Национальная экономика, являясь сложной экономической, социальной, организационной и научно-технологической системой, представляет собой совокупность взаимосвязанных отраслей, сложившихся в результате длительного исторического эволюционного развития страны. Особенности национальной экономики и результаты ее деятельности, ее конкурентоспособность оказывают значительное влияние на исторические и культурные традиции страны, на положение государства и его роль на международной экономической и политической арене.
В настоящее время основным фактором, определяющим конкурентоспособность национальных экономик на мировом рынке, является инновационная активность. В России решение задач формирования национальной инновационной системы и развития национального инновационного потенциала стало актуальным после разработки и публикации в 2008 году «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [11]. В данной концепции отмечается, что для перехода экономики России на инновационный путь развития необходимо сформировать национальную инновационную систему, которая способна обеспечить конкурентные преимущества в глобальном масштабе, и необходимо создать комплекс национальных институтов правовой, финансовой и социальной сферы, которые обеспечат взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур во всех сферах экономики и общественной жизни.
Согласно данным Всемирного экономического форума, рейтинг глобальной конкурентоспособности в 2013 финансовом году Россия занимает 67 место (Таблица 1) [1], [15].
Таблица 1
Рейтинг стран мира по индексу глобальной конкурентоспособности
| 
			 Страны  | 
			
			 Индекс глобальной конкурентоспособности в период 2012–2013  | 
			
			 Индекс глобальной конкурентоспособности в период 2011–2012  | 
			
			 Изменения в позиции  | 
		|
| 
			 Рейтинг  | 
			
			 Оценка  | 
			
			 Рейтинг  | 
		||
| 
			 Швейцария  | 
			
			 1  | 
			
			 5,72  | 
			
			 1  | 
			
			 0  | 
		
| 
			 Сингапур  | 
			
			 2  | 
			
			 5,67  | 
			
			 2  | 
			
			 0  | 
		
| 
			 Финляндия  | 
			
			 3  | 
			
			 5,55  | 
			
			 4  | 
			
			 1  | 
		
| 
			 Швеция  | 
			
			 4  | 
			
			 5,53  | 
			
			 3  | 
			
			 -1  | 
		
| 
			 Нидерланды  | 
			
			 5  | 
			
			 5,5  | 
			
			 7  | 
			
			 2  | 
		
| 
			 Германия  | 
			
			 6  | 
			
			 5,48  | 
			
			 6  | 
			
			 0  | 
		
| 
			 США  | 
			
			 7  | 
			
			 5,47  | 
			
			 5  | 
			
			 -2  | 
		
| 
			 Великобритания  | 
			
			 8  | 
			
			 5,45  | 
			
			 10  | 
			
			 2  | 
		
| 
			 Гонконг  | 
			
			 9  | 
			
			 5,41  | 
			
			 11  | 
			
			 2  | 
		
| 
			 Япония  | 
			
			 10  | 
			
			 5,4  | 
			
			 9  | 
			
			 -1  | 
		
| 
			 - - -  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
		
| 
			 Россия  | 
			
			 67  | 
			
			 4,2  | 
			
			 66  | 
			
			 -1  | 
		
При этом в качестве ограничивающих факторов увеличения конкурентоспособности России были отмечены низкая эффективность работы государственных институтов (118 место в мире), недостаточный уровень развития и реализации инновационного потенциала (78), неэффективная антимонопольная политика (116), неразвитость финансового рынка (121), низкий уровень конкуренции на рынках товаров и услуг (135) и дефицит доверия инвесторов к финансовой системе (132 место) [1]. К сильным сторонам российской экономики эксперты отнесли высокую распространенность высшего образования, состояние инфраструктуры и значительный объем внутреннего рынка.
Согласно аналитическим докладам, подготовленным Международной бизнес-школой INSEAD и Всемирной организацией интеллектуальной собственности (World Intellectual Property Organization), Россия в 2013 году заняла всего лишь 62 место в общем рейтинге по результатам «глобального индекса инноваций» [2]. Таким образом, в 2013 году она потеряла сразу 11 позиций по сравнению с предыдущим 2012 годом и 6 позиций по сравнению с 2011 годом (в 2012 году – 51 место среди 141 стран, в 2011 году – 56 место среди 125 стран) (Таблица 2) [4,6, 7, 8, 16].Как отмечается в докладе, сильными сторонами России в 2013 году оказались качество человеческого капитала (33 место), развитие бизнеса (43 место), развитие знаний (48 место) и инфраструктура (49 место). А недостатками – факторы, мешающие развитию инноваций: несовершенные институты (87 место) и низкие показатели развития внутреннего рынка (74 место) [6].
Таблица 2
Рейтинг стран мира по глобальному индексу инноваций
| 
			 2011 г.  | 
			
