По мнению ведущих ученых, недостаточно изучены как особенности состояния здоровья современной популяции студенческой молодежи, так и факторы, его формирующие на этапе профессиональной подготовки (Онищенко Г. Г., Баранов А. А., Кучма В. Р., 2004; Миннибаев Т. Ш., 2001, 2008, 2009; Щедрина А. Г., 2000; Оглезнев Г. А., 2002; Новикова И. И., 2006; Романова Т. А., 2008 и др.).
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вуз несет ответственность за здоровье студентов.
В последние годы отмечается ухудшение показателей здоровья молодежи, в том числе студентов экономически развитых стран. Одной из причин этого явления ученые считают рост числа лиц с дисгармоничным физическим развитием, в том числе с ожирением, избыточной массой и дефицитом массы тела [1, 4].
Сравнительный анализ показателей физического развития студентов г. Омска в 2012 г. свидетельствует о дисгармоничном физическом развитии в большей степени за счет избытка массы тела, в отличие от предыдущих исследований в 2002 г.
По разработанным нами региональным стандартам физического развития отмечена неблагоприятная динамика распространенности избыточной массы тела у студентов 19–20 лет за десятилетний период (n2002г.=200 студентов и n2012г.=227 студентов). Так, у юношей в 2002 г. избыточная масса наблюдалась в 0,9 % случаев, а в 2012 г. – 24,44 % студентов-юношей имели избыточную массу тела, у девушек избыточная масса определена в 11,85 % случаев, а через 10 лет избыточная масса наблюдалась у 16,3 % девушек (χ2=10,77; р=0,001) [10, 11].
В условиях напряженного учебного процесса, который предусматривает деятельность студентов в две смены – аудиторную и внеаудиторную (домашнюю подготовку к занятиям), в период участия в спортивных тренировках и соревнованиях, а впоследствии обязательных отработок пропущенных практических и итоговых занятий, необходима нутритивная поддержка спортсменов. Актуальность нутритивной поддержки определяется нерациональным и несбалансированным питанием и сопутствующими заболеваниями студентов. Ситуация усложняется недостаточным материальным обеспечением студентов [2]. Мониторинг качества питания с учетом вероятностного риска потребления пищевых веществ представляет возможность оценить приоритетные направления оптимизации питания студентов-спортсменов и выбор СБКС. С этой целью нами был рассчитан риск недостаточного потребления пищевых веществ в соответствии с «Нормами физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения РФ» МР 2.3.1.2432-08. (табл. 1).
Таблица 1
Процент студентов, имеющий высокий и средний риск
недостаточного потребления пищевых веществ
Пищевые вещества |
Ранг |
Мср, % студентов с рационом риска |
σ |
Белки, мг/кг |
1 |
18,2 |
7,1 |
Витамин с |
2 |
42,2 |
13,7 |
Железо |
3 |
37,6 |
14,6 |
Витамин В2 |
4 |
49,4 |
18,4 |
Кальций |
5 |
59,5 |
22,6 |
Ретиноловый эквивалент |
6 |
59,5 |
22,6 |
Витамин В1 |
7 |
67,4 |
26,0 |
В результате определены ранги пищевых веществ вероятностного риска студенческого рациона [4]. Из таблицы 1 видно, что в среднем за период наблюдения 18 % ±11,14 (м±σ) студентов имеют средний и высокий риск недостаточного потребления белков.
Средний и высокий риск содержания в рационах витамина C имеют 42,11 %±13,71 студентов. Железо в рационе 37,57 % ±40,62 студентов содержится ниже физиологических потребностей.
Отмечен высокий процент студентов по величине риска недостаточного cодержания в рационе витамина В2 – 49,42±25,44; кальция – 59,46±22,54; ретинолового эквивалента (Рэ) – 64,27±21,91 и витамина В1 – 67,38±29,03.
При этом, естественно, не следует забывать, что в экстремальных ситуациях (силовые тренировки, болезнь) организм испытывает повышенные потребности в незаменимых аминокислотах, таких как глютамин, аргинин или цистеин. Целевое употребление повышенных доз отдельных незаменимых аминокислот (например, метионина для соевого протеина) может значительно улучшить качество протеина.
Материалы и методы
Настоящее исследование проведено с участием 30 спортсменов-студентов в возрасте от 17 до 26 лет, проходивших периодическое обследование во время тренировочного процесса в условиях обучения в медицинской академии. От всех спортсменов было получено информированное согласие на обследование.
Обязательным условием для назначения препарата было – анкетирование студентов с учетом получения сведений о наличии и отсутствии жалоб, аллергических реакций, оценки качества жизни по опроснику гастроэнтерологических больных, письменное согласие на прием нормопротеина, обследование в Центре здоровья по антропометрическим и биоимпедансметрическим исследованиям компонентного состава тела [3, 5].
Статистическая обработка данных. Для сравнения двух зависимых выборок, представляющих собой параметры одной и той же совокупности до и после воздействия некоторого фактора (нормопротеина) определения достоверности различий, был использован непараметрический критерий Вилкоксона.
Результаты исследований и обсуждение
В настоящем исследовании для нутритивной поддержки спортсменов был использован нормопротеин – СБКС (смесь белковая композитная сухая, суточная доза 30 г.). Нормопротеин – источник высоко усвояемых белков, пищевых волокон, витаминов, минеральных веществ, дигидрокверцетина, который рекомендован, в том числе для диетического питания (лечебного и профилактического), питания детей в организованных коллективах.
