Изменения, происходящие в обществе, предъявляют новые требования к отечественной системе образования, среди которых на первый план выдвигаются самореализация и социализация личности учащегося в обществе, способность к адаптации на рынке труда и подготовленность к жизни в современном многонациональном обществе. Усиление воспитательной функции образования предусматривает формирование у школьников таких качеств личности, как гражданственность, патриотизм, ответственность, трудолюбие, нравственность, любовь к семье, Родине, бережное отношение к окружающей природе.
Объективная потребность модернизации учебно-воспитательного процесса, направленная на решение проблемы гражданского воспитания молодежи, актуализирует изучение теоретического и практического зарубежного опыта в этой области с целью выявления наиболее важных достижений педагогической науки и обогащения отечественной теории и практики.
Цель исследования заключается в изучении подходов российских и зарубежных ученых к определению целей и задач гражданского воспитания, чтобы выявить национальные приоритеты в воспитании молодежи в России и США.
Материалы и методы исследования
Основными источниками по проблеме послужили основополагающие теоретические труды американских ученых по вопросам гражданского воспитания и поликультурного образования, а также зарубежная педагогическая периодика, материалы образовательных ресурсных центров. В процессе исследования были использованы методы теоретического анализа научной литературы по данной проблеме, перевода, синтеза научных зарубежных трудов для выявления основных положений данного исследования.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ научной литературы американских и российских ученых по вопросам гражданского воспитания позволяет сравнить подходы исследователей двух стран к формулировке целей и задач гражданского воспитания. Подобный взгляд на проблему поможет выявить национальные приоритеты в воспитании молодежи в США и России.
Анализ литературы показал, что сложно выделить единую, общую цель гражданского воспитания в США, так как существует огромное количество программ и концепций. Однако можно утверждать, что все они направлены на формирование «добропорядочного гражданина» (англ. «goodcitizen») в демократическом обществе. В более узком смысле целью гражданского воспитания является знание Конституции, структуры и функций основных демократических институтов и принципов, а также знаний и навыков, которые позволяют принимать участие в политической, социальной и культурной жизни демократического общества.
При определении цели гражданского воспитания американские ученые подчеркивают различные аспекты, но соглашаются в том, что школа призвана воспитать идеал гражданина, который понимает и принимает демократические ценности, является патриотом своей страны, уважает и соблюдает закон, знает и выполняет свои гражданские обязанности, разбирается в устройстве политической власти, принимает участие в общественной деятельности на благо общины, штата и страны в целом, уважает культурное многообразие, способен активно противостоять дискриминации в любой форме проявления, бережно относится к национальному и мировому богатству и многообразию культур страны и мира.
М. Эппл и Дж. Бин определяют главную цель гражданского воспитания как подготовленность и готовность молодежи к жизни в многокультурном обществе и мире, и активному участию в общественно-политической жизни своей страны [8].
А. Колби считает, что целью гражданского воспитания в школе является осознанное принятие каждым учащимся нравственных, социальных и культурных ценностей и сформированность приверженности действовать согласно эти ценностям в рамках своих обязанностей и прав как члена школьной общины и демократического поликультурного общества [10].
Как подчеркивает Дж. Бэнкс, в настоящее время цели, поставленные государственными органами управления США перед школами, сводятся к следующему: воспитание ответственного гражданина, помощь в профессиональном самоопределении, признание ценности собственной личности, уважение личности другого, патриотизм, уважение закона и правительства [9].
В целом, несмотря на различную формулировку целей гражданского воспитания в США, в проанализированных концепциях американских ученых нами выделены три группы целей: активная гражданская позиция гражданина; признание ценности человеческой личности независимо от идентичности; укрепление нравственности личности.
Обращаясь к современному состоянию гражданского воспитания в нашей стране, подчеркнем, что начало XXI века для нашей страны – время перехода к рыночной экономике, формирования правового государства и гражданского общества, признания личности, прав и свобод человека высшей ценностью.
Современный национальный воспитательный идеал определен в России как высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России [7].
