Одним из нередких осложнений эзофагопластики у детей является сдавление кишечного трансплантата в загрудинном тоннеле [6,7]. В связи с этим велик интерес исследователей к выяснению различных причин, приводящих к сдавлению трансплантата и прежде всего к анатомическим образованиям, осуществляющим эту компрессию. В значительной мере непосредственно с кишечным трансплантатом контактируют мышцы, расположенные на задней поверхности рукоятки грудины [8]. Вследствие этого определенный интерес представляет выяснение расположения мышц и толщина мышечного слоя в различных отделах задней поверхности грудины [3]. Но основная роль в сужении загрудинного пространства принадлежит отклоненной кзади рукоятке грудины [7]. Поэтому исследователей привлекают вопросы гистологического строения рукоятки грудины у детей, определение ее морфологического состава и соответственно плотности тканевых структур рукоятки грудины в различных её частях [4,5]. Чем больше рукоятка грудины у ребенка отклонена кзади, тем выше вероятность компрессии трансплантата. На смещение рукоятки грудины кзади относительно тела указывает угол грудины, определяемый как угол между передними поверхностями рукоятки и тела грудины. Несмотря на то, что угол грудины является важным наружным ориентиром для врачей различных специальностей [9], существуют лишь единичные работы, оценивающие этот показатель у детей [2,10].
Установлено, что у детей верхняя часть рукоятки грудины толще нижней [1]. Из этого следует два важных обстоятельства. Во-первых, верхняя часть рукоятки грудины больше, чем нижняя, смещена кзади, и соответственно именно верхняя часть рукоятки грудины, прежде всего, и суживает ретростернальное пространство. Во-вторых, из-за того, что верхняя часть рукоятки толще нижней, по величине угла грудины не в полной мере можно представить уровень отклонения рукоятки грудины кзади и, следовательно, оценить возможность сдавления трансплантата задней поверхностью рукоятки грудины, особенно верхней её частью. Поэтому в прикладном плане важно иметь представление об угле между задними поверхностями рукоятки и тела грудины, поскольку именно эта характеристика, названная нами внутренним углом грудины, даёт реальное представление о смещении рукоятки грудины и, прежде всего, её верхнего отдела в ретростернальное пространство. Несмотря на практическую важность этого показателя для определения возможности беспрепятственного проведения трансплантата через загрудинный тоннель, в доступной нам литературе не удалось обнаружить работ, оценивающих величину угла между задними поверхностями рукоятки и тела грудины у детей дошкольного возраста.
Цель исследования
Целью исследования явилось определение у детей дошкольного возраста величины угла между задними поверхностями рукоятки грудины и её тела.
Материалы и методы исследования
Нами были обследованы 27 детей в возрасте от 4 до 6 лет, из них 12 мальчика и 15 девочек. Эти дети были разделены в зависимости от возраста на 3 группы (четырехлетние, пятилетние и шестилетние). Каждая возрастная группа делилась на подгруппы мальчиков и девочек. Первая возрастная группа включала 7 человек, вторая группа состояла из 11 детей, и в третью возрастную группу входило 9 человек. Всем детям при помощи УЗИ аппарата SamsungMedisonAccuvixx V20 было выполнено измерение величины внутреннего угла грудины, между задними поверхностями рукоятки и тела грудины при помощи инструмента «прямая линия», входящего в стандартный набор измерительно-вычислительных функций аппарата УЗИ.
Исследованные величины внутреннего угла грудины в группах и подгруппах были представлены в виде выборочного среднего значения и его стандартной ошибки средней величины, которые рассчитаны в модуле описательная статистика. Различия между двумя группами (подгруппами) оценивались с помощью непараметрического порядкового критерия Манна – Уитни. Различие между средними величинами одновременно во всех группах оценивали с помощью дисперсного анализа и критерия Крускала – Уоллиса.
Все проведенные нами исследования были разрешены и одобрены на заседании Локального независимого этического комитета ГБОУ ВПО «Ростовского государственного медицинского университета Минздрава России». Выписка из протокола заседания ЛНЭК № 12/14 от 26.06.2014.
Результаты исследования и их обсуждение
Разработанная нами методика ультразвукового определения угла между задними поверхностями рукоятки и тела грудины является простой, доступной, неинвазивной и информативной.
У обследованных нами детей дошкольного возраста максимальное значение внутреннего угла грудины, равное 180 градусов, выявлено у пятилетнего мальчика. Стоит отметить, что у этого же ребенка внешний угол грудины также равен 180 градусам и является минимальным внешним углом грудины среди детей дошкольного возраста.
Минимальная величина внутреннего угла грудины у детей обследованной возрастной группы – 138 градусов обнаружена у девочки пятилетнего возраста. Следовательно, размах величины внутреннего угла грудины, определяемый как разница между максимальной и минимальной величинами, у детей в возрасте от четырех до шести лет, достигает 42 градусов. Среднее значение величины внутреннего угла грудины, определенное среди всех детей дошкольного возраста, составило 161,96 ± 1,97 °.
