Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ И ОРДИНАТОРОВ

Шангареева З.А. 1 Санникова А.В. 1 Мананова А.Ф. 1, 2 Ларина А.В. 1 Юсупова Р.Р. 1 Шангареев Р.З. 3
1 Башкирский государственный медицинский университет Минздрава России
2 Городская детская клиническая больница №17
3 Уфимский университет науки и технологий
Аннотация. Проблема вовлеченности студентов и ординаторов «Поколения Z» (Zoomers-поколение, рожденные с 1997 по 2012 год) в образовательный процесс крайне актуальна в современном образовании. Поиск активных методов обучения для Z-поколения обучающихся стал целью работы для авторов. Учитывая специфические черты у нового поколения студентов и ординаторов, целесообразно использование технологий обучения через интерактивные аудиовизуальные платформы, через погружение в игровой мир, через медицинские тренажеры и симуляторы. Авторами в данной работе описаны функциональные возможности и контент онлайн-платформ Anti Microbial Resistance map и Anti Microbial Reference book, позволяющие преподавателю разработать различные игровые сюжеты для рационального выбора антимикробной терапии в условиях обучения с последующей реализацией в реальной клинической практике. Использование платформ наглядно и доказательно демонстрирует обучающимся всю глубину и опасность проблемы нарастающей антибактериальной резистентности и позволяет не совершать банальные ошибки при подборе антибактериальной терапии. Указанные платформы - удобные веб-продукты для визуализации учебного материала, способные погрузить студента и ординатора в пространство его будущей профессиональной деятельности. Занятия, выстроенные с применением приемов игрофикации, повышают мотивацию и усвоение учебного материала студентами-медиками нового поколения, вызывают уважение и интерес к преподавателю у обучающихся Z-поколения.
активные методы обучения
z-поколение студентов
онлайн-платформы amrmap и amrbook
1. Гулзода М.К., Махмудзода Х.Р., Абдуллозода С.М., Али-Заде С.Г. Роль проблемно-ориентированного обучения в медицинском образовании // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12. № 2. С. 55-64.
2. Габдуллина Г.С., Адайбаев Т.А., Сулейменова Ф.М., Тажиметов Б.М., Сагимова Г.К. Применение проблемно-ориентированного обучения в медицинском вузе // Биология и интегративная медицина. 2021. Т. 47. № S1. С. 34-40.
3. Толмачева С.В., Видикер Р.В., Резникова Е.А. Проблемно-ориентированная среда в обучении студентов медицинского вуза // Advanced Science: сборник статей XI Международной научно-практической конференции (г. Пенза, 17 января, 2020 г.). Пенза: Издательство Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. С. 215-217.
4. Кузнецова О.Ю., Моисеева И.Е., Дегтярева Л.Н. Инновационные методы преподавания. Проблемно ориентированное обучение и дистанционные технологии // Российский семейный врач. 2019. Т. 23, № 2. С. 27-34.
5. Шангареева З.А., Файзуллина Р.М., Санникова А.В., Викторов В.В. Возможности применения онлайн-платформ AMRmap и AMRbook в образовательном процессе на занятиях по факультетской педиатрии // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31540 (дата обращения: 22.03.2024). DOI: 10.17513/spno.31540.
6. Шангареева З.А., Файзуллина Р.М., Санникова А.В., Викторов В.В. Стимуляция познавательной активности студентов на занятиях по факультетской педиатрии // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13. № 2 (46). С. 135-144.
7. Файзуллина Р.М., Викторов В.В., Шангареева З.А., Санникова А. В. Возможности применения онлайн платформы AMRMAP на практических занятиях по факультетской педиатрии // Медицинское образование. Пути повышения качества: сборник тезисов III Всероссийской научно-педагогической конференции с международным участием (Оренбург, 27-28 апреля, 2021.). Оренбург: Изд-во ОрГМУ, 2021. С. 102-103.
8. Кузьменков А.Ю., Виноградова А.Г., Трушин И.В., Эйдельштейн М.В., Авраменко А.А., Дехнич А.В., Козлов Р.С. AMRmap – система мониторинга антибиотикорезистентности в России // Клиническая микробиология и антимикробная химиотерапия. 2021. Т. 23. № 2. С. 198-204.
9. Виноградова А.Г., Кузьменков А.Ю. Практическое применение AMRmap: элементы подхода «от общего к частному» на примере Klebsiella pneumoniae // Клиническая микробиология и антимикробная химиотерапия. 2019. Т. 21. № 2. С. 181-186.
10. AMRmap: онлайн­платформа анализа данных резистентности к антимикробным препаратам в России. [Электронный ресурс]. URL: http://map.antibiotic.ru/ (дата обращения: 22.03.2024).
11. AMRbook: Справочник по антимикробной терапии. [Электронный ресурс]. URL: https://amrbook.ru/ (дата обращения: 22.03.2024).
12. Файзуллина Р.М., Шангареева З.А., Санникова А.В., Мухаметзянов А.М., Зайцев С.В., Канунникова Г.М., Чебаева К.В. Особенности внебольничной пневмонии у детей первых 5 лет жизни // Практическая пульмонология. 2019. № 4. С. 30-36.
13. Пневмония (внебольничная). Клинические рекомендации. М., 2022. 82 с.
14. Ермакова М.К. Несоответствия терапии острой респираторной патологии у детей на амбулаторном этапе клиническим рекомендациям // РМЖ. 2020. № 4. С. 7-10.
15. Зайцева С.В., Зайцева О.В. Современные рекомендации по выбору антибактериального препарата у детей с внебольничными пневмониями // Медицинский совет. 2022. Т. 16. № 6. С. 158-165.

