Государственную семейную политику, объектом которой является семья, невозможно исследовать в отрыве от закономерностей развития института семьи. Модернизация государственной семейной политики связана с изменениями семьи как социального института. Это два взаимосвязанных процесса [2].
Актуализация роли государственной семейной политики в возрождении института семьи обусловлена тем, что семья – базовый институт воспроизводства населения, оказывающий огромное влияние на социализацию, становление личности [4]. Устойчивая и целенаправленная дезорганизация этого социального института, которую мы наблюдаем на современном этапе, создает реальную угрозу будущности российского общества [1; 5].
С целью выявления роли государства в возрождении института семьи в 2010 году авторами были проведены анкетирование населения г. Тюмени (384 респондента) (рис. 1-3) и экспертный опрос специалистов в области семейной жизнедеятельности, семейного воспитания (94 эксперта) (рис. 4, 5) [3; 6; 7]. В качестве экспертов были выбраны представители законодательной и исполнительной власти, социальной сферы, общественных фондов, клубов, организаций, секций, кружков.
Рис. 1. Возраст респондентов, %
Рис. 2. Образование респондентов, %
Рис. 3. Семейное положение респондентов, %
Рис. 4. Сфера деятельности экспертов
Рис. 5. Стаж работы экспертов, %
Эксперты на вопрос, нуждается ли современная российская семья в помощи со стороны государства, ответили следующим образом (рис. 6).
Рис. 6. Нуждается ли российская семья в помощи со стороны государства, по мнению экспертов, %
Мнения экспертов разделились: 54,2% утвердительно ответили на этот вопрос, и 39,4% считает, что семья в помощи не нуждается.
На вопрос, в какой конкретной помощи нуждаются семьи, 34,9% респондентов отметили материальную помощь; 17,4% - помощь в устройстве в образовательные учреждения; 11,5% – консультационную помощь; 11,2% - помощь в устройстве в дошкольные учреждения (рис. 7).
Рис. 7. Распределение ответов респондентов о видах помощи, необходимых современной семье, %
Деятельность государства в области поддержки семьи респонденты оценили следующим образом (рис. 8).
Рис. 8. Оценка респондентами деятельности государства в области поддержки семьи, %
Фактически более 60% оценили деятельность государства отрицательно или скорее отрицательно, чем положительно; 22,7% - нейтрально; и только 4,4% - скорее положительно, чем отрицательно. Никто из респондентов не оценил деятельность властей в этой области безоговорочно положительно, а 11,5% затруднились с ответом.
Эксперты на данный вопрос ответили следующим образом (рис. 9).
Рис. 9. Оценка экспертами деятельности государства в области поддержки семьи, %
40,4% экспертов дали нейтральную оценку деятельности государства в этой области, зато 36,2% оценили ее отрицательно и скорее отрицательно.
Для уточнения того, в какой области государство не в полной мере оказывает помощь семье, был проведен сравнительный анализ мнений респондентов и экспертов (рис. 10, 11 ).
Рис. 10. Мнения респондентов о том, в какой области государство не в полной мере оказывает помощь семье, %
Рис. 11. Мнения экспертов о том, в какой области государство не в полной мере оказывает помощь семье, %
Фактически по всем областям, в которых государство может оказывать помощь семье, респонденты в той или иной мере дали негативную оценку этой деятельности. Особенно это касается поддержки образовательной и воспитательной сети, поддержки медицинского обслуживания, организации сети бюджетных кружков и секций, принятия законов о семье.
Эксперты по данному вопросу фактически солидарны с респондентами в оценке деятельности в сфере образования и воспитатания, поддержки медицинского обслуживания, принятия законов о семье. В дополнение к этим областям они считают, что необходима помощь семье в сфере улучшения жилищных условий, выделении материальной помощи, создании центров консультационной поддержки населения.
Респондентам было предложено высказать в форме открытого ответа свои предложения по организации помощи семье. Всего на открытый вопрос ответило 48 респондентов (12,5% от числа опрошенных). В целом были выделены 4 блока ответов (рис. 12).
Рис. 12. Предложения респондентов относительно направлений государственной поддержки семьи (открытый вопрос), %
20,8% из ответивших на открытый вопрос по поводу помощи семье высказались за необходимость признать воспитание детей как трудовую деятельность, государственную службу со своими обязанностями, правами, заработной платой, отпусками и льготами. И хотя это всего 2,6% от всех респондентов, участвующих в анкетировании, на взгляд авторов, это мнение отвечает всем чаяниям современных матерей, которые, как показало исследование, являются одним из основных субъектов социализации детей, и сегодняшнее их ущемленное положение наносит вред этим процессам и самим детям.
22,9% из отвечавших на открытый вопрос (2,9% от количества всех респондентов) отметили недостаточность финансовой помощи молодой семье со стороны государства. И материнский капитал не стал панацеей в сегодняшней ситуации. Небольшие пособия по уходу за ребенком не улучшают финансовое положение семьи. В современных кризисных условиях жизнедеятельности общества необходима полноценная программа помощи семье.
О необходимости поддержки семьи в разных областях, в том числе: создании бесплатных психологических центров семьи; увеличении размеров детских пособий, обеспечении бесплатного образования и медицинского обеспечения или льгот на эти услуги; помощи в получении бесплатного жилья; формировании сети бесплатных секций, кружков, клубов; расширении сети бесплатных дошкольных учреждений; предоставлении льготной ипотеки; выплате материальной помощи молодым семьям; организации социальной защиты семей, - высказалось 56,3% из ответивших на открытый вопрос (7,1% от общего числа респондентов).
В заключение необходимо отметить, что укрепление института семьи, проявляющееся в повышении престижа брака, ответственного родительства и многодетности, должно стать первоочередной государственной задачей. Для ее решения требуются новые принципы управления и взаимодействия гражданского общества и государства в интересах семей, родителей и детей, основанные на возможности непосредственного влияния семейных и родительских сообществ на принятие решений на всех уровнях власти.
Рецензенты:
Белоножко М.Л., д.соц.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень;
Барбаков О.М., д.соц.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень.
Библиографическая ссылка
Пивоварова И.В., Устинова О.В. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ВОЗРОЖДЕНИИ ИНСТИТУТА СЕМЬИ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21404 (дата обращения: 02.05.2025).