Проблема подготовки студентов - будущих специалистов профессионалов в вузе в условиях перехода к новым формам общественных отношений в России является важной в условиях изменения в социально-экономической жизни общества и обострения ситуации на рынке труда. Конкуренция между специалистами и работниками выявила актуальность выявления возможностей высшего образовательного учреждения по развитию конкурентоспособной полноценной личности, самостоятельного субъекта, принимающего ответственные решения [2].
Эффективность решения данной проблемы зависит не только от обучения будущих специалистов новейшим технологиям, но и от развития культуры общения будущих специалистов. От выпускников сегодня требуется владение не только профессиональными, но и хорошо развитыми коммуникативными компетенциями [5]. Динамичный характер жизни и профессиональной деятельности требуют от них таких качеств как коммуникабельность, умение быстро вливаться в производственный коллектив, готовность быстро адаптироваться к новым условиям работы и регулировать отношения между людьми в процессе совместной деятельности, самостоятельность, ответственность и готовность решать задачи в нестандартных условиях [6]. Это, в первую очередь, означает умение работать в команде на общий результат, участвовать в принятии рациональных решений, умение сделать понятным смысл своего высказывания для других и понимать точку зрения своих партнеров. Кроме того, необходимо уметь работать с информацией, используя различные информационные технологии, продуктивно разрешать конфликты, публично представлять результаты своей работы, учитывать содержательную критику. Ежедневно приходиться иметь дело с большим количеством информации, которую нужно уметь правильно принять, переработать и передать, что трудно сделать, если недостаточно развита коммуникативная компетенция [7]. Овладение и эффективное применение норм и правил общения может сыграть немаловажное, а порой даже и решающее значение для роста, престижа, конкурентоспособности и творческого потенциала специалиста.
Цель настоящей статьи: рассмотреть одно из педагогических условий по развитию коммуникативной компетенции студентов -использование в учебном процессе коммуникативного тренинга.
Методы исследования: изучение и анализ педагогической, психологической, философской и методической литературы по проблеме исследования, целенаправленное психолого-педагогическое наблюдение, изучение результатов деятельности, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент в различных его видах; педагогическая интерпретация результатов исследования.
Результаты исследования. Как показало исследование, развитию коммуникативной компетенции у студентов вуза способствует, по нашему мнению, реализация следующих педагогических условий: обогащение содержания курса «Психология и педагогика» ситуациями социального взаимодействия, в условиях производства; выполнение индивидуальных коммуникативных заданий, развивающих познавательную активность и самостоятельность студентов технического вуза; использование в учебном процессе коммуникативного тренинга; систематический мониторинг уровня развития коммуникативной компетенции студентов, направленный на выявление соответствия учебного процесса предполагаемому результату, конечной цели обучения [1, с.17].
Как нам представляется, каждое из этих условий должно продуктивно взаимодействовать друг с другом.
В данной статье мы рассмотрим одно из педагогических условий по развитию коммуникативной компетенции студентов - это использование в учебном процессе коммуникативного тренинга.
Коммуникативный тренинг, представляющий собой средство психологического воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения. Коммуникативный тренинг заключается в выработке коммуникативных умений, связанных с овладением процессами взаимосвязи, взаимовыражения, взаимопонимания, взаимоотношений, взаимовлияний. Исследования в этой области активно проводились Н.П. Аникеевой, Ю.Н. Емельяновым, В.А. Кан-Калик, Ю.М. Жуковым, Н.В. Клюевым, А.А. Леонтьевым, А.Т. Лидерс, И.А. Мальхановой, Г.Б. Мониной, Л.А. Петровской, С.В. Петрушиным, Ю.В. Суховершиной, Е.В. Сидоренко, Е.П. Тихомировой, Ю.А. Фоминым и др. Тренинг делового общения и взаимодействия направлен на развитие следующих социально-психологических умений: психологически верно и ситуативно обусловлено вступать в общение; поддерживать общение, стимулировать активность партнера; психологически точно определять «точку» завершения общения; максимально использовать социально-психологические характеристики коммуникативной ситуации для реализации своей стратегической линии; прогнозировать возможные пути развития коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение; прогнозировать реакции партнеров на собственные действия; психологически настраиваться на эмоциональный тон собеседников; овладевать и удерживать инициативу в общении; спровоцировать «желаемую реакцию» партнера по общению; формировать и «управлять» социально-психологическим настроением партнера в общении и др.
