Овладение выпускника вуза общепрофессиональными и профессиональными компетенциями в соответствии с программой подготовки – не только важнейшее условие его быстрой адаптации к самостоятельной деятельности в выбранной сфере, но и потенциал дальнейшего совершенствования и повышения квалификации.
Создание предпосылок для формирования указанных компетенций у бакалавров, обучающихся по направлению «Химическая технология» (профиль «Технология и переработка полимеров»), во многом осложняется информационным вакуумом, обусловленным прежде всего следующими причинами:
1) отечественная учебная литература в области синтеза и переработки полимеров существенно отстает от реального состояния технологии в этой области. Так, например, в последние два десятилетия не было издано ни одного системного описания технологии и оборудования для производства и переработки волокнообразующих полимеров. Кроме того, сократился объем публикаций обзорного характера, освещающих тенденции в развитии мировой промышленности полимеров, технологические и технические новации в этой области. Патенты, периодические публикации и монографии полезны для изучения узких вопросов и ситуацию в целом не улучшают;
2) реализация практики на промышленных предприятиях с позиции формирования профессиональных компетенций зачастую носит формальный характер. С одной стороны, это связано с несвоевременным обновлением производственных фондов (степень износа основных фондов в химических производствах составляет около 57%, в производстве резины и пластмасс – 53%) – таким образом, студент сталкивается с оборудованием, описанным в литературе прошлого века. С другой стороны, модернизированные и новые производства информационно более закрыты (коммерческая тайна), поэтому студенту дозволяется лишь визуально ознакомиться с оборудованием, понаблюдать за отдельными технологическими операциями. Фактически та информация, которая дает студенту возможность сложить полную картину процесса: параметры технологического режима, техническая характеристика и геометрия оборудования, рецептура, структура материальных потоков – остается за кадром.
Таким образом, в сложившихся условиях актуальной задачей является поиск новых способов формирования профессиональных и общепрофессиональных компетенций.
Целью настоящей работы является разработка технологии поисково-аналитической работы как способа формирования профессиональных и общепрофессиональных компетенций в рамках выполнения выпускной квалификационной работы бакалавра (ВКРБ) проектного типа по направлению «Химическая технология» (профиль «Технология и переработка полимеров»). В таблице приведены этапы поисково-аналитической работы, соответствующие им задачи, обеспечивающие источники и необходимые результаты.
Этапы поисково-аналитической работы и их характеристика
Этап |
Задача |
Источники |
Результат |
1 |
Описание традиционной технологии получения Х |
Учебная литература |
Применение Х Свойства Х Сырьевая база Х Технология получения Х Аппаратурное оформление процесса получения Х Экологичность технологии получения Х |
2 |
Обзор состояния, проблем и перспектив производства Х в Российской Федерации |
Периодические публикации, новостные страницы специализированных интернет-сайтов, данные официальной статистики |
Динамика получения Х в России и мире Негативные и позитивные тенденции рынков: Х, сырья для производства Х, продуктов переработки Х Матрица производителей Х в РФ |
3 |
Обзор тенденций модернизации предприятий по производству Х |
Сайты предприятий — производителей Х |
Направления модернизации производства Х Список поставщиков /разработчиков новых технологий получения Х Список производителей основного оборудования для новых технологий получения Х |
4 |
Сравнительный анализ технологических преимуществ и технических характеристик |
Сайты отечественных и зарубежных поставщиков оборудования и технологии, информационные буклеты на русском и иностранном языке |
Обоснование технологии получения Х Выбор оборудования
|
В процессе описания теоретических, технологических, аппаратурных и экологических аспектов процесса получения Х на основе сбора и систематизации информации печатных источников обеспечивается формирование следующих компетенций:
1) ОПК-1: способность и готовность использовать основные законы естественно-научных дисциплин в профессиональной деятельности;
2) ОПК-3: умение использовать знания о строении вещества, природе химической связи в различных классах химических соединений для понимания свойств материалов и механизма химических процессов;
3) ПК-1: способность и готовность осуществлять технологический процесс в соответствии с регламентом и использовать технические средства для измерения основных параметров технологического процесса, свойств сырья и продукции [3].
