В современных условиях функционирования АПК России наблюдается деградация сельских территорий при низком уровне доходов населения и несоответствии качества жизни на селе общепринятым стандартам. Так, за период 2000–2012 гг. на территории РФ снизилась численность сельского населения, изменилась структура его распределения по основным возрастным группам, уменьшилась посевная площадь и урожайность сельскохозяйственных культур и, как следствие, показатели их валового сбора (таблица 1).
Таблица 1
Показатели сельского хозяйства в РФ за 2000–2012 гг. [8]
| 
			 Показатель  | 
			
			 Российская Федерация  | 
		||||
| 
			 2000г.  | 
			
			 2011г.  | 
			
			 2012г.  | 
			
			 2012 г.,%  | 
		||
| 
			 к 2000 г.  | 
			
			 к 2011 г.  | 
		||||
| 
			 Численность сельского населения на начало года, тыс. чел.  | 
			
			 39470,6  | 
			
			 37444,2  | 
			
			 37314,4  | 
			
			 94,5  | 
			
			 99,7  | 
		
| 
			 Распределение сельского населения по основным возрастным группам, тыс. чел.: моложе трудоспособного возраста  | 
			
			 8796  | 
			
			 7027  | 
			
			 7096  | 
			
			 80,7  | 
			
			 101,0  | 
		
| 
			 в трудоспособном возрасте  | 
			
			 21517  | 
			
			 22122  | 
			
			 21780  | 
			
			 101,2  | 
			
			 98,5  | 
		
| 
			 старше трудоспособного возраста  | 
			
			 8919  | 
			
			 8295  | 
			
			 8438  | 
			
			 94,6  | 
			
			 101,7  | 
		
| 
			 Посевная площадь сельскохозяйственных культур, тыс. гектаров  | 
			
			 84670  | 
			
			 76666  | 
			
			 76325  | 
			
			 90,1  | 
			
			 99,6  | 
		
| 
			 Валовой сбор основных сельскохозяйственных культур, тыс. тонн зерно (в весе после доработки): картофель овощи (включая овощи закрытого грунта)  | 
			
			 65100 31800 10500  | 
			
			 94200 32700 14700  | 
			
			 70900 29500 14600  | 
			
			 108,9 92,8 139,0  | 
			
			 75,3 90,2 99,3  | 
		
| 
			 Урожайность основных сельскохозяйственных культур, ц/га посевной площади зерновые культуры (в весе после доработки)  | 
			
			 15,1  | 
			
			 22,4  | 
			
			 18,3  | 
			
			 121,2  | 
			
			 81,7  | 
		
| 
			 картофель  | 
			
			 105  | 
			
			 148  | 
			
			 134  | 
			
			 127,6  | 
			
			 90,5  | 
		
| 
			 овощи открытого грунта  | 
			
			 144  | 
			
			 208  | 
			
			 211  | 
			
			 146,5  | 
			
			 101,4  | 
		
Практика показывает, что в аграрном секторе экономики важную роль играют малые формы хозяйствования, они производят более половины валовой и 40 % товарной продукции сельского хозяйства [3], решают вопросы социальной стабильности на селе, являются одним из главных источников доходов сельского населения, обеспечения продуктами питания и сферой приложения труда в условиях безработицы. Практически каждый сельский житель имеет приусадебное личное подсобное хозяйство и, соответственно, статус сельскохозяйственного товаропроизводителя, нуждающегося не только в услугах, обеспечивающих производство сельскохозяйственной продукции, но и в услугах по обслуживанию инфраструктуры малых форм хозяйствования и сельских территорий, включающих поддержку этого производства и самой жизнедеятельности сельского населения. При этом на фоне снижения показателей развития сельского хозяйства наблюдается негативная тенденция по благоустройству сельской местности и обеспечению образовательными и культурно-досуговыми учреждениями (таблица 2). Представленные показатели отражают несостоятельность государства в реализации социальной справедливости. В связи с этим актуальность приобретает механизм возмещения части государственных функций в сфере развития инфраструктуры сельских территорий и малых форм хозяйствования за счет организации обслуживающих потребительских кооперативов, которые являются как институтом развития бизнеса, так и фактором улучшения условий жизни на селе [5].
Таблица 2
Показатели благоустройства сельской местности в РФ за 2000–2012 гг. [8]
| 
			 Показатель  | 
			
