Постоянно растущая конкуренция в паралимпийском спорте, обусловленная неуклонным ростом спортивной результативности и количества стран, участвующих в соревнованиях различного уровня, свидетельствует о необходимости качественного научно-методического обеспечения тренировочного процесса спортсменов-паралимпийцев.
Целенаправленное формирование адаптационно-компенсаторных перестроек в организме спортсменов с ограниченными физическими возможностями (ОФВ) с учетом специфики спортивной деятельностии имеющихся патологий является одной из наиболее важных и актуальных проблем в паралимпийском спорте. Это позволит предельно приблизить их функциональные возможности к уровню здоровых спортсменов [1; 2]. Последнее, в свою очередь, позволит повысить объем и интенсивность нагрузок, расширит возможности модификации содержания самого процесса подготовки и, как следствие, будет способствовать повышению результативности в соревновательной деятельности. Сложность поставленной задачи заключается в том, что процесс подготовки таких спортсменов необходимо осуществлять с учетом особенностей их организма, приведших к инвалидности, а также имеющихся сопутствующих отклонений.
В данной ситуации наибольшего внимания требует процесс физической подготовки, как один из наиважнейших аспектов работы со спортсменами с ОФВ. Из всей совокупности физических качеств координационные способности являются наиболее «отстающими» и одними из наиболее значимых в тренировочной и соревновательной деятельности данной категории спортсменов. Но, несмотря на актуальность проблемы подготовки спортсменов с ОФВ, аспекты многолетней физической подготовки, а именно развития координационных способностей и формирования компенсаторных возможностей их организма раскрыты недостаточно.
Цель исследования. Обосновать значимость многолетнего процесса физической подготовки, направленного на развитие координационных способностей спортсменов с ОФВ.
Материал и методы исследования. Для достижения цели исследования нами было проведено анкетирование ведущих специалистов в области паралимпийского спорта для выявления наиболее значимых компонентов физической подготовки спортсменов с ОФВ в группах начальной подготовки (ГНП) и учебно-тренировочных группах (УТГ). Кроме того, проведен анализ планов подготовки спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА), нарушением слуха и нарушением зрения.
Результаты исследования и их обсуждение. Как известно, одной из наиболее важных задач в многолетней подготовке спортсменов с ОФВ является методически обоснованное и грамотное построение тренировочного процесса в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах. Для подтверждения и уточнения ведущих компонентов физической подготовки спортсменов с ОФВ в этих группах исследовались результаты анкетного опроса 15 экспертов (ведущие специалисты в области паралимпийского спорта – тренеры высшей квалификационной категории, тренеры сборных команд по фехтованию на колясках, дзюдо (спорт слепых) и хоккею (спорт глухих)), которые методом парных сравнений выбирали из перечня физических качеств наиболее важные, с их точки зрения, в подготовке спортсменов с ПОДА, нарушением зрения и нарушением слуха. Далее высчитывался суммарный балл, при помощи которого определялось ранговое место каждого физического качества (таблица).
Ведущие компоненты физической подготовки спортсменов с ОФВ, по мнению экспертов (n=15)
№ |
Физические качества |
Ранговое место |
||
Фехтование на колясках |
Дзюдо (спорт слепых) |
Хоккей (спорт глухих) |
||
1. |
Быстрота |
1,80 |
2,34 |
1,60 |
2. |
Сила |
4,20 |
3,60 |
2,34 |
3. |
Выносливость |
3,60 |
3,40 |
4,60 |
4. |
Координация |
1,40 |
1,47 |
1,34 |
5. |
Гибкость |
2,20 |
1,47 |
5,26 |
Полученные в результате анкетирования данные свидетельствуют о том, что координационные способности являются наиболее значимым компонентом физической подготовки как у фехтовальщиков с ПОДА (1,40), так и у дзюдоистов с нарушением зрения (1,47), и у хоккеистов с нарушением слуха (1,34). По мнению экспертов, именно высокий уровень развития координационных способностей определяет как эффективность самого процесса физической подготовки на предварительном ее этапе, так и результативность тренировочной и соревновательной деятельности и является фундаментом для многолетнего процесса подготовки спортсменов с отклонениями в состоянии здоровья.
