Актуальность. Необходимость восприятия экологических, природоохранных проблем в гуманитарной плоскости порой вызывает определенные затруднения у студентов, профессионально ориентированных на естествознание. Однако в данный момент пришла необходимость синтеза социального и природного начал в культуре личности на основе глубокого понимания природы, в связи с тем, что в современном мире происходит вытеснение культуры общего обустройства среды обитания - культурой потребительской, что формирует негативные тенденции в общем контексте развития социума. Современная экогуманитарная парадигма педагогического образования требует осознания особой роли культуры в структуре личности и профессиональной деятельности учителя и предусматривает усиление процессов гуманизации педагогического образования на новой концептуальной основе. В этой связи назрел поиск новых педагогических технологий, методических приемов, которые позволили бы решить данную задачу.
В структуре требований, предъявляемых к результатам ООП ФГОС ВПО в области культурно-просветительской деятельности, существует необходимость формирования общекультурных компетенций, а именно - способность будущих бакалавров-биологов выявлять и использовать возможности региональной, культурно-образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности.
Перспективным направлением, на наш взгляд, для формирования компетенций, относящихся к разряду ценностно-ориентированных, является интегрирование педагогических возможностей музеев различного профиля в учебно-воспитательный процесс высшего профессионального образования бакалавров, обучающихся по профилям «Биология. Экология», «Биологическое образование».
Целью нашей статьи является выявление образовательных возможностей музеев разного профиля в формировании профессиональных компетенций студентов, осваиваемых в области культурно-просветительной деятельности, и, как следствие, становление экогуманитарного мировоззрения в процессе профессиональной подготовки будущих бакалавров биологического профиля.
Гипотеза. Мы предполагаем, что использование педагогических возможностей музеев в формировании экогуманитарного мировоззрения студентов будет эффективным, если определится сфера пересечения научно-методического содержания профессиональных дисциплин и музейной среды; реализуется возможность использования потенциала «нестандартного» музея.
Усиление роли музея в жизни современного общества подтверждается, прежде всего, активизацией научных исследований, связанных с их деятельностью. Научно-методическое обоснование роли музеев представлено в работах Б.А. Столярова [5], Л.Н. Хицовой [6], Г.В. Вишиной [1], Ю.В. Корниловой [2], перечисленные авторы рассматривают современные дидактические формы и методы музейной педагогики применительно к образовательному процессу школы и вуза. Образовательная функция музеев отражена в исследованиях Е.И. Полянской [3, 4], Т.В. Чумаловой [7] и др.
Однако существует потребность в поиске новых механизмов задействования музейной среды, методических приемов, способствующих формированию знаний региональной культуры у студентов-биологов и развитию способностей выявлять и использовать возможности региональной культуры в дальнейшей профессиональной деятельности.
Учебный план бакалавров направления «Педагогическое образование», обучающихся по профилям «Биология. Экология», «Биологическое образование», включает такие дисциплины, как: «Социальная экология», «Теория эволюции», «Экология человека», «Региональная экология», «Сохранение и восстановление биоразнообразия». Данные области наук характеризует высокая степень межпредметности.
Нами была определена сфера пересечения образовательного пространства на примере дисциплины «Экология человека» и музейной среды, и выделены содержательно-тематические «узлы» некоторых разделов данного курса, которые возможно реализовать на базе музеев (табл. 1).
Таблица 1
Тематические разделы курса «Экология человека», реализуемые в условиях музейной среды
№ |
Тематика экскурсий (образовательная среда вуза) |
Место проведения (музейная среда) |
1. |
Общая картина антропогенеза |
Ломовской природно-ландшафтный парк-музей (Воробьевский район Воронежской области) |
2. |
Исторические изменения семейного быта |
музей-мастерская «Истоки» центра внешкольной работы (г. Борисоглебск) |
3. |
Образ жизни городских и сельских жителей |
музей - лаборатория региональной лингвистики Борисоглебского филиала ФГБОУ ВПО «ВГУ» |
4. |
Крестьянское жилище и хозяйственные постройки |
музей - кабинет художественного творчества Борисоглебского филиала ФГБОУ ВПО «ВГУ» |
5. |
Ландшафты природной и городской среды |
эко-комплекс музей-усадьба Г.А. Корнаковского на территории Теллермановского опытного лесничества (г. Борисоглебск) |
6. |
Социальные аспекты антропоэкологии |
музей «Природа Приворонья» учебно-исследовательского экологического центра им. Е.Н. Павловского (г. Борисоглебск) |
7. |
Социально-экономический компонент антропоэкосистемы |
Музей истории избирательного права и выборных кампаний России Борисоглебского технолого-экономического техникума |
8. |
Демографические проблемы локальной антропоэкосистемы (на примере села Третьяки) |
Музей природы с. Третьяки (Борисоглебский городской округ) |
Образовательно-воспитательная среда большинства использованных нами музеев является нетрадиционной (музей-мастерские, музей-лаборатории, экомузеи), но именно такие музеи, на наш взгляд, обладают наибольшими возможностями для неформального обучения. Как правило, специфика восприятия музейного предмета осуществляется в таких музеях через участие в тематических посиделках, развлекательно-познавательных капустниках, мастер-классах, выставок с использованием приема «можно потрогать руками» и т.д. Использование данных методик в условиях музейной коммуникации позволило интегрировать в образовательный процесс студентов-биологов гуманитарные знания, умения творческой деятельности, навыки адаптирования к социальной и природной среде.
В свете современной гуманизации экологического образования, обращение к истокам отношений «природа - человек - общество» через музейную коммуникацию способствует адекватному пониманию студентами структуры природных и социальных связей, целостности социоприродной среды, ее ценности и необходимости активного ее познания, начиная с локального уровня, опираясь на местные традиции.
Подводя итог изложенному в статье материалу, можно сделать следующие выводы:
1. Музейная педагогика сегодняшнего дня обладает достаточным потенциалом для использования разнообразных форм и методов обучения (включая профессиональное) в музее, и что особенно важно для решения задач гуманитаризации образования, становления культуры личности и культуры эколого-общественных взаимоотношений применительно процессу профессиональной подготовки будущих бакалавров биологического профиля.
2. Определенная нами сфера пересечения научно-методического содержания профессиональных дисциплин (на примере курса «Экология человека») и музейной среды способствовала формированию общекультурных компетенций.
3. Информационные ресурсы образовательной системы многоканальны. Одним из важных источников информации являются музеи нетрадиционных форм (музей-мастерская, музей-лаборатория, экомузей). В перспективе посещение таких музеев студентами-биологами дает не только конкретные знания по дисциплине, но и способствует формированию экогуманитарного мировоззрения.
Рецензенты:
Губанова Е.Н., д.п.н., профессор кафедры дизайна ФГБОУ ВПО Воронежского государственного архитектурно-строительного университета в г. Борисоглебске, г. Борисоглебск;
Кодиров Б.Р., д.п.н., профессор кафедры прикладной математики, информатики, физики и методики их преподавания Борисоглебский филиал ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет», г. Борисоглебск.
Библиографическая ссылка
Полянская Е.И. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЙНОЙ СРЕДЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20700 (дата обращения: 28.04.2025).