Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОЦЕНКА КАЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕСТОВЫХ МАТЕРИАЛОВ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Антипова А.Н., Квашнина С.И., Новикова С.О.

Одним из показателей системы качества образовательного процесса является компетентностный уровень обучаемого, определяемый различными методами контроля.

Для измерения уровня эффективности обучения применяются новые прогрессивные формы электронных методов контроля. В основном – это электронное тестирование. Применение современных методов контроля объясняется необходимостью и потребностью современной системы образования, так как применяемый большинством традиционный устный или письменный контроль знаний студентов, не отвечает современным требованиям учебного процесса.

Преимуществом электронного тестирования является:

- автоматизированная обработка результатов;

- объективность контроля;

- быстрая проверка качества подготовки большого числа тестируемых;

- возможность корректировки содержания или методик в процессе обучения в зависимости от результатов тестирования;

- возможность формирования достаточно большого количества вариантов теста, которое ограничено лишь размером банка тестовых заданий;

- повышается эффективность тестирования: уменьшается время тестирования (до 50% по сравнению с бумажной формой тестирования);

С 2003 года в Тюменском государственном нефтегазовом университете (ТюмГНГУ) с целью повышения эффективности системы управления качеством обучения введен семестровый контроль знаний студентов. Проведение семестрового контроля позволяет стимулировать самостоятельную работу студентов, уменьшить число занятий, пропускаемых студентами без уважительной причины, уменьшить психологическую нагрузку студента при подготовке к экзамену или зачету, улучшить получение обратной информации с целью дальнейшего совершенствования учебного процесса и методики преподавания.

В рамках семестрового контроля в ТюмГНГУ введена рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Данная система основана на интегральной оценке в баллах результатов всех видов учебной деятельности студента (т.е. уровня овладения знаниями по дисциплинам, прохождения всех видов практик, сдачи итогового государственного экзамена, выполнения и защиты выпускной квалификационной работы и т.д.).

Проведение промежуточного и итогового контроля по большинству дисциплин осуществляется в виде электронного тестирования. Для сопровождения процедуры тестирования в вузе используется система управления учебным процессом Educon, которая предназначена для размещения электронных учебно-методических комплексов, одним из элементов которого является банк тестовых материалов (БТМ).

Доработка и корректировка тестовых материалов осуществляется с помощью модуля статистического анализа результатов электронного тестирования, встроенного в систему Educon.

Использование модуля позволяет повысить качество тестовых материалов и проводить анализ уровня знаний студентов. Модуль предназначен для автоматизированного статистического анализа результатов электронного тестирования, проводимые преподавателями во время тестового контроля. В результате анализа преподаватель имеет возможность:

-     отслеживать уровень подготовки студентов в процессе обучения с целью обеспечения качественной подготовки студентов;

-     производить анализ своих тестовых материалов с целью их доработки и корректировки;

-     повысить качество своих тестовых материалов.

Качество тестовых материалов определяется совокупностью различных показателей, соответствующих не только этапам их разработки, но и этапам апробации.

К показателям качества тестового задания относятся:

-     pj - мера трудности заданий – уровень сложности задания.

-     Si - вариация баллов – определение нетестового задания.

-     rxy - коррелируемость задания – мера дифференцирующей способности задания.

Модуль статистического анализа результатов электронного тестирования осуществляет расчет следующих показателей (рис. 1):

Рис. 1. Фрагмент результатов анализа тестовых материалов по дисциплине «Концепция современного естествознания»

Рис. 2. Гистограмма тестовых результатов

На основе статистических показателей тестовых материалов определяется зависимость распределения реальных тестовых баллов от характеристической кривой теста (рис. 2).

Чем лучше сделан тест и чем больше испытуемых, тем более реальное распределение баллов, представляемое гистограммой, начинает приобретать форму распределения, изображаемого данной кривой.

Таким образом, использование модуля статистического анализа результатов тестирования в ТюмГНГУ позволило повысить качество тестовых материалов преподавателей, что в свою очередь привело к повышению уровня контроля знаний студентов.


Библиографическая ссылка

Антипова А.Н., Квашнина С.И., Новикова С.О. ОЦЕНКА КАЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕСТОВЫХ МАТЕРИАЛОВ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=992 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674