			 2012 г.  | 
			
			 2013 г.  | 
		||||||
| 
			 Рейтинг  | 
			
			 Страна  | 
			
			 GII (%)  | 
			
			 Рейтинг  | 
			
			 Страна  | 
			
			 GII (%)  | 
			
			 Рейтинг  | 
			
			 Страна  | 
			
			 GII (%)  | 
		
| 
			 1  | 
			
			 Швейцария  | 
			
			 63.82  | 
			
			 1  | 
			
			 Швейцария  | 
			
			 68.2  | 
			
			 1  | 
			
			 Швейцария  | 
			
			 66.59  | 
		
| 
			 2  | 
			
			 Швеция  | 
			
			 62.12  | 
			
			 2  | 
			
			 Швеция  | 
			
			 64.8  | 
			
			 2  | 
			
			 Швеция  | 
			
			 61.36  | 
		
| 
			 3  | 
			
			 Сингапур  | 
			
			 59.64  | 
			
			 3  | 
			
			 Сингапур  | 
			
			 63.5  | 
			
			 3  | 
			
			 Великобритания  | 
			
			 61.25  | 
		
| 
			 4  | 
			
			 Гонконг (Китай)  | 
			
			 58.80  | 
			
			 4  | 
			
			 Финляндия  | 
			
			 61.8  | 
			
			 4  | 
			
			 Нидерланды  | 
			
			 61.14  | 
		
| 
			 5  | 
			
			 Финляндия  | 
			
			 57.50  | 
			
			 5  | 
			
			 Великобритания  | 
			
			 61.2  | 
			
			 5  | 
			
			 США  | 
			
			 60.31  | 
		
| 
			 6  | 
			
			 Дания  | 
			
			 56.96  | 
			
			 6  | 
			
			 Нидерланды  | 
			
			 60.5  | 
			
			 6  | 
			
			 Финляндия  | 
			
			 59.51  | 
		
| 
			 7  | 
			
			 США  | 
			
			 56.57  | 
			
			 7  | 
			
			 Дания  | 
			
			 59.9  | 
			
			 7  | 
			
			 Гонконг (Китай)  | 
			
			 59.43  | 
		
| 
			 8  | 
			
			 Канада  | 
			
			 56.33  | 
			
			 8  | 
			
			 Гонконг (Китай)  | 
			
			 58.7  | 
			
			 8  | 
			
			 Сингапур  | 
			
			 59.41  | 
		
| 
			 9  | 
			
			 Нидерланды  | 
			
			 56.31  | 
			
			 9  | 
			
			 Ирландия  | 
			
			 58.7  | 
			
			 9  | 
			
			 Дания  | 
			
			 58.34  | 
		
| 
			 10  | 
			
			 Великобритания  | 
			
			 55.96  | 
			
			 10  | 
			
			 США  | 
			
			 57.7  | 
			
			 10  | 
			
			 Ирландия  | 
			
			 57.91  | 
		
| 
			 11  | 
			
			 Исландия  | 
			
			 55.10  | 
			
			 11  | 
			
			 Люксембург  | 
			
			 57.7  | 
			
			 11  | 
			
			 Канада  | 
			
			 57.60  | 
		
| 
			 12  | 
			
			 Германия  | 
			
			 54.89  | 
			
			 12  | 
			
			 Канада  | 
			
			 56.9  | 
			
			 12  | 
			
			 Люксембург  | 
			
			 56.57  | 
		
| 
			 13  | 
			
			 Ирландия  | 
			
			 54.10  | 
			
			 13  | 
			
			 Новая Зеландия  | 
			
			 56.6  | 
			
			 13  | 
			
			 Исландия  | 
			
			 56.40  | 
		
| 
			 14  | 
			
			 Израиль  | 
			
			 54.03  | 
			
			 14  | 
			
			 Норвегия  | 
			
			 56.4  | 
			
			 14  | 
			
			 Израиль  | 
			
			 55.98  | 
		
| 
			 15  | 
			
			 Новая Зеландия  | 
			
			 53.79  | 
			
			 15  | 
			
			 Германия  | 
			
			 56.2  | 
			
			 15  | 
			
			 Германия  | 
			
			 55.83  | 
		
| 
			 
  | 
			
			 - - -  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 - - -  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 - - -  | 
			
