Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Гладких В.В. 1 Киргинцева Н.С. 1
1 Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина»
Проанализировано современное состояние вопроса развития профессиональной компетентности в условиях модернизации высшего профессионального образования, рассмотрены понятия «информационная грамотность» и «информационная культура», показана взаимосвязь между коммуникативной и интеллектуальной компетенциями в составе интегративного конструкта «профессиональная компетентность специалиста». Выявлена актуальность средового подхода к организации обучения иностранному языку в современной высшей школе. Указывается, что наиболее оптимальным вариантом организации образовательного процесса в вузе в условиях применения средового подхода является применение адаптируемых дидактических информационных сред на базе инфокоммуникационных технологий. При этом дидактическая информационная среда выполняет следующие функции: позволяет добиться уменьшения затрат времени на сбор и обработку информации в процессе обучения; обеспечивает обучающихся и обучающих необходимой для формирования всех компонентов профессиональной компетентности информацией; опосредует взаимодействие обучающих и обучающихся.
средовый подход
профессиональная компетентность
информационная культура
информационная грамотность
модернизация образования
1. Банько Н. А. Формирование профессионально-педагогической компетентности у будущих инженеров: Дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2002. - 218 с.
2. Гендина Н. И. Информационная культура, творчество и креативность выпускника высшей школы в контексте проблем развития человеческого капитала информационного общества (ч. 2) // Информ. о-во. - 2009. - Вып. 1. - С. 57-63.
3. Киргинцева Н. С., Нечаев С. А. Современные тенденции в разработке образовательных сред на основе средств ИКТ // Информатика и образование. - 2013. - № 3. - С. 79-82.
4. Колин К. К. Новая информационная культура общества как глобальная проблема. Электронный ресурс. URL: [www.ifapcom.ru/files/Projects/kolin_ic_2006.doc‎]. - Дата обращения: 25.05.13.
5. Коммуникативная компетенция / Словарь методических терминов // http://www.gramota.ru/dic/search.php?az.
6. Митина Е. Г. Потенциал средового подхода в образовании для устойчивого развития: региональный аспект // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 1; URL: www.science-education.ru/101-5464 (дата обращения: 03.03.2013).
7. Сотникова Е. Информационная культура личности - актуальная проблема российского общества [Электронный ресурс] // Экология культуры: информ. бюл. - 2005. - № 3 (37). - URL:http://www.dvinaland.ru/culture/site/Publications/EoC/EoC2005-3/13.pdf(21.04.2011).
8. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года / Минкомсвязь России. [Электронный ресурс]. - URL: http://minsvyaz.ru/ru/doc/?id_4=685 (24.01.2012).
9. Шилова О. Н. Информационная культура в профессиональной подготовке современного педагога// Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. № 4(9): Психолого-педагогические науки (педагогика, теория и методика обучения): Научный журнал. - СПб., 2004.
10. What is the NFIL? National Forum on Information Literacy. [Электронный ресурс]. - URL: http://infolit.org/about-the-national-forum/what-is-the-nfil/ (25.10.2012).

В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнений утверждение о том, что человечество развивается в условиях, с одной стороны, глобализации, а с другой - информатизации всех сфер человеческой деятельности. И, что естественно, данные тенденции самым непосредственным образом влияют на жизнедеятельность любого индивида. По утверждению специалистов, временные рамки цикла обновления не только производственных, но и социальных технологий стремительно сокращаются и в будущем будут составлять шесть - восемь лет, опережая темпы смены поколений [7]. Как следствие, на первый план выходят вопросы, связанные с обеспечением возможности подготовки высшими и средне специальными учебными заведениями специалиста, который обладал бы таким ценнейшим в настоящее время качеством, как профессиональная мобильность. Это объясняется тем, что одной из характерных черт информационного общества являются быстрые темпы устаревания информации, постоянное обновление знания, а также постепенно расширяющиеся возможности доступа к данным и, как следствие этого, необходимость в своевременной и сравнительно «безболезненной» переквалификации специалистов в различных областях знаний и сферах деятельности.

В то же время человеку всё труднее становится ориентироваться в значительных объемах информации, получать и перерабатывать непрерывно поступающие данные. Как отмечается в статье [2], «мощь современной информационной техники и технологии порождает опасность манипулирования сознанием и поведением человека, угрожает дегуманизацией. Поэтому во всём мире всё сильнее осознаётся необходимость решения глобальной проблемы - подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде, научит их эффективно использовать ее возможности и защищаться от негативных воздействий».

Целью настоящего исследования является изучение возможных путей оптимизации развития профессиональной компетентности будущих специалистов в условиях модернизации высшего профессионального образования в России.

Про проведении исследования использованы следующие методы: теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы, материалов по информатизации образования, электронных информационных ресурсов по проблеме; педагогическое моделирование; систематизация и обобщение педагогического опыта.

