Цель
Определить региональные показатели качества жизни у детей раннего возраста в Удмуртской Республике.
Материалы и методы исследования
Популяционное исследование качества жизни детей в Удмуртии проводилось в 5 этапов. Первый этап - библиографический и аналитический, второй - статистический, третий - популяционное исследование качества жизни детей 2-18 лет в городе Ижевске и 24 районах Удмуртии, четвертый - определение региональных нормативов качества жизни детей в Удмуртии и выявление социально-общественных факторов, влияющих на уровень качества жизни, пятый - разработка комплекса мероприятий по улучшению здоровья детей на основе показателей качества жизни. В данной статье приводится фрагмент исследования, посвященный детям 2-4 лет, касающийся региональных нормативов КЖ.
Расчет объема репрезентативной выборки для популяционного исследования проводился с использованием статистического метода, основанного на определении статистической надежности информации. Были установлены численность генеральной совокупности, соотношение мужского и женского пола, распределение по месту жительства. Определение необходимой численности выборки основывалось на формуле предельной ошибки выборки. Впоследствии при бесповторном случайном отборе необходимая численность выборки вычислялась по формуле с использованием дисперсии, коэффициента доверия и предельной ошибки выборки.
Нами исследованы показатели качества жизни детей 2-4 лет, проживающих в Удмуртской Республике. В изучаемую группу вошли 246 детей от 2 до 4 лет, из них 133 мальчика и 113 девочек. Инструментом исследования послужил общий опросник для оценки КЖ детей раннего возраста PedsQLтм4.0, блок для детей 2-4 лет [5], который заполнял один из родителей (мать). Опросник состоит из 23 вопросов, которые объединены в следующие шкалы: физическое функционирование (ФФ), эмоциональное функционирование (ЭФ), социальное функционирование (СФ), функционирование в детском саду (ФДС). Анкетирование проводилось в детских садах по месту жительства детей. Статистический анализ осуществлялся с помощью статистического пакета Statistica, версия 6. Анализ данных включал стандартные методы параметрической статистики. Достоверность различий количественных признаков определяли с помощью t-критерия Стьюдента для сравнения независимых выборок. Для сравнения средних значений выборок использовался однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA). Для установления связи между параметрами качества жизни и социальными факторами применялся корреляционный анализ.
Результаты исследования и их обсуждения
Общий балл КЖ детей раннего возраста в Удмуртии достаточно низок и составляет всего 77 (табл. 1). При этом все респонденты наиболее высоко оценили такие аспекты КЖ, как «физическое функционирование», несколько ниже - «социальное функционирование». Самые низкие значения имели шкалы «эмоциональное функционирование» и «функционирование в детском саду». Следовательно, самые неблагоприятные данные имеют шкалы, отвечающие за психосоциальное здоровье наших малышей.
Таблица 1
Параметры КЖ детей 2-4 лет, М±δ
Аспекты КЖ |
Все дети (n=246) |
Мальчики (n=133) |
Девочки (n=113) |
ФФ |
82,98±12,63 |
86,30±10,23 |
79,06±14,04*** |
ЭФ |
68,17±17,12 |
68,76±17,95 |
67,48±16,13 |
СФ |
80,57±14,35 |
83,24±12,06 |
77,43±16,13** |
ФДС |
69,80±18,38 |
71,96±16,40 |
67,25±20,24* |
ОБ |
77,18±11,17 |
79,55±9,95 |
74,40±11,90*** |
Примечание. Достоверность различий между группами детей: * - p<0,05,
** - p<0,01, *** - p<0,001.
Нами были изучены гендерные различия параметров качества жизни детей раннего возраста. По результатам опроса родителей выявлены достоверные половые различия в оценке качества жизни. Так, мальчики имеют более высокие баллы (86,30±10,23) в аспекте «физическое функционирование» и чувствуют себя более сильными и выносливыми, чем девочки (79,06±14,04, p<0,001). Мужской пол имеет более предпочтительное место в аспектах «психосоциальное здоровье»: «социальное функционирование» (83,24±12,06 против 77,43±16,13 у девочек, p<0,01), «функционирование в детском саду» (71,96±16,40 против 67,25±20,24 у девочек, p<0,05). А вот в эмоциональном плане половых различий в оценке качества жизни не установлено (p>0,05).