			 Российская Федерация  | 
		||||
| 
			 2000 г.  | 
			
			 2011 г.  | 
			
			 2012 г.  | 
			
			 2012 г., %  | 
		||
| 
			 к 2000 г.  | 
			
			 к 2011 г.  | 
		||||
| 
			 Удельный вес сельских населённых пунктов, в %, имеющих: водопровод  | 
			
			 28  | 
			
			 32  | 
			
			 32  | 
			
			 114,3  | 
			
			 100,0  | 
		
| 
			 канализацию  | 
			
			 4  | 
			
			 5  | 
			
			 5  | 
			
			 125,0  | 
			
			 100,0  | 
		
| 
			 Удельный вес общей площади сельского жилищного фонда (%), оборудованной: водопроводом  | 
			
			 39  | 
			
			 49  | 
			
			 49  | 
			
			 125,6  | 
			
			 100,0  | 
		
| 
			 канализацией  | 
			
			 30  | 
			
			 39  | 
			
			 40  | 
			
			 133,3  | 
			
			 102,6  | 
		
| 
			 отоплением  | 
			
			 37  | 
			
			 61  | 
			
			 61  | 
			
			 164,9  | 
			
			 100,0  | 
		
| 
			 газом  | 
			
			 74  | 
			
			 74  | 
			
			 74  | 
			
			 100,0  | 
			
			 100,0  | 
		
| 
			 горячим водоснабжением  | 
			
			 17  | 
			
			 26  | 
			
			 27  | 
			
			 158,8  | 
			
			 103,8  | 
		
| 
			 Число дошкольных образовательных учреждений в сельской местности, ед.  | 
			
			 22700  | 
			
			 18000  | 
			
			 17800  | 
			
			 78,4  | 
			
			 98,9  | 
		
| 
			 Численность воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях в сельской местности, тыс. чел  | 
			
			 854,5  | 
			
			 1158,8  | 
			
			 1232,2  | 
			
			 144,2  | 
			
			 106,3  | 
		
| 
			 Численность воспитанников, приходящихся на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях в сельской местности, чел.  | 
			