Тренинг делового общения позволяет отработать навыки установления, поддержания контакта и выход из него; навыки манипулирования действиями партнера по общению. В процессе коротких лекций, групповых дискуссий, ролевых игр, студенты учатся учитывать эмоциональные состояния партнеров по общению и эффективно совершать коммуникацию в конфликте. Тренинг также позволяет развить у студентов не только способность фиксировать, различать и запоминать всю совокупность невербальных сигналов, получаемых от партнеров по общению, но и способность прогнозировать поведение партнеров по общению, предвидеть последствия своих влияний на них. Тренинг дает возможность студентам осознать различия между уверенным, неуверенным и агрессивным поведением партнеров по общению и их источников, сформировать навыки самопрезентации собственного уверенного поведения. По мнению Л.А. Петровской, коммуникативный тренинг - это средство психологического воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения [3, с.83].
Учебно-тренинговые ситуации можно условно разделить на 4 основные группы: ситуации социально-статусных взаимоотношений; ситуации ролевых отношений; ситуации взаимоотношений совместной деятельности; ситуации нравственных взаимоотношений.
Участники коммуникативного тренинга овладевают различными способами межличностного взаимодействия, становятся более компетентными в общении. Работа тренинговых групп организуется в соответствии с принципами: добровольного участия, постоянной самодиагностики с использованием тестов, взаимодействия с другими участниками в стиле диалога, реализации постоянной обратной связи, оптимизации развития, гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер, обеспечения свободного пространства (свободного перемещения в аудитории). При этом основными гуманистическими идеями тренинга являются: не принуждать человека, не давить на него; помочь ему стать самим собой, преодолеть стереотипы, мешающие ему жить радостно и счастливо, прежде всего, в общении с окружающими людьми в различных социальных сферах.
Тренинги общения, прежде всего, направлены на саморазвитие. Общение на тренинговых занятиях строится таким образом, чтобы в процессе коммуникации студенты овладевали новыми средствами коммуникации, тренировались в использовании их в процессе общения, учились анализировать свою коммуникативную деятельность. Важным моментом в коммуникативном тренинге является формирование умения организовать положительную обратную связь в общении. Учиться реализовать положительную обратную связь можно обращаясь в форме «Я-высказывания» и «Ты-высказывания». Сущность «Я-высказывания» заключается в осознании своих чувств в ситуации общения и назывании их партнеру по общению. «Я-высказывание» обязательно включает в себя три компонента: описание ситуации, вызвавшей напряжение; точное название своего чувства в этой ситуации; название причин возникновения напряжения.
Тренинг коммуникативных умений осуществлялся на шести занятиях в каждой группе. Перед каждым занятием ставились конкретные цели. Любая форма коммуникативного тренинга требует соответствующей квалификации преподавателя. В ходе тренинга значительно эффективнее решаются вопросы развития личности. В тренинге группа совместно с тренером исследует не социально-психологические явления в общем, а те из них, которые субъективно важны для участников. В тренинге чуть больше страстности и практической заинтересованности, нежели отвлеченного исследования. Тренинг - это не только воздействие, но и взаимодействие. Это процесс совместного творчества, результатом которого может быть и развитие самого тренера. Коммуникативный тренинг - исследование позиций делового общения и создание эффективных способов их разрешения. В коммуникативном тренинге рассматривается именно та область, которая одновременно является и взаимодействием, и общением. Это общение, которое представляет собой часть взаимодействия, и взаимодействие, которое происходит в форме общения.
На наш взгляд, коммуникативный тренинг позволяет студенту сознательно пересмотреть сформированные ранее стереотипы, решить свои личностные коммуникативные барьеры. Задачи коммуникативного тренинга: формирование позиции взаимодействия; межличностное взаимодействие; создание в группе атмосферы доверия и открытости; рефлексивное восприятие ситуаций общения и партнеров по общению; невербальное общение и проблема эмоционального самовыражения; самопомощь в ситуациях эмоционального дискомфорта; технология коммуникации; личное обаяние и общение; помехи в общении; расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения; отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми; овладение навыками эффективного слушания; активизация процесса самопознания и самоактуализации; расширение диапазона творческих способностей и др.
В коммуникативном тренинге развиваются такие формы поведения как перцепция (восприятие партнера), коммуникация (передача партнеру информации) и интеракция (воздействие на партнера по общению). На тренингах создаются такие условия конструктивного общения, чтобы у студентов развивались коммуникативные качества: анализ ситуации межличностного взаимодействия на основе выявления реакций партнера; извлечение опыта из каждой ситуации, необходимый для успешного общения в дальнейшем; постановка задач самоизменения в коммуникации и их решение с помощью полученного опыта [4, с.176].
Занятия в тренинговых группах позволяют каждому участнику экспериментировать с различными стилями общения, развивать необходимые коммуникативные компетенции, ощущая при этом психологическую поддержку, комфорт и личную защищенность.
