В современном мире год от года растет уровень техногенного воздействия на окружающую среду, число катастроф, аварий и чрезвычайных ситуаций. Все это отражается на состоянии здоровья и на общем экологическом состоянии. Поэтому на систему образования возлагается ответственная задача – сформировать экологическую культуру, здоровый и безопасный образ жизни молодого человека, целесообразное и безопасное поведение в социоприродной среде.
Цель работы – проанализировать общекультурные и профессиональные компетенции подготовки 44.03.01. Педагогическое направление (2015) и обосновать необходимость комплексного формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни студентов – будущих педагогов.
Следует отметить, что вопросы формирования экологической культуры обучающихся не новы в педагогической науке. Однако в современных условиях возникает необходимость новых подходов [2, С.119] к формированию ответственного отношения каждого человека к природе, здоровью человека, образу жизни. Поэтому у будущего педагога, который будет у своих воспитанников комплексно формировать эти качества, необходимо закрепить эти компетенции, в том числе и для преодоления экологического кризиса и перехода общества к устойчивому развитию [3].
В сознании и поведении людей экологическая культура формируется непрерывно, на протяжении жизни и деятельности поколений, способствуя здоровому образу жизни [6, С. 50], экологической безопасности страны и каждого человека. Поэтому, говоря о необходимости формирования экологической культуры, мы добавляем необходимость формирования безопасного образа жизни, подчеркивая, что осознанное отношение человека к природе обеспечивает сохранение, обогащение окружающей среды и создает благоприятные условия для жизни и здоровья человека [8]. Важным компонентом экологической культуры, по нашему глубокому убеждению, является знание и соблюдение безопасного образа жизни.
Экологическая культура является основой постепенного формирования безопасного и здорового образа жизни [1]. Вся жизнь человека проходит в непрерывной связи с внешней средой, поэтому здоровье человека нельзя рассматривать как нечто независимое, автономное. Здоровый и безопасный образ жизни – это состояние, которое позволяет сохранить равновесие и гармонию с окружающей природной и социокультурной средой.
Гармонию между средой и человеком нарушают загрязнение воздуха, воды, почвы, а также сложные природно-климатические условия, вредные привычки, несбалансированное, неправильное питание, неблагоприятные условия труда, моральные и психические нагрузки, малоподвижный образ жизни, плохие материальные условия, несогласие в семье, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень. Не меньшую угрозу для всего человечества представляет антропогенное вмешательство людей: химическое, радиоактивное и бактериологическое загрязнение воздуха, воды, почвы, продуктов питания, а также шум, вибрация, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и т.д. Такое вмешательство отражается на организме людей тяжелыми патологическими явлениями, глубокими генетическими изменениями, а на экологическом состоянии – нарушением дисбаланса.
Между окружающей средой, безопасным образом жизни и здоровьем людей лежат сложные, но очень тесные взаимосвязи. Они могут быть описаны одинаковыми уровнями: локальными, региональными и глобальными.
Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни студентов ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова» осуществляется в ООП 44.03.01 Педагогическое образование, в рамках базовой учебной дисциплины: «Безопасность жизнедеятельности», «Возрастная анатомия и физиология», «Физическая культура» и вариативной – «Здоровьесберегающие технологии в образовании», «Методика преподавания интегрированного курса “Окружающий мир”».
В содержании этих дисциплин сочетаются материалы по экологии, безопасности жизнедеятельности, валеологии, освещаются проблемы сохранения среды обитания, рассматриваются пути решения экологических проблем в плоскости будущей профессиональной деятельности бакалавров.
Содержание дисциплин дает возможность затрагивать вопросы экологической культуры, здоровья и безопасной жизнедеятельности. Это не предполагает необходимости выделения дополнительного времени на сообщение новой информации, но предусматривает изменение подхода к изложению курса с учетом новой модели образования.
Творческая деятельность преподавателя в формировании экологического образования и воспитания состоит в том, чтобы рационально использовать в учебном процессе методы, обеспечивающие наилучшие достижения поставленной цели – научить экологически мыслить, сформировать экологическое самосознание, суть которого в том, что человек должен не бороться с природой, а сотрудничать, взаимодействовать с ней, предвидеть последствия своих действий [4, С. 51].
Важнейшей частью системы подготовки студентов высшего педагогического учебного заведения к профессиональной деятельности является дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», которая предусматривает подготовку студентов по обеспечению безопасности жизни своей и будущих воспитанников, охране их здоровья, а также развитию культуры безопасного образа жизни. В ходе изучения этой дисциплины будущие учителя знакомятся с проблемой воспитания безопасного поведения детей в социоприродных условиях РСО-Алания. Наиболее эффективными педагогическими технологиями в процессе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни студентов являются:
- обучение в сотрудничестве, когда формируются малые группы по два-три студента, с учетом индивидуальных и психологических особенностей, пожеланий;
- деловая игра – актуализация, накопление и трансформация знаний в умения и навыки, накопление профессионального опыта;
- диспут, или научная полемика – используются для изучения различных точек зрения по какой-либо проблеме с целью установления истины, содействуют устранению трудностей общения;
- проблемное обучение – развивают познавательную активность, творческую самостоятельность;
- индивидуально-дифференцированное обучение – позволяет учитывать индивидуальные потребности личности, создает оптимальные условия для выявления задатков личности, развивает интересы и способности студентов;
- развивающее обучение – развивает личность по способностям в различных видах деятельности;
- активное (контекстное) обучение – обеспечивает активность по содержанию будущей профессиональной деятельности [7].
