Переход к деятельностной, продуктивно-развивающей модели обучения, реализация новых подходов в современном географическом образовании, новые требования к результатам обучения требуют изменения организации учебно-познавательной деятельности учащихся и учебного процесса в целом.
Согласно положениям деятельностного подхода, центральное место на уроке занимает организация деятельности учащихся, направленная на освоение опыта работы с различными источниками географической информации, решения познавательных и творческих задач, взаимодействия и оценочной деятельности [1; 2].
В преподавании географии накоплен определенный опыт применения разнообразных методик и технологий обучения. Однако пока вопросам реализации деятельностного подхода в учебном процессе уделяется недостаточное внимание. В рамках работы экспериментальной площадки МПГУ «Реализация деятельностного подхода в обучении географии в рамках апробации новой линии учебников издательского центра Вентана-Граф» (2011-2013 гг.) и научно-образовательной площадки МПГУ «Технологии географического образования» (2014-2018 гг.) осуществлялся поиск путей и средств реализации деятельностного подхода на 2 и 3-й ступенях образования.
Цель исследования - осуществление информационно-методического сопровождения реализации деятельностного подхода в рамках апробации линии учебников географии «Роза ветров» ИЦ «Вентана-Граф».
Объект исследования - процесс обучения географии на 2 и 3-й ступенях образования.
Гипотеза эксперимента - достижение планируемых результатов географического образования возможно, если процесс обучения будет организован на деятельностной основе с применением нового поколения учебников и других пособий УМК.
В качестве основных методик взаимодействия научного консультанта и сотрудников экспериментальной и научно-образовательной площадки выступали консультирование проекта и консультирование процесса. В случае консультирования проекта консультанты выступали в качестве авторов учебников, методических пособий к ним, инструктивных материалов и пр., а сотрудники образовательной площадки - в качестве экспертов и участников апробации. Консультирование процесса предусматривало совместную работу консультантов, администрации и учителей географии по выявлению проблем реализации деятельностного подхода в обучении географии, разработке методических подходов и средств осуществления деятельностного подхода в обучении географии, по проектированию и апробации технологии реализации деятельностного подхода на основе новой линии учебников географии «Роза ветров».
Рассмотрим разработанные приемы и средства реализации деятельностного подхода в обучении географии на примере методики изучения раздела «Население» в курсе «География России».
Учебная деятельность - основа современного урока географии. Она многоплановая и разнообразная по своему содержанию, имеет ряд особенностей и этапов. Учебная деятельность представляет собой процесс тесного единства содержательного, операционального и эмоционально-ценностного аспектов. Содержательный аспект урока представлен системой географических знаний, включающей географические эмпирические и теоретические знания, эмоционально-ценностный - системой усвоенных норм и ценностей, а операциональный аспект обеспечивается применением систем умений и способов действий. Их усвоение происходит одновременно и неразрывно [1].
Содержательная составляющая учебной деятельности школьников при изучении раздела «Население» определяется его важной методологической ролью: особенности жизни населения разных территорий как бы синтезируют в себе своеобразие природы, истории, хозяйства, культуры, раскрывают своеобразие труда местного населения, его связь с местными географическими условиями.
Эта интегрирующая роль раздела «Население» приобретает особую значимость в настоящее время в условиях реализации принципа комплексности при построении содержания школьной географии, выступая центральным связующим звеном в системе основных блоков содержания «природа – население - хозяйство», которые рассматриваются в курсе «География России» в неразрывной связи. При этом особенности природы страны в большей мере рассматриваются как фактор, определяющий условия и качество жизни населения, особенности его хозяйственной деятельности, своеобразие и самобытность материальной и духовной культуры, особенности адаптации коренных народов к жизни в разнообразных природных условиях.
Раздел «Население» несет в курсе «География России» важную теоретическую нагрузку. Он формирует важнейшие представления об особенностях населения страны в целом, закономерностях его развития, сущности и динамике глобальных и региональных социально-экономических процессов и явлений России и мира, закономерностях размещения населения в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, особенностях взаимодействия населения и географической среды, исторических этапах формирования населения разных территорий, особенностях и качестве жизни населения и т.д. [3].
При изучении раздела «Население» учащиеся знакомятся с большим количеством новых социально-экономических представлений, понятий и причинно-следственных связей. С содержательной точки зрения этот раздел несет для учащихся много нового. Содержание раздела «Население» насыщено новыми для школьников теоретическими знаниями (понятиями и причинно-следственными связями), а также представлениями, фактами, новой номенклатурой. К основным понятиям и представлениям, формируемым при изучении раздела, относятся: «естественный прирост населения», «город», «урбанизация» и т.д.
