Для исследования рассматриваемой темы, в рамках данной статьи, мы предлагаем использовать определения, на наш взгляд, наиболее полно раскрывающие сущность следующих понятий:
Образовательные достижения обучаемых - это наличие и качество приобретенных им знаний и умений, а также сформированных у него навыков и компетенций.
Компетенция - это способность субъекта (обучаемого) образовательной и специалиста профессиональной сфер деятельности применять имеющиеся у него определенные знания, умения и навыки, с целью выполнения определенных заданий, в рамках осуществления определенного вида деятельности.
Профессиональные качества субъекта (специалиста) - это совокупность определенных сформированных у него компетенций.
Компетентность субъекта (специалиста) - это его способность осуществлять определенный вид деятельности, с использованием определенных профессиональных качеств.
Критерии уровня подготовки - это определенные для оценивания образовательных достижений обучаемого характеристики результатов его обучения.
В настоящее время в профессиональном образовании применяется компетентностный подход к формированию результатов обучения, который заключается во взаимодействии между заказчиком из профессиональной сферы и учебной организацией из образовательной сферы, осуществляемое в целях подготовки специалиста, где:
заказчик определяет, какие необходимо сформировать компетенции у субъекта (специалиста) для овладения им способности осуществлять определенный вид деятельности;
учебное заведение формирует у обучаемого установленные заказчиком компетенции, через приобретение определенных знаний, умений и формирование навыков.
Учебные организации, выполняя основную профессиональную образовательную программу в области профессиональной деятельности по подготовке специалистов высшего и среднего звена, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
В соответствии с требованиями ФГОС оценивание качества подготовки обучающихся и выпускников выполняется путем определения уровня освоения дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) и уровня сформированности компетенций.
Для оценивания результатов обучения создается фонд оценочных средств, который представляет из себя систему оценивания образовательных достижений обучаемых, включающую в себя:
- виды, методы и формы контроля;
- критерии подготовки обучаемых;
- уровни сформированности компетенций у обучаемых;
- контрольно-измерительные материалы для текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.
Как один из вариантов данной системы, предлагаем на рассмотрение систематизированный порядок использования видов, методов, форм контроля, а также применения критериев уровня подготовки обучаемого.
Результаты обучения оцениваются по 4-х уровневой, 5-ти балльной системе оценок, определением уровня подготовки обучаемых, с выставлением соответствующей данному уровню оценки, которой начисляется определенное количество баллов. (Таблица 1).
В данной системе результат оценивания образовательных достижений обучаемого выражен оценкой в виде терминов (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) и может быть отражен отметкой в баллах в виде цифр (5, 4, 3, 2).
Таблица 1
4-х уровневая, 5-ти балльная система оценок
Уровень подготовки |
Оценка |
Количество баллов |
высокий |
отлично |
«5» |
средний |
хорошо |
«4» |
ниже среднего |
удовлетворительно |
«3» |
низкий |
неудовлетворительно |
«2» |
В процессе обучения используются следующие виды контроля:
- текущий контроль;
- рубежный контроль;
- промежуточная аттестации;
- итоговая аттестации.
Текущий контроль проводится для проверки качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучаемых и совершенствования методики проведения учебных занятий.
Рубежный контроль проводится для обобщения результатов обучаемого по учебной дисциплине (МДК) за семестр. Он может осуществляться в случаях, если не проводится промежуточная аттестация. Оценка за семестр выставляется, как округлённое по законам математики до целого числа среднее арифметическое текущих отметок в баллах. Если обучаемый в ходе текущего контроля оценен повторно, учитывается последняя оценка.
Промежуточная аттестация (по дисциплине, МДК) проводится в форме экзамена (зачета), с целью определить уровень подготовки обучаемого в рамках освоенной им дисциплины, через оценивание приобретенных знаний, умений и сформированных навыков.
Промежуточная аттестация (по профессиональному модулю) проводится в форме квалификационного экзамена. Ее целью является определение у обучаемого уровня сформированности компетенций, через оценивание способности применять приобретенные знания, умения и сформированные навыки, для осуществления определенного вида деятельности. Для проведения квалификационного экзамена назначается комиссия, в состав которой входит (как правило, председателем комиссии) представитель заказчика.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускной квалификационной работы или (и) государственного экзамена, с целью определения уровня подготовки выпускника, для осуществления профессиональной деятельности в соответствие требованиям ФГОС и квалификационных требований.
