Как показывает опыт практической деятельности, в странах, где глубоко и систематически занимаются вопросами организации управления, отмечается самая высокая результативность производства и удовлетворенность потребностей людей. Это положение в полной мере относится и к военному здравоохранению [4, 7].
Служебная деятельность и работа в учреждениях военного здравоохранения предъявляет повышенные требования к персоналу [9, 10], а эффективность деятельности военно-медицинских учреждений в существенной степени определяется уровнем профессиональной подготовки и морально-деловыми качествами личного состава и руководителей [3,7].
Учитывая специфику предназначения учреждений военного здравоохранения, в которых структура, штат, материально-техническое обеспечение и функционирование детально регламентированы приказами и многими другими нормативными документами, очевидно, что эффективность и качество деятельности этих учреждений детерминированы характеристиками организационного поведения руководителей и персонала. Под организационным поведением понимается мультидисциплинарная область знаний о поведении людей в организации и его влиянии на деятельность этих организаций [5]. В основе понимания и практического использования организационного поведения лежат базисные концепции о природе человека и природе организации, а также подходы к персоналу (поддерживающий, системный, ситуационный и направленный на результат), которые являются самыми проверенными временем в их практическом применении [5].
Игнорирование закономерностей организационного поведения становится предпосылкой к возникновению конфликтов, вызывающих текучесть кадров, нарушение воинской и трудовой дисциплины, снижению эффективности и качества деятельности при достижении индивидуальных, групповых и общеорганизационных целей. Знание основ организационного поведения и использование их в практике дает руководителю мощные рычаги побуждения людей к активной профессиональной деятельности, позволяет ему полнее использовать потенциальные резервы коллектива [1, 5].
В учреждениях военного здравоохранения существуют подразделения разных уровней, от занимающихся непосредственным лечением пациентов до подразделений обслуживания и обеспечения. Их функционирование требует наличия работников с различным уровнем образования и квалификации. В них отмечается значительное число сотрудников женского пола. Качество деятельности медицинских организаций планируется и создается на каждом этапе производственного процесса. При этом один из самых ответственных и сложных этапов – исполнение, детерминирован уровнем мотивации, квалификации персонала [2] и особенностями функций и условий, в которых осуществляется деятельность личного состава военно-медицинской службы.
В частности, важной характеристикой условий военно-профессиональной деятельности офицеров медицинской службы является сочетание воздействия на них специфических факторов врачебной деятельности и факторов военной службы. Работа военного врача представляет собой один из самых многоплановых и трудоемких видов профессиональной деятельности в области профессий типа «человек – человек». Многогранность и сложность решаемых ими задач не только повышают степень ответственности за качество профессиональной деятельности, но и неизбежно влекут за собой возрастание нагрузки на психику и организм офицеров медицинской службы. Специфические условия военно-профессиональной деятельности, как правило, не позволяют им рассчитывать на адекватные реабилитационные мероприятия для восполнения использованных физиологических резервов организма.
Анализ опыта медицинского обеспечения военных конфликтов последних десятилетий, а также оказания медицинской помощи пострадавшим в результате техногенных и природных катастроф свидетельствует о том, что профессиональная деятельность офицеров медицинской службы протекает в условиях высокого нервного напряжения, выраженного воздействия на их организм комплекса климатогеографических и экономических факторов. При решении нестандартных и ответственных задач, связанных с сохранением жизни человека, военному врачу, как правило, приходится действовать в условиях постоянного дефицита времени и многообразия функциональных должностных обязанностей. Кроме воздействия факторов военной службы, следует отметить и особые социально-психофизиологические факторы, присутствующие в их труде [10]. Так, одновременно с накоплением опыта, формированием индивидуального стиля деятельности у военных медиков появляется «психическая усталость», «профессиональная дезадаптация». Вероятность возникновения дезадаптации у разных специалистов разная. Профессия военного врача требует постоянной работы над собой, значительное число компонентов его деятельности недоступны наблюдению и учету. Выраженность утомления часто объясняется большим количеством внутренней психической работы. В своей профессиональной деятельности военные врачи постоянно сталкиваются с отрицательными явлениями, оказываются в большей или меньшей степени вовлеченными в них, следствием чего бывают изменения психоэмоционального статуса данной категории специалистов. У врачей с выраженным «синдромом эмоционального выгорания» наблюдаются такие проявления, как низкий уровень профессионального и служебного роста, удовлетворенности работой, мотивации к продолжению военно-профессиональной деятельности и проявлению организационного социально значимого поведения, а также рост увольняемости из рядов вооруженных сил по состоянию здоровья [10].
