Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОЦЕНКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ С УЧЕТОМ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Галимова А.С. 1 Данилов Е.В. 2
1 ГОУ ДОД РСДЮСШОР по теннису Республика Башкортостан
2 ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
В данной статье представлены результаты исследования динамических характеристик двигательной деятельности юных теннисистов с учетом свойств нервной системы. Свойства нервной системы изучались с использованием методики теппинг-тест, основанной на изменении во времени максимального темпа движений кисти и анализе волновой структуры статодинамических характеристик исходного временного ряда. В результате тестирования исследуемая выборка была разделена на три группы: с сильной (n=50), слабой (n=14) и близкой к слабой (n=16) нервными системами. Поскольку статистические характеристики психофизиологических качеств у юных теннисистов с различными типами нервной системы с учетом гендерных различий ранее не изучались, была проведена их оценка с учетом физиологической информативности каждого показателя для выявления среднегрупповых различий. Нами было выявлено, что у мальчиков с сильной нервной системой практически все исследуемые показатели лучше, чем у девочек с сильной нервной системой; девочки со слабой нервной системой лидируют по всем показателям по сравнению с мальчиками со слабой нервной системой; у мальчиков с нервной системой близкой к слабой латентный период реакции простой и сложной зрительно-моторной реакции меньше, чем у девочек с нервной системой близкой к слабой. Обнаруженные особенности проявления психофизиологических качеств юных теннисистов с различными типами нервной системы с учетом гендерних различий позволят сформулировать некоторые рекомендации для тренеров по теннису.
психофизиологический статус
гендерные различия
свойства нервной системы
юные теннисисты
1. ДрюэтД., МэйсонП. Теннис для начинающих. - М.: Астрель, АСТ, 2002, 48 с.
2. МуфтахинаР. Р. Психофизиологический статус боксеров различных спортивных квалификационных групп в возрастном аспекте: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. Челябинск: ЧГПУ, 2011. 138 с.
3. ТаласоваД. Г. Особенности психомоторики фехтовальщиц с разным типом функциональной межполушарной асимметрии: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. М.: МГУ, 2007. 24 с.
4. ТафернерВ., ТафернерС. Теннис для начинающих / пер. с нем. Е.Королевой. - М.: Фаир-Пресс, 2000. 208 с.
5. Шаповалова О. Теннис для начинающих. - М.: Вече, 2002. 384 с.

Теннис характеризуется сложной двигательной активностью, высоким психоэмоциональным напряжением во время тренировочной и особенно соревновательной деятельности (Тафернер Т., 2000). Следовательно, результативность в данном виде спорта определяется комплексом психофизиологических, психологических и физических качеств. Однако улучшение данных качеств спортсменов только за счет изменения динамических характеристик их двигательного компонента возможно до определённого предела, что заметно ограничивает возможности профессионального роста квалифицированных спортсменов (Таласова Д. Г., 2007, Муфтахина Р. Р., 2011). Поэтому актуальным, на наш взгляд, становится вопрос выявления факторов, обусловливающих и лимитирующих эффективность спортивной деятельности.

В связи с этим целью настоящего исследования стало изучение динамических характеристик двигательной деятельности юных теннисистов с учетом свойств нервной системы.

Организация и методы исследования. В эксперименте приняли участие 80 юных теннисистов ГОУ ДОД РСДЮСШОР по теннису г. Уфы. Экспериментальную группу составили спортсмены 7-8 лет с одинаковым стажем занятий большим теннисом и уровнем подготовленности. Допуск юных спортсменов к психофизиологическому обследованию проводился на основании письменного согласия одного из родителей и администрации спортивной школы.

Психофизиологические двигательные способности теннисистов исследовались на аппаратно-программном комплексе «НС-ПсихоТест» (Нейрософт, г Иваново, http://www.neurosoft.ru/).

Из числа специфических двигательных способностей теннисистов выделяют: реагирующую, дифференцировочную, ориентационную, ритмическую способности, а также способность к переключению внимания (Шаповалова О., 2002; Дрюэт Д, 2002).