Международным сообществом предпринят ряд мер по организации специальной подготовки человека к эффективной жизнедеятельности в условиях информационного общества. Ведущими международными организациями, инициирующими обсуждение и изучение проблем подготовки человека к жизни в информационном обществе, являются ЮНЕСКО и Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА). Благодаря их усилиям, в настоящее время сформирована концепция информационной грамотности [2]. Под информационной грамотностью западные исследователи в основном понимают «способность идентифицировать потребность в информации, навыки по определению необходимой информации, её нахождению, оценке и эффективному использованию для решения имеющихся задач или проблем» [10]. В отечественной же научно-педагогической и иной литературе принято использовать термин «информационная культура».

Как известно, термин «информационная культура» появился в 70-х годах XX века [4., с. 15]. Зародившись в сфере библиотечного и книжного дела, концепция информационной культуры по мере своего развития аккумулировала знания из целого ряда наук, таких как теория информации, кибернетика, семиотика, философия, логика, лингвистика и др. В настоящее время проделана большая работа по определению сущности информационной культуры, условий и методов ее формирования и развития. Значительный вклад в развитие концепции информационной культуры внесли такие ученые, как Н. И. Гендина, А. Н. Дулатова, Л. В. Мрочко, С. М. Конюшенко, Е. В. Оспенникова и др.

Основная тенденция, которая просматривается в динамике формирования понятия «информационная культура», связана с фундаментальностью и многоаспектностью ее рассмотрения не только как феномена, определенного условиями научно-технического прогресса, электронными средствами переработки, хранения и передачи социальной информации, а прежде всего как деятельностной инфраструктуры, пронизывающей все сферы человеческой деятельности и все ступени развития человека как социального существа.

Информационная культура формируется как интегральное понятие, включающее целый ряд компонентов: аудиовизуальную, логическую, семиотическую, понятийно-терминологическую, технологическую, коммуникационную, а также сетевую культуру. Последние в своем единстве формируют ценностное отношение к информации вообще и к подготовке современного специалиста в частности [9].

Таким образом, под информационной культурой понимается достигнутый обществом уровень организации информационных процессов, степень удовлетворенности людей в информационном обмене, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки, передачи, представления и использования информации, обеспечивающей целостное видение мира, предвидение последствий принимаемых решений.

Следует отметить, что в нашей стране круг проблем, связанных с функционированием российского социума в условиях постиндустриального общества, отражен в таких документах как «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 года», а также «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». Одним из ключевых мероприятий в решении задачи развития кадрового потенциала РФ в сфере науки, образования, технологий и инноваций представляется адаптация системы образования с целью формирования у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, а также формирование системы непрерывного образования [8].

Особую актуальность проблемы формирования и развития информационной культуры обретают в области высшего профессионального образования. Это связано, прежде всего, с тем, что именно на этапе вузовского образования от обучающегося начинает требоваться максимальная зрелость и самостоятельность в поиске, обработке и осмыслении профессионально-релевантной информации. В связи с этим возникает необходимость в модернизации не только содержания образования, но и форм и методов реализации образовательного процесса в вузе.

Как известно, целью любого обучения является овладение обучающимся недостающими для достижения необходимого уровня компетентности знаниями, умениями и навыками. Естественно, что применительно к вузовскому образованию целью обучающихся становится приобретение таких знаний, умений и навыков, которые обеспечили бы успешное достижение ими необходимого уровня профессиональной компетентности, который, в свою очередь, определяется государственным образовательным стандартом для конкретной области знаний.

Поскольку профессиональная компетентность является еще и производным компонентом от общекультурной компетентности любого человека [1], можно утверждать, что понятие профессиональной компетентности в информационном обществе неразрывно связано с понятием информационной культуры индивида. Действительно, если рассматривать структуру профессиональной компетентности современного специалиста, независимо от специальности, в ней непременно будет выделяться информационная компетентность, т.к. она «...становится сегодня необходимым условием успешной социализации личности в новой информационной среде общества» [4].

Другим немаловажным компонентом профессиональной компетентности любого специалиста выступает коммуникативная компетенция. Понятие коммуникативной компетенции многогранно, оно включает целый ряд компонентов и вследствие этого ее понимание различными исследователями неоднозначно. Чаще всего о коммуникативной компетенции говорят ученые-лингвисты. Известно следующее определение рассматриваемого конструкта: «способность человека адекватно ситуации общения организовать свою речевую деятельность в ее продуктивных и рецептивных видах» [5]. На наш взгляд, неоспорим тот факт, что данная компетенция способствует позитивному взаимодействию и сотрудничеству будущего специалиста с коллегами.

Коммуникативная компетенция специалиста складывается из компетенций как в области родного, так и иностранного (одного или нескольких) языка. При этом в силу объективных изменений в обществе, имеющих место в эпоху глобализации и интенсивных международных контактов, очевидной стала потребность в усилении лингвистической подготовки обучающихся образовательных учреждений высшего профессионального образования как в нашей стране, так и за ее пределами. Особые требования предъявляются к уровню владения английским языком как языком международного общения. В частности, в военно-учебных заведениях с 2011-2012 учебного года обучение стало проводиться по новым федеральным государственным образовательным стандартам, в основу которых положен компетентностный подход к подготовке слушателей и курсантов. Особенностью новых профессиональных образовательных программ является существенное усиление отдельных видов, в частности лингвистической, подготовки слушателей и курсантов. Предполагается, что в результате освоения этих программ выпускник будет обладать военно-профессиональными компетенциями в области иностранного языка, которые позволят ему поддерживать речевые контакты в мотивированных и немотивированных ситуациях общения в бытовой и социально-культурной сфере в формальной и неформальной обстановке и адекватно реагировать на проявление специфики речевого и неречевого поведения собеседника.

