Материал и методы исследования
На базе Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей детской юношеской спортивной школы г. Строитель Белгородской области нами был проведен эксперимент, в котором приняли участие 20 юных футболистов ФК «Строитель - 1» - экспериментальная группа (ЭГ) и 20 юных футболистов ФК «Строитель - 2» - контрольная группа (КГ).
Занятия в двух группах имели классическую 3-х компонентную структуру: подготовительная, основная и заключительная части [5]. Практические занятия в обеих группах проводились в соответствие с поурочной программой СДЮШОР для групп начальной подготовки 1-3 года обучения [7]. В ЭГ кроме практических занятий в процесс подготовки юных футболистов были включены также теоретические занятия, основу которых составляли разработки авторов К. Гриндлер, Х. Пальке, Х. Хеммо [3]. Всего было проведено 28 теоретических занятий.
Для определения наиболее эффективных средств и методов развития тактического мышления нами в начале и в конце эксперимента были изучены показатели психодиагностики [1], а также тактико-технической подготовки (ТТП) юных футболистов на международных турнирах в г. Мариуполь «Сопино - 2011» и «Сопино - 2012». Полученные результаты отражены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Динамика показателей психодиагностики у юных футболистов ЭГ и КГ
Характеристика психодиагностического теста (методика) |
ЭГ, M±m |
Р |
КГ, M±m |
Р |
||
До |
После |
|
До |
После |
|
|
Корректурная проба (объем внимания) |
950,8±152,9 |
900,5±168,7 |
* |
910,8±148,9 |
920,8±145,9 |
* |
Корректурная проба (концентрация внимания) |
7,3±2,8
|
3,3±2,5
|
* |
8,5±2,8
|
7,5±1,8
|
|
Красно-черная таблица |
19,05±8,21 |
21,05±6,21 |
|
18,05±6,2 |
19,55±5,23 |
|
Числовой квадрат |
1,85±1,23 |
1,3±0,76 |
|
1,98±1,12 |
2,05±1,05 |
|
Оперативная память |
12,25±6,24 |
15,25±3,24 |
|
13,25±4,25 |
16,25±2,15 |
|
Память на числа |
8,45±2,43 |
9,35±1,73 |
|
6,35±1,55 |
4,35±1,35 |
|
Количественные отношения |
5,75±1,25 |
6,85±1,15 |
|
5,55±1,85 |
6,55±2,35 |
|
Закономерность числового ряда |
3,3±1,52 |
5,3±1,5 |
* |
2,65±1,15 |
2,25±1,83 |
|
* - Р ≤ 0,05 по t - критерию Стьюдента.
Как видно из таблицы 1, в экспериментальной группе достоверные изменения (р ≤ 0,05) были выявлены в показателях объема, концентрации внимания, а также в показателях логического мышления. В начале эксперимента показатель корректурной пробы составил 950,8±152,9, а в конце 900,5±168,7. Мы наблюдаем достоверное снижение показателя объема внимания, также достоверно изменился показатель концентрации внимания с 7,3±5,8 до 3,3±2,5, что отражает улучшение в процессах, связанных с концентрацией внимания [6]. Достоверно улучшились показатели методики «закономерность числового ряда» с 3,3±1,52 до 5,3±1,5.
В КГ достоверные изменения (р ≤ 0,05) наблюдаются только в показателях объема внимания. Этот показатель составил до начала эксперимента 910,8±148,9 и после эксперимента 920,8±145,9. Также наблюдается достоверное (р ≤ 0,05) улучшение показателей оперативной памяти, в начале эксперимента он составил 13,25±4,25, а в конце 16,25±2,15.
Интерпретация результатов свидетельствует о превышении нормы взрослого человека в показателях объема внимания (850 знаков), что является актуальным результатом, с точки зрения специфики данного возраста. В ЭГ показатели превышают на 11,7 % до эксперимента и на 5,8 % после эксперимента. В КГ данный показатель составляет 7,05 % до эксперимента и 8,2 % после эксперимента. Результаты показателей концентрации внимания (норма взрослого человека 5 и менее ошибок) свидетельствуют о более сконцентрированной работе с мячом в игре юных футболистов, входящих в состав экспериментальной группы после проведения эксперимента. До эксперимента данный показатель составлял на 46 % меньше в сравнении с нормой взрослого человека, а после превысил на 34 %.
Методика «закономерность числового ряда» оценивает логический аспект мышления при норме правильно написанных чисел 3 и выше [1]. Как видно из таблицы 1, данный показатель в ЭГ до начала эксперимента превышал норму на 10 %, а после эксперимента на 77 %, что свидетельствует о благоприятном воздействии используемых средств, в процессе развития тактического мышления.
Опираясь на модельные характеристики ТТП команд в возрасте 8-9 лет по А.И. Шамардин [8], по итогам сыгранных матчей на турнирах нами были получены результаты, отраженные в таблице 2.