			 
  | 
		
| 
			 56  | 
			
			 Россия  | 
			
			 35.85  | 
			
			 51  | 
			
			 Россия  | 
			
			 37.9  | 
			
			 62  | 
			
			 Россия  | 
			
			 37.20  | 
		
Таким образом, стоит отметить, что, несмотря на наличие таких конкурентных преимуществ как сравнительно низкий уровень государственного долга и дефицита бюджета, значительный объем внутреннего рынка, относительно высокий инновационный потенциал и качественное высшее образование, существующие проблемы в других сферах предопределяют далеко не лидерские позиции России в мировых экономических рейтингах. Как следствие, можно констатировать, что перспективы развития российской экономики в огромной степени зависят от состояния научно-технического сектора экономики, уровня прикладных исследований и возможностей промышленной реализации передовых технологий, рыночного потенциала производимой продукции.
В сложившихся условиях инновационный путь признается единственным для развития национальной экономики и укрепления позиций на мировом рынке. При этом государство должно инициировать инновационные процессы, создавая благоприятные условия для их осуществления всеми другими участниками, к которым относятся представители предпринимательского, научного и образовательного сектора, государственные бюджетные организации, а также региональные и местные власти. Инновационное развитие экономики станет возможным только тогда, когда в нем будут заинтересованы все участники инновационного процесса.
Как свидетельствует практика, в настоящий момент в России самым слабым звеном и самым основным участником инновационного процесса является предпринимательский сектор. Российский предпринимательский сектор характеризуется низкой степенью инновационной активности по сравнению с другими инновационноактивными и инновационноразвитыми странами.
В 2012 году согласно статистическим данным Федеральной службы государственной статистики инновационная активность в России зафиксировалась на уровне 10,3% (Рис. 1) [13].
 
Рис. 1.Инновационная активность предпринимательского сектора России в период 2008 – 2012 гг. (%)
На протяжении последних пяти лет данный показатель хоть и показывает темп роста, он колеблется в районе 10%, демонстрируя низкий уровень по сравнению с другими инновационноразвитыми государствами. Так согласно данным «Ежегодника Евростатата 2012» в Германии аналогичный показатель еще в 2010 году превысил отметки 70% (79,3%), а в Люксембурге и Бельгии данный показатель составлял 68,1% и 60,9% [3]. Среднее значение данного показателя по странам-членам ЕС на сегодняшний день составляет 30-40%, что составляет существенную разницу с показателем в России.
Доля организаций в России, занимающих инновационной деятельностью в области технологии, в 2012 году составила всего лишь 9,1% [10]. Удельный вес организаций, осуществляющих маркетинговые, организационные и экологические инновации, составил 1,9%, 3,0 % и 2,7%.
Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме продаж, несмотря на рост, остается низкой по сравнению со средним значением ЕС (10%) и составила в 2012 году 8%. Аналогичный показатель в 2011 году составлял 6,3% (в стоимостном выражении 2 872,9 млрд. руб.), при этом доля инновационных товаров, работ и услуг промышленного производства в общем объеме экспорта в 2011 году составила всего лишь 8,8%, что свидетельствует о сырьевой зависимости российского экспорта [4].
Еще один немаловажный показатель, характеризующий инновационную активность страны, – уровень затрат на НИОКР относительно ВВП. В 2012 году этот показатель снизился до 1,12% и согласно данным ЮНЕСКО Россия обеспечил стране всего лишь 32 место в мировом рейтинге из 91 стран (Таблица 3)[12].
Таблица 3
Рейтинг стран мира по уровню расходов на НИОКР в 2012 г.
| 
			 Рейтинг  | 
			