В процессе исследования состояния, проблем и перспектив производства Х в РФ, а также тенденций модернизации предприятий по производству продукта Х и подготовки соответствующих иллюстрированных обзоров на основе печатной и интернет-периодики, новостных страниц специализированных интернет-сайтов, данных официальной статистики, годовых отчетов и пресс-релизов предприятий формируются следующие компетенции:
1) ОК-1: должен обладать культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации;
2) ОК-2: умение логически верно, аргументированно и ясно строить письменную речь, способность в письменной речи правильно (логически) оформить результаты мышления;
3) ОК-6: готовность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способностью приобретать новые знания в области техники и технологии и экономических наук;
4) ОК-11: способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
5) ОПК-5: должен владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией;
6) ПК-3: готовность использовать современные информационные технологии, проводить обработку информации с использованием прикладных программных средств [3].
Этап сравнительного анализа технологических преимуществ и технических характеристик как база для выбора технологии и ее аппаратурного оформления на основе интернет-ресурсов отечественных и зарубежных поставщиков оборудования и технологий, информационных буклетов на русском и иностранном языках дополнительно обеспечивает формирование следующих компетенций:
1) ОК-13: владеть одним из иностранных языков на уровне профессионального общения;
2) ПК-5: способность обосновывать принятие конкретного технического решения при разработке технологических процессов; выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их решений;
3) ПК-10: способность анализировать техническую документацию, подбирать оборудование, готовить заявки на приобретение и ремонт оборудования [3].
Проиллюстрируем отдельные аспекты технологии поисково-аналитической работы на примере ВКРБ проектного типа в области синтеза и переработки волокнообразующих полимеров. Актуальность таких работ подчеркивается «Стратегией развития химической промышленности РФ на период до 2030 года», в которой в качестве приоритетных продуктовых направлений отмечены полиэфирные волокна, сырье для их производства (полиэтилентерефталат, терефталевая кислота), а также полиакрилонитрильные и прочие синтетические волокна [2].
Сбор и обработка информации на первом этапе позволяют студенту составить несколько альтернативных цепочек «первичное сырье - волокнообразующий полимер – нити / волокна - текстильный материал», описать механизмы химических реакций и особенности физических превращений, что способствует формированию компетенций ОПК-1, ОПК-3.
Оценка альтернативных вариантов с позиции экологических последствий и минимизации технологических переходов позволяет перейти к принципиальной схеме процесса получения/переработки волокнообразующего полимера. Максимальная визуализация на этой стадии в виде схем, рисунков – хорошо зарекомендовавший себя практический прием творческой переработки «сухого» текста учебников [1], в том числе создающий условия для формирования компетенции ПК-3. Последовательное рассмотрение технологических переходов и их характеристик, определяющих качество полупродуктов и продуктов, должно сопровождаться описанием принципиального аппаратурного оформления.
Эффективным приемом закрепления компетенций на данном этапе является учебный семинар, в ходе которого студент представляет результаты аналитической работы с использованием иллюстративного материала.
Как показывает практика, полезными «трудосберегающими» приемами поисковой работы при исследовании студентом состояния, проблем и перспектив производства волокнообразующего полимера/продукта его переработки в РФ являются, во-первых, поиск информационных сообщений по ключевым словам в новостных вкладках аналитических порталов химической промышленности и специализированных электронных журналов – часто обнаруживаются «свежие» цифры и аналитические справки по интересующей проблеме, во-вторых, формирование запроса в информационно-поисковой системе с указанием на отбор документов в pdf-формате – возрастает вероятность найти статью обзорного характера. В процессе информационно-поисковой работы происходит формирование компетенций ОК-11, ОПК-5, ПК-3. Систематизация и верификация отобранных сообщений, обобщение собранной информации и представление ее в виде схем и диаграмм [4] способствуют формированию компетенций ОК-1, ПК-3.