Главной целью образования является воспитание, наряду с социально-педагогической поддержкой развития и становления ответственного, высоконравственного, компетентного, инициативного, творческого гражданина России для жизни в гражданском обществе и в демократическом государстве. Такой гражданин, по мнению В. А. Гладик, должен иметь определенную совокупность знаний и умений, обладать организованной системой демократических ценностей, а также быть готовым принимать участие в общественно-политической жизни как школы, так и местных сообществ [2]. В. А. Гладик при определении цели гражданского воспитания делает акцент на формировании гражданской компетентности личности, под которой понимает комплекс стремления и умений, дающих ей возможность активно, эффективно и ответственно осуществить всю совокупность прав и обязанностей гражданина в гражданском обществе [Там же].
И. Д. Фрумин полагает, что цель гражданского воспитания направлена, прежде всего, на преодоление «гражданской неграмотности» и «гражданской незрелости» школьников и предлагает в этой связи ряд моделей воспитывающего обучения, основанного на гражданском просвещении и ведущей роли деятельности в развитии личности [6].
Н. Ф. Крицкая демонстрирует более развернутый подход к определению цели гражданского воспитания и полагает, что оно преследует три группы целей, обозначаемые понятиями «политическая культура», «правовая культура» и «культура межнациональных отношений». В первом случае речь идет о знании школьником устройства политической системы страны, направлений ее политики, государственных органов управления, лояльном отношении к политическому устройству общества, умении принимать участие в политической жизни страны. Во втором – подразумевается наличие таких качеств и знаний, как осознанная дисциплина, непримиримость к правонарушениям, законопослушность, понятие о праве, в частности, гражданских правах человека и ребенка, знание главных законов государства и общества. Особенно важным считается воспитание законопослушности – уважения к закону и стремления его выполнять. В третьем – необходимо развивать любовь к своему народу и активное участие в развитии национальной культуры и ее сохранении; знание истории, искусства, культуры своей родины, страны; знание и уважительное отношение к культурам других народов своей страны и других государств; умение строить отношения с представителями других культур и народов на основании принципов толерантности и взаимоуважения [4].
Анализ подходов отечественных ученых к формулировке целей гражданского воспитания показал, что ряд исследователей акцентируют патриотический компонент в организации работы с учащимися.
Г. Я. Гревцева основной целью в работе с учащимися ставит развитие у учеников патриотизма и гражданственности, а именно формирование наиболее важных социальных и духовно-нравственных ценностей, значимых умений и качеств и готовности активно их проявлять в разных сферах жизни. При этом гражданственность понимается автором как гармоническая совокупность межнациональных и патриотических чувств, правовая и нравственная культура, проявляющаяся в доверии и уважении к государству и к другим гражданам, во внутренней дисциплинированности и чувстве собственного достоинства. Гражданственность – это результат становления гражданского общества, интегрирующий результат гражданского воспитания, обуславливающий особенности культуры общества [3].
Перейдем к рассмотрению задач гражданского воспитания. В настоящее время в США приоритетной является задача подготовки ответственного и сознательного гражданина и избирателя. Для школьного образования это означает перенос акцента с овладения учащимися знаниями и правилами на формирование у них навыков поведения, присущего члену демократического и правового общества.
Поскольку основная часть гражданского становления ученика происходит в школе, то многие авторы обращают внимание на важность создания демократической атмосферы в школе, которая в максимально возможной степени и согласно уровню развития учащихся предусматривает ответственность и независимые действия и является одной из главных задач, гарантирующих успешное достижение целей гражданского воспитания.
В Национальной Оценке Образовательного Прогресса (The National Assessment of Educational Progress) заявлены общие задачи гражданского воспитания, которые отражают его политическую, правовую, социальную, семейную направленность: знать структуру и функции правительства; знать политическую ситуацию в стране и в мире, понимать проблемы международных отношений; поддерживать права и свободы всех людей; заботиться о благосостоянии и достоинстве других граждан; содействовать и контролировать поддержание общественного порядка и соблюдение законов; стремиться к улучшению реальной жизни общества посредством активного демократического участия; участвовать в дискуссиях на тему социальных и политических проблем; нести ответственность за личное развитие и свои поступки; уважать и поддерживать свою семьи, воспитывать своих детей как будущих граждан.
