Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КЛАСТЕРНАЯ МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО РЕГИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ ДИВЕРСИФИКАЦИИ

Витченко О.В. 1 Козырева Е.А. 2
1 ЧОУ ВО «Южный университет (ИУБиП)»
2 Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ФГБОУ ВО ДГТУ
В статье представлен анализ задач современных региональных систем образования, среди которых – разработка основ региональной политики и стратегии развития образования региона в условиях диверсификации. Развитие инноваций и модернизация структуры профессионального образования направлены на формирование образовательного пространства регионального университетского комплекса как новой образовательной системы. Определены социально-педагогические условия эффективного функционирования университетского комплекса как регионального образовательного кластера. Предложена кластерная модель университета на примере ИСОиП (филиала) ДГТУ в г. Шахты Ростовской области, состоящая из следующих структурных элементов: научно-инновационного (академические центры, научно-исследовательские учреждения и лаборатории, опытно-конструкторские центры, консалтинговые организации); образовательного (инфраструктура реализации основных образовательных программ и программ дополнительного профессионального образования, программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации); профессионального развития и воспитания (культурно-досуговая и социально-воспитательная сфера); интеллектульного капитала (бизнес-инкубаторы, технопарки, стартапы, бизнес-мастерские); финансового (инвестиции, распределение финансовых и материальных ресурсов); кадрового (внутренние ресурсы – административные и научно-педагогические кадры, внешние ресурсы – представители социально-экономической сферы – работодатели и заказчики образовательных услуг); информационно-технологического (электронная информационно-образовательная среда и информационно-коммуникационная инфраструктура Института); социального партнерства (учебно-научно-производственные хозрасчетные подразделения Института, определяющие взаимосвязь с социальными партнерами); организационно-методического (уровни стратегического, непосредственного и оперативного управления). Дана функциональная характеристика каждого из указанных кластеров.
диверсификация
кластерная модель
региональный университетский комплекс
высшее образование
инновационное развитие
1. Витченко О.В., Хоронько Л.Я., Козырева Е.А. Высшее образование и условия его инновационного развития в региональном образовательном кластере / О.В. Витченко, Л.Я. Хоронько, Е.А. Козырева // Мир науки: интернет-журнал. – 2016. – Т. 4, № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://mir-nauki.com/PDF/89PDMN616.pdf (дата обращения: 15.05.2017).
2. Кравцов П.Г., Михелькевич В.Н. Организационно-методические основы функционально-ориентированной подготовки специалистов в структуре регионального образовательного кластера / П.Г. Кравцов, В.Н. Михелькевич // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-Педагогические науки. – Самарский государственный технический университет, 2015. – № 2 (26). – С. 99-107
3. Большаков Н.М. Интегральная оценка устойчивого развития конкурентоспособности образовательного кластера в концепции дуализма: теория, методология, практика / Н.М. Большаков, В.В. Жиделева // Региональная экономика: теория и практика. – 2014. – № 8. – С. 54-62.
4. Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе: монография /А.В. Смирнов. – Казань: РИЦ «Школа», 2010. – 102 с.
5. Абрамов Е.Г. Оценка и управление формированием интеллектуальных активов наукоемких организаций: монография /Е.Г. Абрамов. – Москва: Креативная экономика, 2010. – 172 с.
6. Отчет о результатах самообследования Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донской государственный технический университет» в г. Шахты Ростовской области за 2016 год // URL: http://www.sssu.ru/Default.aspx?PageContentID=790&tabid=683 (дата обращения: 18.05.2017).

В задачи современных региональных систем образования входит разработка основ региональной политики и стратегии развития образования региона в условиях диверсификации. Повышается роль университетов в формировании и развитии различных общественных систем, научных, технологических, социально-экономических инициатив, что влечет за собой, как следствие, трансформацию образовательной среды университетов, ее внутренних и внешних взаимосвязей.

Многие педагоги-исследователи подчеркивают необходимость организационно-структурных преобразований в системе профессионального образования, ориентированных на «образование, доступное из любой точки земного шара; образование через всю жизнь; образование без отрыва от производства» [1].

