Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Воробьева С.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»
Выявлены сходства и отличия прогноза и плана, дано авторское определение понятия «прогнозирование развития организации», осуществлена систематизация видов прогнозов и методов прогнозирования. Особое внимание уделено методам и особенностям прогнозирования доходов организации: установлены уровни решения данной задачи (мир/страна, отрасль, предприятие) и используемые при этом математические методы (линейный тренд, аналитические формулы, метод цепных процентных соотношений, корреляция с макроэкономическими показателями и т.д.). Обоснован механизм использования прогнозирования в организациях разного типа с выделением: основных элементов организационной структуры (субъекта прогнозирования, заказчика и потребителя прогноза); документа, регламентирующего процесс прогнозирования; процедурной схемы прогнозирования (прогнозной ориентации, ретроспекции, диагноза, проспекции, верификации и корректировки прогноза).
прогнозирование доходов организации
прогнозирование развития организации
прогноз
план
1. Абчук В. А. Прогнозирование в бизнесе, менеджменте и маркетинге. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005. – 448 с.
2. Бутакова М. М. Экономическое прогнозирование: методы и приемы практических расчетов: учеб. пособие. – М.: КНОРУС, 2010. – 168 с.
3. Бюджетирование: шаг за шагом / Е. Добровольский, Б. Карабанов, П. Боровков, Е. Глухов, Е. Бреслав. – СПб.: Питер, 2006. – 448 с.
4. Платонова Н. А., Харитонова Т. В. Планирование деятельности предприятия: учеб. пособие. – М.: Дело и Сервис, 2005. – 432 с.
5. Слуцкин Л. Н. Курс МВА по прогнозированию в бизнесе. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 277 c.

Большой ценностью в процессе принятия управленческих решений обладают прогнозы. Вовремя сделанный благоприятный или неблагоприятный прогноз позволяет спланировать и предпринять действия для того, чтобы воспользоваться благоприятными возможностями или избежать угроз. Поэтому использование прогнозирования в организациях является важным фактором успеха в современных условиях.

Цель исследования – исследовать методические аспекты прогнозирования развития организации и возможности его использования в практике деятельности предприятий.

Традиционно прогноз предше­ствует разработке плана, но он может также следовать за ним, опреде­ляя возможности достижения запланированных ориентиров. Общие черты прогнозов и планов – опережающий характер содержащейся в них информации. Прогнозирование и планирование могут использовать одинаковые методы и показатели, строиться на общей информационной базе. Взаимосвязь между прогнозом и планом заключается, прежде всего, в том, что прогнозирование – это исследовательская база планирования. Различия между ними обусловлены тем, что:

1) прогнозирование по своему суще­ству носит характер исследования, научного описания будущего (предсказания), а план – характер целеполагания (предуказания);

2) про­гноз носит вероятностный характер, а план – нормативный;

3) прогноз имеет вариантное содержание, в то время как план представляет собой однозначное решение, даже если он разработан на вариантной основе;

4) прогнозирование существует независимо от планирования, хотя может быть составной частью процесса планирования;

5) прогноз в большей мере носит информационный, консультативный характер, принятие решений при этом необязательно.

Исходя из вышесказанного, дадим следующее определение «прогнозирования развития организации». Прогнозирование развития организации – это часть процесса управления, которая может предшествовать или следовать за этапом планирования, в результате которой формируется вероятностная, многосценарная оценка значений основных показателей деятельности организации (как качественных, так и количественных) на будущий период с целью повышения эффективности принимаемых управленческих решений.

В практике социально-экономического прогнозирования суще­ствует множество подходов к классификации прогнозов [2, 4]. В зависимости от целей исследования объединение прогнозов в группы может произ­водиться по одному из критериев, выделенных в табл. 1.

Таблица 1. Виды прогнозов

п/п

Признаки классификации прогнозов

Виды прогнозов

1

Временной охват

(горизонт прогнозирования)

– оперативные – до 1 месяца

– краткосрочные – от 1 месяца до 1 года

– среднесрочные – от 1 года до 5 лет

– долгосрочные – от 5 лет до 15 лет

– дальносрочные – свыше 15 лет

2

По объекту прогнозирования

– экономические

– прогнозы развития технологии

– прогнозы состояния рынка

– социальные

3

Возможность воздействия на будущий результат

– пассивные

– активные

4

Подход к прогнозированию

– поисковые

– нормативные

– комплексные

5

Степень вероятности будущих событий

– вариантные

– инвариантные

6

Точность характеристик

– точечные

– интервальные

7

Уровень объекта прогнозирования

– глобальные

– межгосударственные

– общегосударственные

– межрегиональные

– региональные

– локальные

8

По широте охвата

– рынок в целом

– рынков отдельных товаров или услуг

9

Размерность характеристик

– одномерный

– многомерный

10

Учет прогнозного фона

– безусловный

– условный

В организациях может формироваться целый комплекс различных видов прогнозов.

