Социально-экономические условия жизни современного общества характеризуются значительным повышением требований к состоянию здоровья будущих специалистов, их подготовленности к предстоящей профессиональной деятельности и высокому темпу жизни. Наряду с этим высокие информационные и эмоциональные нагрузки и в то же время низкий уровень культуры здорового образа жизни – неумение эффективно организовывать свой труд и отдых, самостоятельные занятия физической культурой и спортом, многочасовое пребывание перед экранами компьютеров и телевизоров – вызывают синдромы «ранней и хронической усталости» и снижают двигательный потенциал обучающихся.
Попытки решения проблемы совершенствования физического воспитания студенческой молодежи предпринимались многими учеными, специалистами и педагогами (В. К. Бальсевич, 1996, 2002; Л. И. Лубышева, 1996, 2003; В. И. Лях, 1990; В. И. Лях, Г. Б. Мейксон, Л. Б. Кофман, 1996; А. П. Матвеев, 1996; Г. Л. Драндров, 2004, 2007, А.В. Островский, 2007 и др.). Ученые отмечают необходимость изменения практики физического воспитания студенческой молодежи через создание условий свободного выбора студентами содержания занятий физической культурой (Л.И. Лубышева, 1992; Л.Б, Андрющенко, 2002 И.М. Быховская, 1997 и др.).
Г. Л. Драндров (2007) подчеркивает, что одной из существенных особенностей предмета «Физическая культура» в сравнении с другими учебными дисциплинами: физикой, математикой, биологией и др. является то, что обучающиеся могут достичь конечной цели его изучения: высокого уровня физической культуры, – через усвоение различного по содержанию физкультурного образования: спортивные игры, единоборства, легкая атлетика (при условии обязательного усвоения базового компонента содержания).
В последнее время появляются новые виды физической активности и среди них, такие как степ-аэробика, фитбол-аэробика, фитнес-йога, каланетика, стретчинг, аквааэробика. Фитнес является одним из эффективных и привлекательных для студенток систем физических упражнений оздоровительной направленности (Л. Д. Назаренко, 2005; Т. С. Лисицкая, Л. В. Сиднева, 2002, 2003; и др.).
Поэтому в рамках вариативной части программы по физическому воспитанию мы использовали достаточно популярные в студенческой среде занятия фитнес-аэробикой.
Вместе с тем анализ литературы показывает, что проблема совершенствования физического воспитания студентов на основе углубленного изучения избранного ими вида физических упражнений – фитнес-аэробики, является на сегодняшний день малоисследованной.
Таким образом, грамотное и целенаправленное внедрение фитнес-технологий в систему непрерывного физкультурного образования, в занятия физической культурой для оздоровления, развития и воспитания детей и подростков, учащейся молодёжи является сегодня одной из основных и актуальных задач модернизации учебных планов, программ дошкольных учреждений, школы, средних профессиональных и высших учебных заведений.
Психомоторные способности важны для синхронизации движений собственных звеньев тела, а также двигательной деятельности при выполнении групповых упражнений.
В связи с этим, целью нашего исследования явилась оценка степени влияния занятий фитнес-аэробикой на показатели психомоторных способностей студенток нефизкультурных ВУЗов в рамках вариативной части программы по физическому воспитанию.
Для достижения поставленной цели мы использовали такие методы, как анализ и обобщение научно-методической литературы; анкетирование; педагогическое тестирование; методы оценки функциональной подготовленности организма; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Опытно-экспериментальной базой исследования явился ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева».
Педагогический эксперимент проводился в течение одного учебного семестра (36 занятий). В нем принимали участие студентки ВУЗа нефизкультурных специальностей 1-3 курсов. Контрольная группа в количестве 19 человек занималась физической культурой по стандартной программе, предусмотренной для студентов ВУЗов нефизкультурных специальностей. Экспериментальная группа в количестве 21 человек занималась по разработанной нами программе по фитнес-аэробике, составляющей вариативную часть учебной программы для ВУЗов по физической культуре.
Занятия, как в контрольной группе, так и в экспериментальной проводились 2 раза в неделю по 90 минут.
Высокий уровень проявления координационных способностей, в частности прыжковой координации и равновесия, а также скоростно-силовых способностей в ЭГ связан с более высоким качеством управления движениями по параметрам времени, усилий, темпа и пространства. Эти показатели выражены через относительные ошибки в тестах реакции на время, дозированной динамометрии, дозированного теппинг-теста и дозированной линейной кинематометрии.
Перед проведением педагогического эксперимента было проведено контрольное тестирование уровня психомоторных способностей, результаты которого указывают на относительную однородность обеих групп ввиду отсутствия достоверных различий между ними в уровне средних значений по результатам тестов.
