Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПТИЦЕВОДСТВА В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Тарасова Н.В. 1 Чернякевич Л.М. 1
1 ФБГОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет»
Проведен анализ основных показателей развития птицеводства в республике.В регионе развивается промышленное производство как мясного, так и яичного направления. Уровень производства яиц в регионе в полном объеме обеспечивает потребности населения в этом продукте. Сокращение объемов производства продукции сельскохозяйственных организаций в 2000 году объясняется рядом накопившихся за предыдущие годы проблем (рост импорта, диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, рост кредиторской задолженности), а также влиянием кризиса (девальвация рубля, снижение господдержки, экстенсивное производство). Основным фактором дальнейшего роста объемов производства продукции птицеводства является увеличение финансирования из бюджета Российской Федерации и бюджета Республики Марий Эл. Серьезными рисками участия России в ВТО являются: снижение темпов роста сельского хозяйства в результате сокращения объемов государственной поддержки, банкротство малого бизнеса из-за низкой конкурентоспособности, снижение инвестиционной привлекательности отрасли, сокращение рабочих мест, сокращение доходов и снижение уровня жизни на селе. Влияние изменения институциональной среды на организационно-экономические характеристики птицеводства подтвержденос помощью табличных и графическихданных.
институциональная среда
конкурентоспособность
государственная поддержка
сельскохозяйственные организации
птицеводство
1. Бобылева Г. О текущей ситуации в птицеводстве // Комбикорма. - 2011. -№6.- С. 5-7.
2. Законы об исполнении федерального бюджета за 2006-2010 годы: Федеральный закон от 3.04.2008 г. №36-ФЗ, Федеральный закон от 3.12.2008 г. №228-ФЗ, Федеральный закон от 28.12.2009 г. №382-ФЗ, Федеральный закон от 3.10.2010 г. №255-ФЗ, Федеральный закон от 7.10.2011 г. №272-ФЗ [Электронный ресурс] // Информационный банк компьютерной справочной правовой системы КонсультантПлюс: сайт.- URL:http://www.consultant.ru (дата обращения:30.05.2013).
3. Законы об исполнении республиканского бюджета РМЭ за 2006-2010 годы: Закон Республики Марий Эл от 20.11.2007 г. №62-З, Закон Республики Марий Эл от 04.08.2008 г. №28-З, Закон Республики Марий Эл от 14.07.2009 г. №35-З, Закон Республики Марий Эл от 3.08.2010 г. №30-З, Закон Республики Марий Эл от 02.08.2011 г. №33-З, Закон Республики Марий Эл от 25.06.2012 г. №31-З[Электронный ресурс] // Информационный банк компьютерной справочной правовой системы КонсультантПлюс: сайт.- URL:http://www.consultant.ru (дата обращения: 30.05.2013).
4. Постановление Правительства РФ от 30.12.2004 г. №880, от 5.12.2005 г. №732, Постановление Правительства РФ от 16.12.2009 г. №1021, Решение Комиссии Таможенного Союза от 1.10.2010 г. №505, от 18.10.2011 г. №865[Электронный ресурс] // Информационный банк компьютерной справочной правовой системы КонсультантПлюс: сайт.- URL:http://www.consultant.ru (дата обращения: 30.05.2013).
5. Приказ от 15 декабря 2010 г. № 433 «Об утверждении целевой программы ведомства "Развитие птицеводства в Российской Федерации на 2010−2012 годы" и Концепции развития отрасли птицеводства Российской Федерации на период 2013-2020 года»[Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. - URL: http://www.mcx.ru/documents/document/v7_show/14948.285.htm.(дата обращения: 30.05.2013).
6. Пояснительная записка к проекту программы «Развитие птицеводства в РФ на 2010–2012 годы» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mcx.ru/documents/document/show/12860.320.htm (дата обращения: 30.05.2013).
7.Сельское хозяйство, охота и охотничье хозяйство, лесоводство в России. 2011:стат. сб./ Росстат. - М., 2011. - 446 с.
8. Статистический ежегодник. Республика Марий Эл/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл. - Йошкар-Ола, 2011. - 464 c.
9. Статистический ежегодник.Республика Марий Эл. 2012/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл. - Йошкар-Ола, 2012. - 512 c.

