Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Тутолмин А.В.
Система отечественного профессионально-педагогического образования претерпевает существенные изменения. Результирующим показателем качества профессиональной подготовки становится компетентность. В структуре профессиональной компетентности приоритетное место занимает профессионально-творческая компетентность. Для ее становления и развития необходимы определенные условия. В статье обобщён опыт организации и методического сопровождения развития профессионально-творческой компетентности педагога начального образования в системе непрерывного педагогического образования на этапе «креатики», т.е. научного поиска.

В структуре содержания высшего педагогического образования цель обеспечения взаимосвязи теории и практики реализуется через ряд педагогических дисциплин: введение в педагогическую деятельность; история образования и педагогической мысли; теория педагогики; теория и методика воспитания; социальная и коррекционная педагогика с основами специальной психологии; педагогическая технология; управление образовательными системами.

Содержание педагогических дисциплин настолько взаимосвязано, что единственно верный и необходимый путь - это их интеграция, (т.е. процесс, ведущий к состоянию связанности отдельных частей, к их сближению в единое целое). Оптимальный вариант такого сближения Т.А.Стефановская видит в следующей формуле: история вопроса - его теория - методика реализации теории. Такая логика изучения педагогических дисциплин позволяет избежать дублирования, увидеть действенность теории, позволяет на деле реализовать принцип связи теории с практикой, актуализировать профессиональные знания в деятельности, не ожидая накопления опыта десятилетиями педагогического труда

Траектория освоения необходимыми профессионально-личностными качествами по направлению НИРС и творческого саморазвития будет в полной мере реализована через дисциплины:русский язык и культура речи; культура учебной деятельности; педагогика; психология; основы ведения научно-методической и НИРС; педагогическая деонтология; предметная подготовка; теория и методика преподавания предмета; стажёрская практика; дипломная работа.

Вариативная часть содержания образования на факультете ПиМНО состоит из спецкурсов и спецсеминаров (=спецпрактикумов), обозначенных в структуре учебного плана как «Дисциплины и курсы по выбору студента». Их условно можно подазделить на две группы:

1. Спецдисциплины, изучение которых способствуют общему профессионально-педагогическому развитию студентов: «Педагогические системы современной зарубежной и отечественной школы»; «Основы специальной (коррекционной) педагогики»; «Основы экспериментальной педагогики»; «Методика воспитательного процесса»; «Вопросы психологии воспитания и обучения»; «Учитель-воспитатель малокомплектной сельской школы».

2. Спецкурсы (спецсеминары) прикладного характера, предназначенные для изучения частных проблем профессиональной направленности: «Основы педагогического менеджмента и самоменеджмента учителя»; «Педагогическая инновационная деятельность»; «Социально-педагогические технологии»; «Педагогическое творчество»; «Теория и практика нестандартного мышления»; «Особенности творческого саморазвития будущего учителя»; «Практикум по педагогическим технологиям»; «Педагогическая проницательность»; «Система эстетической подготовки будущего учителя начальных классов»; «Педагогический мониторинг в труде учителя».

Учебным планом факультета ПиМНО предусмотрены комплексы спецкурсов (спецпрактикумов), направленных на раннюю специализацию, которые читаются по единой проблеме и ведут студента (с первого по четвёртый курсы) к будущей профессиональной деятельности: «Организация логопедической работы в школе»; «Экологическое образование»; «Обучение информатике в начальной школе»; «Методика преподавания иностранного языка в начальной школе».

Организация спецкурсов по каждой специализации рассчитана на 250 часов аудиторных занятий. Студент, включённый в эту систему работы, приобретает углублённые знания и профессиональные умения по избранному направлению своей будущей педагогической деятельности.

Интересам профессионального роста студентов, их профессионально-творческой готовности служат специальные семинары и практикумы по психолого-педагогическим наукам. Так, в течение ряда лет на факультет ведётся спецсеминар «Педагогика и психология творчества учителя», который оказывает непосредственное влияние на творческое саморазвитие будущего учителя начальных классов.