Для успешного практического использования прогнозирования в организации необходимо знание методов прогнозирования. По оценкам отечественных и зарубежных ученых в настоящее время насчитываются сотни методов прогнозирования, однако на прак­тике регулярно используются несколько десятков базовых методов [2, 4]. В существующих источниках представлены различные принципы классификации методов прогнозирования (рис. 1). Один из наиболее важных классификационных признаков – степень формализации, в зависимости от которой методы прогнозирования делят на формализованные и интуитивные. Второй важный признак классификации – это способ получения прогнозной информации, в соответствии с которым выделяют фактографические и экспертные методы. Различаясь по основанию классификации, эти группы включа­ют в основном одни и те же методы.

В качестве ключевых объектов прогнозирования развития организации чаще всего выступают объемы продаж в натуральных единицах и стоимостном выражении, а также расходы. Остановимся на них подробнее.

Рис. 1. Классификация методов прогнозирования

Прогнозирование объема продаж предполагает три уровня решения задачи [1]:

1) прогнозирование экономической ситуации в стране и в мире;

2) прогнозирование состояния и развития отрасли, к которой принадлежит товар;

3) прогноз объема продаж данного конкретного предприятия.

Прогнозирование экономической ситуации в стране и в мире должно содержать анализ и оценку информации о состоянии и тенденциях занятости населения, уровня инфляции, курсов валют, банковского (кредитного) процента, экспорта-импорта и других значимых макроэкономических показателей. На основе анализа экономической ситуации строится прогноз состоя­ния и развития отрасли. Он должен содержать предпо­лагаемый объем продаж рассматриваемого товара в масштабе отрасли. Источниками для прогнозирования экономической ситуации в мире, стране и отрасли могут являться разработки прогностических учреждений и фирм, специализирующихся в решении этих проблем.

Прогноз объема продаж в отрасли позволит рассчитать предполагаемые объемы продаж для данного предприятия, исходя из его доли в отрасли. Следует отметить, что прогноз на уровне предприятия является для прогнозирования объема продаж основным. При этом следует учитывать микроэкономические особенности развития организаций, такие как: стадия жизненного цикла товара и предприятия, степень «исчерпанности» рынка, возможность выхода на новые рынки, необходимость приобретения нового оборудования и проведения крупных рекламных кампаний, расширения товарного кредита и пр. Кроме того, служба марке­тинга предприятия должна проводить собственные систематические исследования потенциального покупательского спроса по трем основным направлениям, исходя из:

– заявленных намерений покупателей о предполагаемых покупках за ряд лет;

– анализа реальных покупок, сделанных в предшествующие годы;

– результатов пробных продаж товаров перед выходом на рынок.

К этим исследованиям должны привлекаться не только продавцы, но и торго­вые представители фирм, агенты по сбыту, производственные предприя­тия, средства массовой информации, другие организации и лица, имеющие каналы обратной связи с покупателями.

Для анализа заявленных намерений покупателей могут организовываться опросы и анкетирование различных категорий граждан с вопросами: «Какой товар, в каком количестве и по какой цене они желали бы приобрести?».

Анализ реальных покупок, сделанных в предшествующие годы, позволит выявить соотношение фактического объема продаж с намерениями поку­пателей за прошлые годы и сделать предположения о будущих продажах. При этом в зависимости от особенностей бизнеса можно использовать следующие математические методы прогнозирования [3] (табл. 2).

Таблица 2. Математические методы прогнозирования доходов организации

Методы

Условия применения

1. Линейный тренд

При поступательном развитии компании

1.Аналитические формулы

При наличии ритмичности, не связанной с сезонностью, или иной закономерности

2.1. Линейная функция

При быстром развитии или на соответствующей стадии жизненного цикла (стадии расширения) организации или отдельного направления деятельности, продукта и т. п.