У мальчиков дошкольного возраста максимальная величина внутреннего угла грудины – 180 градусов выявлена, как уже упоминалось выше, у мальчика пяти лет. А минимальная величина внутреннего угла грудины – 150 градусов, отмечена также у мальчика пятилетнего возраста, у которого, однако, величина внешнего угла грудины не является максимальной в группе. Итак, размах величины внутреннего угла среди мальчиков дошкольного возраста равен 30 градусам. Среднее значение величины внутреннего угла грудины у мальчиков этого возраста составило 161,09 ± 2,92 градусов.
У девочек дошкольного возраста максимальная величина внутреннего угла грудины, достигшая 175 градусов, выявлена у двух четырехлетних девочек. Интересно, что у одной из этих девочек величина внешнего угла грудины равна 180 ° и является самой минимальной величиной среди девочек исследуемой возрастной группы.
Минимальная величина внутреннего угла в группе девочек дошкольного возраста выявлена у пятилетней девочки и составляет 138 градусов. У этого ребенка внешний угол грудины высок, но не является максимальным для данной возрастной группы.
Размах величины угла у девочек дошкольного возраста несколько выше, чем у мальчиков этого же возраста, и достигает 37 градусов.
При анализе полученных результатов обращает на себя внимание то, что в группах мальчиков и девочек максимальный внутренний угол грудины регистрируется у тех же детей, у которых наблюдается минимальный внешний угол грудины. Это довод в пользу корреляции величин внутреннего и внешнего углов грудины. Однако полного равенства показателей величин угла грудины и внутреннего угла грудины не отмечается даже у этих детей, что является следствием индивидуальных колебаний толщины рукоятки грудины в верхних и нижних отделах. Этим же объясняется и тот факт, что у детей с регистрируемыми минимальными величинами внутренних углов грудины отмечаются высокие, но все же не максимальные значения внешнего угла грудины. Следовательно, отношение между показателями внешнего и внутреннего углов грудины носит индивидуальный характер, и для оценки отклонения рукоятки грудины кзади более информативным по сравнению с внешним углом грудины является внутренний угол грудины, определяемый между задними поверхностями рукоятки и тела грудины.
Среднее значение внутреннего угла у девочек дошкольного возраста составляет 162,73±2,90 градусов, что несколько выше, но статистически недостоверно (использовался непараметрический критерий Манна – Уитни) показателя у мальчиков этого же возраста.
Вероятно, отсутствие статистически значимых различий в величинах внутреннего угла грудины у мальчиков и девочек дошкольного возраста указывает на то, что исследуемая величина не зависит от пола ребенка дошкольного возраста. Фактом, подтверждающим, по нашему мнению, это заключение является и небольшая разница между крайними показателями величины внутреннего угла грудины в подгруппах мальчиков и девочек дошкольного возраста. Так, разница между максимальными величинами внутреннего угла грудины у девочек и мальчиков исследуемой возрастной группы составляет лишь 5 градусов. А разница между минимальными величинами внутреннего угла грудины у девочек и мальчиков дошкольного возраста доходит до 12 градусов. Вместе с тем значительный показатель (42 градуса) размаха величины внутреннего угла грудины у детей дошкольного возраста свидетельствует об индивидуальном характере смещения рукоятки грудины кзади относительно тела грудины у детей этой возрастной категории.
Предпринятое внутригрупповое исследование установило, что у четырехлетних детей максимальный внутренний угол грудины равен 175 градусам. Данный показатель обнаружен у двух девочек, имевших различные величины внешнего угла грудины. Эти наблюдения еще раз подтверждают индивидуальность связи величин внутреннего и наружного углов грудины и необходимость оценки именно внутреннего угла грудины для объективного определения смещения рукоятки грудины кзади. Минимальный показатель внутреннего угла грудины у четырехлетних детей равнялся 160 градусам и был зарегистрирован у мальчика. Размах внутреннего угла грудины в группе четырехлетних детей был наименьшим из всех обследуемых возрастных групп и составил всего 15 градусов.
Проведенное статистическое исследование с использованием непараметрического критерия Манна – Уитни выявило, что разница средних значений внутреннего угла грудины у мальчиков и девочек четырехлетнего возраста статистически не значима.
Во второй возрастной группе максимальный внутренний угол грудины, выявленный у пятилетних детей, составил 180 градусов (зарегистрирован у мальчика), минимальный (определен у девочки) 138 градусов. Размах показателя у детей этой возрастной группы был самым большим среди всех групп детей дошкольного возраста и достиг 42 градусов.
У мальчиков пяти лет размах внутреннего угла грудины равнялся 30° (зарегистрированное у мальчиков минимальное значение внутреннего угла грудины – 150°). И ровно такая же величина размаха внутреннего угла грудины (30 градусов) наблюдалась и у девочек этой же возрастной группы, у которых максимальное значение внутреннего угла грудины достигло 168° градусов.
Разница между средними значениями внутреннего угла грудины у пятилетних мальчиков и девочек очень незначительна и статистически не достоверна (оценка производилась при помощи порядкового критерия Манна – Уитни).
Максимальный внутренний угол грудины среди шестилетних детей определялся у мальчика и составил 169 градусов. Минимальный внутренний угол грудины в третьей возрастной группе (144 градуса) наблюдался у девочки. Размах изучаемого показателя у всех шестилетних детей составил 25 градусов.
