Введение. Одним из важнейших элементов таргет-костинга, как целостной концепции управления и снижения производственных затрат, является функционально-стоимостной анализ. При использовании в цельной совокупности именно двух этих методов возможно осуществление поддерживающей стратегии управления затратами, предупреждающего контроля издержками производства и рационального калькулирования себестоимости продукта в рыночной экономике.
Функционально-стоимостной анализ (ФСА) представляет собой технологию, позволяющую оценить реальную стоимость продукта с помощью анализа его функций и сделать его максимально привлекательным для потребителя. Это как раз и отличает ФСА от традиционных систем учета затрат, которые оценивают продукт с точки зрения исполнения бюджета компании вне зависимости от того, приносит ли она пользу клиенту. Наиболее полно ФСА раскрывается при использовании его в совокупности с таргет-костингом.
Система таргет-костинг — это целостная концепция управления, поддерживающая стратегию снижения затрат и реализующая функции планирования производства новых продуктов, предупреждающего контроля издержек и калькулирования целевой себестоимости в соответствии с рыночными реалиями [5]. Особенностью таргет-костинга является то, что он применяется на стадии проектировки продукта.
Ключевой идеей системы таргет-костинга является принципиальное изменение традиционного соотношения
Цена = Себестоимость + Прибыль
на качественно иное:
Себестоимость = Цена – Прибыль.
Рассмотрим более подробно применение ФСА в совокупности с таргет-костингом на примере производства полипропиленовых труб. В последние годы из‐за высоких цен на сырье для производства полипропиленовых труб (ПП‐труб) в России и, как следствие, на конечную трубную продукцию на российском рынке ПП‐труб обосновались иностранные компании – нестабильность российских цен делает импорт дешевых ПП‐труб выгодным. Импортные ПП‐трубы на 2013 год занимали около 50% российского рынка (этот показатель варьируется от года к году в пределах ±10%). Объем рынка потребления канализационных ПП-труб в России в 2013 году составил 44,5 тыс. тонн, или 6,5 млрд руб. По оценкам экспертов и участников рынка, ежегодный рост рынка ПП‐труб прогнозируется на уровне 12–17%. Ожидается, что в 2017 году российский рынок потребления канализационных ПП‐труб составит около 76 тыс. тонн, или в денежном выражении – 11,3 млрд руб.
Для поддержания конкурентоспособности продукта важно применить функционально-стоимостной анализ, исследовать характеристики продукта, а также выявить значимость функций, важных для потребителей. Использование таргет-костинга ориентирует экономический субъект на глубокий анализ внешней среды (конкурентов и потребителей), а ФСА включает в себя методы и методики этого анализа.
Известно, что ФСА включает в себя несколько этапов: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный и этап внедрения. Остановимся более подробно на аналитическом и творческом этапах, так как именно в них можно проследить взаимосвязь ФСА с таргет-костингом.
Так как рассматриваемым продуктом в нашем исследовании являются ПП-трубы, то нужно рассматривать такие характеристики, как материал, из которого они изготовлены; диаметр ПП-труб; приспосабливаемость к среде (степень удовлетворения потребителей в их потребностях).
Для того чтобы понять, какой материал самый выгодный при производстве ПП-труб, необходимо провести анализ положительных и отрицательных сторон полипропилена, полиэтилена, поливинилхлорида, полибутилена.
Проведенный анализ металлических и полимерных материалов, использующихся для производства труб, позволил выявить основные достоинства полипропилена перед аналогами:
- 
	срок службы канализационных трубопроводов из полипропилена не менее 50 лет;
- 
	температуростойкость (в зависимости от толщины стенок — до 75 °С), способность выдерживать кратковременное повышение температуры рабочей жидкости до 95 °С.
- 
	полипропилен химически невосприимчив к агрессивным средам;
- 
	трубы экологически чистые;
- 
	по сравнению с трубами из ПВХ ПП-трубы более ударопрочные (особенно при низких температурах), что очень важно в условиях российского климата при транспортировке, хранении и монтаже.
Преимущества полипропилена имеют больший вес, нежели другие материалы, поэтому ПП-трубы являются на сегодняшний день одним из лучших материалов для использования в системах внутренней канализации.
Следующая исследуемая функция – диаметр труб.
Сравним два вида полипропиленовых (ПП-гомополимер) канализационных труб диаметром (D) 50 и 110 мм.
Продукт № 1: ПП D50 х 1.8 х 150-3000 (трубы диаметром 50 мм, толщиной 1,8 мм, длиной от 150 до 3000 мм).
Продукт № 2: ПП D110 х 2.7 х 150-3000 (трубы диаметром 110 мм, толщиной 2,7 мм, длиной от 150 до 3000 мм).
В таблице 1 приведена номенклатура планируемых к выпуску ПП-труб ООО «Пласт».
