Рассматривая научно-исследовательскую деятельность в педагогической науке, можно определить ее следующем образом:
1.Коллективное или индивидуальное взаимодействие ученых по обогащению и развитию культуры и цивилизации, с помощью объективного и точного знания о мире, человеке и его деятельности.
2. Работа методистов и теоретиков по обоснованию и проектированию оптимально функционирующих учебно-воспитательных систем на каждом уровне образования и педагогической системы в целом.
В настоящее время одним из приоритетных направлений системы образований Российской Федерации становится введение в практику идей инклюзии. Изменения в общественном сознании способствуют становлению новой парадигмы образования, которая опирается на подходы и понятия, выработанные современной практикой в области «инклюзивного образования». Для усовершенствования данной системы образования проводится научно-исследовательская деятельность в общеобразовательных и высших учебных заведениях, объединяющая экспериментальные разработки, прикладные и фундаментальные исследования в области педагогики и психологии обучающихся с особыми образовательными потребностями, внедрение современных технологий в образовательный процесс, а также подготовки высококвалифицированных специалистов для работы с обучающимися в средних и высших учебных заведениях.
Для нашего исследования представляет интерес, что инклюзивное образование - это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий подростков с особыми образовательными потребностями обучением в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам.
Следует отметить, что инклюзия объединяет в себя учебные заведения как основного, среднего профессионального и высшего образования [3]. Вследствие этого инклюзия создает безбарьерную среду в обучении подростков с особыми образовательными потребностями.
Исследования проблемы внедрения инклюзивного образования обучающихся в общеобразовательные учреждения показывают, что в целом науке сложились определенные теоретические предпосылки для плодотворного изучения данной системы образования.
К исследованию данной проблемы в научно-исследовательской практике имеет непосредственное отношение результаты советского психолога Л.С. Выготского. Так, по мнению ученого задачей воспитания подростка с какими-либо ограничениями здоровья является его интеграция в жизнь. «Мы видим, какую ценность приобретают общие коллективы остальных и нормальных детей, какую важность приобретает подбор групп и пропорции интеллектуальных уровней в них», - утверждал Л.С. Выготский [2]. Ученый, в своих работах, нередко указывал на то, что наша специальная школа, вместо того, чтобы выводить ребенка в настоящую жизнь, еще сильнее отдаляет его от повседневной реальности. В связи с этим, он считал необходимым создание системы обучения, в которой обучающийся с различными дефектами не исключался из социума и где главной задачей воспитания такого ребенка является его интеграция в реальную жизнь [2].
Изучения проблем внедрения инклюзивного образования подростков, посвящены работы психолога С.В. Алехиной, утверждавшей, что инклюзивное или включенное образование - понятие, используемое для описания процесса обучения подростков с ограниченными возможностями в общеобразовательных учреждениях, где сущностью процесса является исключение любого неравноправия индивидов с особыми образовательными потребностями и одновременно создание особых условий для обучающихся. По мнению ученого, главная цель инклюзии - создание безбарьерной среды в профессиональной подготовке и обучении лиц с особыми образовательными потребностями. Для данной системы образования потребуется разработка особых учебных курсов, как для педагогов, так и для обучаемых, а также материально-техническое оснащение учебных заведений. По мнению С.В. Алехиной инклюзивное образование представлено несколькими принципами, которые положены в основу обучения: «Ценность человека не зависит от его способностей и достижений» и «Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут» [1].
В РФ исследованию проблемы, внедрения инклюзивного образования обучающихся в общеобразовательные учреждения, достаточно уделено внимание ученым социологам. Так, Е.Р. Ярская-Смирнова в статье раскрывающей специфику инклюзии, утверждает, что инклюзивное образование, «включенность или инклюзия - это самый подходящий термин, который можно растолковать, как перепланировка учебных помещений и полное реформирование школ так, чтобы они отвечали всем необходимостям и потребностям, которые необходимы всем детям без исключения». Включенное образование подразумевает, что образовательная среда должна соответствовать обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и быть как можно благоприятней для них. Социолог утверждает, что все обучающиеся с самого начала должны быть включены в социальную и образовательную жизнь школы по месту жительства, где задачей школы является - построить систему, которая удовлетворяла бы всех учеников без исключения, так как в общеобразовательном учреждении учатся не только подростки с особыми образовательными потребностями. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении должны чувствовать себя в безопасности, быть защищенными, ощущать поддержку со стороны и постепенно добиваться успехов, не только поодиночке, но и в коллективе. Главная цель общеобразовательного учреждения с инклюзивным образованием - дать возможность научиться работать активно в коллективе, а также влиться в полноценную социальную жизнь, обеспечить полное взаимодействие с окружающими людьми, научиться помогать друг другу как членам общества [6].
