Объединение ресурсов бизнеса и власти в решении приоритетных задач является необходимостью, продиктованной сегодняшним уровнем социально-экономического развития нашей страны. Для обозначения данного взаимодействия активно применяется термин «государственно-частное партнерство» как в экономике, юриспруденции, здравоохранении, образовании и других сферах. Данный термин уже традиционно принят в различных нормативно-правовых актах Российской Федерации. Тем не менее, возникает необходимость в понимании сущности государственно-частного партнерства, так как самого определения «государственно-частное партнерство» на уровне федерального законодательства еще не сформулировано.
В России история взаимоотношений бизнеса и власти берет свое начало еще с первой половины 19 века. Так в 1836 году между Правительством Российской империи и Обществом Акционеров для сооружения железной дороги от Санкт - Петербурга до Царского Села был подписан соответствующий концессиональный договор о строительстве. В данном ключе концессия выступает как специфическая форма взаимодействия государства с частным предпринимателем. Опыт взаимодействия власти и частного бизнеса в советские годы демонстрируют различные концессионные договора между советским Правительством и зарубежными частными компаниями. В частности, в с 1923 по 1937 года действовал Главный концессионный Комитет при СНК СССР - ведомство, занимавшееся предоставлением концессий иностранным физическим и юридическим лицам для торговой и производственной деятельности [1].
Современное понимание государственно - частного партнерства (ГЧП) сводится к следующему:
- ГЧП есть институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом, осуществляемый на договорной основе между государственными (муниципальными) органами управления и частными структурами, в котором предметом соглашения выступают государственная собственность и услуги [2].
- ГЧП есть альянс государственных органов и частного бизнеса, цель которого заключается в создании и развитии социально-значимых проектов - от стратегических отраслей экономики до оказания услуг в масштабах страны либо отдельных ее территорий [3].
- ГЧП есть долгосрочное сотрудничество между общественным и частным сектором, в рамках которого происходит решение политических задач на основе объединения опыта и экспертизы нескольких секторов и разделения финансовых рисков и выгод [4].
Сегодня государственно-частное партнерство в Российской Федерации выступает в качестве инструмента для реализации общественно значимых проектов, как в масштабах всей страны, так и отдельных ее территорий. Альянс власти и частного бизнеса находит свое применение в таких областях, как производственная и транспортная инфраструктура, инновационная инфраструктура, финансирование научных исследований, здравоохранение и социальные услуги.
Одним из приоритетных направлений в сфере развития применения государственно-частного партнерства на современном этапе является активное его внедрение в сферу образования, как элемента прорывных технологий для повышения качества образования в стране.
В условиях постиндустриального общества, в котором знания выступают не только в качестве ценности, но одним из основных ресурсов, образование выступает в качестве важнейшего экономического ресурса, фактором повышения конкурентоспособности, исходным условием формирования инновационной экономики, базирующейся на знаниях и технологиях.
Реалии свидетельствуют, что широкая степень развития предпринимательства привела к возникновению изменений в системе организации российского образования.
В соответствии с Федеральным законом «273 - ФЗ «Об образовании», современная российская система образования состоит из следующих направлений и видов образования:
1. Общее образование, которое включает в себя дошкольное образование и общее образование (начальное, основное и среднее).
2. Профессиональное образование, включающее среднее профессиональное образование, профессиональное обучение и высшее образование (бакалавриат, магистратура, специалитет, подготовка кадров высшей квалификации).
3. Дополнительное образование, состоящее из дополнительного образования детей и взрослых и дополнительного профессионального образования.
На каждой из имеющихся ступеней образования не исключается возможность применения механизмов государственно-частного партнерства. В частности, на ступени высшего образования - возможность экономической поддержки вузов, участии бизнеса в образовательном процессе, более активное внедрение различных форм научно-исследовательской деятельности, образование бизнес инкубаторов; в среднем и дошкольном образовании - строительство инфраструктуры образовательного процесса и ее обслуживание.
Иными словами, механизм государственно-частного партнерства выступает в качестве образовательного союза между государством, бизнесом и общественным сектором в целях реализации социально-ориентированных проектов и оказания качественно иных образовательных услуг.