По каждому разделу нами разработан цикл тем для теоретического усвоения учебного материала.

В целом спецсеминар даёт широкое понимание всей проблемы, существенно важной для формирования сознания и творческой готовности к педагогическому труду у студентов.

Осуществляя единство учебной и научной работы на факультете, каждая кафедра приобщает студентов к исследовательскому поиску. Так уже при изучении пропедевтического курса «Введение в педагогическую деятельность», а затем при изучении курса «Общие основы педагогики» студенты-первокурсники выполняют задания поискового характера.

Кроме того уже в течении десяти лет на втором курсе педфака автором данной работы читается спецкурс «Методология и методы психолого-педагогического исследования с практикумом». В процессе изучении курса студенты получают определённые задания для самостоятельных наблюдений:

* описать элементарные нравственно-эстетические нормы, принятые в школьной группе, и возможные пути их изменения в желательном для воспитателя направлении;

* составить социометрическую матрицу и социограмму и подробно охарактеризовать отношения между детьми в классе;

* описать конфликтные ситуации в классе, их причины и возможные пути преодоления;

* назвать причины хорошей и плохой адаптации детей в классе;

* дать портрет хорошего и плохого учителя ...

Исследовательская ориентация студентов накладывает глубокий отпечаток на всю их работу со школьниками, формирует аналитический подход к педагогическим явлениям, профессиональный интерес, критическое мышление, вкус к педагогической теории и научному педагогическому творчеству.

Одним из способов оптимизации профессионально-творческой подготовки студентов является углубление мотивации профессиональной деятельности будущих учителей начальных классов. Поэтому уже на первой лекции по курсу «Введение в педагогическую деятельность» педагог-исследователь выясняет (посредством проведения и дальнейшей обработки данных) мотивы поступления в наш педагогический вуз на педагогический факультет, мотивы учения на данный момент (с выяснением того, какой мотив является ведущим - познавательный, социальный, мотив общения или самообразования, моральный или эгоистический и т.д.). Опираясь на мотивы познавательной деятельности студентов, педагог-исследователь старается на занятиях по пропедевтическому педагогическому курсу развивать их интерес к предстоящей педагогической работе, показать её значимость для будущей профессии, воспитать ответственность за успешное выполнение и решение поставленных образовательных задач.

По завершении лекционного курса, педагог-исследователь на последней лекции также проводит анкету с целью изучения позитивных и негативных сторон, касающихся содержания и методики прочитанных лекций, а также пожеланий студентов по проведению лекционных и семинарских занятий. Исходя из предложений и рекомендаций студентов, учитывая их интерес и потребности, педагог-исследователь совместно со студентами выбирают формы организации последующих занятий. Студентам даётся возможность самостоятельно выбрать тему занятия, которую они будут разрабатывать с помощью методических рекомендаций и указаний «Рабочей тетради» по педагогике. За каждое занятие отвечает определённая студенческая «рабочая» группа, они выбирают форму проведения занятия (конкурс, деловая игра, пресс-конференция и т.д.), подбирают педагогически задачи, ситуации и пр. В итоге всё это способствует активизации познавательной деятельности студентов, развивает инициативу и самодеятельность каждого.

Другой особенностью оптимизации учебно-творческой подготовки студентов является экспериментальное использование разнообразных форм промежуточного и итогового контроля. Например, студентам предлагается несколько вариантов сдачи экзамена: а) по билету устно (с предварительной подготовкой); б) по билету письменно; в) собеседование по вопросам с тремя студентами одновременно.

Большинство студентов выбирают третий вариант. Педагог-исследователь предлагает проблему для обсуждения, задаёт вопросы каждому из «тройки», при этом студенты могут помогать друг другу при ответах, дополнять, уточнять, исправлять, высказывать свою точку зрения по заданному вопросу. Затем совместно решается, как оценить ответ каждого, мотивируя предлагаемую оценку.

