Статья предлагает анализ взаимовлияния корейского традиционного и христианского католического искусства на примере творчества корейского мастера религиозной живописи Джанг Баля.
Цель исследования – изучение становления художественного иконописного стиля корейского художника Джанг Баля через обучение христианскому католическому стилю немецкого монастыря Святого Бенедикта.
Материал исследования – образцы религиозного творчества Джанг Баля, сведения биографии художника.
Методы исследования: историко-сравнительный и методы искусствоведения: описательный, биографический, иконографический.
По мнению Гёте, искусство занимает одно из самых важных мест, неся в себе первоочередно религию. Поэтому можно сказать, что искусство и религия тесно связаны между собой. Исходя из того, что первоочередной принцип искусства – красота, а религии – священность, можно считать, что обе эти стороны несут в себе символизм.
В конце XVIII века в Корее начали принимать католицизм как вероучение. Началось строительство корейских католических церквей. Христианство, после того как проникло в Корею, получило связь с "познанием смысла иконы", так как изготавливались иконы католиками. В том числе появились иконы, как раннее корейское христианское искусство.
Корейские иконы в начале XVIII-го века были похожи на западные традиционные иконы. Но почти одновременно с освобождением Кореи, корейские художники захотели вложить корейскую душу в свои иконы. То есть их целью стала гармония между стилями западной и восточной иконы, а также создание своего стиля в написании икон.
Для этого к западной иконе Богоматери они добавили корейскую традиционную культуру и создали новый искусственный стиль. Корейские мастера создали такие характерные произведения. Они создавали свои работы, внося в них элементы корейского традиционного стиля, а также можно выделить художников бытового жанра.
В самом начале многие корейские художники старались писать иконы, придерживаясь "Корейского стиля". Можно четко выделить грань при сравнении работ корейских и западных иконописцев. В это время было много молодых художников, которые структурировано или неструктурированно несли христианские мотивы, создавая свои религиозные работы.
Джанг Баль (Людовико, 1901∼2001) был пионером и первооткрывателем в раннем корейском церковном искусстве. Среди его работ такие шедевры как "Пятидесятница", "Образ пресвятого сердца Иисуса", "Благовещение" и так далее [5, c.33]. Его работа "Ким Дэ-гон" импрессионистическая и яркая, так как он попал под влияние религиозных картин французской школы "Наби (Nabis)", особенно такого художника, как Морис Дени. Видим типичное для христианства изображение святого в то же время все атрибуты одежды национально корейские.
К тому же, Джанг Баль рано попал под влияние немецкой святости, покровительницы искусства школы "Бойрон (BEURON)", именно поэтому в его работах видны эти приемы. Ассоциация Немецкого монастыря Святого Бенедикта (Benedict) (Германии) дала ему понимание иконописи, знание стиля искусства иконы "Бойрон (BEURON)". Он написал в журнале “Католические юноши” о работах школы "Бойрон (BEURON)" и познакомился с их религиозной эстетикой [1, с.132]. Поэтому он стремился к декоративной красоте воздержания и стройности.
Джанг Баль обратился к фигуре Ким Дэ-гона, Андрея (Джанг Баль, ‹ Ким Дэ-Гон, Андрей ›, 160.5×150cm, 1925), поскольку он стал святым Римско-Католической Церкви, первым корейским католическим священником, мучеником. Он погиб за веру в середине XIX века. Джанг Баль показал его среди соотечествеников подобно явлению Христа народу.
“14 апостолов” (рис. 1) лучше всего характеризует его стиль работы. Характерный стиль его работ соединяет плоскость барельефов и симметричную композицию изображения святых, в работе обнаруживается торжественность, умеренность и декоративность окраски. Композиция и цветовое решение хорошо гармонируют, что в итоге выявляет особенности и характерные черты религиозного иконостаса.
Рис. 1. Джанг Баль. 14 аспостолов, 227×70cm, 1926, Собор Мёндон
Перед тем, как он начал писать “14 апостолов”, он осмотрел пещерный буддийской храм (Соккурам – одно из самых красивых буддийских святилищ Будды в мире, являлся частью ныне разрушенного храмового ансамбля Сокпульса («Храм каменного Будды») на вершине горы Тхохамсан и строился в 742—764 гг. см. рис. 2), учитывал круглую структуру внутренней стены и 10 барельефных статуй учеников вокруг главной статуи Будды. Эта икона получилась в результате того, что не только корейская традиция и стиль “Бойрон (BEURON)” встретились и смешались возвышенно и священно, но и буддизм и католицизм пластично слились в единое произведение.
Рис. 2. Соккурам. 10 барельефных статуй учеников вокруг главной статуи Будды
В 1925 г. он написал картину "Святые сестры Ким Хё-им (Голрумба) и Хе-джу (Агнес)" [7, c.74]. В данной картине тоже обнаруживается декоративность письменных знаков и влияние "Бойрон (BEURON)" и, тем не менее, чувствуется, что наивная и примитивная красота картины связана с корейскими традициями.