Важной особенностью методики изучения раздела «Население» является его эмоционально-ценностная составляющая. На эту особенность указывал еще Н.Н. Баранский, отмечая, что население - это наиболее интересная для школьников тема, не требующая специальной мотивации, необходимой при изучении других разделов и тем школьной географии. Очевидно, что это определяется как психолого-возрастными особенностями учащихся, вступивших в старший подростковый возраст, так и тем простым фактом, что человеку всегда интересен человек, что бы при этом ни изучалось: природа, страны и континенты, современные проблемы России в целом или ее отдельных регионов [3].
В этой связи наряду с достижением предметных результатов обучения еще более важной задачей изучения раздела «Население» служит реализация воспитательной направленности, заключающаяся в формировании личностных качеств учащихся (патриотизма, толерантности, терпимости и уважения к мировоззрению, культуре, образу жизни, обычаям народов, населяющих Российскую Федерацию), ценностей и ценностных ориентаций, принятых учащимися в качестве стратегических жизненных целей и составляющих основу их мировоззрения, воспитание российской гражданской идентичности, объединяющих россиян в единый суперэтнос. Решение этой задачи возможно благодаря тесным связям изучаемого содержания раздела «Население» с личным опытом учащихся, с современными социальными, экономическими, политическими, межнациональными событиями и проблемами, существующими в России, в мире, в регионе проживания учащихся.
Помимо уже ставших традиционными аспектов, в содержание раздела «Население» необходимо также включить новые представления, понятия, концепции, отражающие современные идеи географической науки и общественного развития.
Так, в современном обществе все большее значение играют показатели, характеризующие качество населения: уровень интеллектуального развития, образования, культуры, квалификации, здоровья и пр. Человек образованный, сознательный, обладающий хорошим здоровьем и высоким уровнем профессиональной подготовки, не только возвращает государству затраченные на него средства, но и многократно их преумножает, создавая материальные, духовные, интеллектуальные ценности. Поэтому ведущим представлением, характеризующим население страны, является «национальный человеческий капитал», под которым понимается наиболее образованная, созидательная, инициативная, профессиональная и здоровая часть трудовых ресурсов, интенсивный производительный фактор экономического развития страны.
Люди - главное богатство страны, поэтому такие внешние, «количественные» характеристики, как его численность, демографические показатели, доля людей трудоспособного возраста и т.д., уже не в полной мере отражают реалии современного мира.
При изучении раздела «Население» необходимо показать учащимся, что для формирования и эффективного функционирования человеческого капитала необходимы значительные затраты государства при создании среды, обеспечивающей высокое качество жизни населения. К основным формам «инвестиций в человека» относятся инвестиции в образование, здравоохранение и социальное обеспечение. В развитых странах суммарные расходы по этим направлениям значительно превышают производственные капиталовложения [4].
В экономически развитых странах в последние полвека инвестиции в человеческий капитал значительно опережают инвестиции в производственный (физический) капитал. В то же время, в условиях плохого качества жизни, низкой безопасности, агрессивной или угнетающей среды проживания и работы высококвалифицированные кадры уезжают в страны с более комфортными и безопасными условиями жизни и труда. За рубежом это явление получило название «утечка умов». Так, в России в 1990-1995 гг. в связи с кризисным состоянием научной отрасли около 50 тыс. российских ученых уехали работать за рубеж. Многолетний процесс «утечки умов» привел к тому, что основная часть мирового человеческого капитала сосредоточилась в развитых странах мира.
При изучении раздела «Население» необходимо показать учащимся, что человеческий капитал - неотъемлемая часть национального богатства страны наряду с природным, производственным, финансовым и интеллектуальным капиталом. В большинстве экономически развитых стран мира человеческий капитал составляет 70-80% накопленного национального богатства. В России человеческий капитал значительно ниже как за счет высокой стоимости природных ресурсов, так и за счет низких инвестиций на социальные нужды [4].
В настоящее время на формирование человеческого капитала направлены национальные проекты в области образования и здравоохранения, инициированные президентом РФ. Однако человеческий капитал невозможно изменить в короткие сроки, так как его величина и качество зависят не только от образования, знаний и здоровья населения, но и от менталитета, который формируется десятилетиями. Например, попустительское отношение части населения к нездоровому образу жизни (курению, употреблению спиртных напитков и пр.) делает инвестиции государства в здравоохранение малоэффективными. В то же время наличие национальной идеи, объединяющей граждан, здоровый образ жизни основной массы населения служат фундаментом для формирования человеческого капитала страны, что подтверждают сравнительно быстрые успехи Финляндии, Японии, Южной Кореи, Китая и ряда других стран.
Тесная связь учебного материала с современностью создает возможности для использования вопросов и заданий проблемного, дискуссионного, краеведческого содержания при изучении любого из смысловых блоков раздела «Население». При этом задания могут быть творческого и даже исследовательского характера. Например, по статистическим материалам выявить особенности естественного движения населения или разработать прогноз изменения численности населения в регионе своего проживания, провести социологические исследование в своем классе и т.д.