Введение

Отрасль птицеводства находится в последние годы в стадии преобразования, как один из базисов, способных обеспечить продовольственную безопасность страны. Приняты Государственная программа развития сельского хозяйства на 2008-2012 гг., Доктрина продовольственной безопасности РФ, и Концепция развития отрасли до 2020 года. В соответствии с принятой Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации удельный вес мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) отечественного производства должен составлять не менее 85% в общем объеме товарных ресурсов [6]. По данным Росптицсоюза, доля мяса птицы в общем объеме производства мяса в России выросла с 18% в 1990 году до 40% в 2010 году[1]. Производство яицтакже имеет огромное значение в продовольственной безопасности страны и обеспечении населения полноценным белком животного происхождения. В этой связи представляется актуальным анализ и определение перспектив развития птицеводства на примере конкретного региона РФ - Республики Марий Эл.

Целью исследования является изучение влияния изменений институциональной среды на основные экономические показатели развития птицеводства.

Материалы и методы исследования

Марий Эл относится к Приволжскому федеральному округу, который занимает достаточно весомое место в производстве продукции птицеводства. По данным Росстата, в 2011 году Приволжский федеральный округ лидирует по выпуску яиц (10895,0 млн штук) и занимает 2-е место по производству скота и птицы в убойном весе (1640,0 тыс. тонн). Республике Марий Эл в составе округапринадлежит 12-япозиция рейтингапо выпуску яиц (333,4 млн штук) и производству скота и птицы в убойном весе (65,4 тыс. тонн) [8; 9].Основным потребителем конечного продукта птицеводства является население. Республиканский уровень производства яиц в полном объеме обеспечивает его потребности в этом продукте. По данным Росптицсоюза,республика относится к числу 43 субъектов Российской Федерации, объемы собственного производства яиц в которых превышает потребность региона в яйце более чем на100 млн штук.При расчетной потребности (приказ Минздравсоцразвития РФ от 02.08.2010 г. № 593н — 260 яиц на человека) нашего субъекта в 181,5 млн штук и выпуске в 2011 году в 333,4 млн штук превышение потребности составило 151,9млнштук(по данным Росптицсоюза - 138,2 млн штук с учетом использования на производственные нужды) [1]. Динамика производства яиц в Марий Эл по всем категориям хозяйств за период с 1980 по 2011 год иллюстрирует спад производства яиц в сельскохозяйственных организациях, приходящийся на 2000 год, и дальнейшее наращивание объемов, продолжающееся до настоящего времени (рис.1).

Рис. 1.Динамика производства яиц по всем категориям хозяйств в РМЭ (в % к 1980 году).

Сокращение объемов производства продукции сельскохозяйственных организаций объясняется рядом накопившихся за предыдущие годы проблем (рост импорта, диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, рост кредиторской задолженности), а также влиянием кризиса (девальвация рубля, снижение господдержки, экстенсификация производства).

Производительность хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств имеет на графике несколько иную тенденцию. В результате аграрных реформ 1990-х годов, обозначивших частную собственность на землю, происходит возрождение и развитие сектора крестьянских (фермерских) хозяйств. Наращивание фермерского потенциаланачиная с указанного периода и прослеживается на графике.

Аналогичная картина наблюдается и в динамике производства мяса птицы на убой в сельскохозяйственных организациях (рис.2).

Рис.2. Динамика производства мяса птицы в убойном весе по всем категориям хозяйств в РМЭ (в % к 1980 году)

Ситуация с малыми формами хозяйствования в промежутке 1990-2000 годовобъясняется ослаблением фермерского движения в производстве мяса птицы в результате нескольких причин: рост импорта, диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, сокращение государственной поддержки и пр. Основным фактором дальнейшего роста объемов производства продукции птицеводства является увеличение финансирования из бюджета Российской Федерации и бюджета Республики Марий Эл.Согласно отчетам об исполнении бюджетов, за период 2006-2010 годов расходы по разделу сельское хозяйство и рыболовство увеличились по федеральному и республиканскому бюджетам в 1,4 и в 3,4 раза соответственно[2; 3].Важную роль играет формирование на всех уровнях власти нормативно-правовой базы государства, регулирующей отрасль сельского хозяйства, в том числе и птицеводство. В рамках ведомственной программы Министерства сельского хозяйства РФ «Развитие птицеводства в Российской Федерации на 2010–2012 годы»предусмотрено субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам из федерального бюджета в размере 80% ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации по строительству и реконструкции птицеводческих объектов, выделение государственных субсидий на содержание племенного маточного поголовья [5]. Финансирование направлено на цели модернизации основных фондов, расширения производственной и материальной базы предприятий, увеличения поголовья птицы. Другой существенной причиной увеличения производства продукции отечественного птицеводства является введение с 2003 года импортной квоты на ввоз мяса птицы. Согласно постановлениям Правительства Российской Федерации, а также решениям Комиссии Таможенного союза размер импортной квоты на мясо птицы снижен с 1090,0 тыс.тонн (2005 год) до 780 тыс.тонн (2010 год) [4]. В настоящее время такая линия поддержки отечественного производства сохраняется. Решениями Комиссии Таможенного союза от 01.10.2010 года №505 и 18.10.2011 года №865 размер квоты снижен до 350 и 330 тыс. тонн для 2011 и 2012 годов соответственно.