Параллельно студент составляет список отечественных (и для полноты картины – из ближнего зарубежья) предприятий, выпускающих интересующую продукцию, что позволяет перейти к следующему этапу — работе с контентом официальных сайтов производителей продукта (формирование компетенций ОК-6, ОК-11, ПК-3). Интерес представляют следующие страницы таких сайтов: «Производство» (содержит описание технологического цикла в целом и/или по переходам, в том числе с указанием марок используемого оборудования), «Продукция» (содержит описание продукции и ее назначение, таблицы со значениями показателей качества), «Пресс-центр» или «Новости» (содержит пресс-релизы компании, статистическую информацию по отрасли и т.д.), «Инвесторам» или «Раскрытие информации» (содержит годовые отчеты, информацию об инвестиционных проектах). Следует отметить, что годовые отчеты предприятий содержат не только сведения о положении предприятия в отрасли, но и обзор состояния отрасли в отчетном году, тенденций развития рынка определенного продукта; таким образом, систематизация информации из годовых отчетов отобранных предприятий позволяет дополнить картину состояния, проблем и перспектив производства заданного продукта, что позволяет формировать компетенцию ОК-1. Но основными результатами данного этапа являются: перечень и характеристика направлений модернизации производства, список поставщиков/разработчиков новых технологий, список производителей основного оборудования в рамках модернизации производства.
Так, изучение контента сайта ОАО «КуйбышевАзот» — единственного российского производителя поли-e-капроамида, выпускающего весь возможный ассортимент этого полимера, более того, реализующего всю технологическую цепочку его переработки, позволило определить, что предприятие модернизировало производство полимера с использованием технологий и оборудования фирмы Uhde Inventa-Fischer. Изучение контента сайта ЗАО «ГазпромХимволокно» — основного в РФ производителя суровых и пропитанных полиамидных и полиэфирных кордных тканей и в перспективе – производителя технических полиэфирных нитей, позволило определить, что поставщиком технологии и оборудования на этапе формования является фирма Oerlikon Barmag, производителем крутильных машин Allma – Saurer Group, ткацких станков – фирма Lindauerdornier, пропиточного оборудования – Benninger Group и т.д.
Эффективным приемом закрепления компетенций на данном этапе является иллюстрированный аналитический обзор [5], оформление которого в свою очередь способствует формированию компетенции ОК-2.
Сформированный список производителей технологии и/или оборудования по интересующему продукту является базой для последнего, самого ответственного этапа поисково-аналитической работы. Следует отметить, что контент сайтов производителей технологии и/или оборудования в большинстве случаев реализован на иностранных языках, а значит, работа с ним позволяет активировать формирование компетенции ОК-3. Контент указанных сайтов представлен чаще инфографикой и информационными буклетами, содержащими фотографии, принципиальные схемы, аксонометрию отдельных узлов, технические характеристики, габаритные размеры машин, узлов и деталей; обязательно подчеркиваются технические и технологические преимущества.
Систематизация указанной информации и отбор технологии и/или оборудования для производства продукта, предусмотренного ВКРБ, представляют задачу, успешное выполнение которой в полной мере обеспечивает формирование таких компетенций, как ПК-5 и ПК-10.
Овладение выпускника вуза общепрофессиональными и профессиональными компетенциями в соответствии с программой подготовки – не только важнейшее условие его быстрой адаптации к самостоятельной деятельности в выбранной сфере, но и потенциал дальнейшего совершенствования и повышения квалификации.
Создание предпосылок для формирования указанных компетенций у бакалавров, обучающихся по направлению «Химическая технология» (профиль «Технология и переработка полимеров»), во многом осложняется информационным вакуумом, обусловленным прежде всего следующими причинами:
1) отечественная учебная литература в области синтеза и переработки полимеров существенно отстает от реального состояния технологии в этой области. Так, например, в последние два десятилетия не было издано ни одного системного описания технологии и оборудования для производства и переработки волокнообразующих полимеров. Кроме того, сократился объем публикаций обзорного характера, освещающих тенденции в развитии мировой промышленности полимеров, технологические и технические новации в этой области. Патенты, периодические публикации и монографии полезны для изучения узких вопросов и ситуацию в целом не улучшают;
2) реализация практики на промышленных предприятиях с позиции формирования профессиональных компетенций зачастую носит формальный характер. С одной стороны, это связано с несвоевременным обновлением производственных фондов (степень износа основных фондов в химических производствах составляет около 57%, в производстве резины и пластмасс – 53%) – таким образом, студент сталкивается с оборудованием, описанным в литературе прошлого века. С другой стороны, модернизированные и новые производства информационно более закрыты (коммерческая тайна), поэтому студенту дозволяется лишь визуально ознакомиться с оборудованием, понаблюдать за отдельными технологическими операциями. Фактически та информация, которая дает студенту возможность сложить полную картину процесса: параметры технологического режима, техническая характеристика и геометрия оборудования, рецептура, структура материальных потоков – остается за кадром.
