Обновленная структура учебной дисциплины Педагогика в соответствии с учебными программами подготовки бакалавров направления «Педагогическое образование» предполагает следующие курсы: «Введение в педагогическую науку и деятельность», «История и теория образования», «Практика современного образовательного процесса». Очевидно, что при таком подходе происходит не только тематическое укрупнение дидактических единиц дисциплины Педагогика, но и акцентируется внимание на практико-ориентированных аспектах подготовки студентов.
Общий анализ содержания учебной дисциплины позволяет констатировать «потерю» таких важных для профессиональной подготовки современного педагога разделов как «Социальная педагогика» и «Основы специальной педагогики и психологии». В первую очередь, исключение этих курсов противоречит идее формирования готовности учителя к работе с детьми, которые находятся различных социальных группах и соответствующих жизненных условиях. Во-вторых, отказ от подготовки студентов в рамках этих дисциплин не отвечает направленности современной российской школы на решение вопросов социализации школьников и реализации идей инклюзивного образования. И, наконец, немаловажным в логике современной оценки результативности подготовки студентов является обстоятельство, с которым мы сталкиваемся в процессе Интернет-тестирования. На сегодняшний день в содержании тестовых материалов по дисциплине Педагогика по-прежнему присутствуют вопросы, относящиеся к дидактическим единицам «Социальная педагогика», «Управление образовательными системами» и «Основы специальной педагогики и психологии». В это же время, из содержания педагогических курсов подготовки студентов эти разделы исключены. Указанные факты позволяют говорить о некотором рассогласовании на сегодняшний день целевого (компетенции), содержательного (тематика дисциплины) и оценочно-результативного (тесты) компонентов профессиональной подготовки будущих учителей.
Другой проблемой обновленного содержания дисциплины представляется идея объединения самостоятельных курсов «Теория обучения» и «История педагогики и образования» в единый курс. Возможно, многолетняя традиция разделения этих курсов имеет свои недостатки, но одним из отрицательных результатов освоения интегрированного курса является «размывание» основ теории обучения и воспитания и как результат недостаточность знаний студентов в области истории образования. Здесь необходимо констатировать, что именно знание хронологии и фактов, в первую очередь, проверяется в рамках обозначенных дидактических единиц в формате Интернет-тестирования.
Реализация Федеральных государственных стандартов высшего образования в соответствии с компетентностным подходом предполагает изменения, как в структуре учебной дисциплины, так и в выборе форм организации образовательного процесса и образовательных технологий.
Рассмотрим обозначенные изменения на примере курса «Введение в педагогическую науку и деятельность». Апробация этого курса в течение четырех лет происходит на факультете искусств Омского государственного педагогического университета. Опыт автора дает возможность анализа результативности освоения учебной программы и понимания некоторых перспектив развития готовности студентов к будущей профессиональной деятельности.
Целью курса является содействие осознанию бакалавром социальной и личностной значимости педагогической профессии и овладению методологическими основами педагогической науки и деятельности.
Содержательно курс состоит из двух модулей. В первом модуле «Педагогическая наука» представлено содержание, отражающее специфику, структуру, категориальный аппарат и методологию педагогической науки. Второй модуль «Педагогическая деятельность» включает темы характеризующие основы педагогической деятельности, требования к профессиональной компетентности педагога, правовые нормы деятельности учреждений образования и педагогической деятельности, основы профессиональной коммуникации. В качестве единицы структурирования содержания модулей используются учебные элементы (УЭ).
В связи с ориентацией курса на формирование профессиональных компетенций значительное место в его содержании получили темы, отражающие достижения теории и практики современного образования. Принципиально новыми в формате подготовки студентов первого курса являются следующие темы:
- Современная педагогическая информация и способы ее освоения
- Правовые нормы реализации педагогической деятельности и образования
- Основы просветительской деятельности педагога
- Социальное партнерство в образовании.
При этом необходимо заметить, что такие актуальные темы как «Современная педагогическая информация», «Основы просветительской деятельности педагога», «Социальное партнерство в образовании» до сих пор не нашли достаточного отражения в учебной педагогической литературе. Поэтому в помощь преподавателям и студентам в учебно-методическом комплексе курса представлены необходимые информационные материалы по соответствующим разделам.
Организация занятий по курсу «Введение в педагогическую науку и деятельность» в соответствии с учебным планом и рабочей учебной программой предполагает сочетание лекционных, семинарских, лабораторных работ и самостоятельную работу студентов. Изменения в сценариях лекционных и семинарских занятий, наряду с обновлением содержания, обеспечивается за счет использования интерактивных технологий, а также организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Систематическая самостоятельная работа студентов способствует формированию главного профессионального качества, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам - умения учиться [5].
Принципиально новой формой организации образовательного процесса в рамках изучения педагогических курсов стали лабораторные работы, выполнение которых определяется следующими правилами:
- Задания каждой лабораторной работы рассчитаны на 2 академических часа (возможно завершение выполнения заданий в режиме самостоятельной внеаудиторной работы студентов).