Джанг Баль несколько раз писал научные статьи про барокко [2, c.78]. Он относился с уважением к Эль Греко (El Greco) как иконописец, и долгие годы изучал его работы [3, c.71], [4, c.58]. Икона "Распятый Иисус Христос" (1941, 45 х 60 см, Сеульский монастырь кармелитов, масло) выявляет чувствительный свободный подход к иконописи. Данная работа показывает не только влияние Эль Греко, но и способ выражения "барокко".
Джанг Баль сделал несколько гравюр на дереве, связанных с немецким экспрессионизмом. Например, в его работе, "‹Святое семейство›, (гравюра на дереве 1929 г.) " в контрасте света и мрака обнаруживается экспрессионистский подход.
В иконе "Богоматерь и 7 радостей", безупречно проявлена трансцендентность религии.
Рис. 3. Джанг Баль "Богоматерь и 7 радостей", 88×128cm, живопись масляными красками, 1963
"Богоматерь и 7 радостей" является началом корейского церковного искусства, показывает корейский стиль и символы веры. Поза богоматери имеет черты буддийской традиции, так же, как и идея семи радостей, однако художник назвал свою икону не «Будда», а «Богородица». Это говорит о слиянии в его стиле Христианства и Буддизма.
Радости нужно прочитывать левый ряд сверху вниз, затем правый ряд сверху вниз.
«Первая радость. Мадонна, Иисус зачат в радости»
«Вторая радость. Мадонна встречает Элизвету в радости»
«Третья Радость. Мадонна родила Иисуса в радости»
«Четвертая Радость. Мадонна показывает Иисуса волхвам в радости»
«Пятая Радость. Мадонна, Иисус вновь встретились в Радость»
«Шестая Радость. Мадонна, встретила воскресшего Иисуса в радости»
«Седьмая Радость. Мадонна, получила корону, вознеслась на небо в Радости»
Куратор музея «Самсунг» Чу-сам Ким (Лучиано) объявил, что по сравнению с существующими работами эта работа выделяется художественным уровнем зрелости и изобразительной красоты. Особенно примечательным считается тот факт, что Джанг Баль как францисканец пытался найти путь преодоления политической общественной трудности с помощью жизни и радости Богоматери [10].
Ученик Джанг Баля, профессор Чен-тэ Чой, выразил удивление и высказал свое мнение: «Удивительно, что во время бессонного периода из-за опустошенности, он написал эту картину. Перед тем, как корейские иконы укоренились, он переодел Богоматерь и Иисуса Христа в корейские национальные одежды, и только после этого данная картина подтвердила правильность этого факта» [10].
Заключение
Корейские иконы были написаны в стиле западных традиционных икон в начале XVIII-го века. Но одновременно с освобождением Кореи, корейские художники стали вкладывать корейский стиль и душу в свои иконы.
Джанг Баль был пионером и первооткрывателем в раннем корейском церковном искусстве. В его жизни существовало что-то за пределами его возможностей, как корейского иконописца и пионера художественного образования в Корее.
Действительно, его художественный мир, кроме ранних работ, не оставил четкого следа, сейчас даже его имя забывается как писателя и художника. Большая трагедия в том, что после выставки 1976 года в Корее его художественная деятельности не была продолжена. После того, как он оставил свою образовательную философию, идентичность и свою жизнь в корейском художественном мире, он уехал в США. Не учитывая личности, осмысливать его жизнь как художника очень трудно. Хотя во время пребывания в США он работал в благоприятных условиях, он больше заботился о корейском художественном мире, чем о своих личных достижениях в бурный период в Корее.
"Богоматерь и 7 радостей" означает начало корейского церковного искусства, показывает корейский стиль и символы веры. Джанг Баль, Ким Ын-хо, а также Чанъ У-сонъ и Чанъ Ун-санъ создавали свои работы, внося в них элементы корейского традиционного стиля. Работы Джанг Баля наиболее точно передают эмоции, обычаи и нравы "Корейского Христа". То есть их целью стала гармония между стилями западной и восточной иконы, а так же создание своего стиля в написании икон. Эти работы — одни из самых успешных в творчестве Джанг Баля и можно с уверенностью сказать, что это большой вклад в искусство.
Рецензенты:
Коноплева Н.А., д.культурологии, профессор кафедры сервисных технологий, Владивостокский университет экономики и сервиса Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ВГУЭС, г. Владивосток;
Домбраускене Г.Н., д.искусствоведения, директор Морского гуманитарного института, Морского государственного университета им. адм. Г.И. Невельского, г. Владивосток.
Библиографическая ссылка
Ким С.Х. КОРЕЙСКИЙ МАСТЕР РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИВОПИСИ ДЖАНГ БАЛЬ: ДИСКУРС БУДДИЗМА И ХРИСТИАНСТВА // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19589 (дата обращения: 28.04.2025).