В настоящее время особую значимость имеет решение проблемы повышения эффективности работы российских предприятий и их конкурентоспособности как основы обеспечения устойчивого роста национальной экономики и повышения уровня жизни населения. Важно понимать, что промышленные предприятия не могут конкурировать со многими развивающимися странами по ценовым параметрам. У них низки расходы на рабочую силу, а также имеются большие возможности перетока трудовых ресурсов из сельского хозяйства в промышленность по мере развития экономики и повышения производительности. Если динамичный рост экономик Китая и Индии сохранится на протяжении еще десяти-двенадцати лет, они смогут обойти Россию по уровню развития, особенно с учетом огромных инвестиций в исследования и разработки.
Сейчас Россия обладает важными предпосылками для обеспечения устойчивого инновационного развития и определенным накопленным инновационным потенциалом [4]. Однако при приближении к группе развитых стран по основным макроэкономическим показателям отставание от них по эффективности использования инновационного потенциала не уменьшается.
В текущем десятилетии российская экономика росла высокими темпами, но абсолютный разрыв с развитыми странами по объему ВВП на душу населения продолжает увеличиваться, снижалась доля высокотехнологического экспорта. [5] Таким образом, обобщая опыт изучения государств с наиболее успешным применением механизмов регулирования инновационного предпринимательства в регионах, следует выделить следующие моменты.
- Политика крупных городов и регионов носит в большей степени структурный, а не перераспределительный характер.
- Регионы в результате реализации инновационной политики получают широкий спектр инициатив и полномочий.
- Инновационная политика отличается разнообразием практических подходов.
- Для ускорения инновационных процессов на региональном уровне широко используется практика создания свободных экономических зон.
- Распространение инновационных технологий переносится с центрального уровня на периферийные, т.е. ядром инноваций становятся регионы.
Развитие предпринимательства и активизация инновационных процессов в промышленности в настоящее время приобретают всё большую значимость [6], основной задачей является достижение предприятиями конкурентных преимуществ и более полное удовлетворение потребностей в высококачественных товарах и услугах [7].
Государственное регулирование инновационного предпринимательства осуществляется на трех уровнях:
- федеральном (разработка государственной инновационной политики, определение приоритетов в развитии народного хозяйства страны и ее регионов, создание федеральных целевых программ по развитию приоритетных отраслей и сфер экономики);
- региональном (реализация и подготовка региональных программ по развитию инновационной деятельности за счет средств бюджета субъектов РФ, оказание содействия органам местного самоуправления в разработке и реализации программ по развитию инновационной деятельности);
- муниципальном (разработка и реализация муниципальных программ за счет местных бюджетов, принимают участие в реализации федеральных и региональных программ, проектов и мероприятий по развитию инновационной деятельности, на территории муниципальных образований создаются условия для развития инфраструктуры поддержки инновационной деятельности).
Основным документом, определяющим перспективные направления развития инновационной деятельности в регионе и их согласованность с политикой федеральных органов государственной власти, является программа развития инновационной деятельности. В настоящее время не во всех регионах РФ приняты подобные программы.
Наиболее часто используемые механизмы регулирования инновационной деятельности регионов приведены в таблице 1 (по данным исследования, проведенного Институтом региональных инновационных систем) [2].
Таблица 1
Основные механизмы содействия развитию инновационного предпринимательства
Механизмы содействия развитию инновационного предпринимательства |
Количество регионов |
Создание территорий инновационного развития |
27 |
Создание благоприятного инновационного климата |
20 |
Кадровая поддержка инновационной деятельности |
5 |
Содействие развитию инновационной инфраструктуры |
13 |
Продвижение высокотехнологичной продукции на рынке сбыта |
9 |
Информационная поддержка инновационной деятельности |
4 |
Международное и межрегиональное сотрудничество |
2 |
Прямое финансирование инновационной деятельности |
27 |
Создание территорий инновационного развития и прямая финансовая поддержка служат наиболее часто используемым инструментом регулирования инновационного предпринимательства в регионах России [3]. Это обусловлено тем, что данные механизмы предполагают привлечение дополнительных средств федерального бюджета на территорию региона.
