В контексте социальных факторов заслуживает упоминания система социализации согласно которой обеспечение устойчивости экономики, особенно в странах с развивающимися рынками, не может основываться только на средствах макроэкономической стабилизации (таких, как сокращение роли государства, либерализация торговли, ограничение инфляции) [1, с. 10-19]. Оно предполагает решение более широкого круга задач: накопление человеческого капитала, борьба с безработицей и нищетой, развитие системы здравоохранения, охрана окружающей среды, повышение роли людей в разработке и реализации экономической стратегии и, конечно, распространение знаний и повышение уровня образования. Определяющая роль социальной сферы в развитии современной России обусловлена значительными социальными издержками проводившихся экономических преобразований и сопровождавшими их проблемами: ростом бедности и неравенства доходов, масштабами и характером безработицы, снижением доступности и качества базовых социальных услуг - образования, здравоохранения и социального обеспечения, потерей сбережений и разгулом преступности, ростом смертности и падением рождаемости, формированием "привычки жить в бедности" и усилением зависимости от различных видов материальной поддержки, неспособностью адаптироваться к рыночной экономике и социально-экономическую пассивностью и т.д.
В связи с этим уровень развития человеческого потенциала может рассматриваться не только как характеристика результатов функционирования социальной сферы, но и как критическое условие экономического развития России, поскольку он определяет ряд стратегических направлений в становлении социальной структуры и является ключевым критерием общественного развития. Первый момент - создание программ обучения, рассчитанных не на один год, например разработка собственного ноу-хау. Второй момент - обучение не самим высоким технологиям, а лишь проведению элементарных производственных операций, так называемой "отверточной" сборке.
Человеческий фактор в большей степени определяет различные типы социальных отношений (от экономических до политических), т. е. всю шкалу информационных отношений по вертикали. Причем акцент делается на формах и качестве информационного обмена между людьми. Появляется возможность определить культурно-типические сведения об окружении (ориентации) и структурно-содержательном аспекте коммуникативных процессов. Ценностные ориентации людей в отношении своего бытия считаются пусковым механизмом, векторной детерминантой социальных действий и взаимодействий, формирующими существенные отличительные характеристики культур [4, с. 95-97].
Структура интеллектуального капитала обусловливает тип социальных взаимодействий "по горизонтали", что характеризует одноуровневую сетку правил сочетания знаков и их порождения друг из друга. Человеческий потенциал определяет внешнее проявление самоактивности субъекта по отношению к факторам внешней среды.
Особенное представление социальных факторов находит свое отражение в формировании научного знания как взаимодействия человека-космос. Это обозначено в позиционном представлении чисел в математическом знании в виде составляющих ее элементов, можно отметить, что восточная геометризация основана на соответствии между микро- и макромирами: алхимия как учение о способах достижения бессмертия; астрология как учение о изоморфизме между социумом и космосом; геомантия, не имеющая аналога на Западе, определяющая благоприятное расположение жилищ и могил в соответствии с ландшафтом; математика, вскрывающая роль числовых закономерностей (например, отношение длины Цзу Чун-чжи, длина окружности Брахмагупта). Египтяне определили число пи, что нашло продолжение в греческой математике [3, с. 26-29]. Позиционно-перестановочная структура восточной алгебры трансформируется в греческом представлении в возможность понять механизм построения и функционирования матрицы-таблицы.
Понимание социальных факторов в естественно-научном познании находит свое отражение в математизации знания в Китае представляется как потенциально бесконечная последовательность мыслительных "орудий счета". Основной вопрос, который ставится греческой философской мыслью, сохранение инвариантности логической связки космос-Вселенная-человек. Человек в данном случае рассматривается как космический феномен, органический элемент космоса; "космос" - "дом" бытия, прекраснейшая вещь из всех сотворенных. Вводятся система геометрических величин Герона, понятия "эллипс", "парабола", "конические сечения" Абу-аль-Вефа, различные представления пространственных соотношений сферической и плоскостной геометрии (основанной на таблице хорд), представления о параллельных ал-Джаухари, Сабита ибн Коры, ан-Найризи, Ибн Сины, о кинематической теории параллельных Ибн ал-Хайсама, ал-Бируни, Омара Хайяма, Хусам ад-Динал-Салара, Насир ад-Дина ат Туси, ал-Ханафи, ал-Абхари, ал-Магриби, ал-Ширази. В Греции математике отдавали большее предподчение, чем в Китае, где основное место отводилось астрономии, астрологии и музыкальной гармонии. Понятие масштаба, или единицы меры, объединяет отчасти восточную и греческую информацию и формирование научного мировоззрения. Систематизация Насирэддин Туси шести случаев решения сферических треугольников по трем сторонам и трем углам аналогично выстраиванию трегоны связей космос-душа-человек. Душа и есть собственно субъект познания, "работа" души есть теоретизирование, ценностно-целевая структура деятельности.