Выбор нормопротеина был определен его усвояемостью, которая имеет преимущественную трехпроцентную разницу между степенью и скоростью усвояемости коктейля и молочного либо яичного белков. «Нормопротеин» попадает под квалификацию СБКС – смесь белковая композитная сухая и может быть использована лечебно-профилактическими учреждениями РФ для коррекции пищевого рациона в соответствии с приказами МЗ РФ № 330 от 05.08.2003 г. «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях РФ» и № 395н от 21.06.2013 г. «Об утверждении норм лечебного питания».
В нашем исследовании Нормопротеин был использован в рационе студентов-добровольцев в качестве обогащения блюд (каш, молочных супов, коктейлей) по рецептуре, указанной в картотеке блюд диетического (лечебного и профилактического) питания оптимизированного состава (Тутельян 2008) [9].
Введение белковой коррекции связано с возможностью не только увеличить содержание белка на единицу объема потребляемой пищи (повысить пищевую плотность рациона), но и повысить и облегчить процесс усвояемости пищевого белка, потребляемого с каждым приемом пищи. Качество нормопротеина определяется содержанием незаменимых аминокислот с точки зрения соответствия спектру аминокислот мышечной ткани, количество белка в 100 г. продукта 40 г; жир – 0 г; углеводы – 44 г в 100 г продукта; энергетическая ценность – 345 ккал; дигидрокверцетин – 40 мг (антиоксидант натурального происхождения, биофлаваноид), витамины (витаминный премикс 730/4) в том числе: витамин С – 150 мг, витамины группы В: В1,2,6,12 – 2,8 мг; 2,9 мг; 3,0 мг; 6,0 мкг соответственно; фолиевая и пантотеновая кислоты – 12,5 и 33 мг соответственно; витамины РР, А, Е, D3 – 33; 2,5; 18,9 мг соответственно; железо и кальций – 20 и 900 мг соответственно.
Кроме того, нормопротеин обеспечивает высокий уровень гемоглобина за счет легкодоступной формы железа и позволяет легко контролировать массу тела, поскольку не содержит жира. Нормопротеин эффективен в предсостязательный период интенсивных тренировок при таких видах спорта как легкая атлетика (многоборье), бокс, борьба и другие, в том числе в спортивных школах соответствующего профиля [6, 7, 9].
Комплексное употребление животных и растительных протеинов имеет более высокую пищевую ценность и эффективность, чем употребление отдельных видов протеина. Для оптимизации нутритивной поддержки спортсменов рекомендовано питание обычной пищей, включающей в себя молочные и мясные продукты, рыбу в комбинации с растительными протеинами, дополнительно употребляя нормопротеин с обычной пищей.
К концу тренировочного цикла и приема нормопротеина у студентов произошло статистически значимое повышение уровня тощей и скелетно-мышечной массы. Также было выявлено статистически значимое снижение жировой массы, кожно-жировой складки (рис. 1).
Рис. 1. Результаты исследований по оценке состава тела студентов-спортсменов в динамике нутритивной поддержки в условиях тренировочного и учебного процесса
При сравнении двух зависимых выборок, представляющих собой параметры одной и той же совокупности до и после применения нормопротеина, для определения статистической значимости различий был использован непараметрический критерий Вилкоксона, который позволил определить эффективность нутритивной поддержки. Так, жировая масса и кожно-жировая складка статистически значимо снизились при Т= 75,5 и Z =2,34 и р 0,019; Т= 0,5 и Z =4,37 и р 0,00012 соответственно; тощая и скелетно-мышечная массы статистически значимо повысились при Т= 39,0 и Z =3,01 и р 0,002; Т=55,0 и Z =3,37 и р 0,0007 соответственно.
Таким образом, оценена эффективность белково-витаминной коррекции рациона питания с помощью СБКС к пище 30 спортсменов в возрасте от 19 до 26 лет в течение месяца во время тренировочного и учебного процесса. Оценка состава тела студентов-спортсменов показала, что к концу тренировочного цикла и приема нормопротеина у них произошло статистически значимое повышение уровня тощей и скелетно-мышечной массы, статистически значимое снижение жировой массы и кожно-жировой складки, что свидетельствует об эффективности тренировочного процесса и нутритивной поддержки в данных условиях.
Белково-витаминная коррекция рациона питания с помощью СБКС к пище, персонифицированный подход, динамическое наблюдение за приемом нормопротеина с занесением данных показателей компонентного состава организма спортсмена в индивидуальный пищевой дневник, а также своевременная консультативная помощь в период тренировок в условиях обучения – необходимые условия эффективности нутритивной поддержки.
Рецензенты:
Родькин В.П., д.м.н., профессор кафедры гигиены труда с курсом профпатологии, ГБОУ ВПО Омская государственная медицинская академия Минздрава РФ, г. Омск;
Ширинский В.А., д.м.н. и профессор, профессор кафедры гигиены с курсом питания человека, ГБОУ ВПО Омская государственная медицинская академия Минздрава РФ, г. Омск.
Библиографическая ссылка
Семенова Н.В., Блинова Е.Г. НУТРИТИВНАЯ ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ НЕСПОРТИВНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18319 (дата обращения: 27.04.2025).