Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РОЛЬ СОЧИНЕНИЙ И. С. БАХА В ФОРМИРОВАНИИ НЕМЕЦКОЙ ЖАНРОВОЙ МОДЕЛИ МОТЕТА

Колдаева А.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная консерватория (академия) им. Л.В. Собинова»
Цель статьи - проследить общие закономерности мотетного жанра в рамках немецкой традиции на примере творчества И.С. Баха. Выявляются черты немецкого мотета в баховских однохорных и двухорных композициях BWV 225-230, BWV 71, BWV 118. Определяется соответствие мотетов И.С. Баха пониманию жанра его современниками. С позиции принадлежности немецкой традиции анализируются тексты мотетов, особенности их формы, полифонические приёмы, музыкально-риторические фигуры, хоровые эффекты, фактурные приёмы. Исследуются мотеты сквозного имитационного строения, преобразованные Бахом в мотеты с развёрнутыми фугированными разделами; типы, продолжающие палестриновскую традицию двухорных композиций; мотеты вариантного строения и концентрической формы. В статье охватывается большой исторический период развития мотета: подготовительный этап XVII в., баховский классический период, перспективы развития жанра у композиторов XIX века.
мотетная форма.
хоральное письмо
барокко
полифония
духовная музыка
немецкая традиция
И.С.Бах
Мотет
1. Лобанова М.Н. Мотетное творчество Г. Шютца // Генрих Шютц. Сборник статей / сост. Дубравская. – М. : Музыка, 1985. – 304 с., схем., нот.
2. Сапонов М.А. Шедевры Баха по-русски: страсти, оратории, мессы, мотеты, кантаты, музыкальные драмы. – М. : Классика XXI, 2005. – 284 с., ил.
3. Швейцер А. И.С. Бах. - М. : Музыка, 2002.
4. Melamed D.R. J.S. Bach and German Motet. - Cambridge, 1995. - Р. 248.
5. Seedorf T. Traduction harmonia mundi © 1996 // J.S. Bach /Motets/ Jacobs / HMS 801589 harmonia mundi s.a. Mas de Vert, 13200 Arles 1997, 2003.

Жанр мотета зародился в XII веке и развивался интенсивно на протяжении нескольких веков. В зависимости от времени и места создания произведения в этом жанре приобретали различные региональные трактовки. В эпоху барокко происходит формирование особой национальной разновидности – немецкого мотета. Несмотря на разное отношение композиторов немецкой школы к церкви, использование немецких, а не традиционно латинских текстов в качестве мотетных источников объединяет Г. Шютца, И.С. Баха, Ф. Мендельсона, И. Брамса в их попытке обновления духовной музыки протестантской традиции.

Большую роль в разработке мотета в XVII веке сыграл Г. Шютц. Его творчество даёт «исчерпывающее представление о состоянии этого жанра в XVII веке, о важнейших тенденциях его развития, о взаимодействии старого и нового, различных национальных школ» [1, с. 218]. Главной в искусстве Шютца становится антитеза «старое-новое». Для немецкой музыки больше, чем для других культур, характерен своеобразный сплав: следование старинной (средневековой) традиции с учётом новых современных достижений. Немецкие авторы, склонные к строгости и порядку, часто обращаются к полифонии как к высшему выражению стройности, совершенства, законченности. Мотетным «старинным стилем» в XVII веке считался спокойный, торжественный, «учёный» стиль, который предполагал обязательное использование имитационной техники и обращение к духовным текстам. В сочинениях Шютца, причисленных исследователями к мотетному жанру («Псалмах Давида», «Священных песнопениях», «Духовной хоровой музыке», «Двенадцати духовных песнопениях»), тесно сопряжены старинный и новый «пышный», концертный стиль.

В сборнике Шютца «Священные песнопения» сохраняются следующие родовые признаки мотета: духовные тексты, мотетная форма (сквозная, где каждая смена текста сопровождается сменой материала и используется имитационное развитие). В то же время в сопоставлении хоров, сольных вставках, оперном стиле вокальных партий проявились новые концертные принципы. Творчество Г. Шютца явилось подготовкой кульминационного этапа в истории мотета XVIII века – высокохудожественных баховских мотетов. Мотет приобрёл у И.С. Баха поистине совершенную форму. Мастерское использование всевозможных полифонических приёмов, пронизывающих музыкальную ткань, крупных фугированных разделов, позволяет называть их «мотетными фугами».