Таким образом, в сложившихся условиях актуальной задачей является поиск новых способов формирования профессиональных и общепрофессиональных компетенций.
Целью настоящей работы является разработка технологии поисково-аналитической работы как способа формирования профессиональных и общепрофессиональных компетенций в рамках выполнения выпускной квалификационной работы бакалавра (ВКРБ) проектного типа по направлению «Химическая технология» (профиль «Технология и переработка полимеров»). В таблице приведены этапы поисково-аналитической работы, соответствующие им задачи, обеспечивающие источники и необходимые результаты.
Этапы поисково-аналитической работы и их характеристика
Этап |
Задача |
Источники |
Результат |
1 |
Описание традиционной технологии получения Х |
Учебная литература |
Применение Х Свойства Х Сырьевая база Х Технология получения Х Аппаратурное оформление процесса получения Х Экологичность технологии получения Х |
2 |
Обзор состояния, проблем и перспектив производства Х в Российской Федерации |
Периодические публикации, новостные страницы специализированных интернет-сайтов, данные официальной статистики |
Динамика получения Х в России и мире Негативные и позитивные тенденции рынков: Х, сырья для производства Х, продуктов переработки Х Матрица производителей Х в РФ |
3 |
Обзор тенденций модернизации предприятий по производству Х |
Сайты предприятий — производителей Х |
Направления модернизации производства Х Список поставщиков /разработчиков новых технологий получения Х Список производителей основного оборудования для новых технологий получения Х |
4 |
Сравнительный анализ технологических преимуществ и технических характеристик |
Сайты отечественных и зарубежных поставщиков оборудования и технологии, информационные буклеты на русском и иностранном языке |
Обоснование технологии получения Х Выбор оборудования
|
В процессе описания теоретических, технологических, аппаратурных и экологических аспектов процесса получения Х на основе сбора и систематизации информации печатных источников обеспечивается формирование следующих компетенций:
1) ОПК-1: способность и готовность использовать основные законы естественно-научных дисциплин в профессиональной деятельности;
2) ОПК-3: умение использовать знания о строении вещества, природе химической связи в различных классах химических соединений для понимания свойств материалов и механизма химических процессов;
3) ПК-1: способность и готовность осуществлять технологический процесс в соответствии с регламентом и использовать технические средства для измерения основных параметров технологического процесса, свойств сырья и продукции [3].
В процессе исследования состояния, проблем и перспектив производства Х в РФ, а также тенденций модернизации предприятий по производству продукта Х и подготовки соответствующих иллюстрированных обзоров на основе печатной и интернет-периодики, новостных страниц специализированных интернет-сайтов, данных официальной статистики, годовых отчетов и пресс-релизов предприятий формируются следующие компетенции:
1) ОК-1: должен обладать культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации;
2) ОК-2: умение логически верно, аргументированно и ясно строить письменную речь, способность в письменной речи правильно (логически) оформить результаты мышления;
3) ОК-6: готовность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способностью приобретать новые знания в области техники и технологии и экономических наук;
4) ОК-11: способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
5) ОПК-5: должен владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией;
6) ПК-3: готовность использовать современные информационные технологии, проводить обработку информации с использованием прикладных программных средств [3].
Этап сравнительного анализа технологических преимуществ и технических характеристик как база для выбора технологии и ее аппаратурного оформления на основе интернет-ресурсов отечественных и зарубежных поставщиков оборудования и технологий, информационных буклетов на русском и иностранном языках дополнительно обеспечивает формирование следующих компетенций:
1) ОК-13: владеть одним из иностранных языков на уровне профессионального общения;
2) ПК-5: способность обосновывать принятие конкретного технического решения при разработке технологических процессов; выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их решений;
3) ПК-10: способность анализировать техническую документацию, подбирать оборудование, готовить заявки на приобретение и ремонт оборудования [3].