Одной из особенностей предмета «Иностранный язык» является то, что, с одной стороны, преподавание иностранного языка в вузе углубляет знания по будущей специальности, поскольку при всех видах речевой деятельности по программе обучающийся получает и самостоятельно приобретает определенную информацию по профилю специальности. С другой стороны, изучение лексико-семантического контента будущей специальности на иностранном языке позволяет значительно обогатить устную речь обучающихся, в том числе в избранной области профессиональной деятельности, порождает дополнительную заинтересованность и положительную мотивацию к изучению языка. Обучение происходит по формуле: «Профессия через иностранный язык. Иностранный язык через профессию». Данный пример иллюстрирует взаимосвязь между коммуникативной и интеллектуальной компетенциями в составе интегративного конструкта «профессиональная компетентность специалиста».

Очевидно, однако, что развитие компонентов профессиональной компетентности специалиста не происходит изолировано. Невозможно развивать интеллектуальную компетенцию вне зависимости от коммуникативной, специальной или информационной. Положительный эффект возможен только при комплексном подходе к развитию всех компонентов профессиональной компетентности в совокупности. Подходом, который мог бы, на наш взгляд, способствовать комплексному развитию компонентов профессиональной компетентности специалиста в условиях модернизации образования, может стать средовый подход к организации образовательного контента.

Анализ информационных источников показывает, что в психолого-педагогической литературе все чаще встречаются такие термины-метафоры, как «информационное пространство», «единое образовательное пространство», «дидактическая компьютерная среда», «образовательная среда», «учебная среда», «дидактическая информационная среда», «виртуальная учебная среда», «развивающая образовательная среда», «информационно-образовательная метасреда», «культурологическое образовательное пространство» и т.д.

В зарубежной литературе и публикациях последних лет получили распространение такие термины, связанные с применением инфокоммуникационных технологий в образовании, как «среда знаний» (knowledge environment), одним из видов которой выступает «виртуальная образовательная среда», а также «специально создаваемая образовательная среда с компьютерной поддержкой» (Computer Supported Intentional Learning Environment), «персональная учебная среда» (personal learning environment), и, наконец, «адаптивная открытая образовательная среда» (Responsive Open Learning Environment (ROLE)). Очевидно, что все они связывают воедино три краеугольных камня современной образовательной парадигмы: знания, компьютеры и коммуникацию [3].

Понятие «среды знаний» базируется на представлениях конструктивистской эпистемологии о том, что знания создаются учеными, а не открываются в результате исследования объективной реальности. С этой точки зрения основной целью существования среды знаний является обеспечение условий для совместной генерации знания (knowledge building) исследователями. С другой стороны, среда знаний, используемая в образовании, должна обеспечивать предсказуемые результаты обучения, воспроизводимые результаты коммуникации, а также гарантированное принятие решений в ситуациях заданного уровня сложности [3].

Наиболее оптимальным вариантом организации образовательного процесса в вузе в условиях применения средового подхода нам представляется применение адаптируемых дидактических информационных сред на базе инфокоммуникационных технологий. Дидактическая информационная среда выполняет следующие функции: позволяет добиться уменьшения затрат времени на сбор и обработку информации в процессе обучения; обеспечивает обучающихся и обучающих необходимой для формирования всех компонентов профессиональной компетентности информацией; опосредует взаимодействие обучающих и обучающихся. Поскольку подробная характеристика таких сред не входит в число задач настоящей работы, позволим себе ограничиться лишь замечанием о том, что «современное образование характеризуется расширением и стиранием границ образовательных систем, обусловленных наращиванием объемов и интенсивности социально-коммуникативных процессов в обществе. В связи с этим проектирование, конструирование и создание развивающих образовательных сред становится важнейшей составляющей любой образовательной деятельности» [6].

Подводя итог вышесказанному, отметим, что развитие информационной культуры общества в целом и отдельной личности в частности представляет собой одну из приоритетных задач в условиях перехода к постиндустриальному обществу. Данный императив обусловил необходимость в модернизации различных сфер человеческой деятельности и, в первую очередь, высшего профессионального образования. Развитие информационной компетенции как части профессиональной компетентности современного специалиста возможно лишь в комплексе с другими компонентами этого сложного интегративного конструкта. Средовый подход, позволяющий комплексно и системно подойти к решению данной задачи, представляется наиболее состоятельной парадигмой в удовлетворении потребности современного общества в высококвалифицированных специалистах.

Рецензенты:

Агибова И. М., д.п.н., профессор, заместитель директора Института естественных наук по учебной работе Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северокавказский федеральный университет», г.Ставрополь.

Ломтева Т. Н., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой романо-германского языкознания и межкультурной коммуникации Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северокавказский федеральный университет», г.Ставрополь.


Библиографическая ссылка

Гладких В.В., Киргинцева Н.С. РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9734 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674