Кроме двухорных мотетов для 8 голосов (BWV 225 «Singet dem Herr nein neues Lied» - «Пойте Господу песнь новую», BWV 226 «Der Geist Hilft unser Schwachheit auf» - «Дух приходит нам на помощь», BWV 229 «Komm, Jesu, Komm» - «Приди, Иисусе», BWV 228 «Fürchte dich nicht, ich bin bei dir» - «Не бойся, я с тобою»), представляющих собой масштабные композиции, и однохорных мотетов (BWV 227 «Jesu, meine Freude» - «Иисус, моя радость» для 5 голосов, BWV 230 «Lobet den Herrn, alle Heiden» – «Хвалите Господа» для 4 голосов, BWV 71 «Gott ist mein König» - «Боже, царь мой от века», BWV 118 «O Jesu Christ, meins Lebens licht» (иногда упоминается как кантата)), жанровое обозначение «мотет» предпослано Бахом также и его обработке «Stabat Mater» Перголези.

Мотеты занимают особое место в баховском наследии. Видимость того, что они расходятся с немецкой мотетной традицией – ошибочна, утверждает Даниель Р. Меламед [4]. Исходя из того что термин «мотет» c XVIII века трактуется как самостоятельный, Д.Р. Меламед приходит к выводу о соответствии баховских мотетов времени, в которое он жил. Новый взгляд на наследие Баха, сочинявшего мотеты на протяжении всей жизни, и современное понимание мотета проливает свет на вопросы как и почему Бах обращался к этому типу композиции. Исследователь Д.Р. Меламед также находит много доказательств того, что мотеты и мотетный стиль играли важную роль в баховском обращении к музыке прошлого.

Во времена Баха вокальный мотет без участия инструментов уже считался старинной формой. Хотя мотет ещё удерживал свои позиции в литургии, ранее занимаемое им высокое положение теперь уступало кантате. «Как обнаружено в архиве церкви Святого Фомы, сочинения Баха, наряду с другими, вошли в знаменитое ценное старинное собрание мотетов начала XVII века Florilegium Portense Эрхарда Боденшаца. Мотеты этого собрания ещё входили в обиход религиозной службы в Лейпциге после смерти Баха. И.С. Бах, также, в несравненно мастерской манере обратился и к старому архиву мотетов своих предков (Musicalische Handleitung Фридриха Эрхардта Нидта). Связь с предшествующими немецкими мотетами прослеживается, например, в обязательном использовании хоральных мелодий» [5].

В отличие от духовных кантат, пассионов и ораторий, исполнение которых было частью баховской службы в церкви Святого Фомы, мотеты писались на заказ к определённым случаям. А. Швейцер объясняет предназначение мотетов так: «По-видимому, сочинением обычных воскресных мотетов Бах себя не утруждал и пользовался теми, которые исполнялись и до него. <…> Сохранившиеся мотеты предназначены не для обычных богослужений, а для особых случаев» [3, с. 518-523]. Один из мотетов, «Der Geist Hilft unser Schwachheit auf» («Дух приходит нам на помощь»), написан к похоронам профессора и ректора Эрнести в 1729 г. Мотет «Singet dem Herr nein neues Lied» («Пойте Господу песнь новую») предположительно был написан к новогоднему празднику [2], «Jesu, meine Freude», вероятно, - для похорон госпожи Кеес (1723). Предназначение других мотетов неизвестно, но их тексты позволяют думать, что они также имеют отношение к погребению.

Другое свойство мотетных композиций И.С. Баха – их преимущественно вокальная характеристика. Это заметно отличает их от других крупных церковных сочинений и кантат. Однако А. Швейцер считает несомненным, что Бах предназначал свои мотеты для исполнения в сопровождении органа и оркестра (струнные, гобои, фаготы, труба). Не выписанные в партитуре партии инструментов должны быть добавлены при исполнении.