			 Страна  | 
			
			 Затраты на НИОКР (% от ВВП)  | 
		
| 
			 1  | 
			
			 Израиль  | 
			
			 4,4  | 
		
| 
			 2  | 
			
			 Финляндия  | 
			
			 3,88  | 
		
| 
			 3  | 
			
			 Южная Корея  | 
			
			 3,74  | 
		
| 
			 4  | 
			
			 Швеция  | 
			
			 3,4  | 
		
| 
			 5  | 
			
			 Япония  | 
			
			 3,36  | 
		
| 
			 6  | 
			
			 Дания  | 
			
			 3,06  | 
		
| 
			 7  | 
			
			 Швейцария  | 
			
			 2,99  | 
		
| 
			 8  | 
			
			 США  | 
			
			 2,9  | 
		
| 
			 9  | 
			
			 Германия  | 
			
			 2,82  | 
		
| 
			 10  | 
			
			 Австрия  | 
			
			 2,75  | 
		
| 
			 11  | 
			
			 Исландия  | 
			
			 2,64  | 
		
| 
			 12  | 
			
			 Сингапур  | 
			
			 2,43  | 
		
| 
			 13  | 
			
			 Австралия  | 
			
			 2,37  | 
		
| 
			 14  | 
			
			 Франция  | 
			
			 2,25  | 
		
| 
			 15  | 
			
			 Словения  | 
			
			 2,11  | 
		
| 
			 - - -  | 
			
			 - - -  | 
			
			 - - -  | 
		
| 
			 32  | 
			
			 Россия  | 
			
			 1,12  | 
		
Еще в 1990 г. внутренние расходы на НИОКР составляли 2,03% ВВП. А в 1992 г. в результате «шоковой терапии» этот показатель сократился почти в 3 раза — до 0,74% ВВП, а в 2000 году из-за обвального падения ВВП в 1990-е годы этот показатель вырос до 1,05%. За последние годы значительный рост данного показателя особо не наблюдается (Рис. 2) [5].
 
Рис. 2. Доля внутренних затрат на исследование и разработки к ВВП (%)
Если рассматривать структуру затрат на технологические инновации в промышленном производстве, то основная часть средств ушла не на исследование и разработку НИОКР, а на приобретение машин и оборудования (Рис. 3) [14]. Несмотря на то, что приобретение машин и оборудования и модернизация производства путем их внедрения тоже является инновационной деятельностью, и привносит свой вклад в повышение инновационной активности предпринимательского сектора страны, его доминирование над уровнем исследовательской деятельности демонстрирует неэффективность использования бюджета. И, несмотря на активную деятельность инновационных организаций по модернизации производства путем приобретения машин и оборудования, состояние износа основных фондов в 2012 году оставляет желать лучшего, составляя 47,9% [9, стр. 55-59].
На протяжении долгового периода времени в России основным источником финансирования и инициатором НИОКР является государство, а не частный предпринимательский сектор (Рис. 4).
 
Рис. 3. Структура затрат на технологические инновации в промышленном производстве по видам инновационной деятельности 2010-2012 гг.
 
