Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕГИСТРАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, СОДЕРЖАЩИХ ОЛИМПИЙСКУЮ СИМВОЛИКУ

Забегайло Л. А. 1
1 Южный институт менеджмента
В статье формулируются специфические признаки права на олимпийскую символику, позволяющие отграничить его как от вещного права собственности, так и от права интеллектуальной собственности. Эти признаки проявляются в особенностях субъекта права на олимпийскую символику, объектах права и содержании права. Содержание права на олимпийскую символику составляют принадлежащие МОК правомочия по использованию олимпийской символики, в том числе в коммерческих и рекламных целях. Автор рассматривает особенности этих правомочий с позиции их двойственности: с одной стороны, они проявляются в возможности МОК использовать олимпийскую символику по своему усмотрению, а с другой стороны, – в возможности наложения запрета или выдачи разрешения третьим лицам на ее использование. Анализ этих правомочий позволил автору на конкретных практических примерах проиллюстрировать пути получения права на использование олимпийской символики и избежать отказа в её регистрации.
интеллектуальная собственность
олимпийская символика
товарный знак
знак обслуживания
государственная регистрация.
1. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 42. Ст. 2322.
2. Городов О. Проблемы правовой охраны олимпийской символики / ИС. Промышленная собственность. 2011. № 4. С. 16.
3. Материалы базы данных СПС "Гарант"/Дата обращения 5.07.2013.
4. Материалы базы данных ФИПС – [Электронный ресурс] – www.fips.ru.
5. Материалы базы данных ФИПС – [Электронный ресурс] – www.fips.ru.
6. Публикация ВОИС № 260 (R). 1992. Женева.
7. Публикация ВОИС № 292 (R). 1992. Женева.

В соответствии с Олимпийской хартией все права на олимпийскую символику принадлежат исключительно Международному Олимпийскому комитету (далее МОК). В отношении олимпийской символики действует специальный правовой режим, впервые установленный Найробским договором об охране олимпийского символа, заключенным в городе Найроби (Кения) 26 сентября 1981 года [3] (далее - Найробский договор). Применительно к СССР указанный договор вступил в силу с 17 апреля 1986 года.

До заключения Найробского договора правовая охрана основного олимпийского символа в виде пяти переплетенных колец осуществлялась на основании правил, содержащихся в законодательстве о товарных знаках. Первоначально данный олимпийский символ был зарегистрирован в качестве товарного знака в Патентном ведомстве Швейцарии по месту нахождения штаб-квартиры МОК. Впоследствии на основе национальной регистрации была осуществлена международная регистрации данного олимпийского символа по правилам Мадридского соглашения о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 года [6].

В результате международной регистрации правовая охрана основного олимпийского символа распространилась на территории всех стран - участниц Мадридского соглашения, в том числе и на СССР, который присоединился к данному соглашению с 1 июля 1976 года.

Необходимость установления специальной правовой охраны главного олимпийского символа была обусловлена тем обстоятельством, что объем правовой охраны, полученной в соответствии с законодательством о товарных знаках, не мог должным образом обеспечить защиту исключительного права обладателя олимпийского символа, зарегистрированного в качестве товарного знака. Причиной тому являлся статус МОК, который не занимался производством и продажей товаров, а являлся лишь издателем поступающих в свободную продажу публикаций, снабженных олимпийским символом.

В этой связи правовая охрана олимпийскому символу как товарному знаку могла быть предоставлена только в отношении товаров 16 класса МКТУ, то есть в отношении брошюр, газет, периодических изданий. Что касалось товаров массового потребления, маркированных олимпийским символом, то выпуск таких товаров оказывался вне зоны действия правовой охраны.

Следует уточнить, что под вышеуказанной аббревиатурой МКТУ понимается Международная классификация товаров и услуг для регистрации знаков, принятая Ниццким соглашением от 15 июня 1957 года [7].

Как уже отмечалось, право на олимпийскую символику принадлежат исключительно МОК, в том числе для использования элементов олимпийской символики в коммерческих и рекламных целях.

Право на олимпийскую символику обладает рядом специфических признаков, позволяющих отграничить его как от вещного права собственности, так и от права интеллектуальной собственности. Эти признаки проявляются в особенностях субъекта права на олимпийскую символику, объектах права и содержании права.

МОК как субъект права на олимпийскую символику является международной неправительственной организацией, созданной не для целей извлечения прибыли на неограниченный срок в организационной форме ассоциации, признанной Швейцарским федеральным советом. МОК выступает в роли организации, наделенной юридически обеспеченными монопольными возможностями в отношении олимпийской символики.