Продуктивные технологии и активные методы обучения в современном медицинском образовании носят проблемно ориентированный характер [1-4].

На современном этапе обучаются преимущественно студенты и ординаторы «Поколения Z» (Zoomers-поколение, рожденные с 1997 по 2012 год). Проблема вовлеченности обучающихся «Поколения Z» в образовательный процесс крайне актуальна в современном образовании. Теория поколений американских писателей-социологов Уильяма Штрауса и Нила Хау объясняет схожесть ценностей и типа мышления людей, родившихся в одинаковый период времени. Считается, что обучающиеся поколения Z не признают авторитетов, их уважение надо заслуживать. При обучении они предпочитают быть на связи всегда, но работать из любого удобного места.

Сегодня среди студентов и ординаторов нового поколения остро стоит запрос на интересную подачу материала преподавателем, так как унылая атмосфера занятий не мотивирует на обучение [4]. Современному преподавателю стоит удовлетворить запросы обучающихся на новые технологии обучения для получения актуальной информации через внедрение ИКТ-технологий в разные фрагменты занятия, при этом соблюдать умеренность. Подача материала с применением активных игровых технологий (игрофикация) вызывает уважение и интерес к преподавателю у обучающихся Z-поколения [4].

В медицинской отрасли и медицинском образовании набирают обороты цифровые инновационные технологии диагностики и лечения заболеваний. Традиционные подходы медицинского образования не всегда позволяют обеспечить студентов и ординаторов Z-поколения должным уровнем знаний и практических умений и навыков.

Предполагаемые результаты при использовании активных методов обучения:

1) повысить мотивацию и вовлеченность в процесс обучения;

2) сформировать навыки самообразования и саморазвития;

3) развить социально-ролевые навыки и коммуникативность;

4) сформировать позитивное отношение к преподавателю и образовательному процессу.

Обучение с применением онлайн-платформ AMRmap (Anti Microbial Resistance map), и AMRbook (Anti Microbial Reference book) позволяет определиться с антимикробной терапией в условиях возрастающей антимикробной резистентности. Обучаемый усваивает не готовое знание, а сам добывает необходимые знания для решения определенной задачи [5]. Применение в учебном процессе платформ AMRmap и AMRbook нацелено на повышение мотивации и усвоения учебного материала у обучающихся нового поколения [5].

