Интенсивно развивающаяся среда жизнедеятельности современного человека оказывает на него непосредственное влияние, особенно ярко это проявляется в области информатизации и компьютеризации. Среди множества воздействующих на человека факторов все большее значение приобретают информационные (ИТ) и WEB-технологии. Разумеется, динамичное развитие этих направлений деятельности не могло не отразиться на системе высшего образования в РФ.
Высшее образование на современном этапе своего развития характеризуется качественными изменениями содержания и структуры, а также внедрением новых элементов, именуемых образовательными технологиями [1; 2]. При этом среди требований к осуществлению образовательного процесса, выдвигаемых ФГОС ВО, на первый план выступают именно информатизация и «виртуализация» образовательной среды, которые в свою очередь позволяют широко применять информационные технологии обучения (ИТО), связанные с переработкой различного рода информации. В рамках всего комплекса непрерывно изменяющихся требований к образовательному процессу следует особо выделить тот факт, что основной целью современного высшего образования является повышение качества общей и профессиональной подготовки студентов. Достижение этой цели невозможно без организации самостоятельной работы студентов в условиях виртуальной образовательной среды вуза [3; 4].
Отметим, что поиск путей совершенствования профессиональной подготовки специалистов в настоящее время опирается на фундаментальность образования и его целенаправленную профессионализацию [5]. Фундаментальность научных курсов характеризуется определенным уровнем логической обоснованности изучаемых фактов, что может быть выражено через такие условные величины, как, например, достаточный уровень абстрактности изучаемых понятий, соблюдение внутренней логики развития предмета и т.д. Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что идеи фундаментальности высшего образования реализуются, как правило, за счет оптимального соотношения теоретической и практической подготовки специалистов с учетом их профессиональной ориентации, что практически всегда влечет за собой увеличение количества аудиторных часов. Соответственно, увеличение аудиторных часов негативно сказывается на качестве образования студентов, которые и так подвержены учебным перегрузкам. Следовательно, часть учебной информации из аудиторной работы необходимо перенести на самостоятельное изучение. А эффективная организация самостоятельной деятельности обучающихся невозможна без информационно-образовательной среды вуза [6; 7].
В настоящее время информационная среда вузов используется для решения ряда таких задач, как:
- комплексная автоматизация организационных и управленческих процессов вуза;
- создание и использование информационно-обучающей среды (ИОС), обеспечивающей как традиционное обучение в группах, так и открытое образование с использованием технологий дистанционного обучения;
- обеспечение коммуникационной активности между участниками управленческого и учебного процесса и др.;
- создание позитивного имиджа вуза [8].
Образовательный портал, созданный в ФГБОУ ВО «Орловский ГАУ», является развитой виртуальной образовательной инфраструктурой, развернутой на платформе системы организации и управления обучением eLearning Server 4G, нацеленной на поддержку качества учебного процесса [9]. Система eLearning Server 4G позволяет осуществлять: разработку учебных программ и курсов; создание базы знаний; организацию подачи заявок на обучение и формирование учебных групп; доступ к учебным материалам в онлайн- и офлайн-режиме; проведение вебинаров; организацию взаимодействия пользователей в процессе обучения средствами служб e-mail сообщений и чатов.
Реализованная нами модель виртуальной информационно-образовательной среды на платформе eLearning Server 4G обеспечивает сквозной процесс организации обучения на основе использования WEB-технологий от получения информации о кадрах и контингенте до учета выдачи сертификатов об обучении и создания аналитических отчётов (рис. 1).
Рис. 1. Схема функционирования виртуальной образовательной среды ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина» на платформе eLearning Server 4G
В области текущего контроля и промежуточной аттестации возможны следующие процедуры:
- создание базы вопросов, которые хранятся в банке знаний системы eLearning Server 4G и могут быть использованы для формирования тестов различного уровня несколькими преподавателями;
- организация тестирования и анкетирования как в режиме свободного, так и ограниченного временными рамками доступа;
- оценка качества и эффективности обучения;
- учет учебных достижений посредством формирования студентом личного портфолио;
- анализ учебной деятельности и активности пользователей;
- формирование кастомизированных отчетов в ходе реализации учебного процесса.
Для формирования образовательной среды система позволяет производить на своей платформе разработку учебных модулей и модификацию загруженных электронных курсов, при этом поддерживает возможность загрузки учебных материалов в различных форматах: SCORM 2004 и 1.2, S1000D, AICC, Tin Can API. Материалы и курсы для формирования учебных модулей могут быть заранее разработаны с помощью программ eAuthor CBT, iSpring, Adobe Captivate и др.
Специфика данного портала заключается также в возможности управления бизнес-процессами обучения, такими как:
- автоматизация учебно-методических процессов: организация дистанционного обучения и управление смешанными формами обучения.
- управление ресурсами: расписанием, учебной нагрузкой преподавателей и аудиторного фонда;
- управление затратами: автоматизация процессов планирования, мониторинга и отчетности по затратам на обучение;
- контроль качества выполнения работ и формирование мероприятий по улучшению бизнес-процессов.