Тренинг коммуникативных умений осуществлялся на шести практических занятиях в группах эксперимента. Перед каждым занятием ставились конкретные цели.
Цель первого занятия: создать благоприятные условия для работы тренинговой группы, ознакомить участников с основными принципами проводимого тренинга, принять правила работы группы, начать освоение активного стиля общения, помочь настроиться на серьезную работу над своими коммуникативными умениями и навыками.
Цель второго занятия: закрепить активный тренинговый стиль общения, способствовать закреплению навыков самоанализа, обсудить качества, важные для эффективного межличностного общения, ввести игровые процедуры для развития коммуникативной компетенции.
Третье занятие должно способствовать сплочению группы и углублению процессов самораскрытия, развитию умений самоанализа и преодолению психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению, с помощью активного игрового взаимодействия совершенствовать коммуникативные навыки.
На четвертом занятии происходит закрепление полученных коммуникативных навыков и умений, расширение представлений о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения.
Пятое занятие посвящается продолжению работы по самоанализу, совершенствованию умений эффективного общения, развитию коммуникативных навыков, регулирования эмоционального состояния партнера.
На шестом занятии происходит закрепление коммуникативных навыков и умений, подведение итогов тренинга.
Структура коммуникативного тренинга включала в себя следующие коммуникативные техники: техники постановки вопросов (открытые, закрытые, альтернативные), типичные ошибки в постановке вопросов; техники малого разговора (цитирование партнера, позитивные констатации, информирование, интересный рассказ), типичные ошибки малого разговора; техники вербализации или активного слушания (повторение, перефразирование, интерпретация), типичные ошибки вербализации и способы их преодоления; техники регуляции эмоционального напряжения (подчеркивание общности с партнером, подчеркивание значимости партнера, проявление интереса к проблемам партнера, предоставление партнеру возможности выговориться, признание собственной неправоты, обращение к фактам, спокойный уверенный темп речи, поддержание оптимальной дистанции, угла поворота и наклона тела).
В качестве основного метода для изучения результатов развития коммуникативной компетенции был использован метод анализа документов в виде письменных самоотчетов участников. После того как все самоотчеты были собраны, мы получили следующую картину:
41% студентов отметили, что узнали много нового о себе, о своих возможностях, сделали о себе открытия, выявили в себе лидерские качества по организации деловой совместной деятельности, отработали навыки убеждения, умения выступать перед аудиторией. Получили важную информацию об общении: обрели знания, собрали воедино мысли, поняли, что отношения строит сам человек, узнали новые задания и упражнения.
37% студентов нашли друзей, научились дружить, испытали сильные переживания, испытали сильную эмоциональную разрядку, учились контролировать свои эмоции в ситуациях спора, учились использовать невербальные средства при общении с собеседником; открыли для себя мир другого человека, осознали, что все мы разные, и у каждого человека своя психология, свой загадочный мир; у 7,2% студентов возник интерес к психологии общения и психологии личности, стало интересно наблюдать за собой и анализировать свои действия.
15,8% студентов стали более открытыми, «мы тут говорили правду», «смог убрать защиту от других», познали ценность общения, «стал ценить роскошь общения»; решили проблемы в общении, ушла душевная боль, «преодолели ряд речевых барьеров», испытали опыт нового общения, «научились понимать жизненные непривычные ситуации».
6,2% получили толчок к саморазвитию, «наступил перелом в жизни», «постараюсь теперь многое в себе изменить», «понял, что надо работать над собой», « открыл стимул к творчеству»; увеличили в себе самопринятие, обрели себя.
Заключение. Надо отметить, что коммуникативный тренинг способствовал не только приобретению студентами профессионально важных качеств и умений, но и созданию условий для разрешения личностных проблем и преодоления коммуникативных барьеров. Тренинг позволил отработать навыки установления и поддержания контакта и выхода из него; навыки манипулирования действиями партнера по общению. Во время семинарских и практических занятий студенты научились учитывать эмоциональное состояние партнеров по общению и эффективно совершать коммуникацию в конфликте.
Таким образом, коммуникативный тренинг в деловом взаимодействии развивает коммуникативно благоприятную среду, которая незаметна, но плодотворна.
Рецензенты:
Валеева Р.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой общей и социальной педагогики Института педагогики и психологии ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань;
Хузиахметов А.Н., д.п.н., профессор, зав. кафедрой методологии обучения и воспитания, Института педагогики и психологии ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.
Библиографическая ссылка
Бурганова Н.Т. ВНЕДРЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ТРЕНИНГА В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПРИ РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15602 (дата обращения: 19.04.2025).