Как видно из таблицы 2, и в ЭГ и в КГ достоверно увеличилось количество выполняемых командных ТТД за игру на 11 % и 2,7 % соответственно. Однако в показателях брака, определяемого по F-критерию Фишера, достоверных различий не наблюдается. Следует отметить, что в ЭГ достоверно по t-критерию Стьюдента изменились (Р ≤ 0,05) показатели «коротких» и «длинных передач», а также «позитивных передач». В КГ достоверные изменения (Р ≤ 0,05) наблюдаются только в показателях «единоборств» и «длинных передач». В ЭГ на 77 % уменьшилось число выполняемых «коротких передач», на 182 % увеличилось количество «длинных передач» и на 151 % повысились показатели «позитивных передач». В КГ увеличился показатель «длинных передач» на 40 % (Р ≤ 0,05), также на 51 % увеличилось выполнение за игру единоборств (Р ≤ 0,05). Данные показатели свидетельствуют о том, что область контроля игры игроками ЭГ повысилась с расстояния 5-10 метров до 25-30 м. Кроме того, в ЭГ увеличилось количество «позитивных передач» (передача, после которой был забит мяч в ворота соперника). Однако этот факт не отражает результативность соревновательного периода. Но это свидетельствует о том, что юные футболисты нацелены на продуктивный и грамотный футбол, чего не скажешь об игроках КГ, где юные футболисты стремятся к более агрессивному футболу, используя большое количество единоборств и длинных передач.
Выводы
Поскольку представленные результаты являются промежуточными и ряд вопросов еще не изучен, нельзя сделать окончательный вывод об эффективности сочетания каких-то конкретных средств и методов. Сейчас же можно говорить только о том, что проведение теоретических занятий положительно влияет на динамику показателей тактико-технических действий.
Применение теоретических занятий является неотъемлемой частью тренировочного процесса, и, по нашему мнению, удельный вес теоретической и тактической подготовки в системе тренировочного процесса должен быть пересмотрен.
Таблица 2
Динамика показателей ТТП у юных футболистов ЭГ и КГ в ходе соревновательного периода
Характеристика ттд |
ЭГ, M±m |
Брак %, M±m |
КГ, M±m |
Брак %, M±m |
||||||||
До |
После |
Р |
До |
После |
Р |
До |
После |
Р |
До |
После |
Р |
|
Тактико-технические Действия |
419,8 ± 42,4 |
465,2 ± 50,8 |
* |
54,8±8,2 |
50,6±3,07 |
|
433,8 ± 41,4 |
445,2 ± 52,8 |
* |
56,8±9,2 |
57,6±4,07 |
|
Передачи |
145 ± 15,7 |
185,4 ±20,4 |
|
47,2±2,8 |
50±4,7 |
|
136 ± 12,7 |
188,4 ±16,4 |
|
46,2±3,8 |
57±7,7 |
|
Единоборства |
75,2 ± 19,8 |
101,2 ± 22,1 |
|
53,6±13 |
57,6±7,6 |
|
65,2 ± 18,8 |
99,2 ± 17,1 |
* |
52,6±11 |
51,6±2,6 |
|
Удары |
12,2 ± 4,02 |
23 ± 7,8 |
|
42±16,1 |
50±7,7 |
|
10,2 ± 5,02 |
14,3 ± 8,8 |
|
46±12,1 |
49,3±6,7 |
|
Короткие передачи |
52,2 ± 8,7 |
29,4 ± 6,4 |
* |
24,8±9,9 |
27,4±6,4 |
|
58,2 ± 6,7 |
28,4 ± 6,2 |
|
24,8±3,8 |
26,7±5,4 |
|
Средние передачи |
35,4 ± 18,8 |
71,6 ± 9,9 |
|
36,2±16,8 |
51,4±2,94 |
|
31,4 ± 12,8 |
69,6 ± 9,9 |
|
38,2±13,9 |
52,4±3,8 |
|
Длинные передачи |
8 ± 1,3 |
22,6 ± 5,3 |
* |
33±11,4 |
43,4±11,25 |
|
9 ± 2,3 |
12,6 ± 4,3 |
* |
37,3±9,8 |
47,4±10,2 |
|
Передачи вперед |
47,8 ± 25,1 |
36,4 ± 10,1 |
|
66±11,2 |
49,8±10,3 |
|
36,8 ± 16,6 |
33,4 ± 9,4 |
|
51,3±11,2 |
53,8±10,3 |
|
Позитивные передачи |
10,2 ± 2,6 |
25,6 ± 7,2 |
* |
62,8±33,65 |
52,4±6,2 |
|
8,2 ± 2,6 |
10,6 ± 3,2 |
|
52,4±14,6 |
66,1±8,3 |
|
Отборы |
111 ± 27,8 |
90 ± 20,2 |
|
44,8±10,92 |
53,6±11,2 |
|
111 ± 27,8 |
90 ± 20,2 |
|
47,8±9,4 |
51,6±15,7 |
|
Перехваты |
84,4 ± 41,4 |
65,6 ± 15,9 |
|
35,6±12,98 |
54,6±10,1 |
|
84,4 ± 41,4 |
65,6 ± 15,9 |
|
37,7±11,9 |
49,6±11,4 |
|
* - Р ≤ 0,05 по t-критерию Стьюдента. **-- Р ≤ 0,05 по F-критерию Фишера.
Рецензенты:
Горелов А.А., д.п.н., профессор, заместитель директора института физической культуры «Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Петра Великого», г. Санкт-Петербург.
Собянин Ф.И., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и методики физической культуры «Белгородского государственного национального исследовательского университета», г. Белгород.
Библиографическая ссылка
Горелов А.А., Волков С.В. К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ТАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ФУТБОЛИСТОВ 8-9 ЛЕТ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20872 (дата обращения: 28.04.2025).