Объектами права на олимпийскую символику являются все вышеуказанные элементы олимпийской символики. Как отмечает О. Городов, авторитетный специалист в области интеллектуальной собственности, эти объекты не относятся к категории телесных объектов, то есть к вещам, но могут быть воплощены в них. Равным образом их нельзя напрямую отождествлять и с объектами интеллектуальной собственности по правовому режиму, хотя часть из них по своей сущности тяготеет к объектам авторского права (гимн, девиз), а другая часть - к средствам индивидуализации (символ, флаг) [2].

Содержание права на олимпийскую символику составляют принадлежащие МОК правомочия по использованию олимпийской символики, в том числе в коммерческих и рекламных целях. Указанные правомочия носят двойной характер: с одной стороны, они проявляются в возможности МОК использовать олимпийскую символику по своему усмотрению, а с другой стороны, - в возможности наложения запрета или выдачи разрешения третьим лицам на ее использование. При этом, в отличие от большинства прав на объекты интеллектуальной собственности, правомочия МОК по использованию олимпийской символики имеют экстерриториальный характер.

В подавляющем большинстве случаев олимпийская символика используется в составе товарных знаков, поэтому рассмотрим вопрос об особых требованиях к регистрации объектов интеллектуальной собственности, содержащих элементы олимпийской символики, на примере регистрации товарных знаков.

В статье 1483 ГК РФ установлены основания для отказа в государственной регистрации товарного знака, иными словами, регламентированы случаи, когда такая регистрация невозможна. В частности в отношении олимпийской символики применимы положения подпункта 2 пункта 2 статьи 1483 ГК РФ.

В указанной норме содержится следующее требование - в соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов, представляющих собой сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их гербы, флаги, другие символы и знаки. При этом согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 1483 ГК РФ не регистрируются и обозначения, сходные до степени смешения с вышеназванными элементами, однако такие элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые, если на это имеется согласие надлежащего компетентного органа.

Следует обратить внимание на то, что в подпункте 2 пункта 2 статьи 1483 ГК РФ международные и межправительственные договоры упоминаются с использованием союза «и», что в настоящее время позволяет напрямую применять данную норму к символике МОК. Ранее действовавший Закон РФ от 23 сентября 1992 года № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» [1] в аналогичном контексте упоминал лишь о международных межправительственных организациях (пункт 2 статьи 6 Закона). Это служило препятствием для применения правовой нормы в отношении международных организаций, созданных не на межправительственном уровне, каковой и является МОК. В настоящее время данное упущение устранено отечественным законодателем.

Как отмечалось ранее, Найробский договор об охране олимпийского символа вступил в силу для нашей страны с 17 апреля 1986 года, поэтому нормы данного международного договора являются для России обязательными. В соответствии с положениями Найробского договора государства - участники этого договора обязаны отказывать в регистрации или признавать недействительной регистрацию в качестве товарного знака (знака обслуживания) любого обозначения, состоящего из олимпийского символа или содержащего этот символ в таком виде, как это определено в Уставе МОК. Все вышеуказанные действия допускаются только с разрешения МОК.

При рассмотрении заявок на регистрацию товарных знаков с использованием олимпийской символики следует руководствоваться также положениями пункта 3 статьи 1483 ГК РФ. В соответствии с данной нормой отечественного законодательства не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, способные ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя или противоречащего общественным интересам.

Рассмотрим реализацию вышеуказанных положений международного и отечественного законодательства на примере отказа в регистрации в качестве товарного знака обозначения «ОЛИМПИК СИТИ / OLYMPIC CITY».

В Роспатент с заявлением о регистрации данного обозначения в качестве товарного знака обратилось Закрытое акционерное общество «Олимпик Сити» (г. Москва). По результатам экспертизы заявленного обозначения Роспатент принял решение об отказе в регистрации данного обозначения в качестве товарного знака на основании пункта 3 статьи 1483 ГК РФ. Заключение Роспатента мотивировано следующим соображением - заявленное обозначение способно ввести потребителя в заблуждение относительно лица, оказывающего услуги, поскольку включает в свой состав словесный элемент «OLYMPIC» -«ОЛИМПИЙСКИЙ». Вместе с тем правами на обозначения, включающие словесный элемент «олимпийский», обладает МОК.

Закрытое акционерное общество «Олимпик Сити» обратилось в Палату по патентным спорам с возражением против вынесенного Роспатентом решения. Суть доводов возражения сводилась к следующему:

- права МОК установлены Олимпийской хартией, которая является актом, принятым неправительственной организацией и не имеющим прямого действия на территории Российской Федерации. Следовательно, у заявителя нет необходимости обращаться в МОК за получением согласия на регистрацию данного обозначения в качестве товарного знака;

- заявленное словосочетание воспринимается как фантазийное и не может вводить потребителей в заблуждение, поскольку услуги, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака, не имеют отношения к Олимпийскому движению;

- словесные элементы заявленного обозначения «ОЛИМПИК СИТИ / OLYMPIC CITY» представляют собой часть фирменного наименования заявителя.