2.2. Степенная функция

В отдельных случаях, когда тренд носит не линейный характер, а имеет выраженную кривизну

2.3. Логарифмическая функция

При прогнозировании показателей, которые после периода повышения/понижения выходят на определенный уровень стабилизации

2.4. Полиномиальная функция

Для показателей, имеющих циклические колебания (применяется редко ввиду расчетных сложностей)

3. Метод цепных процентных соотношений

При наличии сезонности

4. Корреляция с макроэкономическими показателями

При наличии доказанной связи с макроэкономической ситуацией

5. Метод Брауна

Для прогнозирования на короткий период времени (1-2 шага)

6. Метод Хольта – Уинтерса

Для разделения основного тренда и сезонных колебаний с тем, чтобы отслеживать, оценивать и влиять на них по отдельности

Что касается расходов, то к ним в большей степени применимо понятие «планирование», так как расходы, как правило, подконтрольны менеджерам.

Для того чтобы профессионально использовать прогнозирование в практике деятельности предприятий необходимо сформировать определенную организационную структуру, предназначенную для разработки прогнозов; определить состав прогнозных документов, по­рядок и сроки их разработки, исполнителей; определить последовательность процедур и комплекс мето­дов, применяемых при разработке конкретного прогноза.

Основными элементами организационной структуры, обеспечивающей использование прогнозирования, будут являться: субъект про­гнозирования, заказчик и потребитель прогноза. Субъект прогнозирования – организация, предприятие, учреж­дение или отдельное лицо, осуществляющее разработку прогноза. Заказчик прогноза – организация, предприятие или отдельное лицо, выдающее задание на прогноз, выступающее инициатором его разработки. Потребитель прогноза – организация, предприятие или отдель­ное лицо, использующее его результаты в своей деятельности. В отдель­ных случаях потребителем прогноза может являться заказчик.

Для регламентации процесса прогнозирования в организации мы предлагаем разрабатывать «Положение о прогнозировании» – текстовый документ, по формату соответствующий принятым на предприятии стандартам, в котором должны описываться методы, алгоритмы и другие аспекты прогнозирования на предприятии.

Предлагаемая структура «Положения о прогнозировании»:

1) общие положения – порядок разработки и изменения «Положения о прогнозировании»;

2) базовые принципы – основные определения и принципы прогнозирования показателей деятельности предприятия;

3) методики прогнозирования основных прогнозных показателей.

Технология прогнозирования включает в себя ряд последователь­ных этапов, описанных в табл. 3. Содержание работ на каждом этапе будет определяться и спецификой объекта исследования, и избранными методами прогнозирования [2].

Таблица 3. Процедурная схема прогнозирования

Этап

Содержание работ

Прогнозная ориентация

(программа исследования)

Совокупность работ, включающая определение цели, объекта и задач прогнозирования, периода упреждения (перспективного периода) и периода основания (ретро­спективного периода) прогноза, заданной точности и вероятности прогноза. Завершается разработкой задания на прогноз.

Прогнозная ретроспекция

Исследование истории развития объекта прогнозирова­ния и прогнозного фона с целью получения их систем­ного описания (сбор информации о развитии объекта прогнозирования и прогнозного фона в ретроспективном периоде).

Прогнозный диагноз

Обобщение и систематизация полученной на предыдущем этане информации, построение динамических рядов показателей для выявления тенденций развития объекта прогнозирования и прогнозного фона, выбора (разработки) моделей и методов их прогнозирования. Качественная и количественная оценка сложившихся в прошлом закономерностей.

Прогнозная проспекция

Разработка альтернативных вариантов прогноза развития объекта прогнозирования, конкретизация пессими­стического, оптимистического, инерционного и реаль­ного вариантов.

Верификация прогноза

Оценка достоверности и точности прогноза.

Корректировка прогноза

Уточнение прогноза на основании его верификации и (или) дополнительной информации.

Любые исследования в настоящее время чаще всего нуждаются в поддержке прикладных компьютерных программ. Современными компьютерными статистическими пакетами, используемыми для прогнозирования, являются: программа электронных таблиц Excel, система STATISTICA в среде Windows, SPSS, X-12-ARIMA, PcGive [5].

В условиях функционирования рыночной экономики невозможно успешно управлять коммерческой фирмой без эффективного прогнозирования её деятельности. От того, насколько прогнозирование будет точным, своевременным, соответствующим поставленным задачам, будет зависеть, в конечном счете, прибыль, получаемая предприятием.

Рецензенты:

Марабаева Л.В., д.э.н., профессор кафедры менеджмента ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», г.Саранск.

Краковская И.Н., д.э.н., профессор кафедры экономики и логистики ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», г.Саранск.


Библиографическая ссылка

Воробьева С.А. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9747 (дата обращения: 15.01.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074