Полученные данные подтверждаются исследованиями, проведёнными С.П. Евсеевым (2010), Л.Р. Макиной (2013). Авторы указывают, что принципом физической подготовки спортсменов с отклонениями в состоянии здоровья является сопряженное развитие координационных и кондиционных физических способностей, поскольку у них основной дефект сопровождается вторичными отклонениями со стороны двигательной сферы и функциональных систем организма [1; 3]. Отклонения в координационной сфере затрудняют формирование двигательных умений, а также развитие физических качеств [4]. Таким образом, при построении тренировочного процесса спортсменов с ОФВ необходимо особое внимание уделять развитию координационных способностей. Фундаментальной задачей при этом является методическое обеспечение подготовки в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах [1].
Так, основными задачами подготовки спортсменов с ОФВ на начальном ее этапе являются: укрепление здоровья, социальная адаптация и интеграция, формирование устойчивого интереса к занятиям спортом, повышение работоспособности организма, расширение круга двигательных умений и навыков, освоение элементов техники по виду спорта; формирование спортивной мотивации.
В ходе анализа учебно-тренировочных планов было выявлено, что в группах начальной подготовки первого и второго года обучения физическая подготовка значительно преобладает над другими ее видами. Так, в фехтовании на колясках она составляет 56,83% в ГНП-1 и 56,19% в ГНП-2.В УТГ-1 ее доля увеличивается до 69,85%. При этом в многолетнем процессе спортивной подготовки наблюдается постепенное увеличение доли специальной физической подготовки (СФП), которая составляет 16,18, 19,28 и 26,17% соответственно.
На протяжении всего анализируемого периода многолетней тренировки основное внимание в процессе физической подготовки фехтовальщиков-колясочников уделяется развитию координационных способностей и быстроты (рис. 1).
Рис. 1. Распределение времени физической подготовки по каждому физическому качеству фехтовальщиков на колясках (%):
а) ГНП-1; б) ГНП-2; в) УТГ-1
Так, на развитие координационных способностей в группах начальной подготовки первого года обучения планируется 33,49% от общего объема физической подготовки, второго года - 28,39%, и учебно-тренировочных группах первого года - 35,4%. На развитие скоростных качеств - 29,56, 28,39 и 25,32% соответственно.
Проведенный анализ планов подготовки дзюдоистов с нарушением зрения также указывает на то, что физическая подготовка является основополагающей и преобладает над всеми остальными видами. В группах начальной подготовки первого и второго года обучения на ее долю приходится соответственно 81,53% и 77,44% от общего времени, в УТГ-1 - 76,79%.
По мнению В.Б. Крутько (2010), у спортсменов с нарушением зрения высокий уровень физической подготовленности, в частности развития координационных способностей, обеспечивает эффективное формирование двигательных умений и навыков [5]. Это связано с тем, что нарушение функций зрительного анализатора ведет к рассогласованию различных функций организма, в том числе обеспечивающих двигательную активность [6].
При анализе соотношений объемов нагрузки, запланированных на развитие конкретных физических качеств у дзюдоистов с нарушением зрения, нами определено, что так же как и в фехтовании на колясках, одним из ведущих компонентов физической подготовки являются координационные способности. Так, в ГНП-1 на их долю приходится 23,11% от общего объема физической подготовки; в ГНП-2 – 23,16% и в УТГ-1 – 21,18% соответственно (рис. 2). Примерно такой же объем часов планируется на развитие скоростных качеств и гибкости (около 20-25%).