Результаты исследования обработаны с использованием современных электронных таблиц программы Microsoft Excel. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез в данном исследовании принимали, равным 0,05.

Результаты исследования и их интерпретация. Свойства нервной системы изучались с использованием методики теппинг-тест, основанной на изменении во времени максимального темпа движений кисти и анализе волновой структуры статодинамических характеристик исходного временного ряда. В результате тестирования исследуемая выборка была разделена на три группы: с сильной (n=50), слабой (n=14) и близкой к слабой (n=16) нервными системами. Поскольку статистические характеристики психофизиологических качеств у юных теннисистов с различными типами нервной системы с учетом гендерных различий ранее не изучались, была проведена их оценка с учетом физиологической информативности каждого показателя для выявления среднегрупповых различий.

В таблице 1 представлены статистические характеристики психофизиологических качеств теннисистов 7-8 лет с сильной нервной системой, которые в гендерном аспекте разделились таким образом: девочек - 16, мальчиков - 14. Анализ данных таблицы 1 указывает на то, что у мальчиков с сильной нервной системой практически все исследуемые показатели были лучше, чем у девочек с сильной нервной системой. Так, результат теста «Простая зрительно-моторная реакция» у мальчиков с сильной нервной системой был лучше на 13,88 мс, теста «Реакция различения» - на 29,27 мс, теста «Объем и концентрация внимания» - на 9,67 мс. Различия между средними значениями исследуемых показателей достоверны. В тесте «Красно-черные таблицы» Шульте-Платонова, оцениваемом концентрацию внимания, мальчики с сильной нервной системой продемонстрировали лучший результат, они допустили достоверно меньшее количество ошибок (р=0,041), при этом они затрачивали такое же время на прохождение теста, что и девочки с сильной нервной системой (девочки - 73,07±8,01 с, мальчики -70,94±5,36 с, различия недостоверны р=0,401). Также нами отмечено, что у мальчиков с сильной нервной системой выше максимальное количество движений кистью руки в ограниченном пространстве (теппинг-тест) по сравнению с девочками с сильной нервной системой (р=0,020).

Таблица 1

Основные показатели психофизиологические статуса теннисистов 7-8 лет с сильной нервной системой (М+m) (n=50)

Психофизиологические показатели

Девочки (n=26)

Мальчики (n=14)

р=

Простая зрительно-моторная реакция, мс

284,76±7,99

270,88±7,42

0,011

Реакция различения, мс

417,38±14,67

397,11±14,84

0,018

Объем и концентрация внимания, мс

327,84±9,82

318,17±8,63

0,034

Реакция на движущийся объект, мс

-2,30±1,20

0,33±0,57

0,020

Концентрация внимания, с

73,07±8,01

70,94±5,36

0,401

Концентрация внимания, кол-во ошибок

0,84±0,19

0,52±0,27

0,041

Скоростные качества, кол-во раз

178,69±16,19

199,58±13,75

0,020

Примечание: р - достоверность различий.

В таблице 2 представлены статистические характеристики психофизиологических качеств юных теннисистов со слабой нервной системой, которые в гендерном аспекте разделились таким образом: девочек - 8, мальчиков - 6.

Таблица 2

Основные показатели психофизиологические статуса теннисистов 7-8 лет со слабой нервной системой (М+m) (n=14)

Психофизиологические показатели

Девочки (n=8)

Мальчики (n=6)

р=

Простая зрительно-моторная реакция, мс

271,3±8,04

304,2±5,22

0,002

Реакция различения, мс

399±3,24

473,2±3,5

0,001

Объем и концентрация внимания, мс

305±7,10

331±4,52

0,005

Реакция на движущийся объект, мс

1,05±1,48

-1,85±1,01

0,019

Концентрация внимания, с

58,0±5,17

58±4,1

0,112

Концентрация внимания, кол-во ошибок

2,0±0,96

0

0,042

Скоростные качества, кол-во раз

245±22,91

179,1±8,3

0,011

Примечание: р - достоверность различий.