- Лабораторные работы выполняются по подгруппам, в которых организована индивидуальная, парная и групповая деятельность студентов в соответствии с содержанием заданий.
- Лабораторные занятия не предполагают предварительную подготовку студентов.
- Материалы, необходимые студенту для выполнения работы, предоставляются преподавателем в печатном или электронном виде.
- Результаты лабораторных работ оформляются студентом в отдельной папке.
- Итоговая отметка за каждое занятие выставляется в соответствии с технологической картой дисциплины.
В современном образовании четко прослеживается ориентация на расширение и активизацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся и умение делать самостоятельный выбор [1]. Поэтому материалы лабораторных работ состоят из основной и вариативной части, а также включают задания для самостоятельной внеаудиторной работы. Проведение занятий рекомендуется в компьютерных аудиториях с выходом в Интернет, поскольку содержание ряда заданий лабораторных работ предполагает работу студентов на образовательных порталах, сайтах Федерального и регионального Министерства образования, сайтах различных образовательных учреждений и педагогических периодических изданий.
В случае невозможности обеспечить выполнение работы на компьютере или при отсутствии выхода в Интернет преподаватель на занятии может воспользоваться печатной версией учебно-методического комплекса или соответствующим учебным пособием. Подготовленный пакет вариативных заданий позволяет педагогу создать собственный сценарий занятия с учетом особенностей студенческой группы и технической оснащенности учебной аудитории. Для обеспечения содержательной целостности и индивидуализации подготовки студентов часть вариативных заданий может быть переведена педагогом в формат самостоятельной работы студентов. Возможность выбора вариативных заданий позволяет освоить содержание курса студентам, обучающимся по индивидуальному плану, и студентам, пропустившим занятия по уважительным причинам.
Подготовленный по курсу учебно-методический комплекс содержит подробные сценарии лабораторных занятий. Все задания лабораторных работ имеют четкую структуру и сопровождаются:
- формулировкой цели и содержания задания;
- краткими рекомендациями по выполнению задания;
- требованиями к отчету по данному заданию;
- критериями оценки задания;
- указанием форм и образовательных технологий;
- информационным материалом:
- ссылками на литературу и Интернет-источники.
Значительное место в содержании лабораторных работ отводится заданиям, выполнение которых возможно только с использованием парной и групповой форм организации учебной деятельности студентов. Такие задания предполагают создание и презентацию графических моделей, кластеров, карт, анализ профессиональной информации, обсуждение проблемных вопросов, моделирование ситуаций, проведение диагностики профессиональных способностей студентов, решение учебно-профессиональных задач и т.д.
В связи с обновлением содержания и подходов к организации занятий по курсу «Введение в педагогическую науку и деятельность» можно констатировать некоторые позитивные результаты:
- работа студентов в информационной среде дает возможность ориентации в профессиональной информации;
- формируется опыт решения учебных и учебно-профессиональных задач;
- приобретается опыт коммуникации и продуктивного взаимодействия студентов в группах различного состава;
- происходит включение студентов в работу профессиональных сообществ;
- создаются условия для проявления субъектной позиции в выборе и выполнении вариативных заданий лабораторных работ;
- возрастает ответственность студентов за качество результатов освоения курса;
- фиксируется самоорганизация и соблюдение студентами учебной дисциплины.
Полученные результаты становятся важными для осознания студентами необходимости «профессионализации в течение всей жизни»[4].
По результатам апробации нового содержания и организации курса «Введение в педагогическую науку и деятельность» автором совместно с педагогами кафедры разработано учебное пособие [2]. В его содержание в соответствии с рабочей учебной программой включены тезисы лекций, сценарии семинарских занятий и лабораторных работ, реализация которых будет способствовать овладению компетенциями, необходимыми для успешной профессиональной деятельности будущих педагогов. В пособии представлены также тестовые материалы к каждому модулю и технологическая карта, позволяющая студентам организовать самоподготовку к занятиям, самоанализ и самооценку формируемых компетенций.
Дать объективную оценку результативности и эффективности изменений в структуре, содержании и организации курса «Введение в педагогическую науку и деятельность» возможно только после продолжительного наблюдения и комплексного анализа готовности студентов к педагогической деятельности. Однако имеющийся опыт реализации этого курса можно считать продуктивным и значительно обогатившим содержание и формы организации образовательного процесса в рамках изучения дисциплины Педагогика, обеспечивающей подготовку студентов к будущей профессионально деятельности.
Рецензенты:
Чекалева Н.В., д.п.н., профессор, проректор по инновационной и международной деятельности, заведующий кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск;
Медведев Л.Г., д.п.н., профессор, декан факультета искусств ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск.
Библиографическая ссылка
Феттер И.В. ИЗМЕНЕНИЯ В СОДЕРЖАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ НАУКУ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20061 (дата обращения: 17.05.2025).