Эффективной формой занятий студентов является работа в творческих группах, в зависимости от выбранного ими вида опасности. В рамках каждой темы студенты выполняют предлагаемые задания: подготовка презентаций, защита проектов («Твой безопасный мир», «Мой безопасный дом» и др.), подбор дидактических игр для ознакомления детей разного возраста с правилами безопасности, анализ конспектов занятий по безопасности жизнедеятельности, изготовление необходимых материалов (атрибутов), составление рекомендаций для родителей по воспитанию безопасного поведения детей.
При проведении занятий используются как традиционные, так и нетрадиционные: занятия – семинары, конференции, деловые игры, экскурсии и др. Нетрадиционные занятия несут в себе элементы нового, рассчитаны на совместную работу преподавателя и студентов. Использование проблемных лекций, уроков-конференций, дискуссий, деловых игр, обсуждение видеоматериалов позволяет повысить дидактическую эффективность при обучении [5, С.119].
Одним из инструментов повышения качества экологического образования студентов является эффективное применение мультимедийных технологий при обучении. Мультимедийные технологии позволяют внедрять более эффективные модели образовательного процесса и оценки знаний, усиливают исследовательские возможности студентов.
Внеучебная работа со студентами является неотъемлемой частью процесса качественной подготовки бакалавров и проводится с целью формирования у студентов гражданской позиции, сохранения и приумножения нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, выработки навыков конструктивного поведения на рынке труда, сохранения и возрождения традиций университета.
Система внеучебной деятельности по формированию готовности студентов к работе по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни включает ряд направлений: культурно-просветительная работа; практическая природоохранная деятельность, эколого-валеологическая деятельность. Она осуществляет функции профессионально-педагогической подготовки, а также функции развития личности будущего педагога: формирует его гражданские, идеологические позиции, вовлекает в активную общественную деятельность.
Комплексному формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни способствует научно-исследовательская деятельность будущих педагогов. По результатам учебно-исследовательской и проектно-исследовательской деятельности студенты совместно с педагогом разрабатывают и проводят эколого-валеологические мероприятия с обучающимися: международные праздники экологической направленности «День чистого воздуха», «Международный день Земли (Воды)», «День биологического разнообразия».
Важное значение в профессиональной подготовке выпускника имеет система практик (введение в специальность с выполнением психолого-педагогических заданий); практика по внеучебной воспитательной работе; летняя практика; практика пробных уроков и занятий по профилю специальности; практика «Первые дни ребенка в школе»; практика одного рабочего дня). В рамках практики предполагается:
- закрепление и углубление научно-теоретических знаний по экологии, здоровому и безопасному образу жизни;
- приобретение практических умений и навыков в организации природоохранной деятельности;
- реализация задачи экологического содержания и применение их в профессиональной деятельности.
В ходе педагогической практики осуществляется интегрированный подход к определению и разработке видов деятельности, направленных на формирование различных уровней экологической компетентности с учетом набора профессионально значимых знаний, навыков и умений.
В процесс формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни студентов СОГУ активно вовлекаются другие вузовские подразделения: учебно-методическое управление, библиотека, кафедра физкультуры и спорта и другие.
Экологическая культура и безопасный образ жизни объединяют человека и природу, создают базу для развития экологической безопасности социоприродной системы. Формирование экологической культуры и безопасного образа жизни – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе и всему ее многообразию, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также материальные богатства или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды, осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Экологическая культура, здоровый и безопасный образа жизни – составляющие и неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, включающие в себя совокупность системы определенных знаний и умений, уважительное, гуманистическое отношение к окружающей среде (экологическое сознание) и безопасный образ жизни по отношению к ней и самому человеку (экологические убеждения), систему социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей природной средой.
Экологическая культура, здоровый и безопасный образ жизни – это личностные качества и компетенции, которые являются показателем общей культуры человека и проявляются в способности к гуманному взаимодействию с окружающим миром, в ориентации на природу как материальную и духовную ценность, в бережном отношении к природе и своему здоровью, в соблюдении моральных и правовых норм в природной и социокультурной системах.
Таким образом, экологическая культура, здоровый и безопасный образ жизни – это комплексное новообразование, необходимое для обеспечения национальной безопасности и устойчивого коэволюционного развития общества.
Библиографическая ссылка
Калустьянц К.А., Кокаева И.Ю. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24420 (дата обращения: 01.06.2024).