Сразу у двух девочек этой возрастной группы максимальная величина внутреннего угла грудины была равна 160 градусам. При этом величина и внешнего угла грудины у них тоже была одинакова. Размах величины внутреннего угла грудины у девочек в возрасте шести лет составил 16 градусов.
В подгруппе мальчиков третьей возрастной группы минимальная величина внутреннего угла грудины равная 152 градусам зарегистрирована сразу у двух обследуемых. Причем, несмотря на одинаковый показатель внутреннего угла грудины, величина внешнего угла грудины у этих мальчиков разнилась на 9 градусов. Это еще раз свидетельствует в пользу вышеприведенного заключения об индивидуальности соответствия внутреннего и внешнего углов грудины и целесообразности определения именно внутреннего угла грудины для оценки смещения рукоятки грудины в ретростернальное пространство.
Размах величины внутреннего угла грудины у мальчиков в возрасте шести лет всего лишь на градус был выше аналогичного показателя у девочек и достиг 17 градусов.
Проведенное статистическое исследование с использованием рангового критерия Манна – Уитни установило, что различие величины внутреннего угла между показателями мальчиков и девочек шестилетнего возраста статистически недостоверно.
Статистически недостоверно и определяемое по критерию Крускала – Уоллиса различие групп четырехлетних пятилетних и шестилетних детей по показателю внутреннего угла. Также не выявлена статистически значимая разница по показателю внутреннего угла между возрастными группами мальчиков. Аналогичные результаты получены и при сравнении возрастных групп девочек.
Проведенный анализ полученных результатов исследования не выявил четкой связи между максимальными либо минимальными величинами внутреннего угла грудины и возрастом ни у мальчиков, ни у девочек.
При анализе полученных данных обращает на себя внимание очень незначительное, статистически незначимое, отличие средних групповых показателей величин внутреннего угла грудины у мальчиков и девочек во всех трех возрастных группах. Статистически незначимо (при использовании непараметрического критерия Манна – Уитни) разнятся между собой и величины внутреннего угла грудины у всех обследованных мальчиков и у всех обследованных девочек дошкольного возраста. Применение непараметрического критерия Крускала – Уоллиса не обнаружило статистически достоверных различий выборок четырехлетних, пятилетних и шестилетних мальчиков между собой по величине внутреннего угла грудины. Также не выявлена с помощью критерия Крускала – Уоллиса статистически значимая разница по показателю внутреннего угла грудины между возрастными группами девочек. Всё это, несомненно, показывает, что у мальчиков и девочек дошкольного возраста во всех возрастных группах величина внутреннего угла грудины примерно одинакова. Следовательно, величина внутреннего угла грудины у детей дошкольного возраста не зависит от пола. Возможным подтверждением этого вывода является и полученные нами данные об практически одинаковых величинах размаха внутреннего угла грудины у мальчиков и девочек в пятилетнем возрасте (30° и 30°) и в шестилетнем возрасте (17° и 16°).
Практически совпадают между собой и средние групповые показатели величины внутреннего угла грудины. Это указывает на то, что величина внутреннего угла грудины у детей почти не меняется в возрасте от четырех до шести лет. Следовательно, у детей дошкольного возраста величина внутреннего угла грудины не зависит от возраста. Данный вывод удостоверяет и отсутствие статистически достоверных различий показателей внутреннего угла грудины в группах четырехлетних, пятилетних и шестилетних детей, обнаруженное с помощью критерия Крускала – Уоллиса.
Вместе с тем само наличие размаха величины внутреннего угла грудины, достигающее у детей дошкольного возраста 42 градусов, свидетельствует о возможности индивидуальных особенностей взаиморасположения рукоятки и тела грудины вне зависимости от их пола и возраста.
Заключение
- У детей дошкольного возраста внутренний угол грудины (угол между задними поверхностями рукоятки грудины и её тела) равен 161,96 ± 1,97°, и его целесообразно использовать для оценки степени отклонения рукоятки грудины кзади.
- У мальчиков дошкольного возраста внутренний угол грудины составляет 161,09 ±2,92°, а у девочек этой возрастной группы его величина достигает 162,73 ± 2,9°. Проведенное исследование выявило, что величина внутреннего угла грудины у детей дошкольного возраста достаточно стабильна и не зависит от возраста и пола ребенка.
- Размах внутреннего угла грудины, достигающий 42°, свидетельствует об индивидуальном характере отклонения рукоятки грудины кзади у детей дошкольного возраста вне зависимости от их пола и возраста, что следует учитывать при проведении оперативных вмешательств.
Библиографическая ссылка
Кивва А.Н., Новиков К.А., Созыкин А.А., Войналович-Ханова Ю.А. ВЕЛИЧИНА УГЛА МЕЖДУ ЗАДНИМИ ПОВЕРХНОСТЯМИ РУКОЯТКИ ГРУДИНЫ И ЕЁ ТЕЛА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ДАННЫМ УЛЬТРАЗВУКОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24202 (дата обращения: 13.10.2024).