Основным критерием при проектировании модели виртуального образовательного пространства в высшей школе, несомненно, является оптимизация содержательной составляющей образовательного контента. Именно он должен обеспечивать динамичное освоение профессиональных компетенций на основе комфортного усвоения знаний изучаемой предметной области [10]. Каждая дисциплина, входящая в единое виртуальное образовательное пространство, представлена в виде блоков, составляющих образовательный контент. В качестве таких блоков используются либо модули (разделы) дисциплины, включающие в себя весь набор теоретико-практического и контрольно-измерительного материала (КИМ), применяемого в учебном процессе, либо материалы, разбитые на лекционные блоки, блоки, содержащие лабораторные и/или практические работы, блоки основной и дополнительной литературы, КИМ и т.д. (рис. 2, 3).
Рис. 2. Структура образовательного контента, разбитого по принадлежности к классу учебного материала по дисциплине «Информатика»
Рис. 3. Структура образовательного контента, разбитого по модульному принципу по дисциплине «Информационные технологии»
Имеющиеся учебные материалы, представленные на образовательном портале Орловского ГАУ, - это совокупность когнитивных виртуальных дидактических единиц, необходимых для освоения студентом материала изучаемой дисциплины, предусмотренного рабочей программой.
Контрольно-измерительные материалы могут быть представлены в контенте в виде отдельных документов (в формате TXT, Doc, RTF, PDF и т.п.), содержащих задания, вопросы (например: варианты задач, вопросы к зачету или экзамену и т.д.). Также они могут быть представлены в виде автоматизированных тестов, которые формирует ведущий преподаватель на основе хранящихся в банке знаний системы базы тестовых вопросов по дисциплине.
Система организации и управления обучением eLearning Server 4G позволяет конструировать контрольно-измерительные материалы в виде кейсовых заданий, которые также формируются преподавателем. Кейсовые задания, как и тесты, выводятся для доступа студентам через инструмент управления «План занятий». Расписание проведения тестирований составляет ведущий преподаватель согласно календарному плану дисциплины. Таким образом, студенты не имеют возможности, решать кейс-задачи или проходить контрольные тестирования раньше определённого учебным и календарным планом срока. Проверка кейсовых и тестовых заданий производится аппаратным путем без вмешательства человека и выводится посредством инструмента мониторинга качества обучения «Ведомость успеваемости» в виде кастомизированного отчета, который доступен только преподавателю. В результате изучения дисциплины с помощью виртуальной информационно-образовательной среды, формируется объективная оценка приобретённых знаний в рамках изучаемой дисциплины по каждому студенту персонально.
Тем не менее внедрение в учебный процесс новых информационных ресурсов – это еще не гарантия качества образования, а пока только лишь развивающийся инструментарий, имеющий высокий потенциал в области достижения высоких результатов в решении поставленной задачи [11; 12].
Несмотря на востребованность технологий виртуализации информационно-образовательного пространства, их внедрение в вузах сталкивается с рядом проблем:
1) недостаток квалифицированных кадров в области администрирования информационно-образовательного пространства, что в свою очередь влечет неэффективное использование серверных технологий;
2) недостаточная обеспеченность вузов высокопроизводительной электронно-вычислительной техникой. Например: основным требованием для реализации полнофункциональной виртуальной информационно-образовательной среды уже в 2011 году были необходимы ПК с объемом оперативной памяти не менее 4 ГБ. Тем не менее, по данным госзакупок на конец 2016 года, вузы приобретали ПК для компьютерных аудиторий в основной массе с объемом ОЗУ 2 ГБ, что заранее обусловило их малоприменимость для внедрения в процесс виртуализации информационно-образовательной среды;
3) минимальный опыт работы преподавательского состава с информационно-образовательными системами и отсутствие методических разработок в данной области [13].
Тем не менее виртуализация учебного процесса с помощью современных информационных образовательных технологий, интуитивная понятность виртуального образовательного пространства – это, в первую очередь, наиболее востребованный, современный и легкодоступный инструмент повышения профессиональных компетенций студента, ориентированного на саморазвитие и совершенствование [14]. Методологическое и педагогическое обоснование рационального использования всего спектра возможностей виртуального обучения в образовательном процессе вуза является сегодня актуальным и продолжает поддерживаться Национальным проектом «Образование», принятым правительством РФ в 2005 году и продленным до 2020 года [15].
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что виртуализация информационно-образовательной среды вуза позволяет на сегодняшний день реализовывать прозрачное, доступное и качественное образование с вовлечением в учебный процесс высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава, а ценностно-смысловые доминанты восприятия мира в контексте виртуализации современного образовательного пространства приобретают особую значимость и актуальность. Развернутая в Орловском ГАУ виртуальная среда на образовательном портале вуза полностью обеспечивает комплексную поддержку учебного процесса в рамках предъявляемых требований, управление им, а также контроль за качеством образования и направлена на повышение эффективности качества подготовки квалифицированных специалистов.
Библиографическая ссылка
Польшакова Н.В., Александрова Е.В. ОРГАНИЗАЦИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27491 (дата обращения: 12.03.2025).