Оценивание образовательных достижений обучаемого проводится во всех видах учебных занятий, следующими методами и формами контроля обучения:
Методы контроля обучения:
- устный опрос;
- письменный опрос;
- контроль с использованием материально-технических средств обучения.
Формы контроля обучения:
- индивидуальное собеседование;
- тестирование;
- контрольный опрос;
- выполнение заданий;
- решение ситуационных задач;
- выполнение нормативов;
- решение комплексных ситуационных задач;
- решение компетентностно-ориентированного задания.
Для объективного оценивания образовательных достижений обучаемого вырабатываются критерии уровней его подготовки:
Критерии уровней подготовки обучаемого:
- по результатам тестирования и контрольного опроса;
- по результатам индивидуального собеседования;
- по результатам выполнения заданий;
- по результатам выполнения нормативов;
- по результатам решения ситуационных задач;
- по результатам решения компетентностно-ориентированного задания;
- по результатам рубежного контроля;
- по результатам промежуточной аттестации (по учебной дисциплине, МДК)
Критерии определения уровня подготовки обучаемого сведены в таблицу (Таблица 2).
Таблица 2
Критерии уровней подготовки, применяемые при оценивании образовательных достижений обучаемого в различных видах и формах контроля
Уровень подготовки |
Критерии уровня подготовки обучаемого |
Формы контроля «Тестирование», «Контрольный опрос» |
|
Высокий |
если правильных ответов на вопросы 90 процентов и более |
Средний |
если правильных ответов на вопросы 70 процентов и более |
Ниже среднего |
если правильных ответов на вопросы 50 процентов и более |
Низкий |
если правильных ответов на вопросы менее 50 процентов |
Форма контроля «Индивидуальное собеседование» |
|
Высокий |
обучаемый в совершенстве овладел учебным материалом, последовательно и логически стройно его излагает. |
Средний |
обучаемый твердо знает учебный материал, грамотно и по существу его излагает, при этом допускает не существенные неточности в ответах на вопросы |
Ниже среднего |
обучаемый знает только основной учебный материал, допускает нарушения логической последовательности изложения учебного материала и неточности в формулировке отдельных положений |
Низкий |
обучаемый не знает значительной части учебного материала, в изложении учебного материала допускает грубые ошибки, которые не замечает и не исправляет, неестественно медленно, либо неадекватно реагирует на вопросы |
Форма контроля «Выполнение заданий» |
|
Высокий |
если порядок действий решения оптимален и задача решена правильно в полном объеме, оформлена в соответствии с предъявляемыми требованиями |
Средний |
если задача решена в полном объеме, оформлена в соответствии с предъявляемыми требованиями, но содержит не существенные ошибки |
Ниже среднего |
если порядок действий решения не оптимален, задача решена правильно, оформлена с незначительными нарушениями предъявляемых требований и содержит допустимые ошибки |
Низкий |
если задача не решена, задача решена неправильно, решение содержит грубые ошибки или оформлена с грубыми нарушениями предъявляемых требований |
Форма контроля «Выполнение нормативов» |
|
|
критерии оценки определены в предъявляемых требованиях к выполнению нормативов по учебной дисциплине |
Форма контроля «Решение ситуационных задач» |
|
Высокий |
обучаемый в совершенстве овладел учебным материалом, последовательно и логически стройно его излагает, тесно увязывает теорию с практикой. При этом обучаемый свободно справляется с задачами и практикой применения знаний, ознакомлен с научной и учебной литературой, правильно обосновывает принятые решения, владеет методикой выполнения практических задач, не испытывает затруднений с ответом при изменении заданий |
Средний |
обучаемый, твердо знает учебный материал, грамотно и по существу его излагает. При этом обучаемый допускает не существенные неточности в ответах на вопросы, правильно применяет теоретические положения при решении практических задач |
Ниже среднего |
обучаемый, усвоил только основной учебный материал, допускает нарушения логической последовательности изложения учебного материала и неточности в формулировке отдельных положений, испытывает затруднения при выполнении практических заданий |
Низкий |