Кроме этого на экзамене студентам разрешается пользоваться составленными ими планами ответов и схемами-опорами, которые до экзамена просматриваются педагогом-экспериментатором. Такой подход стимулирует студентов размышлять: выделять главное, существенное в содержании учебного материала, классифицировать и систематизировать полученные знания, выбирать оптимальный вариант решения, что требует от студентов гибкого, нестандартного мышления, позволяет освободиться от шаблона в педагогических действиях, развивает творческий подход к познавательному процессу, ответственность за принятое педагогическое решение.

Развитию творческой самостоятельности, интереса студентов к будущей педагогической деятельности в немалой степени способствуют учебно-методические материалы, разработанные преподавателями кафедр: «Рабочие тетради» по педагогике, естествознанию, коррекционной педагогике и психологии, а также работа педагогических проблемных кружков, конкурсы педмастерства, педагогические олимпиады, непрерывная педагогическая практика, которая проводится параллельно с изучением теоретического курса педагогики.

В помощь студентам для самостоятельной подготовки к семинарским и лабораторным занятиям преподавателями проводится тщательный отбор учебного материала с чётким выделением в нём основной части и дополнительной информации; указывается основная и дополнительная литература по теме; готовится (сканируется, ксерокопируется) раздаточный материал к занятиям. По темам, которые вынесены для самостоятельного изучения студентами, преподавателями разработаны тексты лекций, они набраны на компьютере, и каждый студент может поработать с необходимым учебным материалом, «заходя» в локальную компьютерную сеть: банк психолого-педагогических данных 
и т.д.

При изучении курса «Теория образования и история педагогической мысли» педагогами-исследователями используются инновационные технологии и формы организации деятельности студентов:- заочные экскурсии по местам педагогической деятельности классиков педагогики; ролевая игра «Диалоги между педагогами»; рейтинговая система оценки работы студентов; использование викторин, игровых шоу, «ток-шоу» на практических занятиях; защита проектов авторских школ и моделей обучения, воспитательных технологий; приглашение специалистов (руководителей школ, учителей, воспитателей) на занятия под рубрикой «Круглый стол»; деловые педагогические игры.

Внедрение в образовательный процесс педагогических инноваций и достижение высоких результатов свидетельствует о творческом подходе к профессиональной подготовке студентов. Для успешной оптимизации учебного процесса в курсе «Зоология с основами экологии животных» педагогами-исследователями используются следующие формы: работа в компьютерном классе по программе «Зоология»; организация работы на учебно-экологической тропе «Весьякар»; проведение лекционных занятий в краеведческом музее; проведение экзаменов в форме защиты рефератов.

Обязательным элементом любой тематической экскурсии у педагога-исследователя была и остаётся научно-исследовательская работа студентов по данной теме. Такая организация занятий способствует индивидуализации обучения при работе в подгруппах и учёту личностных особенностей студентов. Интересно построены были занятия с привлечением студентов к созданию научно-популярных фильмов о природе своего края, а также занятий с решением проблемных ситуаций и задач.

Оптимизируя учебный процесс, педагоги-исследователи на занятиях широко использует работу студентов в компьютерной лаборатории. Ею отредактированы содержание занятий и рабочих программ с учётом внедрения в учебный процесс новых информационных технологий; разработаны вопросы для самоподготовки по компьютерной программе «Биология»; разработаны программированные тесты по итогам каждого раздела, самостоятельная работа с которыми позволяет студентам добиваться своего оптимального уровня подготовки. В курсе «Ботаника» педагогом-исследователем ряд тем из раздела «Систематика растений» вынесены на самостоятельное изучение их студентами с последующим оформлением морфобиологических характеристик, что позволило: а) ускорить темп учебной деятельности студентов; б) развивать навыки и умения самообразования; в) студенты с различными уровнями профессионально-творческой готовности добиваются удовлетворительных для себя результатов, так как не ограничены во времени рамками только учебного занятия.

