лингвистических или педагогических исследованиях [12, с. 137]. В рамках данной работы мы понимаем ее как совокупность определенных знаний, навыков, умений, способностей и качеств, формируемых в процессе формальной или неформальной языковой подготовки к межкультурному взаимодействию. В качестве компонентов социокультурной компетенции мы выделяем следующие: лингвострановедческие знания, страноведческие знания, культурологические знания, социокультурные коммуникативные умения. Содержание компонентного состава рассматриваемой компетенции представлено в таблице, оно стало основой для построения педагогической модели формирования данной компетенции на основе использования интернет-комментариев к газетным статьям на занятиях по французскому языку.
Содержание компонентов социокультурной компетенции
лингвострановедческие знания |
социокультурные коммуникативные умения |
||
понимание реалий страны изучаемого языка, знание лексических единиц с социально-культурной семантикой и безэквивалентной лексики, знание правил речевого поведения, а |
владение национально-специфическими моделями поведения в различных коммуникативных ситуациях, использование лингвострановедческих, страноведческих и |
||
также навыки и умения их применять в типичных ситуациях общения |
Компоненты социокультурной компетенции |
культурологических знаний в диалоге культур |
|
страноведческие знания |
культурологические знания |
||
знание природно-климатических |
знание традиций, обычаев, |
||
условий, экономики, общественно-политического строя, социальных особенностей страны изучаемого языка на основных этапах её исторического и культурного развития |
основных ценностей народа изучаемого языка, особенностей национального характера, быта и национальной психологии, типичных для членов данного общества норм поведения |
Каждая составляющая социокультурной компетенции оценивалась по критериям, соответствующим её содержанию (формируемые знания, навыки и умения) по шкале от 1 до 10 баллов. Это позволило получить количественные показатели для сравнения уровня сформированности данной компетенции у обучаемых обеих групп. На рисунке представлены обобщенные результаты финального среза в виде средних показателей по контрольной и экспериментальной группам.
Результаты финального среза эксперимента
Как следует из представленной на рисунке диаграммы, по каждому параметру результаты, достигнутые обучаемыми экспериментальной группы, оказались выше, чем в контрольной группе. Это позволяет сделать вывод о правомерности и методической обоснованности применения интернет-комментариев на занятиях по иностранному языку в вузе.
Тем не менее привлечение интернет-комментариев в качестве дополнительных аутентичных источников при обучении иностранным языкам ставит ряд дискуссионных проблем, связанных с критериями их отбора и возможной необходимостью адаптации, хотя бы частичной. Подбор сообщений данного жанра в целях использования в учебном процессе требует от преподавателя особой осторожности, так как среди них могут встречаться заявления, разжигающие национальную рознь, откровенно призывающие к войне или насилию, которые, в силу морально-этических установок современного гуманистического образования, не могут быть предъявлены обучаемым. Именно поэтому при поиске интернет-комментариев, на наш взгляд, следует обращаться к официальным сайтам иностранных газет и журналов, а не к социальным сетям, где нормы предварительного контроля и отсеивания недопустимых сообщений намного ниже, чем у отвечающих за содержание своих интернет-страниц изданий, которые автоматически, ещё до их публикации, удаляют тексты порнографического содержания, сообщения, содержащие ненормативную лексику, наиболее яркие проявления расовой, национальной, религиозной, языковой и идеологической нетерпимости, призывы к насилию, нарушению законодательства и другим противоправным действиям. В целях использования на занятии, некоторые интернет-комментарии рекомендуется подвергнуть предварительной лингвистической адаптации ввиду возможных опечаток и ошибок в правописании, которые могут затруднять их понимание обучаемыми.
Выводы. Одной из первостепенных задач, стоящих перед современным образованием, является повышение его качества [13, с. 278], воспитание нестандартно мыслящей, креативной личности, обладающей сформированной коммуникативной компетенцией и навыками управления информацией. В данном исследовании рассмотрена проблема формирования социокультурной компетенции как одной из составляющих иноязычной коммуникативной компетенции, выступающей планируемым результатом процесса обучения иностранным языкам.
В качестве одного из современных средств формирования социокультурной компетенции нами предлагается активное внедрение в процесс преподавания иностранных языков такого вида письменного виртуального дискурса, как интернет-комментарии к газетным статьям. Проведенное авторами экспериментальное исследование продемонстрировало высокие образовательные возможности использования интернет-комментариев на занятиях по иностранным языкам в вузе, в числе которых следует особо подчеркнуть повышение уровня владения лингвострановедческими, страноведческими и культуроведческими знаниями, что способствует формированию умений адекватного взаимодействия в диалоге культур.
Библиографическая ссылка
Низамиева Л.Р., Назарова Г.И. КОММЕНТАРИИ К ГАЗЕТНЫМ СТАТЬЯМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28630 (дата обращения: 18.01.2025).