Мотеты выделяются тенденцией к индивидуальности каждой композиции. Без сомнения, это применимо ко всем работам И.С. Баха. Но в других произведениях более явно выражено родство между сочинениями одного жанра, нежели в мотетах. Отличие проявляется особенно ярко в музыкальной форме мотетов. Каждая композиция Баха имеет свою неповторимую структуру. Контрастно-составная форма мотета «Singet dem Herr nein neues Lied» трёхчастна: первый раздел – фуга, второй – хорал, чередующийся с арией, третий – полифонический раздел (Lobet den Herrn). «Singet dem Herr nein neues Lied» имеет структуру контрастно-составной формы (из 3 крупных разделов). Контрастно-составная форма используется и в «Lobet den Herrn, alle Heiden» (4 части). Мотеты «Fürchte dich nicht, ich bin bei dir» и «Jesu, meine Freude» имеют симметричное строение. «Fürchte dich nicht, ich bin bei dir» представляет собой симметрично выстроенную драматическую форму (a b c a1 d a2) (a – Fürchte dich nichts – разработка цитаты из Исайи, b – Weiche nicht, c – ich stärke dich, d – den ich habe). Мотет «Jesu, meine Freude» имеет иного рода форму - a b a1 c d e a2 f g b1 a –также симметричную. Центральное место в ней занимает двойная фуга «Ihr aber seid nicht fleischlich, soldern geistlich» («Но вы не во плоти, только в Духе»). В одиннадцати проведениях мотетных стихов хорал чередуется с библейскими цитатами, в то время как хоральная мелодия обрабатывается различными способами. Пятая строфа («Gute Nacht, o Wesen» – «Спи, судьба земная») представляет настоящие хоральные вариации, в которых трио двух сопрано и тенора исполняет разновидность ритурнеля, альт при этом проводит хоральную тему.

Композитор строит почти все сочинения по принципу чередования хоральных разделов с полифоническим письмом. Аккордовые разделы выполняют важную функцию: они скрепляют форму и дают возможность фактурного контраста. Хоральное изложение играет роль рефрена в мотете Jesu, meine Freude, и роль завершения в Der Geist hilft unser Schwachheit auf. В хоральной фактуре выдержана и Ария, завершающая мотет Komm, Jesu, Komm. Менее строгая, чем обычный хорал, благодаря мелодизации голосов, она привносит в мотет особый мягкий, лирический оттенок.

Хоралы или похожие на хоральные построения, появляются также и в других мотетах. Но всегда они совершенно индивидуальны по содержанию и форме. Вторая часть «Singet dem Herr nein neues Lied» («Пойте Господу песнь новую») написана в форме, в которой чередуются хорал и ария. В цезурных паузах хорала у второго хора «Wie sich ein Vater erbarmet» Бах вставляет фразу первого хора («Gott, nimm dich ferner unser an»), изложенную имитационно. «Lobet den Herrn, alle Heiden» – пожалуй, единственный баховский мотет, в котором не встречается хорал.

Кроме того, полифоническое письмо и аккордовый склад могут сочетаться у Баха не только по горизонтали, но и по вертикали: это возможно в одновременном звучании двух хоров. Так, в мотете «Singet dem Herr nein neues Lied» (начало) в первом хоре три верхних голоса распевают слово Singet, вступая поочерёдно (имитация), а нижний – выполняет функцию гармонической основы. Второй хор при этом выдерживает фактуру сопровождения. В данном случае можно говорить о полифонии «высшего порядка».

Фуга, высшее выражение полифонической техники, становится той универсальной формой в баховском творчестве, которую композитор использует практически везде. К форме фуги И.С. Бах обращается и в мотетах: «Singet dem Herr nein neues Lied» (I раздел – «Die Kinder Zion»), «Jesu, meine Freude» (двойная фуга «Ihr aber seid nicht fleischlich, soldern geistlich» в центре симметричной формы), «Komm, Jesu, Komm» (фуга в III разделе – «du bist der rechte»). Полифонические приёмы особенно часто проникают в двухорные структуры мотетов. Многохорность в мотетах Баха является в различных взаимодействиях хоров. Это может быть, к примеру, чередование хоров, их контрапунктирование, или их совместное массивное звучание. Яркий пример полифонического изложения материала с единым для двух хоров тематизмом – имитация в нижнюю квинту в мотете «Singet dem Herr nein neues Lied».