Гражданское воспитание в России предусматривает решение следующих задач.
На важность создания в школе демократического уклада жизни обращают внимание многие российские ученые. Основными показателями такой атмосферы служат:
- идея приоритета прав личности;
- демократизация школьного управления, в особенности увеличение его педагогического потенциала; участие всех членов школьного коллектива в управлении школой, создание возможностей для гражданской деятельности учащихся не только в учебном процессе, но и вне его [2];
- создание в школе атмосферы взаимной ответственности всех членов образовательного процесса, взаимоуважения, конструктивного диалога и общения; свободное и открытое обсуждения проблем коллектива; координация интересов групп участников школьной жизни, в том числе родителей и общественность [5];
- создание в школе среды правового пространства; самосовершенствования и обновления; моделирование демократических институтов, развитие школьного самоуправления [4];
- создание педагогических условий для воспитания гражданской позиции, толерантности, независимости убеждений; защиты гражданских прав; осознания гражданского долга и ответственности [3].
Коллектив авторов под руководством Л. Н. Боголюбова дает более развернутую трактовку задач и определяет следующие направления работы с учащимися:
- определение идеалов и ценностей, смысла жизни, ценностного отношения к собственной жизни. Авторы концепции считают, что гуманитарные знания, являющиеся комплексом знаний о человеке, представляют собой важнейший источник воспитания гражданина. Общечеловеческие ценности выступают системообразующим фактором в воспитании учащихся;
- воспитание ценностного отношения к родной национальной культуре через изучение вклада отечественных деятелей науки, культуры и искусства в мировую сокровищницу;
- воспитание потребности в творческом сознательном труде как выражении человеческой сущности;
- воспитание здравотворческой культуры, выражающейся в ценностном отношении к своему здоровью и стремлении в будущем создать здоровую семью [1].
Заключение
В целом, в концепциях американских и российских ученых много общих взглядов на формулировку задач гражданского воспитания, среди которых отметим: формирование у учащихся стремления к самореализации, гражданской активности, ответственности; формирование чувства гражданского долга; воспитание толерантности; утверждение в сознании и чувствах школьников уважения к культурному и историческому прошлому страны, патриотических ценностей, убеждений и взглядов; формирование здорового образа жизни, готовности к военной службе; формирование активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни страны, в познании окружающего мира; консолидация деятельности школы, семьи и общественности.
На наш взгляд, особенностью американских концепций гражданского воспитания является их обязательная нацеленность на достижение социальной справедливости в обществе, что предусматривает соответствующую подготовку школьников (умения распознавать дискриминационные действия и активно противостоять им; в период волонтерской работы взаимодействовать с представителями всех слоев общества, а не только с его «благополучной» половиной). Именно такой подход демонстрирует поликультурную направленность гражданского воспитания (отражает реальную картину американского общества и предписывает необходимые знания, умения и навыки поведения), что способствует становлению более зрелых и самостоятельных в социальном отношении граждан.
Особенностью российских концепций является некоторая степень идеализации российского общества (в изученных концепциях отсутствуют такие понятия, как дискриминация в обществе, бедность населения, наркомания и алкоголизм в школах, подростковая преступность и т. п.), что придает задачам несколько декларативный характер и может изначально создавать у школьников неверные представления об обществе, в котором им предстоит жить. Подчеркнем, что дискриминация является одним из главных препятствий на пути к демократии. Одним из ее проявлений является разжигание ненависти на национальной основе – актуальнейшая проблема современной России. Также недооценивается воспитательная роль общественно-полезного труда, который традиционно в школах носит принудительный характер и часто ограничивается уборкой прилегающей территории.
Библиографическая ссылка
Семисотнова О.А. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ И США // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24106 (дата обращения: 10.05.2025).