Коллегия Палаты по патентным спорам оценила приведенные заявителем доводы следующим образом:

Словесный элемент обозначения «OLYMPIC CITY» в переводе с английского означает «олимпийский город», а словосочетание «ОЛИМПИК СИТИ» является транслитерацией буквами русского алфавита обозначения «OLYMPIC CITY».

При оценке довода заявителя о том, что Олимпийская хартия, устанавливающая права МОК на обозначения с использованием словесных элементов «ОЛИМПИЙСКИЙ» («OLYMPIC»), не имеет прямого действия на территории РФ, Коллегия Палаты по патентным спорам руководствовалась статьей 7 Федерального закона от 29 апреля 1999 года № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Согласно указанной норме Олимпийский комитет России в соответствии с Олимпийской хартией МОК осуществляет меры по юридической защите прав собственности МОК на использование олимпийских символа, девиза, флага, гимна, наименований «олимпийский» и «Олимпиада» на территории Российской Федерации. Олимпийский комитет России обладает правом собственности на олимпийские символ, эмблему, флаг и наименование «олимпийский», зарегистрированные в установленном порядке. Их использование в рекламных, коммерческих и иных целях регламентируется Олимпийской хартией МОК и допускается только с разрешения и на условиях Олимпийского комитета России.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь тем, что заявителем не представлено согласие МОК на регистрацию и использование заявленного обозначения со словесным элементом «OLYMPIC» в качестве товарного знака, Коллегия Палаты по патентным спорам пришла к выводу, что заявленное обозначение способно ввести потребителя в заблуждение относительно производителя, поскольку может порождать представление потребителя о том, что заявленные услуги оказываются с согласия или под контролем МОК.

В ответ на довод заявителя о том, что услуги, в отношении которых испрашивается регистрация товарного знака, не связаны с Олимпийским движением, Коллегия Палаты по патентным спорам указала следующее. В свете предстоящего проведения XXII Олимпийских игр в городе Сочи регистрация обозначения, содержащего словесный элемент «OLYMPIC CITY» для услуг, связанных с проектированием и экспертизой в области строительства, будет вводить потребителей в заблуждение относительно лица, оказывающего услуги.

Что касается вхождения словесного элемента «ОЛИМПИК СИТИ» в фирменное наименование заявителя, то следует указать, что исключительные права на товарный знак и на фирменное наименование являются самостоятельными правами, существующими независимо друг от друга и подлежащими регистрации различными государственными органами. При этом в Российской Федерации не предусмотрена регистрация товарных знаков только на основании его совпадения с фирменным наименованием заявителя.

В соответствии с вышеизложенной мотивировкой Палата по патентным спорам отказала ЗАО «Олимпик Сити» в удовлетворении возражения от 10.09.2008 года и оставила в силе решение Роспатента от 25.03.2008 года об отказе в регистрации в качестве товарного знака обозначения «ОЛИМПИК СИТИ / OLYMPIC CITY» [4].

В отличие от рассмотренного случая регистрация товарного знака с использованием олимпийского символа возможна, если при этом заявитель представляет в Роспатент письмо-согласие уполномоченного органа.

Так, в 2009 году Общество с ограниченной ответственностью «Бархатные сезоны» обратилось в Роспатент с заявлением о регистрации в качестве товарного знака обозначения «МИСС СОЧИ», испрашиваемого заявителем для проведения конкурсов красоты. Поскольку в состав заявленного обозначения входит словесный элемент «СОЧИ» - название города, в котором будут проводиться XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры 2014 года, заявитель представил в Роспатент письмо-согласие уполномоченного органа от 20.11.2009 года на использование словесного элемента «СОЧИ» в составе регистрируемого товарного знака.

В соответствии с Законом № 310-ФЗ в Российской Федерации таким уполномоченным органом с 1 января 2009 года является автономная некоммерческая организация «Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи» (далее - АНО «Оргкомитет «Сочи 2014»), выступающая в роли единственной организации, представляющей интересы МОК на территории нашей страны. При таком условии Роспатентом было принято положительное решение о регистрации словесного обозначения «МИСС СОЧИ» на имя Общества с ограниченной ответственностью «Бархатные сезоны» [5].

Рецензенты:

Клинов А. С., доктор исторических наук, профессор кафедры международного и предпринимательского права НЧОУ ВПО «Южный институт менеджмента», г. Краснодар.

Дашин А. В., доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права НЧОУ ВПО «Южный институт менеджмента», г. Краснодар.


Библиографическая ссылка

Забегайло Л. А. РЕГИСТРАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, СОДЕРЖАЩИХ ОЛИМПИЙСКУЮ СИМВОЛИКУ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9918 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674