Развитие инноваций и модернизация структуры профессионального образования направлены на формирование образовательного пространства регионального университетского комплекса как новой образовательной системы, построенной на принципах культуросообразности и личностно-ориентированного образования, направленной на конструирование социального партнерства нового типа, на эффективное информационное взаимодействие всех участников кластера. Наша точка зрения перекликается с мнением П.Г. Кравцова, В.Н. Михелькевича о том, что «принципы функционирования образовательного кластера – это единый учебный, научный и инновационный процесс во взаимосвязи с экономикой и социальной сферой; непрерывность образовательного процесса и взаимосвязь образовательных программ различных уровней; организационное, учебно-методическое, научное и информационное взаимодействие между всеми субъектами кластера» [2].

Таким образом, одним из условий эффективного функционирования кластерной модели регионального университетского комплекса является целевая и деятельностная консолидация всех участников педагогического процесса в диверсифицированной образовательной среде, направленная на конструирование взаимодействия нового типа социального партнерства, в связи с чем принципиально меняются их роли:

- руководители – организаторы, носители управленческой культуры;

- педагоги – субъекты деятельности, творческая индивидуальность;

- обучающиеся – субъекты деятельности, самоактуализирующаяся личность;

- родители – субъекты деятельности, заказчики образовательных услуг [3].

Другим социально-педагогическим условием мы определяем инновации как процесс внедрения новых преобразований в различные сферы деятельности, в том числе образование и производство. Одним из ведущих системных социально-педагогических условий мы определяем эффективное информационное взаимодействие всех участников кластера. Становление информационного общества заставило ученых обратиться к исследованию возможностей образовательного учреждения в предоставлении источников информации, организации взаимодействия между субъектами кластера [4].

Во многом определяющим эффективность профессиональной подготовки студентов является кадровый потенциал образовательного кластера. В определении процессов модернизации образования в контексте регионального профессионально-образовательного комплекса понимается, что современный преподаватель должен учиться сам и обучать студентов мотивированному выбору собственных ценностей в области социальных и профессиональных отношений, определять проблемы, относящиеся к ценностной сфере, иметь собственное мнение [5].

Также важным условием эффективного функционирования современного университета как компонента образовательного кластера является регионализация профессионального образования. Учет региональных особенностей – это одна из стратегических задач современного российского образования [3].

Указанные выше социально-педагогические условия эффективного функционирования университетского комплекса как регионального образовательного кластера являются основой модели профессионального образования в Институте сферы обслуживания и предпринимательства (филиале) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донской государственный технический университет»  в г. Шахты Ростовской области, который является обособленным структурным подразделением федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донской государственный технический университет» (далее по тексту – Институт).

Диверсификация и инновационное развитие Института являются фундаментальными основами сложившейся современной кластерной структуры нашего ВУЗа. Предлагаемая нами кластерная модель состоит из следующих структурных элементов: научно-инновационный, образовательный, профессионального развития и воспитания, интеллектуального капитала, финансовый, кадровый, информационно-технологический, социального партнерства, организационно-методический.

Представим функциональную характеристику основных кластеров и их составляющих элементов.

Научно-инновационный кластер (академические центры, научно-исследовательские учреждения и лаборатории, опытно-конструкторские центры, консалтинговые организации).

Основные функции кластера:

– предоставление информации о новых рынках, перспективных партнерах, ценах, конкурентах, трендах в образовательной политике;

– содействие процессу внедрения инновационных технологий путем создания прочных связей объединенных структур научно-инновационного кластера Института и бизнеса;

– организация международных ярмарок для привлечения в кластер новых клиентов;

– проведение мониторинга деятельности кластера в сравнении с конкурентами;

– техническое содействие по внедрению самых передовых стандартов качества.

Одними из важнейших направлений функционирования данного кластера является организация международного сотрудничества Института и привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности.

Образовательный кластер (инфраструктура реализации основных образовательных программ и программ дополнительного профессионального образования, программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации).

Основная функция – организация образовательного процесса с применением оптимальных форм, методов и средств обучения студентов. Профессиональная подготовка имеет две составляющие: первая представляет систему мер, направленную на познание профессии и тех областей знаний, которые входят в её теоретическую основу, вторая – на познание студентом себя, на саморазвитие личности с целью обретения уверенности, позволяющей компетентно заняться на практике профессиональной деятельностью.