Цель исследования – поиск активных методов в обучении студентов и ординаторов Z-поколения.

Материалы и методы исследования

Авторами приведен опыт применения онлайн-платформ на практических занятиях по факультетской педиатрии у студентов четвертого курса педиатрического факультета и семинарских занятиях ординаторов по специальности «Педиатрия». Опыт применения указанных платформ на практических занятиях у студентов четвертого курса педиатрического факультета был опубликован ранее авторами в своих работах [5-7].

С учетом специфических психологических черт у нового поколения обучающихся целесообразно использование технологий обучения через интерактивные аудиовизуальные платформы, через погружение в игровой мир, через медицинские тренажеры и симуляторы [4; 5].

С работой платформ AMRmap и AMRbook можно ознакомиться на сайте AMRhub.

AMRhub - виртуальная точка входа экосистемы уникальных веб-продуктов по антимикробной резистентности.

AMRmap - онлайн-платформа анализа резистентности к антимикробным препаратам в России.

AMRbook - онлайн-справочник по антимикробной терапии.

AMRcloud - онлайн-платформа обмена данными резистентности к антимикробным препаратам.

AMRcloud.MONITORING - онлайн-версия руководства по антибиотикорезистентности.

AMRnote - онлайн-платформа обмена протоколами и алгоритмами терапии.

AMRteam - консорциум специалистов для внедрения в стационары технологий антимикробной резистентности/антимикробной терапии.

AMRmodel - приложение по моделированию эпидемических процессов.

AMRseq - инструмент анализа бактериальных геномов и генов устойчивости к антимикробным препаратам.

SNPT - веб-платформа и базы данных результатов типирования бактерий с однонуклеотиднымиполиморфизмами.

AMRcf - инструмент «индивидуального микробиологичеcкого анамнеза» пациентов с муковисцидозом.

MicrobioNames - цикл статей, посвящённых этимологии названий бактерий, вирусов, питательных сред и др.

AMRgame – игра, популяризирующая проблемы антибиотикорезистентности.

AMRsticker - забавные PNG-файлы для презентаций и стикеры AMRhub для Telegram.

AMRmap - это онлайн-платформа анализа данных резистентности к антимикробным препаратам в России. База данных AMRmap регулярно обновляется [5]. Интернет-платформа AMRmap была создана в 2016 году группой экспертов Межрегиональной ассоциации по клинической микробиологии и антимикробной химиотерапии (МАКМАХ) и НИИ антимикробной химиотерапии (НИИАХ) (Anti Microbial Resistance map) (https://amrmap.ru) [6; 8-10].

AMRbook - это онлайн-справочник по антимикробной терапии и профилактике различных инфекций. База данных ресурса пополняется из авторитетных изданий.

Интернет-платформа AMRbook была представлена в 2018 году сотрудниками НИИАХ (AntiMicrobial Reference book) (https://amrbook.ru) [6; 11].

Указанные платформы - удобные веб-продукты для визуализации учебного материала, способные погрузить студента и ординатора в пространство его будущей профессиональной деятельности [5]. Занятия, выстроенные с применением приемов игрофикации, повышают мотивацию и усвоение учебного материала студентами-медиками нового поколения.

Результаты исследования и их обсуждение

Функциональные возможности онлайн-платформ AMRmap и AMRbook очень велики, и в рамках данной работы подробное их описание невозможно. Но без краткого пояснения принципа работы платформ сложно было бы донести мысль о значимости их применения на практических занятиях. Авторы постарались достаточно лаконично описать лишь некоторые функции онлайн-платформ, которые позволяют рационально подбирать антимикробную терапию при внебольничной пневмонии у детей.