Липецкая область относится к регионам, где формирование инновационной экономики социально ориентированного типа является основным направлением социально-экономического развития. В условиях глобализации и выхода экономики на постиндустриальный уровень развитие инноваций превращается в важнейший фактор конкурентоспособности [8]. Способность к созданию и практическому использованию инноваций становится необходимым условием достижения качественного экономического роста. В области сформировано законодательство об инновационной деятельности. Принят закон «Об инновационной деятельности в Липецкой области» (№ 425-ОЗ от 27.10.2010 г.), которым предусмотрено формирование областного реестра инновационных проектов.
Предприятия, реализующие такие проекты, могут воспользоваться государственной поддержкой в виде:
- субсидий на развитие инновационной деятельности;
- налоговых льгот (налог на имущество, прибыль, транспортный);
- государственных гарантий при получении банковских кредитов;
- предоставления на льготных условиях зданий, строений, помещений, находящихся в собственности области других преференций. А также Постановлением администрации Липецкой области от 17.02.2011 г. № 243 утверждена областная целевая комплексная программа «Развитие инновационной деятельности в Липецкой области на 2011- 2015 годы», мероприятиями которой предусмотрены меры государственной поддержки для участников инновационного процесса, ориентированных на создание высокотехнологичной продукции - предоставление субсидий предприятиям и организациям области на компенсацию:
- части затрат по реализации проектов, включенных в областной реестр инновационных проектов, направленных на создание инновационных, нанотехнологических или энергосберегающих продукции и технологий;
- части затрат по уплате процентов по банковским кредитам, направленным на реализацию проектов, включенных в областной реестр инновационных проектов, по внедрению инновационных технологий, повышению энергоэффективности и ресурсо-, энергосбережения, созданию безотходных, экологически чистых производств;
- части затрат по проектам, включенным в областной реестр инновационных проектов, на выполнение работ, оказание услуг по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, энергообследованию, разработке и проектированию новых образцов инновационной продукции;
- затрат по обучению специалистов по программам инновационного развития, повышения энергоэффективности и ресурсосбережения, экологичности производств;
- части затрат по регистрации патентов, лицензий, торговых марок и иной интеллектуальной собственности;
- затрат, связанных с участием в выставках, конкурсах по инновационной деятельности, изобретательству и рационализаторству, проводимых в регионах РФ и за рубежом.
Реализация программы будет способствовать взаимодействию научных и образовательных организаций, центров инновационного развития с крупными промышленными предприятиями, активному спросу со стороны реального сектора экономики на высокие технологии. Все это позволит обеспечить реальный переход экономики к модели, позволяющей достичь опережающего развития, а на его основе - дальнейшего повышения качества и уровня жизни населения области.
Результативность инновационной деятельности в решающей мере зависит от человеческого фактора, в связи с чем персонал предприятий необходимо рассматривать как главную движущую силу реализации нововведений. Вместе с тем, как об этом свидетельствует хозяйственная практика, в современных условиях возникают значительные трудности при выработке реалистичных подходов к формированию благоприятной для предпринимательства деловой среды, а также эффективных форм и методов управления промышленными предприятиями. Все это требует дальнейшей теоретической проработки вопросов предпринимательской деятельности и развития инновационных процессов.
Предпринимательство можно определить как творческую деятельность, направленную на поиск новых сфер вложения капитала, создание новых и совершенствование имеющихся продуктов, производств, развитие собственных преимуществ, эффективное использование различных возможностей для получения прибыли. В этом случае предпринимательство характеризуется обязательным использованием - будь то производство нового для рынка товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия или отрасли.