Зарубежный опыт и теоретические исследования проблем внедрения инклюзивного образования ученых свидетельствуют, что в обществе сложился определенный консенсус относительно важности интеграции подростков с ограниченными возможностями здоровья.
В США M. Рейнольдс публикует программу специального образования, в которой предусматривается достижение возможно большего участия детей с ограниченными возможностями здоровья в общем образовательном потоке по принципу: «специфики не более чем обычно». В 1970 г. американский ученый И. Дено предлагает схожую концепцию - модель «Каскад», под которой понимается система социально педагогических мер, позволяющих ребенку с ограниченными возможностями здоровья как можно эффективнее взаимодействовать в общем потоке. В 1975 г. США с принятием Закона № 94-142 «Об образовании детей-инвалидов» призванного обеспечить право на бесплатное образование детей-инвалидов в государственных школах за счет средств федерального бюджета, поставили на правовую основу интеграционные процессы в образовании [4].
В Англии в 1978 г. Комитетом по исследованию ситуации с обучением детей и молодых людей с отклонениями в развитии был опубликован доклад М. Уорнок, в котором были обозначены перспективы развития инклюзивного образования путем интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в систему общеобразовательных школ. В 1981 г. Закон об образовании утвердил данное направление как приоритетное. M. Уорнок утверждала, что неудачи в учебе должны рассматриваться в тесном взаимодействии и взаимообусловленности между исходными характеристиками ребенка и результатами педагогической деятельности педагога, играющего приоритетную роль в обучении, а не специалистов-экспертов. В 1981 г. Закон об образовании, который во многом включил в себя рекомендации M. Уорнок, заменил термин «дети-инвалиды» понятием «дети с особыми образовательными потребностями» и призвал обеспечить соответствующими формами обучения данной категории детей в общеобразовательной школе. Должность экспертов была упразднена, на смену им пришли школьные координаторы, задача которых заключалась в оказании помощи и поддержки особым ученикам [4].
Исследование заявленной проблематики, показывает целесообразность внедрения инновационных методов, высокоэффективных социальных технологий и методик в практику работы общеобразовательных учреждений, государства и социума, которые вступили на путь реализации проекта инклюзивного образования предполагающего создание особых классов и групп для детей с особыми образовательными потребностями. Важным индикатором возможности создания без барьерной среды является ситуация в регионах, в том числе в Оренбургской области. Так, по данным Министерства образования Оренбургской области в государственной программе приняли участия 30 общеобразовательных организаций и 19 муниципальных образований области. В 2014 г. в программу было дополнительно включено 91 общеобразовательная организация. Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательные школы Оренбуржья стало возможно с 2011 г., благодаря участию семи общеобразовательных учреждений в государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 гг. Такие статистические данные говорят о реальности перспектив введения инклюзивного образования, даже на уровне расширения числа школ, участвующих в данной программе [3].
В Оренбургской области осуществляется работа по внедрению инклюзивного образования обучающихся в общеобразовательные учреждения. Одним из важных элементом создания безбарьерной среды в Оренбуржье является организация и проведение на базе ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» курсов повышения квалификации для педагогов, руководителей, социальных педагогов, учителей (логопедов и дефектологов), осуществляющих профессиональную деятельность с внедрением инклюзии в общеобразовательные учреждения [3]. В системе высшего профессионального образования осуществляется подготовка студентов по Магистерской программе УГНС 44.00.00 Образование и педагогика по направлению 44.04.01 Педагогическое образование, «Педагогика инклюзивного образования».
В Оренбуржье, в рамках эффективной реализации государственной программы «Доступная среда» разрабатываются инновационные проекты, направленные на внедрение инклюзивного образования. В ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» доцентом Е.М. Голиковой создан социальный проект «Образование для всех: формирование междисциплинарного инклюзивного пространства». Данная работа была представлена в 2015 году в Нижнем Новгороде, в рамках Международного бизнес-саммита, на XIII Ярмарке инновационных проектов «Российским инновациям - российский капитал». Социальный проект Е.М. Голиковой завоевал I призовое место и получил поддержку Экспертной комиссии. Для дальнейшего развития данного проекта председатель экспертной комиссии С.Б. Верещагин, председатель совета директоров ООО международный альянс инноваторов «Мир Всем» за поддержкой обратился в Государственную Думу РФ и Институт проблем инклюзивного образования в РФ.
Таким образом, в современных условиях инклюзивное образование набирает обороты. Этот проект подкреплен законодательством, соответствует международным требованиям и процессам мировой интеграции. Продвижение данной системы образования требует максимум усилий для создания научно-исследовательских программ, социальных проектов и участия многих учреждений и организаций, заинтересованных в лучшем будущем подрастающего поколения.
Рецензенты:
Жданова С.Н., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;
Иванищева Н.А., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.
Библиографическая ссылка
Кочемасова Л.А., Никитенко Н.С. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22281 (дата обращения: 01.06.2024).