обучаемый не знает значительной части учебного материала, в изложении учебного материала допускает грубые ошибки, которые не замечает и не исправляет, неестественно медленно, либо неадекватно реагирует на вопросы |
Формы контроля «Решение компетентностно-ориентированного задания», «Решение комплексной ситуационной задачи» |
|
Высокий |
наличие глубоких, исчерпывающих знаний в объеме пройденной программы, грамотное и логически стройное изложение материала при ответе, умение формулировать выводы из изложенного теоретического материала, уверенные действия по применению полученных знаний на практике, знание дополнительно рекомендованной литературы |
Средний |
наличие твердых и достаточно полных знаний в объеме пройденной программы, четкое изложение материала, незначительные ошибки при ответе на заданные вопросы, правильные действия по применению знаний на практике |
Ниже среднего |
наличие знаний в объеме пройденной программы, изложение ответов с ошибками, но уверенно исправляемыми после дополнительных и наводящих вопросов, правильные действия по применению знаний на практике |
Низкий |
наличие грубых ошибок в ответе, непонимание сущности излагаемого вопроса, неумение применять знания на практике, неполные ответы на дополнительные и наводящие вопросы |
Вид контроля «Рубежный контроль» |
|
Высокий |
среднее арифметическое число текущих отметок 4,8 балла и более, при отсутствии отметок «2» балла |
Средний |
среднее арифметическое число текущих отметок 4 балла и более, при отсутствии отметок «2» балла |
Ниже среднего |
среднее арифметическое число текущих отметок 3 балла и более |
Низкий |
среднее арифметическое число текущих отметок менее 3 баллов |
Вид контроля «Промежуточная аттестация» (по учебной дисциплине, МДК) |
|
Высокий |
если один из вопросов оценен «хорошо», при этом решение комплексной ситуационной задачи оценено на «отлично» |
Средний |
если один из вопросов оценен «удовлетворительно», при этом решение комплексной ситуационной задачи оценено не ниже «хорошо» |
Ниже среднего |
если один из вопросов оценен «неудовлетворительно», при этом решение комплексной ситуационной задачи оценено не ниже «удовлетворительно» |
Низкий |
если решение комплексной ситуационной задачи или больше половины вопросов оценены «неудовлетворительно» |
Вид контроля «Итоговая аттестация» |
|
|
критерии определения уровня подготовки обучаемого вырабатываются на основании определенных в программе итоговой аттестации оцениваемых результатов обучения |
Для объективного оценивания компетенций достаточно использовать три уровня сформированности компетенции: полностью сформирована, частично сформирована, не сформирована.
Компетенция может быть оценена, пройдя полный цикл формирования, который включает в себя освоение дисциплин и (или) профессионального модуля, а также прохождения практики.
Оценивается компетенция на промежуточной аттестации (по профессиональному модулю), по результатам решения компетентностно-ориентированного задания (Таблица 3).
Таблица 3
Критерии уровней сформированности компетенций
Уровни сформированности компетенции |
Критерии уровня сформированности компетенции |
Полностью сформирована |
соответствует уровню подготовки «Высокий», по результатам решения компетентностно-ориентированного задания |
Частично сформирована |
соответствует уровням подготовки «Средний» и «Ниже среднего», по результатам решения компетентностно-ориентированного задания |
Не сформирована |
соответствует уровню подготовки «Низкий», по результатам решения компетентностно-ориентированного задания |
В настоящее время отсутствует единый системный подход к оцениванию образовательных достижений обучаемого. Целесообразность его разработки и централизованного внедрения образовательными организациями в учебный процесс представляет определенную проблему и нуждается в отдельном исследовании.
Рецензенты:
Хорольский В.Я., д.т.н., профессор, профессор кафедры «Электроснабжения и эксплуатации электрооборудования» ФГБОУ ВПО СтГАУ, г. Ставрополь;
Никитенко Г.В., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Применение электрической энергии в сельском хозяйстве» ФГБОУ ВПО СтГАУ, г. Ставрополь.
Библиографическая ссылка
Шапошников Е.В., Горденко Д.В., Гальвас А.В. ОЦЕНИВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СУБЪЕКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ (ОБУЧАЕМОГО) В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19525 (дата обращения: 17.05.2025).