Это очень важный и ответственный момент в тактике ведения детей с пневмонией, поскольку в реальной клинической практике очень много проблем с адекватным назначением антимикробных препаратов, особенно в условиях возрастающей резистентности возбудителей [12-15]. Довольно часто специалисты неправильно выбирают стартовый антимикробный препарат, назначают в дозах ниже рекомендуемых, не соблюдают сроки назначения при инфекциях дыхательных путей, вызванных атипичной флорой [14; 15].

Теоретические знания классов антимикробных препаратов, механизма действия, показаний и противопоказаний к их назначению, детских особенностей, а тем более практика их назначения (рациональный выбор и выписка в рецептах) обучающихся, к сожалению, недостаточно сформированы (если откровенно признаться, то на очень низком уровне). То есть не сформированы определенные профессиональные компетенции обучающихся. И здесь активные способы обучения очень важны.

При изучении раздела «Патология детей младшего и старшего возраста», и в частности темы «Внебольничные пневмонии», заостряется внимание на этиологии и рациональном подборе антимикробной терапии в условиях возрастающей антибиотикорезистентности [5-7]. Продолжительность практического или семинарского занятия составляет 6 академических часов. Время, отводимое на разбор проблемной задачи практического характера - 2 академических часа. Весь процесс происходит в учебном классе с наличием персональных компьютеров с доступом к сети Интернет. Применяется индивидуальная и групповая форма обучения. Для формирования и закрепления профессиональных компетенций у обучающихся на занятии используются вводная информация, самоподготовка кратких сообщений для обсуждения в группах, индивидуальная работа с интернет-платформами AMRbook и AMRmap с анализом результатов и подготовкой отчета по работе [6].

Формами оценочных средств являются индивидуальный отчет о проделанной работе (со скриншотом выполненного задания и выводами) и оформленный лист назначения в истории болезни пациента - индивидуальный и групповой продукт совместных действий [6]. Указанные оценочные средства позволяют адекватно оценить уровень сформированности компетенций [5; 6].

При работе с AMRmap у студентов и ординаторов появляется возможность наглядно увидеть актуальный уровень резистентности предполагаемых возбудителей к антимикробным препаратам из стартовой и альтернативной терапии. С учетом уровня резистентности проводится окончательная корректировка терапии обучающимися [8-10].

При работе с AMRbook можно просмотреть и подобрать эмпирическую антимикробную терапию для взрослых и детей в зависимости от клинической ситуации, а также разобраться в природной активности препаратов к возбудителям и их свойствах [11].

Функциональные возможности и контент онлайн-платформ AMRmap и AMRbook позволяют преподавателю разработать различные игровые сюжеты.

Например, из предложенного списка групп антимикробных препаратов обучающемуся предлагается выбрать антимикробный препарат для эмпирической терапии внебольничной пневмонии у детей.

Необходимо отметить, что эмпирическая антимикробная терапия назначается с учетом предполагаемых возбудителей внебольничной пневмонии у детей [12-15]. В возрасте младше 3 месяцев пневмонии связаны с респираторными вирусами и типичными бактериями. Так, у новорожденных детей доминирующим возбудителем внебольничной пневмонии являются Streptococcus agalactiae, Haemophilus influenzaе, Escherichia coli и Stafilococcus aureus. В возрасте с 1 месяца жизни до 3 месяцев ведущим возбудителем внебольничной пневмонии становится Streptococcus pneumoniae, реже Stafilococcus aureus, а также Chlamydophyla trachomatis и Bordetella pertusis. У детей старше 3 месяцев ведущим возбудителем внебольничной пневмонии является Streptococcus pneumoniae, но возможно участие Haemophilus influenzae, Mycoplasma pneumoniae, Chlamydophyla pneumoniae. А с 5 лет при сохранении доминирующей роли Streptococcus pneumoniae значимой становится респираторная Mycoplasma pneumoniae, несколько реже Chlamydophila pneumoniae. Все остальные возбудители в этом возрасте встречаются реже.