С учетом того, что в основе проявления координационных способностей лежит тот или иной уровень различительной чувствительности (или точность регуляции) движений по параметрам пространства, времени и усилий, мы провели сравнительный анализ показателей психомоторики (рис. 1, 2). Точность регуляции движений по различным параметрам оценивалась по величине ошибки в двигательных заданиях.
Статистическая обработка результатов тестирования проводилась с вычислением средних значений выборки, стандартных отклонений, степени достоверности различий по t-критерию Стьюдента (функция Т-ТЕСТ) в программной оболочке MS Office Excel 2007.
Рис. 1. Разница результатов тестов на точность регуляции движений до и после эксперимента
При сравнении результатов в группах до и после эксперимента (рис. 1) в ЭГ значения относительных ошибок уменьшились. Наиболее заметное улучшение проявляется в точности регуляции усилий (Дош.отн.) – величина ошибки уменьшилась на 9,28% (p<0,05). По параметрам восприятия и воспроизведения времени (РВош.отн.), пространства (ЛКош.отн.) и темпа (ТТош.отн.) повышение точности движений также имеет место (на 3,03, 0,73 и 2,57% соответственно), но проявляется как тенденция, не достигая статистически значимого уровня достоверности. В КГ позитивные изменения отсутствуют за исключением величины ошибки при восприятии и воспроизведении дозированного темпа движений, которая снизилась на 6,98% (p<0,05).
Рис. 2. Относительная разница между результатами тестов на точность регуляции движений в КГ и ЭГ
Сравнительный анализ показателей, проведенный между ЭГ и КГ показал следующее (рис. 2). В конце эксперимента по параметру пространства (ЛКош.отн.) ЭГ показала достоверно меньшую на 35,1% ошибку (p<0,05). Схожая разница наблюдается и в точности регуляции усилий (Дош.отн.), где величина относительной ошибки в ЭГ на 32% меньше, чем в КГ (p<0,05). Чуть меньшая разница отмечена в точности оценки времени (РВош.отн.) 18,9%, однако она не достигает необходимого уровня достоверности (p>0,05). Преимущество ЭГ над КГ в точности восприятия и воспроизведения дозированного темпа движений (ТТош.отн.) имело место как в начале (49,8, p<0,01), так и по завершении экспериментальной работы (42,1%, p<0,05).
Примечание:
РВош. отн.7" – Относительная ошибка в реакции на время с 7-секундным интервалом
Допт. – Оптимальная кистевая динамометрия
Дош. отн. – Относительная ошибка дозированной (50%) кистевой динамометрии ведущей рукой
Дотн. - Отношение оптимальной к максимальной кистевой динамометрии ведущей рукой
Ттмакс. – Максимальный темп движений в теппинг-тесте за 10 с.
ТТош. отн. – Относительная ошибка дозированного (50%) темпа в теппинг-тесте
ЛКош. отн. 50см – Относительная ошибка в линейной кинематометрии с амплитудой 50 см
Рис.3. Итоговый уровень показателей ЭГ относительно минимума (КГ) и максимума (ГС) в психомоторных тестах, баллы по шкале ГЦОЛИФК
Нормирование результатов психомоторных тестов в ЭГ относительно «минимума-максимума» (рис. 3) позволило выявить превышение «максимального» уровня ГС в оценке точности восприятия и воспроизведения дозированного темпа движений (ТТош.отн.) – 106,7 балла. Существенное приближение к уровню ГС наблюдается в максимальном темпе движений (95,0 балла), точности регуляции движений по параметрам пространства (83,4 балла) и усилий (72,3 балла), несколько меньшее – в точности регуляции движений по параметру времени (45,3 балла), относительной (43,1 балла) и оптимальной кистевой динамометрии (21,7 балла). Два последних параметра отражают степень активности саморегуляции движений в проявлении силы.
Подводя итоги, можно сказать, что под воздействием специфической деятельности у девушек ЭГ повысилась способность к более точному управлению движениями и к выполнению ритмичных движений в более высоком темпе.
Таким образом, занятия фитнес-аэробикой в рамках вариативной части по физическому воспитанию обладают существенным развивающим воздействием на организм занимающихся. Вместе с этим занятия фитнес-аэробикой стимулируют повышение интереса к занятиям физическими упражнениями. Поэтому занятия этим видом спорта могут, наряду с базовыми видами спорта, быть полноценным разделом программы по физическому воспитанию.
Рецензенты:
Драндров Г.Л., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой спортивных дисциплин факультета физической культуры ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары;
Харитонов М.Г., д.п.н., профессор, декан психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.
Библиографическая ссылка
Шиленко О.В., Пьянзин А.И., Петрова Т.Н., Таланцева В.К. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИТНЕС-АЭРОБИКОЙ НА ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОК ПЕДВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22293 (дата обращения: 01.06.2024).