			 62  | 
			
			 91  | 
			
			 92  | 
			
			 148,4  | 
			
			 101,1  | 
		
| 
			 Число общеобразовательных учреждений в сельской местности, ед.  | 
			
			 45400  | 
			
			 28600  | 
			
			 27400  | 
			
			 60,4  | 
			
			 95,8  | 
		
| 
			 Число библиотек в сельской местности, ед.  | 
			
			 38800  | 
			
			 33200  | 
			
			 31980  | 
			
			 82,4  | 
			
			 96,3  | 
		
| 
			 Число учреждений культурно-досугового типа в сельской местности, ед.  | 
			
			 48100  | 
			
			 39700  | 
			
			 39552  | 
			
			 82,2  | 
			
			 99,6  | 
		
Таким образом, перспективы устойчивого развития сельских территорий заключаются в организации совместной деятельности малых форм хозяйствования и населения на кооперативных принципах с целью решения имеющихся проблем малого аграрного бизнеса и удовлетворения социально-экономических потребностей сельского населения. Кроме того, обслуживающий потребительский кооператив позволяет успешно реализовывать социальную ответственность государства в рамках частно-государственного партнерства, что подтверждается мировой практикой.
Сельскохозяйственный потребительский обслуживающий кооператив сочетает в себе возможности и достоинства как объединения участников кооперации с целью решения социально-экономических проблем сельских товаропроизводителей и населения, так и бизнес-организации, занимающейся коммерческой деятельностью в рамках кооперативной системы, поддерживаемой государством и инфраструктурными организациями.
Очевидны преимущества развития инфраструктуры сельских территорий на базе совместной деятельности малых форм хозяйствования в форме обслуживающей кооперации: 1) деятельность кооператива как некоммерческой организации не регламентируется требованиями ВТО; 2) кооператив «изнутри» ориентирован на решение действительных проблем товаропроизводителей; 3) выполнение социально-экономически значимых функций с вовлечением в управление и хозяйственную деятельность непосредственных пользователей услуг; 4) прозрачность деятельности (добровольность, демократический контроль и т.д.); 5) возможность совмещения коммерческой и некоммерческой деятельности; 6) возможности кооперативов по привлечению дополнительных финансовых, материально-технических и кадровых ресурсов в рамках института ассоциированного членства; 7) возможность получения государственной поддержки в виде субсидируемых кредитов, налоговых льгот, участия в региональных программах поддержки малых форм хозяйствования и развития инфраструктуры сельских территорий; 8) возможность применения современных технологий и техники.
В соответствии с перечисленными преимуществами обслуживающую кооперацию можно рассматривать как альтернативу существующим коммерческим организациям в обеспечении инфраструктуры сельской местности. Это утверждение основано на наличие успешного мирового опыта функционирования кооперативов в сфере обслуживания сельхозтоваропроизводителей, а также на нашем опыте создания обслуживающих кооперативов на территории Пензенской области [5, 6, 7].
На данном этапе развития кооперативных организаций по обслуживанию инфраструктуры сельских территорий и малых форм хозяйствования в аграрном секторе России можно выделить тенденции поступательного развития форм кооперации и расширения видов их деятельности, а также установления коммуникационных связей в кооперативной системе с привлечением современных технологий. Данный процесс сопровождается возникновением новой формы обслуживающей кооперации, а именно информационно-консультационных кооперативов.
Мировой опыт подтверждает, что эффективная организация деятельности малого аграрного бизнеса невозможна без повсеместной информационной поддержки, организации обучения и консультирования, так как развитие техники и технологий сельскохозяйственного производства требует наличия высококвалифицированных кадров, а усложнение организационно-экономических механизмов повышает требования к предпринимателям. В развитых странах данный вопрос решается через систему консультационных служб, особенностью которых является то, что инициаторами создания данных структур являлись сами фермеры, а также управление данными службами осуществляют пользователи консультационных услуг [1, 2].
Актуальность создания информационно-консультационных институтов для малых форм хозяйствования в России подтверждается проведенными нами исследованиями, которые показали, что основными источниками информации для них являются: Управление государственной службы занятости населения, средства массовой информации, знакомые предприниматели и интернет-ресурсы. В рамках анкетных обследований выявлено, что только 35 % респондентов полностью информированы о деятельности организаций, которые занимаются поддержкой малого бизнеса. Наряду с данной проблемой для малых форм хозяйствования является актуальным сбыт произведенной продукции. Участники опроса отмечают отсутствие доступной информации о конъюнктуре рынка, ценах на сельскохозяйственную продукцию и формах ее реализации [4].
Задачи деятельности информационно-консультационного кооператива должны включать: 1) предоставление информации о сельскохозяйственном рынке и возможных формах сбыта продукции членами кооператива; 2) решение вопросов бизнес-планирования, подготовка комплектов документов и заявок на получение кредитов и субсидий в составе программ государственной поддержки, оказание правовой поддержки, услуг бухгалтерского аутсорсинга, взаимодействие с налоговыми органами и государственными фондами; 3) представительство, защита прав и интересов членов кооператива в органах государственной власти, местного самоуправления и общественных организациях; 4) организация консультирования членов кооператива по техническим вопросам; 5) организация обучения и повышения квалификации членов кооператива; 6) повышение информированности членов кооператива за счет привлечения различных средств коммуникации.
Отличительной особенностью таких кооперативов является то, что член кооператива вносит только вступительный и обязательный паевой взнос при вступлении в кооператив в размере и в сроки, определенные уставом, а далее принимается решение о характере компенсации за оказываемые услуги. Возможны два варианта: либо члены кооператива вносят членские взносы на компенсацию ежемесячных расходов, либо делают платежи по договору оказания услуг. При работе с не членами кооператива ценовая политика может быть более жесткой, на основании заключаемых договоров оказания услуг [7].
Исследования показали, что организация совместной деятельности малых форм хозяйствования по удовлетворению собственных потребностей в информационно-консультационном обслуживании позволяет снизить издержки на ведение бухгалтерского учета, юридическую поддержку, доступ к достоверной информации и современным программным продуктам в среднем на 45 %.
Актуальной является практика повсеместного использования современных методов и средств распространения информации, которая развивается в направлении глобализации. В связи с этим целесообразно применять механизм функционирования единого информационного пространства, цель которого заключается в создании эффективного инструмента информационного обеспечения с привлечением всех доступных современных средств коммуникаций.
Проведенное исследование показывает, что минимально-допустимым набором элементов единого информационного пространства являются информационный комплекс с электронной торговой площадкой. С целью обеспечения доступности данных информационный комплекс должен быть реализован в виде веб-портала, включающего в себя основные разделы по направлениям деятельности малых форм хозяйствования. Концепция информационного комплекса представлена на рисунке 1.
 