Это обусловливает трансформацию деятельности командиров и начальников всех уровней, административного аппарата военно-медицинских организаций преимущественно в управленческую, и даже работа специалистов сопровождается необходимостью реализации организаторских функций, что в совокупности актуализирует проблему эффективности управления персоналом в данных учреждениях [6, 8]. Так, опросы современных руководителей медицинских организаций свидетельствуют о востребованности и актуальности знаний по вопросам поведения сотрудников, влияющего на эффективность их работы и достижение личных, групповых и организационных целей, а также важности применения этих знаний в практической работе [6]. Для этой категории личного состава наиболее востребованными оказались знания по вопросам управленческой власти, политики, конфликтов и переговоров, создания мотивирующей работы и среды, эффективного руководства и принятия решений, трудовой мотивации, создании групп и команд с высокими показателями в работе, а также психофизиологического состояния человека, включенного в профессиональную деятельность [6]. При этом, как уже было отмечено, выраженная регламентация руководящими документами деятельности и поведения руководителей и подчиненного личного состава военно-медицинских организаций ограничивает диапазон возможностей управления организационным поведением. В этих условиях повышается роль организационной культуры и типов поведения административного аппарата, которые позволят без потери управляемости обеспечить возможность реализации адекватных складывающимся условиям функционирования организации инициативе и творческой активности сотрудников.
Поэтому руководством Главного военно-медицинского управления МО РФ признается важным уже на додипломном этапе обучения формирование четких представлений у выпускников медицинского вуза важности не только врачебной, но и управленческой деятельности, связанной, прежде всего, с руководством деятельностью личного состава [3].
Четыре принципиальные функции или обязанности менеджера – планирование, организация, руководство и контроль над человеческими, финансовыми, материальными и другими ресурсами для достижения целей организации невозможно реализовать без понимания поведения персонала и управления им [5]. При планировании определяется организационная стратегия, требующая решения, каких организационных целей следует добиваться и как для этого лучше всего распределить и использовать ресурсы. Это комплексная и трудная задача, поскольку решения, которые должны быть приняты руководителями, обычно сопровождаются множеством неопределенностей. Из-за этих неопределенностей, принимая решение о конкретных действиях, руководители рискуют. Знание сущности организационного поведения может помочь повысить качество принимаемых решений, увеличить шансы на достижение успеха и снизить риск, неизбежный при планировании и принятии решений. В ходе организации работы руководители задают структуру рабочих отношений, определяющих, каким образом члены организации должны сотрудничать друг с другом для достижения поставленных целей. Процесс организации включает распределение сотрудников на отдельные группы, команды или отделы в соответствии с выполняемыми задачами. Организационное поведение предлагает много рекомендаций по тому, как организовать сотрудников (человеческий ресурс организации) таким образом, чтобы оптимально использовать их навыки, умения и способности. В процессе руководства руководители оказывают влияние на сотрудников и группы так, чтобы все члены организации работали на достижение общих целей. Изучение различных методов руководства и их влияния на достижение групповых о организационных целей – важный аспект организационного поведения. Осуществляя контроль, руководители отслеживают и оценивают индивидуальные, групповые и организационные показатели работы, чтобы определить, в какой мере достигаются поставленные цели. Если это происходит, руководители могут заняться сохранением и улучшением показателей; если нет, им необходимо прибегнуть к корректирующим действиям. Функция контроля также позволяет руководителям оценить, насколько хорошо они выполняют другие функции: планирования, организации и руководства.
Исходя из вышесказанного, очевидно, что только руководители и врачебный персонал, хорошо разбирающиеся в организационном поведении, могут реализовывать эти функции в полном объеме.
Учитывая, что главным ресурсом любой организации являются люди, от поведения которых в процессе реализации их функций зависит эффективность и качество ее функционирования, успешность осуществления управленческой деятельности руководителями военно-медицинских учреждений в первую очередь детерминирована умением управлять поведением и деятельностью подчиненных на индивидуальном, групповом и организационном уровнях.
Теории и концепции организационного поведения позволяют руководителям и персоналу лучше разбираться в складывающихся служебных и рабочих ситуациях, объективно их оценивать и устанавливать, где и когда следует предпринять корректирующие действия. Организационное поведение предоставляет инструменты, пользуясь которыми, руководитель может принять оптимальное решение при возникновении проблем или появлении возможностей, требующих адекватного и своевременного реагирования.
Внедрению в практику управления военно-медицинской организацией элементов организационного поведения должны предшествовать специальные исследования и соответствующее обучение руководителей и специалистов военно-медицинской службы.
Только комплексное знание организационного поведения обеспечит его применение как незаменимого и высокоэффективного инструмента для понимания проблем, повышения эффективности и качества деятельности военно-медицинских организаций.
Библиографическая ссылка
Тимофеев Д.А., Цвигайло М.А., Раздевилова О.П. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24238 (дата обращения: 01.06.2024).