В курсе «Анатомия», раздел «Школьная гигиена» изучается с использованием технологии «мозгового штурма, что позволяет педагогу-исследователю: а) развивать инициативу и самостоятельность студентов; б) активизировать их учебно-творческую деятельность; в) организовывать обучение студентов посредством деловых педагогических игр. При подготовке к экзаменам студентам предлагается составить опорные схемы и планы ответов, что несомненно требует от них творческого подхода к учению.

В цикле предметной подготовки студентов на факультете также имеется заслуживающий внимания научно обоснованный и экспериментально апробированный опыт профессионально-творческой работы. Так, осуществляя связь между дисциплинами гуманитарных и точных наук, преподавателями-исследователями кафедры методики начального образования особое внимание уделяется проблемам развития речи как на занятиях русского языка, так и на занятиях математики. На занятиях по методике русского языка и методике математики рассматриваются вопросы, связанные с теорией, а на занятиях по русскому языку и математике - методические аспекты. Опыт работы показал, что оптимизация учебно-творческого процесса зависит от его демократизации, активизации самостоятельной работы студентов. В связи с этим практикуется подготовка и самостоятельное проведение занятий по точным и гуманитарным дисциплинам студентами в «дни самоуправления». Преподавателями-исследователями совместно со студентами разрабатываются фрагменты занятий, готовятся наглядный и дидактический материал, составляются опорные схемы, алгоритм проведения занятия, изготавливаются творческие альбомы (например: «Само- и взаимоконтроль», «Числа и цифры», «Кружковая работа», «За страницами учебника математики».

Для активизации творческого мышления и профессионального интереса к предмету обучения преподавателями-исследователями используются разнообразные приёмы и формы коллективной работы: «Грамматический брейн-ринг», викторины, КВН, мини-контрольные работы, логико-грамматические задачи, тестовые задания и др. Это потребовало от исследователей проведения большой внеаудиторной работы по предметам.

Своеобразно реализует профессионально-творческий подход к методической подготовке студентов преподаватель-исследователь доцент кафедры методики начального образования Н.Н. Каландарова. Разработанная ею система вопросов по каждому семинарскому занятию направлена на развитие и совершенствование у студентов методического мышления, умения грамотно ставить перед собой и решать конкретные задачи (разработки планов, конспектов уроков русского языка в школе, литературного чтения; разработка интегрированных уроков; разработка проблемных уроков; анализ учебников и программ по традиционной и альтернативным системам и технологиям обучения и т.д.), готовить реферативные сообщения и т.д.

На лабораторных занятиях студенты наблюдают и анализируют в видеозаписи уроки лучших учителей г. Глазова по новым развивающим системам обучения (по системе Давыдова-Эльконина, Л.В. Занкова, Бунеевых).

Традиционно ежегодно проводится неделя русского языка, где студенты успешно показывают своё литературное творчество. Это и конкурсы чтецов, каллиграфистов, и сочинителей литературных произведений малых жанров (для детей).

Цикл дисциплин дополнительной специальности «Педагогика и методика профессионально-творческой подготовки учителя» предусматривает необходимую теоретическую и практическую подготовку педагога начального образования к работе в современных условиях инновационного школьного образования. С этой целью в учебный план включены инновационные психолого-педагогические дисциплины дополнительной специальности:

  • Педагогическая эвристика.В курсе рассматриваются основы продуктивного мышления; цели, закономерности, принципы и правила такого специфического вида жизнедеятельности, как творческое саморазвитие индивида. Изучение эвристики Архимеда, Сократического метода обучения, работ в области эвристики Г.С.Альтшуллера, Г.Я.Буша, И.Мюллера и др., осмысление работ С.Л.Франкла, Н.А.Бердяева, В.С.Соловьёва и др. раскрывает перед студентами историю и перспективы развития эвристики в педагогике творчества. (В.И.Андреев)
  • Педагогика и психология развития творческого мышления учителя.Учебная программа данного курса, её содержание и структура ориентированы на углублённое изучение студентами психолого-педагогических основ педагогического творчества. Стержнем курса является принцип творческой самореализации личности студента в процессе учебно-творческой деятельности (М.М.Кашапов).
  • Педагогика инновационной деятельности.Данный курс готовит студентов к инновационной педагогической деятельности. Подготовка осуществляется на основе разработанной модели, элементами которой являются стратегии, дидактические принципы, создание инновационной среды и т.д. Знание закономерностей развития педагогического нововведения позволяет в дальнейшем на практике осуществлять адекватный анализ собственной инновации, её значимость, корректировку. Умение действовать при создании и освоении нововведений формируется у студентов в организационно-деятельностных деловых играх, таких как перспективное планирование в инновационных учебных заведениях, инновационном эксперименте (Л.С.Подымова)
  • Педагогическая рефлексия.В данном курсе студенты овладевают навыками профессионального самоанализа, рационального душевно-логического самосовершенствования. Студенты постигают суть человекообразования, взаимосвязь человеческого (духовного, гуманистического) и профессионального (чётко упорядоченного, рационального) в педагогической рефлексии. В результате студенты приобретают профессиональную проницательность, умение педагогически интерпретировать различные ситуации школьной жизни (Б.З.Вульфов)
  • Педагогическая проницательность.При изучении данного курса студенты осваивают теорию и методику экспресс-диагностики личности: по внешним данным, по невербальному поведению, другим характерологическим чертам. Студентам даётся понятие проницательности как психолого-педагогического феномена, рассматриваются слагаемые педагогической проницательности, факторы педагогической проницательности, методы проницательности. Методика развития педагогической проницательности осуществляется через усвоение студентами-педагогами специфических знаний о личности из различных наук, экспериментирование, анализ ситуаций из художественной литературы и современной школьной жизни, тренинг элементов профессиональной проницательности будущего учителя на этапах: допрофессиональной, профессиональной разноуровневой подготовки (А.В. Тутолмин)
  • Педагогическая импровизация.При изучении данного курса студенты знакомятся с теорией и практическим руководством по развитию деятельностного компонента творчества в труде учителя. Студентам даётся понятие педагогической импровизации как учебно-воспитательного феномена, раскрывается структура педагогической импровизации. Практикум по педагогической импровизации учит студентов проводить диагностику готовности к ней, анализировать уроки с точки зрения реального и возможного применения педагогической импровизации. Развивается профессиональное внимание, творческое воображение, тренируется скорость мышления и педагогических действий в процессе реального общения со школьниками. В целом вся программа нацелена на то, чтобы будущего учителя всё неожиданное в школьной жизни подталкивало к педагогическому творчеству, позволяло ему органично связывать содержание урока или воспитательного дела с реальной жизнью, придавало всему учебно-воспитательному процессу свежую, привлекательную окраску и, главное - педагогический эффект (В.Н.Харькин).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.  Тутолмин А.В. Формирование профессионально - творческой компетентности студента-педагога: методика и анализ эксперимента: Монография. - Глазов: Изд-во ГГПИ им. В.Г.Короленко, 2006.

2.  Тутолмин А.В. Профессионально-творческая компетентность педагога начального образования: методологические аспекты: Монография. - М., МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2006.

3.  Тутолмин А.В. Становление профессионально-творческой компетентности педагога начального образования национальной школы: теория и практика: Монография. - М., МГОПУ им. Шолохова, 2006.

4.  Тутолмин-Линдт П.А., Тутолмин А.А., Тутолмин А.В. Компетентностная педагогическая поддержка нравственного воспитания младших школьников: Монография. - Глазов: Изд-во ГГПИ им. В.Г.Короленко, 2008.


Библиографическая ссылка

Тутолмин А.В. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=982 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674