Мотивация создания альянса между государственным сектором и частным бизнесом в сфере образования обеспечивается следующими направлениями государственно инновационной политики:
- создание новых наукоемких фирм и поддержка малых и средних инновационных предприятий;
- вовлечение в экономический оборот и процесс коммерциализации результатов исследований и разработок, полученных с использованием средств федерального или муниципального бюджетов, наращивание и развитие инфраструктуры.
Государственно-частное партнерство в сфере образования в Росси, имеет сегодня следующие перспективные направления:
1. Создание, а также реконструкция объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений), находящихся в государственной собственности и осуществление конкретного вида образовательной деятельности с использованием данного имущества в течение срока, предусмотренного договором.
2. Непосредственное оказание образовательных услуг.
В целях повышения качества образовательной услуги и в соответствии с государственным заданием частный бизнес принимает на себя полномочия "директора" образовательного учреждения. В соответствии с принципами управления под конкретную цель - повышение качества образовательной услуги - частный бизнес:
1. Выстраивает логистику управления образовательным учреждением.
2. На основе договоров между субъектом РФ, муниципалитетом и управляющей компанией Государство обеспечивает полное финансирование государственного заказа, т.е. оплата производится под стратегию развития образовательного учреждения через управляющую компанию, которая отслеживает полноту и своевременность финансирования.
Также наличие управляющей компании и единого задания от государства реализует принцип - деньги за учеником или студентом, снимая, таким образом, имеющиеся проблемы взаимоотношения субъекта РФ и муниципалитета.
3. Частный бизнес отвечает за эффективное использование имущественных комплексов образовательных учреждений и имеющегося оборудования, определяет формы их максимально возможного использования под нужды образовательного учреждения, производит модернизацию, ремонты и иное совершенствование, применяет различные формы эффективного использования имеющихся мощностей.
4. Частный бизнес обеспечивает образовательное учреждение квалифицированными кадрами, включая их переподготовку в вузах, корпоративную переподготовку, привлечение известных специалистов по контракту, поддерживает непосредственную практическую связь с работодателями. Таким образом, профессора вузов и студенты будут иметь практические навыки. Формируются научно-образовательные - практические комплексы.
5. Частный бизнес в целях эффективного управления, высокого качества образования применяет современные технологии, использует различные финансовые и интеллектуальные ресурсы, создает научные школы.
Таким образом, следует отметить, что спецификой государственно-частного партнерства в сфере образования является необходимость осуществлять одним концессионером двух видов деятельности:
- деятельность по строительству / реконструкции объекта образования
- деятельность по оказанию образовательных услуг [6].
Особенностью государственно-частного партнерства в сфере образования будет являться то, что данное соглашение носит и социальный характер, а, следовательно, в ходе реализации данного проекта должен быть представлен законодательный минимум социальных услуг потребителю: обеспечение доступности бесплатного общего среднего образования.
Таким образом, государственно-частное партнерство в сфере образования решает следующие задачи:
- за счет привлечения внебюджетных средств расширяется имущественная и финансовая база образования;
- стимулирует рост конкурентоспособности образовательного учреждения за счет возможности сближения фундаментальных и прикладных исследований;
- создает инновационную инфраструктуру образовательного процесса.
Решение выше изложенных задач в значительной мере будет являться существенным прорывом в повышении качества образования в стране.
Следовательно, государственно-частное партнерство в сфере образования помогает повысить эффективность расходования средств, дает возможность государству воспользоваться специальными навыками, которыми могут не обладать государственные служащие, позволяет государству удовлетворять новый спрос и облегчают процесс внедрения инноваций в процесс обучения.
Рецензенты:Дубровский А.В., д.п.н., профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Пермского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Пермь;
Загоруйко И.Ю., д.э.н., к.ю.н., профессор кафедры менеджмента и права Пермского института (филиала) Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, г. Пермь.
Библиографическая ссылка
Черданцев В.П., Андруник А.П., Котова С.А. ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОРЫВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20669 (дата обращения: 28.04.2025).