На странице онлайн-платформы AMRbook [11] для подбора антимикробной терапии при внебольничной пневмонии у детей в возрасте 6 мес. - 5 лет указаны основные возбудители: Нaemophilus influenzae, Stafilococcus aureus, Streptococcus pneumoniae, и представлена терапия выбора антимикробного препарата в виде назначения амоксициллина или амоксициллина с клавулановой кислотой внутрь или альтернативная терапия цефотаксимом, цефтаролина фосфамилом, цефтриаксоном парентерально в комбинации с азитромицином.

Далее с помощью онлайн-платформы AMRmap из предложенного списка групп антимикробных препаратов обучающемуся предлагается выбрать антимикробный препарат для эмпирической терапии с учетом резистентности предполагаемых возбудителей (рис.).

AMRmap: диаграмма резистентности Streptococcus pneumoniae к антимикробным препаратам у детей с внебольничной пневмонией г. Казани Республики Татарстан [5; 10]

При работе с платформой AMRmap [5; 8] на примере детской популяции г. Казань (рис.) наглядно представлена резистентность Streptococcus pneumoniae к макролидным антибиотикам [5; 7]: азитромицину и кларитромицину (31,11%), а также к ампициллину и эритромицину – 22,22%, клиндамицину – 17,78%, пенициллину 11,11%, эртапенему – 10,0% и цефтриаксону – 6,67%. Высокий уровень резистентности к макролидным антибиотикам и ампициллину [5; 7] не позволяет применять указанные препараты в качестве препаратов выбора при внебольничной пневмонии пневмококковой этиологии [5].

Актуальный уровень резистентности пневмококка к антимикробным препаратам позволяет осуществить правильный выбор с помощью платформ AMRmap и AMRbook. Кроме того, при обучении студенты или ординаторы могут ознакомиться со справочными материалами из контента платформы и восполнить пробел знаний.

Интернет-ресурс AMRbook позволяет просмотреть природную активность антимикробных препаратов к возбудителям или чувствительность возбудителя к препаратам. Необходимо напомнить, что у Streptococcus pneumoniae и Haemophilus influenzaе отсутствует природная чувствительность к амикацину, и метронидазолу, а у Streptococcus pneumoniae и к цефтазидиму, поскольку данные препараты применяются в различных комбинированных схемах терапии внебольничной пневмонии у детей не совсем грамотно, то есть без учета данного обстоятельства [5].

Смоделированная ситуация подбора антимикробного препарата основана на тесных связях между смежными предметами – патологией и фармакологией. Благодаря отработке игровой ситуации у пользователей уменьшается количество ошибок в ходе обучения. Наглядность предлагаемого материала через погружение в ситуацию профессиональной деятельности улучшает понимание и развивает познавательный интерес студентов и ординаторов.

Выводы

Таким образом, активные методы обучения с применением онлайн-платформ AMRbook и AMRmap расширяют педагогические возможности современного преподавателя:

1. Погружают в ситуацию профессиональной деятельности и формируют клиническое мышление студентов и ординаторов.

2. Позволяют визуализировать теоретический учебный материал, повышая усвоение учебного материала.

3. Позволяют сразу работать со справочными материалами, уменьшая количество ошибок и улучшая результаты.

4. Позволяют разработать различные игровые сюжеты, развивая креативное мышление у обучающихся и педагогов.

Использование игры облегчает анализ клинических ситуаций с формированием профессионального мышления у обучающихся нового поколения. Z-поколение студентов и ординаторов с легкостью осваивают digital-технологии при обучении. Для воплощения активных образовательных технологий потребуется воспитать новое поколение преподавателей.


Библиографическая ссылка

Шангареева З.А., Санникова А.В., Мананова А.Ф., Ларина А.В., Юсупова Р.Р., Шангареев Р.З. ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ И ОРДИНАТОРОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2024. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33395 (дата обращения: 01.06.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674