Группа детей 2-4 лет представлена малышами, проживающими в городе (136 детей) и в селе (110 детей). В результате проведенного сравнения, к сожалению, значимые различия отмечены практически по всем аспектам (табл. 2). Сельские дети имеют более низкие баллы по шкалам: «физическое функционирование» (79,71±13,37 против 85,62±11,38 у городских малышей, p<0,001), «эмоциональное функционирование» (64,09±13,93 против 71,47±18,72 у городских малышей, p<0,001), «социальное функционирование» (74,92±13,33 против 85,15±13,53 у городских малышей, p<0,001). И только в аспекте «функционирование в детском саду» достоверных различий мы не обнаружили. В имеющейся литературе практически нет сведений о показателях качества жизни детей этой возрастной категории. Согласно данным А.А.Баранова, В.Ю.Альбицкого, И.В. Винярской [1] показатели качества жизни детей данного возраста, проживающих в г. Москве, составляют: 85,9 (ФФ), 74,1(ЭФ), 81,0 (СФ), 74,9 (ФДС), 80,6 (ОБ). При сравнении аспектов качества жизни детей, проживающих в г. Москве и г. Ижевске, установлено практически единообразие показателей. Но обращает на себя внимание, что дети г. Ижевска имеют более предпочтительные баллы в аспекте «социальное функционирование» (85,15 против 81,0), что говорит о хорошей социализации в обществе. В это же время стоит отметить, что малыши г. Ижевска получили более низкие баллы в аспектах «эмоциональное функционирование» (71,47 против 74,1 у малышей г. Москвы) и «функционирование в детском саду» (71,06 против 74,9 у малышей г. Москвы). В целом хотелось бы отметить, что дети 2-4 лет, проживающие в провинциальном городе и в столице страны, чувствуют себя одинаково (ОБ: 80,25 против 80,6).
Таблица 2
Параметры КЖ детей 2-4 лет в зависимости от места проживания, М±δ
Аспекты КЖ |
Село (n=110) |
Город (n=136) |
ФФ |
79,71±13,37*** |
85,62±11,38 |
ЭФ |
64,09±13,93*** |
71,47±18,72 |
СФ |
74,92±13,33*** |
85,15±13,53 |
ФДС |
68,24±17,75 |
71,06±18,84 |
ОБ |
73,39±10,23*** |
80,25±10,99 |
Примечание. Достоверность различий между группами детей: *** - p<0,001.
Параметры качества жизни детей, проживающих в городе, имеют свои особенности (табл. 3). Физическое функционирование у мальчиков находится на достаточно высоком уровне (90 баллов): по мнению родителей, большинство малышей не испытывали затруднений в выполнении повседневной обыденной физической нагрузки: ходьба, бег, активные игры. Девочки, проживающие в городе, имеют более низкие показатели по этому аспекту (80,50±14,01, p<0,001). Сравнение показателей качества жизни показало, что мальчики практически не испытывают проблем в межличностном общении, о чем свидетельствуют высокие баллы шкалы «социальное функционирование» (89,17±7,92 против 80,63±16,80 у девочек, p<0,001). А вот в эмоциональном плане мальчики не чувствуют себя более сильными, чем девочки (p>0,05).
Таблица 3
Параметры КЖ детей 2-4 лет, проживающих в городе, М±δ
Аспекты КЖ |
Мальчики (n=72) |
Девочки (n=64) |
ФФ |
90,17±5,25 |
80,50±14,01*** |
ЭФ |
71,67±19,21 |
71,25±18,30 |
СФ |
89,17±7,92 |
80,63±16,80*** |
ФДС |
73,33±15,71 |
68,50±21,68 |
ОБ |
83,33±8,16 |
76,79±12,67*** |
Примечание. Достоверность различий между мальчиками и девочками, проживающими в городе: *** - p<0,001.
Половых различий в оценке качества жизни сельских малышей не установлено (табл. 4). Однако обращают на себя внимание удручающе низкие баллы в аспекте «эмоциональное функционирование» как у мальчиков (65,33±15,81), так и у девочек (62,55±11,14). Похожий тренд наблюдается и в аспекте «функционирование в детском саду» (70,34±17,17 у мальчиков; 65,61±18,27 у девочек). Следовательно, дети, проживающие в сельской местности, нуждаются в личной психосоциальной коррекции.