Проиллюстрируем отдельные аспекты технологии поисково-аналитической работы на примере ВКРБ проектного типа в области синтеза и переработки волокнообразующих полимеров. Актуальность таких работ подчеркивается «Стратегией развития химической промышленности РФ на период до 2030 года», в которой в качестве приоритетных продуктовых направлений отмечены полиэфирные волокна, сырье для их производства (полиэтилентерефталат, терефталевая кислота), а также полиакрилонитрильные и прочие синтетические волокна [2].
Сбор и обработка информации на первом этапе позволяют студенту составить несколько альтернативных цепочек «первичное сырье - волокнообразующий полимер – нити / волокна - текстильный материал», описать механизмы химических реакций и особенности физических превращений, что способствует формированию компетенций ОПК-1, ОПК-3.
Оценка альтернативных вариантов с позиции экологических последствий и минимизации технологических переходов позволяет перейти к принципиальной схеме процесса получения/переработки волокнообразующего полимера. Максимальная визуализация на этой стадии в виде схем, рисунков – хорошо зарекомендовавший себя практический прием творческой переработки «сухого» текста учебников [1], в том числе создающий условия для формирования компетенции ПК-3. Последовательное рассмотрение технологических переходов и их характеристик, определяющих качество полупродуктов и продуктов, должно сопровождаться описанием принципиального аппаратурного оформления.
Эффективным приемом закрепления компетенций на данном этапе является учебный семинар, в ходе которого студент представляет результаты аналитической работы с использованием иллюстративного материала.
Как показывает практика, полезными «трудосберегающими» приемами поисковой работы при исследовании студентом состояния, проблем и перспектив производства волокнообразующего полимера/продукта его переработки в РФ являются, во-первых, поиск информационных сообщений по ключевым словам в новостных вкладках аналитических порталов химической промышленности и специализированных электронных журналов – часто обнаруживаются «свежие» цифры и аналитические справки по интересующей проблеме, во-вторых, формирование запроса в информационно-поисковой системе с указанием на отбор документов в pdf-формате – возрастает вероятность найти статью обзорного характера. В процессе информационно-поисковой работы происходит формирование компетенций ОК-11, ОПК-5, ПК-3. Систематизация и верификация отобранных сообщений, обобщение собранной информации и представление ее в виде схем и диаграмм [4] способствуют формированию компетенций ОК-1, ПК-3.
Параллельно студент составляет список отечественных (и для полноты картины – из ближнего зарубежья) предприятий, выпускающих интересующую продукцию, что позволяет перейти к следующему этапу — работе с контентом официальных сайтов производителей продукта (формирование компетенций ОК-6, ОК-11, ПК-3). Интерес представляют следующие страницы таких сайтов: «Производство» (содержит описание технологического цикла в целом и/или по переходам, в том числе с указанием марок используемого оборудования), «Продукция» (содержит описание продукции и ее назначение, таблицы со значениями показателей качества), «Пресс-центр» или «Новости» (содержит пресс-релизы компании, статистическую информацию по отрасли и т.д.), «Инвесторам» или «Раскрытие информации» (содержит годовые отчеты, информацию об инвестиционных проектах). Следует отметить, что годовые отчеты предприятий содержат не только сведения о положении предприятия в отрасли, но и обзор состояния отрасли в отчетном году, тенденций развития рынка определенного продукта; таким образом, систематизация информации из годовых отчетов отобранных предприятий позволяет дополнить картину состояния, проблем и перспектив производства заданного продукта, что позволяет формировать компетенцию ОК-1. Но основными результатами данного этапа являются: перечень и характеристика направлений модернизации производства, список поставщиков/разработчиков новых технологий, список производителей основного оборудования в рамках модернизации производства.