В институте в данный момент времени ведется подготовка:

− по программе среднего общего образования;

− по основным профессиональным образовательным программам 20 укрупненных групп специальностей и направлений подготовки: 6 ОП среднего профессионального образования; 65 ОП высшего образования – 28 направлений подготовки бакалавров, 1 специальность, 26 направлений подготовки магистров, 10 направлений подготовки кадров высшей квалификации. В структуре института – 22 кафедры, 6 из которых возглавляют доктора наук и профессора.

В 2016 году запущены три инновационных образовательных проекта: «Родительский университет», «Детский университет» «Академия абитуриентов».

Кластер профессионального развития и воспитания (культурно-досуговая и социально-воспитательная сфера).

Кластер ориентирован на создание условий для выявления и поддержки талантливой молодёжи, воспитание активной гражданской позиции обучающихся, проведение просветительских мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитание, взаимодействие и сотрудничество с различными органами государственной власти и организациями по вопросам воспитательной работы.

Одним из приоритетных направлений работы является гражданско-патриотическое воспитание молодёжи, благодаря которому ведётся профилактическая и просветительская работа по самым разным направлениям: «Школа молодого избирателя», заседания «Академии молодого гражданина», поисковый отряд «Ротобор», городская акция «Мы вместе, мы едины», встречи с представителями отделов полиции УМВД РФ г. Шахты, органами социальной защиты населения, Центра занятости населения.

Кластер интеллектуального капитала (бизнес-инкубаторы, технопарки, стартапы, бизнес-мастерские).

Основная функция кластера интеллектуального капитала – формирование и развитие интеллектуальной сферы Института, внутри которой осуществляются взаимодействия между отдельными подразделениями кластера для развития интеллектуального капитала и реализации инновационных процессов посредством генерирования и развития научно-технических новшеств, авторизация прав на интеллектуальную собственность (знания, информацию, технологии и другие нематериальные активы), привлечение инвестиций в инновации; предоставление разнообразных услуг по поддержке инновационной деятельности.

Важнейшим, с нашей точки зрения, элементом данного кластера выступает система подготовки и переподготовки научных кадров, обеспечивающая накопление и передачу знаний по новым направлениям и специальностям – в том числе на основе непосредственного участия обучающихся в выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ по приоритетным направлениям регионального развития.

Второй немаловажной функцией кластера интеллектуального капитала мы определяем обеспечение конкурентоспособности Института на рынке образовательных услуг, поскольку именно получение разного рода научных, технологических и организационных преимуществ над конкурентами является одной из его основных задач.

Финансовый кластер (инвестиции, распределение финансовых и материальных ресурсов).

Основная функция – обеспечение соответствующего современным требованиям и требованиям ФГОС материально-технического состояния Института. Институт в настоящее время располагает всей необходимой спортивной базой, имеет специализированные лаборатории и кабинеты, компьютерные классы, учебно-производственные мастерские.

Кластер обеспечивает все необходимые социально-бытовые условия: наличие пунктов питания и медицинского обслуживания, общежитий и спортивно-оздоровительных комплексов. В Институте разработана программа, включающая переоборудование учебных корпусов с целью создания в соответствии с требованиями нормативного законодательства доступности образовательного учреждения для лиц маломобильных групп населения. В рамках осуществления государственной программы «Доступная среда» и создания универсальной безбарьерной среды Институт ведёт активную работу, обеспечивающую условия для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Кадровый кластер (внутренние ресурсы – административные и научно-педагогические кадры, внешние ресурсы – представители социально-экономической сферы – работодатели и заказчики образовательных услуг).

Одним из важнейших условий, определяющих качество подготовки специалистов, является кадровое обеспечение образовательной деятельности. В последнее время в университете резко активизировалась работа по обеспечению учебного процесса высококвалифицированными кадрами. ИСОиП (филиал) ДГТУ в г. Шахты в 2016 году перешёл на систему «Эффективный контракт». Целью «Эффективного контракта» является достижение конкретной результативности и качества работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом в соответствии с трудовыми функциями педагогической деятельности в профессиональном образовании, обеспечивающими качество образовательной и научной деятельности.