Таблица 1 – Номенклатура планируемых к выпуску ПП-труб
| Наименование | Диаметр (D), мм | Толщина (e), мм | Длина (L), мм | 
| Труба D-50 mm, L-150 mm, e-1,8 mm | 50 | 1,8 | 150 | 
| Труба D-50 mm, L-250 mm, e-1,8 mm | 50 | 1,8 | 250 | 
| Труба D-50 mm, L-500 mm, e-1,8 mm | 50 | 1,8 | 500 | 
| Труба D-50 mm, L-1000 mm, e-1,8 mm | 50 | 1,8 | 1000 | 
| Труба D-50 mm, L-1500 mm, e-1,8 mm | 50 | 1,8 | 1500 | 
| Труба D-50 mm, L-2000 mm, e-1,8 mm | 50 | 1,8 | 2000 | 
| Труба D-50 mm, L-3000 mm, e-1,8 mm | 50 | 1,8 | 3000 | 
| Труба D-110 mm, L-150 mm, e-110mm | 110 | 2,7 | 150 | 
| Труба D-110 mm, L-250 mm, e-2,7 mm | 110 | 2,7 | 250 | 
| Труба D-110 mm, L-500 mm, e-2,7 mm | 110 | 2,7 | 500 | 
| Труба D-110 mm, L-2000 mm, e-2,7 mm | 110 | 2,7 | 2000 | 
| Труба D-110 mm, L-3000 mm, e-2,7 mm | 110 | 2,7 | 3000 | 
Проанализировав предпочтения потребителей с помощью маркетингового анализа, были выявлены наиболее популярные виды труб. Такими продуктами являются труба D-50 mm, L-1000 mm, e-1,8 mm и труба D-110 mm, L-2000 mm, e-2,7 mm.
Для того чтобы оценить значимость третьей функции – приспосабливаемость к среде (степень удовлетворенности потребителей в их потребностях), был проведен анализ потребностей потребителей.
Просуммировав два основных источника возникновения потребности в ПП-трубах - ввод нового жилья в эксплуатацию и ремонт изношенного жилищного фонда – была получена общая потребность рынка в ПП-трубах в 2013 году по географии сбыта с разбивкой по регионам Приволжского федерального округа (таблица 2).
Таблица 2 – Потребность рынка в канализационных ПП-трубах по географии сбыта в 2013 г., руб.
| Регион | Потребность в ПП-трубе D50, руб. | Потребность в ПП-трубе D110, руб. | Общая потребность, руб. | 
| Республика Мордовия | 9 361 260 | 13 528 320 | 22 889 580 | 
| Пензенская область | 20 338 245 | 29 377 400 | 49 715 645 | 
| Ульяновская область | 15 498 315 | 22 386 520 | 37 884 835 | 
| Нижегородская область | 33 543 000 | 48 451 000 | 81 994 000 | 
| Республика Чувашия | 18 153 900 | 26 215 800 | 44 369 700 | 
| Республика Татарстан | 45 203 400 | 65 293 800 | 110 497 200 | 
| Тамбовская область | 14 151 600 | 20 441 200 | 34 592 800 | 
| Самарская область | 37 243 800 | 53 796 600 | 91 040 400 | 
| Саратовская область | 35 865 000 | 51 805 000 | 87 670 000 | 
| Итого | 229 358 520 | 331 295 640 | 560 654 160 | 
Таким образом, объем рынка потребления ПП-труб по географии сбыта в 2013 году был равен 560 654 160 руб., в том числе ПП-труба D50 – 229 358 520 руб., ПП-труба D110 – 331 295 640 руб.
Общая масса ПП-труб в 2013 году составила в совокупности 4 077 тонны (D50 – 1529 тонн, D110 – 2 548 тонн), что свидетельствует о том, что доля рынка сбыта проекта по минимальным оценкам составила 9% от рынка канализационных труб России. Ежегодный рост рынка ПП‐труб прогнозируется на уровне 12-17%. Ожидается, что объем рынка потребления проекта в 2017 году составит около 990 млн р. (7 182 тонны). Данные, приведенные выше, говорят о высоком потенциале рынка канализационных ПП-труб и о привлекательности данной сферы.
После анализа всех функций на аналитическом этапе ФСА, которые важны для потребителя в данном продукте, необходимо определить значимость этих функций. Процентное соотношение представлено на рисунке 1.
 
Рисунок 1 – Значимость функций канализационных ПП-труб (материала, диаметра, приспосабливаемости к среде).
Наибольшую значимость для потребителя представляет в канализационных трубах используемый материал. На определении значимости функций заканчивается аналитический этап ФСА и начинается творческий этап, который характеризуется достаточной сложностью. Экономическому субъекту на этом этапе предстоит найти пути, по которым необходимо улучшить те функции, которые были выявлены с помощью аналитического этапа.
Меры, принимаемые на творческом этапе, относительно канализационных ПП-труб должны быть следующими:
- 
	усовершенствовать используемый материал, использовать новейшие технические разработки для улучшения характеристик товара, увеличения его долговечности;
- 
	следить за статистикой потребления и желаний потребителей относительно размеров диаметра труб и в соответствии с результатами анализа корректировать производство тех или иных видов труб;
- 
	при помощи усовершенствованных технологий влиять на формы труб, применить инновации к соединительным частям труб для минимизации риска протекания.
Заключение. Таким образом, проведенный анализ металлических и полимерных материалов, использующихся для производства труб, позволил выявить основные достоинства полипропилена перед другими его аналогами. Следует отметить, что все этапы функционально-стоимостного анализа, как важнейшего элемента таргет-костинга, призваны выполнять одну цель – создание продукта с наилучшими характеристиками и минимальными затратами. Глубокий предварительный функционально-стоимостной анализ способен создать данный продукт еще на стадии проектировки продукции, т.е. с применением таргет-костинга.
Рецензенты:
Колесник Н.Ф., д.э.н., профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита НИ МГУ им. Н.П. Огарева, г. Саранск.
Осипов В.И., д.э.н., профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита НИ МГУ им. Н.П. Огарева, г. Саранск.
Библиографическая ссылка
Девятаева Н.В., Аниськина Е.В., Колесниченко М.С. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ТАРГЕТ-КОСТИНГА НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА ПОЛИПРОПИЛЕНОВЫХ ТРУБ // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13013 (дата обращения: 31.10.2025).