Рис. 2. Распределение времени физической подготовки по каждому физическому качеству дзюдоистов с нарушением зрения тренировочной группы первого года обучения (%):
а) ГНП-1; б) ГНП-2; в) УТГ-1
Процесс подготовки хоккеистов с нарушением слуха основывается на особенностях самой спортивной игры, принципах теории и методики хоккея и функциональных особенностей лиц c нарушением слуха. Дефектная основа сенсорных систем, участвующих в управлении движениями, формирует двигательную активность спортсменов с нарушением слуха, в связи с чем затрудняется освоение сложнокоординационных двигательных действий.
При анализе планов многолетней подготовки хоккеистов с нарушением слуха определено преобладание физической подготовки. Процентное соотношение к общему количеству часов в ГНП-1 составляет 64,4%, в ГНП-2 – 64,77%. В учебно-тренировочной группе доля физической подготовки составляет 50,02%. Здесь стоит отметить, что в тренировочных группах СФП преобладает над ОФП, их объем составляет 27,88% и 22,14% соответственно.
При этом в группах начальной подготовки первого и второго года обучения и в учебно-тренировочной группе основной объем ОФП и СФП направлен в основном на развитие координационных способностей и быстроты (рис. 3). Так, в ГНП-1 34,39% направлено на развитие координационных способностей и 30,42% - на развитие быстроты, в ГНП-2 - 37,60% и 28,34% и в УТГ-1 – 38,76% и 25,18% соответственно.
Рис. 3. Распределение времени физической подготовки по каждому физическому качеству хоккеистов с нарушением слуха тренировочной группы первого года обучения (%):
а) ГНП-1; б) ГНП-2; в) УТГ-1
Эти данные обусловлены спецификой вида спорта и согласуются с имеющейся в научно-методической литературе информацией. Так, по мнению А.А. Абрамова (2012), наиболее значимыми физическими качествами хоккеистов являются скоростные, скоростно-силовые и координационные [7; 8].
Таким образом, и авторитетное мнение экспертов в области паралимпийского спорта, и планы подготовки лиц с ПОДА, нарушением зрения, нарушением слуха по видам спорта указывают на то, что координационные способности являются ведущим компонентом в физической подготовке спортсменов с ограниченными физическими возможностями всех нозологических групп.
Все это свидетельствует о необходимости поиска и разработки новых средств и методов координационной подготовки и формирования адаптационно-компенсаторных возможностей с учетом специфики вида спорта и функциональных особенностей занимающихся.
Заключение. Значимость многолетнего процесса физической подготовки, направленного на развитие координационных способностей спортсменов с ОФВ, обусловлена тремя основными факторами, выявленными в ходе проведенного исследования:
- процесс формирования адаптационно-компенсаторных возможностей и развития координационных способностей на начальных этапах многолетней тренировки является одним из наиболее важных компонентов подготовки спортсменов с ОФВ, так как координационные способности являются наиболее «отстающими» у данного контингента занимающихся;
- обобщение опыта ведущих специалистов в области паралимпийского спорта о наиболее значимых компонентах физической подготовки спортсменов с ОФВ, а также анализ планов в группах начальной подготовки и тренировочных группах по видам спорта свидетельствуют о значимости координационных способностей. Все указывает на необходимость совершенствования процесса их развития именно на данных этапах для того, чтобы в дальнейшем компенсировать двигательные недостатки, повысить эффективность процесса формирования двигательных навыков и спортивного мастерства в целом;
- аспекты многолетней физической подготовки, а именно развития координационных способностей и формирования компенсаторных возможностей организма спортсменов с ОФВ, раскрыты на данный момент недостаточно. Это свидетельствует о необходимости разработки методических рекомендаций по планированию многолетней физической подготовки, направленной на развитие координационных способностей у спортсменов с ОФВ.
Библиографическая ссылка
Горулев П.С., Румянцева Э.Р., Гареева А.С. ОБОСНОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ МНОГОЛЕТНЕГО ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ, НАПРАВЛЕННОГО НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СПОРТСМЕНОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27684 (дата обращения: 14.10.2024).