Так, изучение контента сайта ОАО «КуйбышевАзот» — единственного российского производителя поли-e-капроамида, выпускающего весь возможный ассортимент этого полимера, более того, реализующего всю технологическую цепочку его переработки, позволило определить, что предприятие модернизировало производство полимера с использованием технологий и оборудования фирмы Uhde Inventa-Fischer. Изучение контента сайта ЗАО «ГазпромХимволокно» — основного в РФ производителя суровых и пропитанных полиамидных и полиэфирных кордных тканей и в перспективе – производителя технических полиэфирных нитей, позволило определить, что поставщиком технологии и оборудования на этапе формования является фирма Oerlikon Barmag, производителем крутильных машин Allma – Saurer Group, ткацких станков – фирма Lindauerdornier, пропиточного оборудования – Benninger Group и т.д.
Эффективным приемом закрепления компетенций на данном этапе является иллюстрированный аналитический обзор [5], оформление которого в свою очередь способствует формированию компетенции ОК-2.
Сформированный список производителей технологии и/или оборудования по интересующему продукту является базой для последнего, самого ответственного этапа поисково-аналитической работы. Следует отметить, что контент сайтов производителей технологии и/или оборудования в большинстве случаев реализован на иностранных языках, а значит, работа с ним позволяет активировать формирование компетенции ОК-3. Контент указанных сайтов представлен чаще инфографикой и информационными буклетами, содержащими фотографии, принципиальные схемы, аксонометрию отдельных узлов, технические характеристики, габаритные размеры машин, узлов и деталей; обязательно подчеркиваются технические и технологические преимущества.
Систематизация указанной информации и отбор технологии и/или оборудования для производства продукта, предусмотренного ВКРБ, представляют задачу, успешное выполнение которой в полной мере обеспечивает формирование таких компетенций, как ПК-5 и ПК-10.
Так, реализация информационно-аналитической составляющей ВКРБ, связанной с получением полиэфирной технической нити, позволила выявить, что российским предприятием была предусмотрена закупка низковязкого гранулята полиэтилентерефталата (ПЭТФ), который не производится на территории РФ, и его твердофазная дополиконденсация (Solid State Polycondensation или SSP), при которой происходит нагрев гранулята до высоких температур с целью увеличения молекулярной массы, а, следовательно, повышение вязкости полимера до значений, обеспечивающих получение технической нити. Студенты при той же постановке задачи обосновали технологию, работающую на отечественном сырье (очищенная терефталевая кислота – производитель ОАО ПОЛИЭФ, успешно наращивающее объемы производства) и реализующую полный цикл от пастосмешения до технической нити. Ключевыми элементами двухреакторной одностадийной технологии («технология 2Р») являются реакторы ESPREE® и DISCAGE® фирмы Uhde Inventa-Fischer [6]. В первом протекает совмещенная этерификация и предварительная поликонденсация, а во втором высокоэффективном безвальном барабанном/дисковом реакторе происходит дополнительная поликонденсация. Высоковязкий экструдат напрямую подается в машины высокоскоростного формования, что позволяет получить вытянутую ориентированную нить высокой плотности для производства кордных тканей.Подводя итог, следует отметить, что:
1) отсутствуют системные описания современных технологий и оборудования для получения и переработки полимеров, а также проблемы «живого» изучения технологии и оборудования соответствующих производств не позволяют в полной мере сформировать общепрофессиональные и профессиональные компетенции бакалавра по направлению «Химическая технология»;
2) предложена технология поэтапной поисково-аналитической работы с использованием печатной и интернет-периодики, новостных страниц специализированных интернет-сайтов, данных официальной статистики, годовых отчетов и пресс-релизов предприятий — производителей химической продукции, интернет-ресурсов поставщиков оборудования и технологий;
3) показано, что предложенная технология может рассматриваться как способ формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций бакалавра по направлению «Химическая технология» (профиль «Технология и переработка полимеров») в рамках выполнения ВКРБ проектного типа.
Рецензенты:
Новопольцева О.М., д.т.н., профессор, профессор кафедры «Химическая технология полимеров и промышленная экология» ВПИ (филиал) ВолгГТУ, г. Волгоград;
Кейбал Н.А., д.т.н., профессор, профессор кафедры «Химическая технология полимеров и промышленная экология» ВПИ (филиал) ВолгГТУ, г. Волгоград.
Библиографическая ссылка
Александрина А.Ю., Паняева О.Д., Пахомова С.В. К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20601 (дата обращения: 13.06.2024).