Следовательно, сам человек и различные виды его деятельности становятся изучаемыми социальным фактором, влияющим на формирование научного знания, например, в медицине. Поэтому медицинское знание приобретает особое значение. Если изначально человек изучался не как система, а как совокупность определенных признаков, симптомов болезни, то современная научная методология в рамках информационного подхода рассматривает человека и его деятельность с физиологической точки зрения. Она кодируется соответствующим пространственно-временным континуумом событий внешнего мира в нейрофизиологическом аспекте.
Человек как социальный фактор в системе научного познания представлен совокупностью определенных характеристик болезни исследуется в вавилонской, египетской и индийской культуре [5, с. 43-47]. Врачебная диагностика определяла установление полной, частичной информации об объекте и ее отсутствие (болезнь, которая вылечивается; болезнь, которую можно вылечить; болезнь, которая не вылечивается). Структура Вавилонской медицины включала отдельные отрасли: хирургические, глазные болезни, анатомия (постановка диагноза осуществлялась с учетом определенных симптомов), болезни желудочно-кишечного тракта, органов дыхания (насморк, выделение мокроты, кровотечение из носа), ревматизм (ломота в суставах), симптомы лихорадочного состояния (жар, холод, озноб, холодный пот), симптомы нервных, душевных патологий, женские болезни.
Социальные факторы несут определенные функции в современном научном познании - это информативность, системность и целостность характеристик и элементов человека и складываются на основе единства двух взаимодополняющих моментов: реагирования и обеспечения. Процесс реагирования определен вертикальными связями между душой и телом по принципу сверху вниз. Следовательно, движение информации характеризуется определенным направлением. Социальные факторы современного научного познания формируют информационный аспект, представленный перекодированием социальной информации в структуре поведения. Процесс обеспечения есть психоэмоциональное и морфофизиологическое обеспечение предыдущего процесса по принципу снизу вверх. Объем информации непрерывно растет, и тем самым ставится под угрозу не только согласование нейродинамических и соматических механизмов обеспечения постоянства внутренней среды, но и сами нейрофизиологические регуляторные механизмы (количество гигиенически допустимого информационного разнообразия). Нейродинамические модели мозга - не только форма кодирования информации о внешнем мире, но и организующее ядро всех афферентных и эфферентных потоков информации внутри организма, к которому стягиваются все соматические (нервно-мышечные, биохимические, гормональные, циркуляторные) процессы. Континуум всех этих реакций, с одной стороны, обеспечивает предметную деятельность человека, с другой - отражает ее. Механизм получения (реагирования), переработки и хранения (обеспечения) информации рассматривается в два этапа: перекодирование информации в образно-знаковую форму и трансформация ее в логически-понятийную форму (осмысление), связанная с внутренним проговариванием мысли. Информационно-гомеостатические процессы неразрывно связаны с вещественно-энергетическими характеристиками жизнедеятельности. Количественные информационные методы, обосновывающие число как характеристику и показатель информационных процессов, трансформируются как соотношения между элементами информационных объектов и их жизнедеятельностью. До эпохи научно-технической революции информационное содержание взаимоотношений организма и среды не привлекало внимания медиков и других ученых, что объясняется сравнительно низкими темпами изменения разнообразия внешней среды в предшествующие эпохи. Сегодня темпы ее преобразования резко возросли, и устойчивая упорядоченность внутренних механизмов жизнеобеспечения человека отстает от темпов нарастающего разнообразия среды. Современное общество изобилует особенностями развития информационного общества [2, c. 23-24]. Человеческая психика изобрела целый ряд способов обесценивания внешней информации, помогающих сохранить относительное равновесие внешнего континуума событий и внутреннего континуума реакций организма [3, c. 13-14].
Итак, социальная сфера в рамках современного познания трансформируется социальными факторами в современном познании из взаимодействия Человек-космос во взаимодействие Человек-окружающая среда с определенными информационными механизмами. Социальные аспекты или сферы геометрия живого организма становятся основным объектом изучения с началом XX столетия, определяется спецификой физиологического времени. Современное познание как гуманитарное в рамках деятельности общественных процессов и как естественно-научное в рамках деятельности математических конструкций осуществляется через информационные процессы и информация. Связь информации, ее количества (избыточности, а может быть, и ценности) с длительностью времени в живой природе свидетельствует в пользу гипотезы так называемого биологического времени. В основании этой концепции находится понятие резервирования. Механизм таков: когда элементы (клетки, органы и др.) имеются в организме в избытке и работают параллельно, осуществляя "саморемонт" - самовосстановление живых систем, то вопрос о причине зависимости между количеством информации биологических систем и длительностью их существования сводится к натурфилософскому пониманию жизни как активной идеальной субстанции и статистической концепции жизни как биологического механицизма.
Рецензенты:Айзятов Ф.А., д.ф.н., профессор кафедры социально-экономических дисциплин Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации, г. Саранск;
Ломшин М.И., д.п.н., профессор Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва, г. Саранск.
Библиографическая ссылка
Бакаева Ж.Ю., Гуревичева Ю.А. СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ПОЗНАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23154 (дата обращения: 01.05.2025).