Одной из основных функций кадрового кластера является также поддержка и развитие системы дополнительного профессионального образования (ДПО), которая призвана обеспечить потребность в непрерывном образовании специалистов, руководителей и иных категорий работников. Основным структурным компонентом кластера, отвечающим за реализацию дополнительных профессиональных программ, является отдел дополнительного образования и повышения квалификации (ОДОиПК). В Институте реализуются программы дополнительного профессионального образования и в актуальной и востребованной сегодня сетевой форме. В частности, подготовлены программы для повышения квалификации сотрудников ЖКХ, специалистов транспорта, сотрудников социальных служб, учителей и преподавателей системы общего образования и других социально-экономических сфер региона.

В целом система дополнительного образования в ИСОиП (филиале) ДГТУ в г. Шахты востребована среди самых разных категорий слушателей, что позволяет ей активно развиваться и обеспечивать поступление дополнительных финансовых средств в бюджет вуза.

Информационно-технологический кластер (электронная информационно-образовательная среда и информационно-коммуникационная инфраструктура Института).

Основная функция кластера – организация и развитие информационной системы Института. Подготовка и распространение документации, а также взаимодействие различных подразделений Института базируются на использовании внутривузовской корпоративной информационной сети, к которой подключены деканаты, кафедры, лаборатории, колледж, лицей, физико-математическая школа, учебные компьютерные классы, отделы учебно-методического управления, НИО, библиотека, бухгалтерия и другие структурные подразделения.

В Институте разработано, внедрено и постоянно совершенствуется программное обеспечение для подготовки рабочих учебных планов специальностей и направлений ВПО и базирующихся на них документов: план работы кафедры, индивидуальный план работы преподавателя, учебная нагрузка кафедры, поручения преподавателей, расписание занятий, рабочая программа дисциплины, графики учебного процесса, рейтинговые и экзаменационные ведомости, расчет штатов ППС и УВП кафедры.

Кластер социального партнерства (учебно-научно-производственные хозрасчетные подразделения Института, определяющие взаимосвязь с социальными партнерами).

Основная функция – реализация образовательных программ с учетом принципа регионализации, удовлетворение кадровых и социально-экономических потребностей региона. В институте созданы учебно-научно-производственные хозрасчетные подразделения, основной целью деятельности которых является создание баз практики для студентов различных специальностей и направлений подготовки, а также создания для выпускников новых рабочих мест. Кроме этого, все подразделения оказывают услуги, изготавливают товары народного потребления. Выручка хозрасчетных участков направляется на заработную плату их работников, оплату коммунальных услуг, развитие материальной базы.

Организационно-методический кластер имеет многоуровневый характер.

Уровень стратегического управления ориентирован на повышение эффективности и результативности деятельности многоуровневого университетского комплекса в целом. Он обеспечивается деятельностью Ученого совета и ректората, ассоциации выпускников, попечительского, координационно-методического и других профильных советов.

Уровень непосредственного управления системой качества образовательных услуг обеспечивается процессами деятельности учебно-методического управления, факультетов, НМСС и кафедр.

Уровень оперативного управления деятельностью Института представлен: производством образовательной услуги, которое включает маркетинг, объединяющий процессы, связанные с заинтересованными сторонами, и образовательный процесс, состоящий из довузовской подготовки, отбора абитуриентов, учебно-методической и учебной деятельности, дополнительного образования; процессами управления ресурсами, включающими НИР преподавателей и сотрудников, научно-исследовательскую работу студентов (НИРС), подготовку и переподготовку кадров, планово-финансовую деятельность, материально-техническое и информационное обеспечение.

Система управления качеством образования в ВУЗе базируется на деятельности кафедр, научно-методических советов специальностей (НМСС), факультетов, служб (отделов), управлений. Одним из ведущих сегментов кластера является учебно-методический отдел.

Результаты системного мониторинга функционирования представленной и реализованной на практике кластерной модели регионального университетского комплекса – Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донской государственный технический университет» в г. Шахты Ростовской области позволяют сделать вывод о повышении качества профессионального образования студентов, развитии кадрового потенциала ВУЗа, совершенствовании мотивации профессорско-преподавательского состава, повышении степени удовлетворенности субъектов образовательного процесса его условиями, что, в целом, определяет эффективность реализуемой модели [6].


Библиографическая ссылка

Витченко О.В., Козырева Е.А. КЛАСТЕРНАЯ МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО РЕГИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ ДИВЕРСИФИКАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26689 (дата обращения: 14.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674