По результатам опроса оказалось, что качество жизни сельских девочек ниже, чем у городских девочек по общему баллу (71,28±10,12; 76,79±12,67 соответственно, p<0,05), в основном за счет таких компонентов психосоциального здоровья, как эмоциональное функционирование (62,55±11,14; 71,25±18,30 соответственно, p<0,01) и социальное функционирование (73,27±14,35; 80,63±16,80 соответственно, p<0,05).
Таблица 4
Параметры КЖ детей 2-4 лет, проживающих в селе, М±δ
Аспекты КЖ |
Мальчики (n=61) |
Девочки (n=49) |
ФФ |
81,74±12,59 |
77,18±14,01 |
ЭФ |
65,33±15,81 |
62,55±11,14 |
СФ |
76,25±12,41 |
73,27±14,35 |
ФДС |
70,34±17,17 |
65,61±18,27 |
ОБ |
75,09±10,08 |
71,28±10,12 |
Примечание. Достоверность различий между мальчиками и девочками, проживающими в селе: p>0,05.
При анализе показателей качества жизни мальчиков 2-4 лет в Удмуртии обращает на себя внимание наличие низких достоверных значений в аспекте «физическое функционирование» у сельских малышей (81,74±12,59; 90,17±5,25 соответственно, p<0,001). У девочек данная тенденция не прослеживается. А вот показатели психосоциального здоровья мальчиков и девочек, проживающих в селе, имеют однонаправленные сдвиги. Так, аспекты КЖ «эмоциональное функционирование» (65,33±15,81; 71,67±19,21 соответственно, p<0,05) и «социальное функционирование» (76,25±12,41; 89,17±7,92 соответственно, p<0,001) у сельских мальчиков имеют тренд к снижению, в отличие от мальчиков, проживающих в городе. С учетом данных тенденций, следовательно, общий балл у сельских мальчиков достоверно ниже, чем у городских малышей (75,09±10,08; 83,33±8,16 соответственно, p<0,001).
Проведенный корреляционный анализ позволил установить, что пол ребенка оказывает влияние на следующие аспекты качества жизни: «физическое функционирование» (r = 0,28, p<0,001), «социальное функционирование» (r = 0,2, p<0,001), «функционирование в детском саду» (r = 0,12, p<0,05), «общий балл» (r = 0,23, p<0,001). Место жительства ребенка (город - село) оказывает влияние на следующие аспекты качества жизни: «физическое функционирование» (r = 0,23, p<0,001), «эмоциональное функционирование» (r = 0,21, p<0,001), «социальное функционирование» (r = 0,35, p<0,001), «общий балл» (r = 0,3, p<0,001). При использовании метода однофакторного дисперсионного анализа ANOVA выявлено, что пол ребенка влияет на аспекты качества жизни «функционирование в детском саду» (p=0,04) и «общий бал» (p=0,001). А место проживания (город - село) оказывает влияние на «физическое функционирование» (p=0,001), «социальное функционирование» (p=0,001), «общий балл» (p=0,001).
Заключение
Таким образом, у детей раннего возраста в Удмуртской Республике среди всех аспектов качества жизни наиболее высокое значение установлено у показателя «физическое функционирование», в то время как шкалы «эмоциональное функционирование» и «функционирование в детском саду» отличались более низким уровнем. Выявлены гендерные особенности аспектов качества жизни: качество жизни у мальчиков выше, чем у девочек. Параметры качества жизни детей, проживающих в сельской местности, ниже, чем у городских детей, по всем аспектам и достоверно по «психосоциальным» показателям. Пол ребенка и место жительства влияют на качество жизни детей 2-4 лет.
Рецензенты:
Коваленко Т.В., д.м.н., профессор, зав. кафедрой педиатрии и неонатологии, ИГМА, г. Ижевск;
Ермакова М.К., д.м.н., профессор, зав. кафедрой пропедевтики детских болезней, ИГМА, г. Ижевск.
Библиографическая ссылка
Вихарева Е.Г., Винярская И.В., Наумова Т.A., Третьякова Т.В., Черников В.В. ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21262 (дата обращения: 28.04.2025).