Вопросы и задания могут быть связаны с естественным движением населения, миграциями, последствиями урбанизации, современными социальными проблемами, здоровым образом жизни населения, проблемами административно-территориального устройства и т.д. Работа с подобными вопросами способствует формированию у учащихся базовых ценностей и ценностных ориентиров, умений понимать суть происходящих в стране и мире событий и процессов.
Операциональный аспект при изучении раздела «Население» обеспечивается применением систем умений и способов действий. Планируя урок, учитель географии должен не только разработать географическое содержание урока, продумать логику его изложения и используемые средства обучения, но и понимать последовательность действий учащихся, которые составляют содержание разных видов учебно-познавательной деятельности. Именно поэтому на первый план профессиональной деятельности современного учителя выходит задача управления процессом усвоения знаний и умений, определения таких технологий, приемов, средств и форм обучения, которые позволят организовать продуктивную, в том числе самостоятельную, учебно-познавательную деятельность обучающих [1].
С позиций реализации деятельностного подхода учебная деятельность должна выражаться в преобразовании объекта познания, т.е. учебного материала. Если учащийся только заучивает учебный материал в готовом виде, это нельзя назвать полноценной деятельностью. В таком случае можно говорить только об усвоении готовых знаний. Усвоение - это лишь исходная, начальная форма учебной деятельности; сумма знаний не ведет к развитию мышления, если знания воспринимаются в готовом виде. Необходим второй этап осуществления учебной деятельности - преобразование информации. Этот этап предполагает организацию учебно-познавательной деятельности школьников с разнообразными источниками географической информации, в первую очередь со статистическими материалами и тематическими картами.
При изучении раздела «Население» учащиеся впервые знакомятся с новым для них источником географической информации - массовыми статистическими показателями. Использование этого нового для учащихся средства обучения требует, чтобы учитель научил школьников с ними работать, раскрыл учащимся приемы, с помощью которых можно получить географическую информацию. Учащимся необходимо усвоить, что разные виды отображения статистических показателей служат разным целям: одни показывают динамику явлений, другие – структуру и связи, третьи – состав изучаемых объектов и явлений. Разнообразные статистические материалы раздела служат сначала объектом изучения и лишь после этого – источником информации.
В разделе «Население» учащиеся знакомятся с большим количеством новых тематических карт (карта «Народы России», карта «Уровень урбанизации» и т.д.). Как и в случае со статистическими материалами, эти карты также сначала выступают для учащихся объектами изучения (что изображено, каким образом, какого рода географическую информацию можно получить) и только потом - в качестве источника географической информации. При работе с картами учащиеся читают и анализируют социально-экономических показатели (например, плотность населения); устанавливают причинно-следственные связи (например, между степенью благоприятности природных условий и особенностями расселения населения); осуществляют оценочную деятельность (например, обеспеченность какой-либо территории социальной инфраструктурой) и т.д. При этом работа с картами осуществляется на разных уровнях сложности.
При изучении раздела «Население» целесообразно также использовать новые для учащихся карты-анаморфозы. Прежде чем работать с этими картами, следует подробно познакомиться с их содержанием. Например, чтобы убедить, что население России размещается крайне неравномерно, достаточно увидеть анаморфозу «Плотность населения», где площади отображают плотность населения по субъектам Российской Федерации. Такая карта сразу формирует представление о России, как о стране «европейской» по населению и «азиатской» по территории.
Деятельностный подход при изучении раздела «Население» может быть реализован через применение педагогических технологий личностно ориентированного и развивающего обучения: дифференцированного обучения, модульной, коммуникативно-диалоговой и др. [5].
Широкие возможности применения педагогических технологий при изучении раздела «Население» связаны не только с проблемностью, актуальностью, дискуссионностью изучаемого материала, но и с возрастными особенностями учащихся. Учащиеся старшего подросткового возраста обладают возможностью длительно удерживать и быстро переключать внимание, записывать, «сворачивать» и «разворачивать» информацию, имеют значительный «багаж» географической подготовки, которым могут оперировать на нестандартных уроках. Стремление школьников самоутвердиться, высказать свое мнение, общаться с учителем и одноклассниками создают предпосылки для применения активных форм и методических приемов обучения (дискуссий, экспертиз, решения проблемных ситуаций, ролевых игр и т.д.).
Итак, на примере изучения раздела «Население» курса «География России» мы показали, что достижение предметных, личностных и метапредметных результатов обучения возможно, если процесс обучения будет организован на деятельностной основе с применением нового поколения учебников и других пособий УМК. В условиях реализации ФГОС ООО методика изучения раздела «Население» в курсе «География России» должна обеспечивать единство содержательного, операционального и эмоционально-ценностного аспектов учебной деятельности обучающихся.
Библиографическая ссылка
Таможняя Е.А., Беловолова Е.А., Лопатников Д.Л. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «НАСЕЛЕНИЕ» В КУРСЕ «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27676 (дата обращения: 17.09.2024).