Часто второй хор выполняет функцию усиления звучания, его объёмности. При этом вертикально-подвижной контрапункт может сочетаться с имитационностью внутри каждого хора, что можно назвать «полифонией внутри полифонии».

И.С. Бах применяет варьирование тематизма. Ни в одном мотете мы не найдём столь искусного варьирования, как в баховском «Singet dem Herr nein neues Lied». Он начинается с мелизматических распевов слова «Singet» в верхних голосах первого хора на фоне беспрерывно длящейся педали в басах. В это время II хор сначала декламирует то же слово в простых восклицаниях, а затем постепенно переходит к мелизматике, как в первом хоре.

Таким образом, Бах развивает композиции, типичные для Лассо (мотеты сквозного имитационного строения, готовящие высотными соотношениями будущую фугу (I-V-I-V)), до мотетов с развёрнутыми фугированными разделами; продолжает работу с двухорными композициями (истоки – двухорные мотеты Палестрины); обращается к вариантному типу (остинатные формы издавна встречались у мотетных авторов) и концентрической форме.

В мотетах встречаются характерные для баховских сочинений риторические фигуры. В «Singet dem Herr» настроение ликования, радости создаёт фигура circulatio (вращение). В «Jesu, meine Freude» на словах «Trotz dem alten» рассекающие мелодию паузы (фигура tmesis - рассечение) передают состояние страха.

И.С. Бах не позабыл и о такой характерной черте мотета, как политекстовость. Однако применяет он этот приём специфически. Так, во второй части мотета «Singet dem Herr nein neues Lied» («Пойте Господу песнь новую») чередуются хорал и ария. Два разных музыкальных фрагмента с двумя разными текстами[1] соединяются таким образом: в цезурных паузах хорала второго хора «Wie sich ein Vater erbarmet» Бах вставляет фразу первого хора («Gott, nimm dich ferner unser an»), изложенную в имитационной фактуре. Оба хора при этом никогда не звучат вместе, но образуют непрерывное развитие, представленное двумя взаимодополняющими пластами.

Сам Моцарт подтвердил музыкальную красоту баховских мотетов. Рохлиц, присутствовавший, как и Моцарт, на исполнении мотета Баха «Singet dem Herr nein neues Lied», рассказывал следующее: «Едва хор пропел несколько тактов, как он /Моцарт/ насторожился, ещё несколько тактов – и он вскричал: "Что это?". И с этого момента весь обратился в слух. Когда пение кончилось, он воскликнул в восторге: "Вот снова нашлось кое-что, на чём можно поучиться!». Ему сказали, что эта школа, в которой Себастьян Бах был кантором, как святыню хранит полное собрание его мотетов. "Вот хорошо! Это замечательно! – воскликнул он. – Покажите мне их!"» [3, с. 168].

Баховские мотеты не могли не стать предметом для изучения и образцом для подражания. Они послужили вершиной-источником, с которого начинается линия немецкого мотета в творчестве романтиков. И, хотя полифония у романтиков уже не играет главной роли, многие немецкие композиторы XIX века следуют структурным, музыкально-риторическим, фактурным, полифоническим принципам мотетного письма И.С. Баха.

Рецензенты:

Консон Г.Р., доктор искусствоведения, профессор и заведующий кафедрой истории и теории исполнительского искусства Государственной классической академии (ГКА) имени Маймонида, заместитель по научной работе декана факультета мировой музыкальной культуры ГКА имени Маймонида, г. Москва.

Саввина Л.В., доктор искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории, г. Астрахань.


[1] Текст хорала взят из песни Иоганна Грамана «Хвали, душе моя, господа», в первом хоре текст арии неизвестного автора «Бог, нас, как прежде, принимай».


Библиографическая ссылка

Колдаева А.Н. РОЛЬ СОЧИНЕНИЙ И. С. БАХА В ФОРМИРОВАНИИ НЕМЕЦКОЙ ЖАНРОВОЙ МОДЕЛИ МОТЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9936 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674