Рис. 1. Концепция информационного комплекса
Электронная торговая площадка рассматривается как комплекс информационных и технических решений, способствующий продуктивному взаимодействию покупателя (заказчика) с продавцом (поставщиком) через электронные каналы связи на всех этапах заключения сделки. В данном случае, продавцами являются кооперативы и малые формы хозяйствования, а покупателями могут выступать они же или представители торговых сетей, государственные учреждения, частные предприниматели и др. Особенностью данной торговой площадки является ее отраслевая принадлежность, доступность для малых форм хозяйствования за счет отсутствия барьера входа. С развитием данного информационного центра потребуется создание оптово-логистических центров для формирования партий, хранения и сбыта продукции.
Доступ к информационному комплексу должен осуществляться бесплатно для малых форм хозяйствования, органов власти, а также всевозможных контрагентов, которые приобретают сельхозпродукцию или поставляют технику, оборудование, сопровождающие средства и материалы для сельскохозяйственных производственных площадок. При успешной работе данного комплекса возможно применение платного входа для контрагентов на торговую площадку с целью самоокупаемости работы единого информационного пространства.
Организация информационного пространства должна проходить в несколько этапов. В первую очередь необходимо создать институты совместной деятельности малых форм хозяйствования по информационно-консультационному обслуживанию в районах субъектов Российской Федерации в форме кооперативов. На втором этапе организуются кооперативные центры информационно-консультационной поддержки на уровне каждого субъекта, в функции которых будет входить работа по консультированию и информационному обеспечению районных кооперативов, взаимодействие с органами власти, финансовыми организациями, ревизионным союзом и образовательными учреждениями по вопросам развития кооперации, учебно-методическая и научно-исследовательская работа, обучение. Обеспечение деятельности информационного пространства необходимо осуществлять на базе информационно-консультационных центров в субъектах Российской Федерации. На уровне регионов Российской Федерации и федеральном уровне должна поддерживаться связь между органами власти и организациями, заинтересованными в развитии сельскохозяйственной кооперации, проводится разработка законодательных проектов, методических и обучающих материалов, научно-исследовательские работы. Такая структура позволит реализовать единое информационное пространство с четким разграничением функций и ответственности по уровням управления и предоставит малым формам хозяйствования возможность не только получать доступ к актуальной и достоверной информации и контролировать данный процесс, но и установить эффективную обратную связь товаропроизводителей с органами государственной власти.
Практика и проведенные исследования показывают, что организация совместной деятельности малых форм хозяйствования в форме обслуживающих информационно-консультационных кооперативов является приоритетным направлением диверсификации организационных форм потребительской кооперации, которая позволит обеспечить высокий уровень правового, бухгалтерского и консультационного обслуживания сельхозтоваропроизводителей при снижении транзакционных издержек.
Обслуживающая кооперация в современных условиях агропромышленного комплекса Российской Федерации является перспективным институтом совместной деятельности малых форм хозяйствования в развитии инфраструктуры сельских территорий и повышении качества жизни сельского населения. Применение современных технологий информационного обмена и создание кооперативной информационно-консультационной системы позволит расширить возможности малого аграрного бизнеса в реализации своих интересов не только как участников рынка, но и как сельских жителей.
Рецензенты:
Юняева Р.Р., д.э.н., профессор, профессор кафедры «Экономика и финансы», ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», г. Пенза;
Барышников Н.Г., д.э.н., профессор, профессор кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», ФГБОУ ВПО «Пензенская государственная сельскохозяйственная академия», г. Пенза.
Библиографическая ссылка
Афанасьева М.С. ОБСЛУЖИВАЮЩАЯ КООПЕРАЦИЯ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17884 (дата обращения: 04.11.2025).