Изменение показателей рентабельности основной продукции птицеводства в целом повторяет тенденции графиков выпускапродукции (таблица 1, рис.3).

Таблица 1

Динамика показателей рентабельности продукции птицеводства,реализованной сельскохозяйственными предприятиями РМЭ за период 2000-2011 годов (%)

Рентабельность реализованной продукции, в том числе:

2000 год

2005 год

2010 год

2011 год

яиц

8,6

14,0

9,1

10,3

птицы (в живом весе)

7,7

18,4

2,8

14,1

Рис.3. Динамика основных показателей деятельности сельскохозяйственных предприятий РМЭ (в % к 1980 году)

На этапе адаптации к новым условиям торговых отношений в рамках ВТО даже относительно небольшой промежуток времени без сильной конкуренции со стороны зарубежных партнеров способен дать возможность значительно укрепить силы российских производителей. ВТО предусматривает сокращение прямой государственной поддержки, под которую подпадает и компенсация части процентной ставки по кредитам. В случае сокращения объемов государственной поддержки возникают риски снижения темпов роста сельского хозяйства в среднесрочной перспективе, утраты динамики роста производства, набранной за годы реализации национального проекта и Государственной программы на 2008-2012 годы, что приведет к падению объемов производства и снижению инвестиционной привлекательности отрасли. Это может крайне негативно отразиться на финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей и в целом всего агропромышленного комплекса, а также будет способствовать снижению эффективности уже вложенных в 2007-2011 годах средств государственной поддержки и частных инвестиций. Кроме того, одной из целей ВТО является борьба с протекционизмом. Соответственно вопрос об ослаблении таможенно-тарифного регулирования, в частности об отмене импортных квот, будет стоять наиболее остро. Данный фактор является наиболее существенным для отечественного производства. Развитие предприятий в дальнейшем видится в сфере инноваций и активной стимуляции сбыта, соответствия качества продукции международным нормам и требованиям. Охранные же функции государства сводятся к организации отлаженной системы контроля качества и безопасности импортной продукции.

Спад трендов рентабельности на уровне 2010 года (таблица 1, рис.3)объясняется влиянием неблагоприятных природных условий (засуха), что сказалось на стоимости кормов и привело к убыточности балансов.Кроме того, можно наблюдать уменьшениеколичества сельскохозяйственных организаций. За рассматриваемый период число сельскохозяйственных организацийсократилось в 6,5 раза(203 ед. -в 2000 году, 31 ед. - в 2011 году). Среднегодовая численность сельскохозяйственных работников снизилась по республике в 4,3 раза или на 30,2 тыс.чел. При этом график численности убыточных предприятий также имеет отрицательный наклон.Причиной спадарассматриваемых показателей являетсяформирование крупных объединенных предприятий (в том числе агрохолдингов), включающих полный цикл производства: от заготовки кормов до переработки и реализации готовой продукции. Формирование таких агрохолдингов происходит на базе слияния мелких предприятий различной специализации. Обновление производственных мощностей, в том числе и за счет финансовой поддержки государства, ведет к автоматизации производственного процесса, а значит и к сокращению численности работников. Большую роль играют также такие факторы, как банкротство малых предприятий, изменение законодательства в области налогов и сборов.

Заключение

Таким образом, изменение институциональной среды оказывает существенное влияние на организационно-экономические характеристики птицеводства, что подтверждается вышеприведенными табличными и графическими данными.

Рецензенты:

Арзамасцев А.Д., д.э.н., профессор, зав. кафедрой управления и права ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет», г. Йошкар-Ола.


Библиографическая ссылка

Тарасова Н.В., Чернякевич Л.М. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПТИЦЕВОДСТВА В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9934 (дата обращения: 21.01.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074