Рис. 4. Структура внутренних затрат на НИОКР по источникам финансирования (%)
Все значения показателей, указанных выше, включая «структура внутренних затрат на НИОКР по источникам финансирования» демонстрируют низкую инновационную активность в России. Основная причина данного явления в стране заключается в слабом интересе бизнес-сектора к инновационному процессу, к инновациям. В России практически отсутствует внутренний спрос на инновационные товары на внутреннем рынке, российский рынок в настоящий момент ориентирован на топливно-сырьевые отрасли.
Усиление структурных пропорций национальной экономики в сторону увеличения доли топливно-сырьевых отраслей в России было неизбежно. В условиях динамично развивающейся мировой экономики и увеличения производительности промышленных отраслей в быстроразвивающихся странах потребность в топливно-сырьевых продуктах в мире растет быстрыми темпами. Таким образом, мировой спрос на топливно-сырьевые продукты значительно превышает возможность предложения, если рассматривать мировой рынок без участия России. А для России, занимающей лидирующие места по запасам минерального сырья, увеличение доли экспорта топливно-энергетической продукции, исходя из мирового спроса и мировых тенденций, сформировало колоссальный доход. Таким образом, мировые тенденции и активное участие в мировом воспроизводительном процессе в качестве поставщика сырья сформировали структурные пропорции российской экономики в сторону усиления роли топливно-сырьевых отраслей.
Тем более в настоящий момент в России отсутствуют ясные правила оценки эффективности внедрения инноваций в производство. Исходя из объективной оценки, понятно, что для оценки эффективности в данном случае необходимо подходить системно и оценивать не только финансовые эффекты, но качественные параметры, но методика расчета не ясна. И у большинства представителей предпринимательского сектора нет понимания, что передовые технологии и реализация отраслевых инновационных проектов – это именно тот необходимый инструмент, который поможет им достигнуть конкурентных преимуществ.
Таким образом, в качестве ограничивающих факторов низкой инновационной активности предпринимательского сектора в России можно выделить следующие:
1) Ориентированность большинства российских компаний на внутренний рынок, где спрос на новые товары, работы и услуги не велик.
2) Неготовность российских компаний в переходе на инновационную модель ведения бизнеса и роста компаний, непонимание необходимости к инновационному переходу производства.
3) Недостаток собственных денежных средств организаций, осуществляющих инновационную деятельность.
4) Недостаточность финансовой поддержки со стороны государства. При осуществлении государственных заказов главным приоритетом является низкая стоимость исполнения заказа, в связи с этим основными исполнителями государственных заказов являются не малые и средние перспективные предприятия, а крупные организации с низкой стоимостью затрат.
5) Неразвитость инновационной инфраструктуры (посреднические, информационные, юридические, банковские, страховые и прочие услуги) и неэффективная кредитная и инвестиционная политика в сфере инновационного бизнеса (где кредиты выдаются под 15% и более).
6) Непонимание роли национального и зарубежного консалтинга, из-за чего происходит массовый отток идей, объектов интеллектуальной собственности и специалистов за рубеж.
7) Пренебрежительное отношение к вознаграждениям и к авторскому сопровождению, что автоматически приводит к контрафакту, авариям и катастрофам техногенного характера.
8) Невнимательное и порой пренебрежительное отношение к удачным инновациям в малом и среднем бизнесе, требующих внимания государства и инвесторов.
9) Недостаточность и непроработанность законодательных нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих национальную инновационную деятельность.
Следует отметить, что в инновационной сфере происходят существенные положительные изменения. Следом за «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», принимаются такие нормативно-правовые акты, как «Стратегия развития науки и инноваций Российской Федерации на период 2015 года», «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года» и др.
Кроме того, структурируются институциональные органы государственной власти по выполняемым функциям в области инновационной деятельности: организации, министерства и ведомства, среди которых:
- 
	органы, определяющие инновационную политику и выполняющие координирующую функцию: Совет при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию, Министерство образования и науки РФ, Министерство экономического развития РФ, Российская Академия наук, отраслевые министерства и ведомства.
 - 
	органы, оказывающие финансовую поддержку: Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействия и развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
 - 
	органы, осуществляющую регулирующую функцию: Федеральная служба по интеллектуальной собственности по (Роспатент), Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральная антимонопольная служба.
 
В настоящий момент согласно данным Национального центра по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем в России функционируют 3298 организаций, участвующих в инновационном процессе страны, среди которых 1192 – организации инновационной инфраструктуры, 10– национальных информационно-аналитических центров (НИАЦ), 44–академических организаций, 812 – организаций-участников научно-технических и инновационных мероприятий, 453 – вуза.
Тем не менее, одним из наиболее критических «узких» мест российской инновационной системы является связь между исследованиями, проводимыми государственными институтами и частными компаниями – потребителями инноваций. Несмотря на предпринимаемые усилия, разрыв между государственным и частным секторами исследований и разработок пока еще не преодолен.
В целом, можно отметить, что российский предпринимательский сектор характеризуется содержанием предприятий, находящихся на разных этапах рыночной эволюции, и доля инновационноактивных предприятий среди них не велика. В связи с этим необходимо решить вопрос стимулирования как деятельности по созданию инновационноориентированных предприятий, так и по развитию и расширению деятельности существующих инновационноактивных предприятий.
Рецензенты:
Церкасевич Л.В., д.э.н., профессор Санкт-Петербургского университета управления и экономики, г. Санкт-Петербург.
Большаков А.С., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Менеджмента и маркетинга» Балтийской академии туризма и предпринимательства, г. Санкт-Петербург.
Библиографическая ссылка
Ким Г.Х. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14896 (дата обращения: 04.11.2025).