Современное понимание предпринимателя как новатора сложилось в середине XX века. В своей работе «Теория экономического развития» Й. Шумпейтер писал, что задача предпринимателей - реформировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле - через использование новых технологий для производства новых товаров, но новым методом, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции - вплоть до реализации прежней и создания новой отрасли промышленности [9].
Таким образом, считается, что новаторство и новизна - неотъемлемая черта предпринимательства. Действительно, поиск новых идей и их реализация - это одна из самых важных, но при этом и сложных задач предпринимателя, потому что в данном случае от предпринимателя требуется не только умение творчески мыслить и находить новые решения, но и мыслить перспективно, предвидя будущие потребности, которые формируются в обществе.
Что в настоящее время понимают под инновациями? Это специфический инструмент предпринимательства, т.е. направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур.
В экономической литературе выделяют три основных вида инновационного предпринимательства - деятельность, нацеленная на: инновации продукции; инновации технологии; социальные инновации.
Инновации продукции - это вид, который ориентирован на процесс обновления сбытового потенциала предприятия, который, в свою очередь, обеспечивает увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение престижа, создание новых рабочих мест и т.д.
Технологические инновации - это процесс обновления производственного потенциала, направленный на повышение производительности труда и экономию энергии, сырья и других ресурсов, что дает возможность увеличить объем прибыли предприятия, усовершенствовать технику безопасности, провести мероприятия по защите окружающей среды.
Социальные инновации - это процесс планомерного улучшения социальной сферы предприятия. Применение инноваций такого рода расширяет возможности на рынке рабочей силы, мобилизует персонал предприятия, а достижение поставленных целей укрепляет доверие к социальным обязательствам предприятия.
Инновационное предпринимательство - одновременно и экономическое явление, и процесс. В качестве экономического явления выступает как форма производственных отношений по поводу производства и реализации потребителям конкретных товаров (работ, услуг) необходимого качества и получение запланированного результата. Как экономическое явление оно выражает всю систему отношений, которые возникают у предпринимателя во взаимоотношениях с потребителями в процессе реализации товаров (работ, услуг), с поставщиками, другими хозяйствующими субъектами, наемными работниками и, наконец, с государственными и иными органами управления.
Предпринимательство как процесс представляет собой сложную цепочку действий - от поиска (зарождения) предпринимательской идеи до её воплощения в конкретный проект предприятия, позволяющий производить необходимые потребителям товары. Закачивается этот процесс получением определенного объема прибыли. Таким образом, предпринимательство, как процесс, включает четыре основные стадии:
- поиск новых идей и их оценка;
- составление подробного бизнес-плана;
- поиск необходимых ресурсов;
- управление созданным предприятием.
В заключение хотелось бы отметить, что новаторство является одной из основных функций предпринимателя, и соответственно в предпринимательской деятельности всегда должен присутствовать инновационный момент. Любая инновационная деятельность, конечно же, является предпринимательской, однако не всякое предпринимательство является инновационным, а лишь такое, которое позволяет извлечь предпринимательский доход в результате создания инновационного продукта. В свою очередь инновационное предпринимательство включает в себя несколько этапов, которое, как правило, осуществляются последовательно друг за другом, однако достаточно часто отдельные этапы выполняются параллельно, и это только ускоряет процесс инновационной деятельности. Поэтому выбирая инновационную идею, предприниматель должен учитывать не только эффективность инновационного проекта, но и то, насколько реально его осуществление, поскольку если отсутствуют средства, необходимые навыки, или же если возникают непреодолимые препятствия, то хорошая инновационная идея может оказаться нереализуемой.
Рецензенты:
Графов А.В., д.э.н., профессор кафедры «Финансы и кредит» Липецкого филиала Финуниверситета, г. Липецк.
Нарижный И.Ф., д.э.н., профессор, профессор Липецкого государственного технического университета, г. Липецк.
Библиографическая ссылка
Осипова И.В., Решетникова Е.В. ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13349 (дата обращения: 28.04.2025).