Анализ данных, представленных в таблице 2, указывает на то, что девочки со слабой нервной системой лидируют практически по всем показателям по сравнению с мальчиками со слабой нервной системой. Исключение составляют показатели тестов реакция на движущийся объект и концентрация внимания. Так, среднегрупповые показатели времени выполнения теста Шульте-Платонова не достигают уровня статистической значимости (р=0,11). Примечательно и то, что при выполнении данного теста девочки допускали ошибки (Ме=2), а мальчики со слабой нервной системой ошибок не совершали (Ме=0). Анализируя показатели реакции на движущийся объект, следует отметить, что мальчики и девочки со слабой нервной системой продемонстрировали диаметрально противоположные реакции, так, у мальчиков со слабой нервной системой отмечается опережение выявления сигнала, реакции девочек со слабой нервной системой были более точны.

В таблице 3 представлены статистические характеристики психофизиологических качеств юных теннисистов с нервной системой, близкой к слабой, которые в гендерном аспекте разделились таким образом: девочек - 6, мальчиков - 10.

Таблица 3

Основные показатели психофизиологические статуса теннисистов 7-8 лет с нервной системой близкой к слабой (М+m) (n=16)

Психофизиологические показатели

Девочки (n=6)

Мальчики (n=10)

р=

Простая зрительно-моторная реакция, мс

290,5±3,17

273,66±8,07

0,015

Реакция различения, мс

438,5±10,68

403,66±12,35

0,041

Объем и концентрация внимания, мс

350,5±1,44

331,33±18,26

0,019

Реакция на движущийся объект, мс

-0,74±4,70

-0,78±1,17

0,054

Концентрация внимания, с

63±12,12

86±17,6

0,018

Концентрация внимания, кол-во ошибок

0

2,0±0,36

0,005

Скоростные качества, кол-во раз

200,5±44,74

197,6±48,71

0,152

Примечание: р - достоверность различий.

Анализ представленных данных таблицы 3 свидетельствует о том, что у мальчиков с нервной системой близкой к слабой латентный период реакции простой и сложной зрительно-моторной реакции меньше, чем у девочек с нервной системой близкой к слабой. Из представленных в таблице данных видно, что время реакции в тесте ПЗМР у мальчиков меньше на 16,84 мс, в тесте «Реакция различения» - на 34,84 мс, теста «Объем и концентрация внимания» - на 19,17 мс. Различия между средними значениями исследуемых показателей достоверны при р=0,015; р=0,041; р=0,019, соответственно. Однако в тесте концентрацию внимания, девочки с нервной системой близкой к слабой продемонстрировали лучший результат как по времени выполнения тестового задания, так и по его качеству. Сопоставление скоростных показателей оцениваемых, теппинг-тестом, не выявило статистически значимых различий средних значений у девочек и мальчиков с нервной системой близкой к слабой (р=0,152).

Выводы

Анализ динамических характеристик двигательной деятельности юных теннисистов с учетом свойств нервной системы выявил следующее: 1) у мальчиков с сильной нервной системой практически все исследуемые показатели лучше, чем у девочек с сильной нервной системой; 2) девочки со слабой нервной системой лидируют по всем показателям по сравнению с мальчиками со слабой нервной системой; 3) у мальчиков с нервной системой близкой к слабой латентный период реакции простой и сложной зрительно-моторной реакции меньше, чем у девочек с нервной системой, близкой к слабой.

Рецензенты:

Ванесян А. С., д-р мед. наук, профессор ФГБОУ ВПО БГУ, г. Уфа.

Лобанов С. А., д-р мед. наук, профессор ФГБОУ ВПО БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа.


Библиографическая ссылка

Галимова А.С., Данилов Е.В. ОЦЕНКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ С УЧЕТОМ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9919 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674