Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ КАК ОСНОВА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ В ВОИНСКОМ ВОСПИТАНИИ

Андруник А.П. 1 Безматерных А.Н. 1
1 ФГКВОУ ВПО «Пермский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации»
Рассматриваются теоретические положения, раскрывающие мотивы и мотивационную готовность военнослужащего к военной службе с точки зрения мотив как побуждение для совершения поступка, а мотивация как динамический процесс формирования мотива. В зависимости от характера проявления военно-профессиональной мотивации (ВПН) выделено три иерархических уровня. Проявление уровней мотивационной готовности определяют по следующим критериям: причины выбора профессии офицера, отношение к профессии офицера, отношение к службе в армии, степень удовлетворенности условиями военной службы. Для более полного выявления уровня ВПМ раскрыта система критериев. Они подразделяются на внешние и внутренние. Итогом внешних критериев является достижение высоких результатов деятельности и признание их со стороны окружающих. Результатом внутренних критериев ВПМ является преобладание высоконравственных и высокодуховных смысловых образований и удовлетворенность личности военнослужащего результатами своей деятельности и своим положением.
ценностный компонент.
смысловой компонент
уровни мотивации
военно-профессиональная мотивация
1. Бодров В.А., Сыркин.Л.Д. // Психологический журнал. – 2003. - Т. 24, № 1. - С. 73-81.
2. Илькевич Б.В. Профессионально-мотивирующее обучение специальным дисциплинам курсантов вузов РВСН : дис. … докт. пед. наук. – Пермь, 2002.
3. Кузнецов В.В. Педагогические условия формирования мотивации учебной деятельности у курсантов военных вузов : дис. … канд. пед. наук. – М., 2008.
4. Маклаков А.Г. Общая психология : учебник для вузов. – СПб., 2005. – 583 с.
5. Улыбин С.В. Динамика развития военно-профессиональной мотивации у курсантов военных институтов : дис. … канд. психол. наук. – М., 2010.
6. Черненко К.А. Формирование мотивации военно-профессиональной деятельности курсантов вузов инженерных войск : дис. … канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 2005.

В современных социально-экономических условиях реформирования Внутренних войск МВД России приоритетное значение имеет профессиональная подготовка высококвалифицированных кадров, способных обеспечивать высокий уровень морально-психологического состояния военнослужащих и боеспособность войск.

В настоящее время особую значимость приобретают научные разработки моделей формирования военно-профессиональной мотивации (далее - ВПМ) курсантов в процессе их обучения и воспитания в вузе и программы по их реализации [6], что привело к выдвижению гипотезы о влиянии испытываемых эмоциональных состояний на ВПМ курсантов. В основе моделирования лежат следующие противоречия: во-первых, несоответствие между существующей системой воспитания (в данном случае целевой моделью формирования ВПМ у курсантов) и требованиями, которые предъявляют к профессиональным качествам выпускника вуза современная военно-политическая обстановка, военная доктрина, новые характеристики оружия и боевой техники; во-вторых, упущения в деятельности субъектов воинского воспитания, проявляющиеся в разнице между существующим и желаемым уровнем ВПМ будущих офицеров [2].

Динамика развития процесса формирования высокого уровня ВПМ у курсантов предполагает преодоление указанных противоречий и необходимость задействования фактора мотивации как источника повышения эффективности обучения и воспитания военных кадров.

При решении задач воинского воспитания необходимо задей­ствовать фактор мотивации как важный источник повышения эффективности обучения и воспитания военных кадров, исследовать конкретные практические способы его активизации [4].

Мотивация является сложным процессом интериорезирующего воздействия объективной действительности во внутренние побудительные силы человеческого поведения. Она реализуется через различные виды побуждений: ценностные установки, мотивы, потребности, интересы, ориентации, цели и взаимоотношения.

Необходимо отметить, что мотивация занимает далеко не последнее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения поведения и деятельности человека. Изучение мотивации в поведении личности до сих пор не нашло своего завершения. Подтверждение этому является все возрастающее количество научных публикаций на данную тему и наличие различных дефиниций этимологии в этой области научного знания.

При этом в рамках темы настоящей статьи необходимо исходить из общего подхода к пониманию мотива как побуждения, которое приводит к совершению поступка, а мотивации - как динамического процесса формирования мотива.

Формирование мотивов обусловлено определенными неудовлетворенными потребностями, которые лежат в основе побудительной силы поведения, источника активности. На основе потребности формируются мотивы, которые определяют отношение военнослужащих к деятельности по предназначению (рис. 1).

Рис. 1. Структура мотива.

Все виды человеческой деятельности характеризуется своими особенными побудительными мотивами, в которых по-своему формируются особенности профессиональной деятельности людей.

Военно-профессиональная мотивация – результат процесса осознания и принятия условий и факторов социальной среды личностью военнослужащего, их содержания и значимости, а также преобразования в активные побудительные силы, которые лежат в основе мышления и поведения. Смысл военно-профессиональной мотивации заключается в том, чтобы отыскать и найти именно такие стимулы, которые соответствуют основной, закрепленной в жизни установке личности военнослужащего (рис. 2).

Рис. 2. Структура мотивации военнослужащего.

В зависимости от характера проявления военно-профессиональной мотивации в ней можно выделить три иерархических уровня.

1. Первый уровень ВПМ (высокий) - характеризуется ярко выраженной потребностью в военно-профессиональном самосовершенствовании, преобладанием инициативы и творческой деятельности, способствующих эффективному решению служебно-боевых задач, а также твердой установкой на военную службу.

2. Второй уровень ВПМ (средний) - отличается тем, что военно-профессиональные ценности не являются главными, определяющими в деятельности военнослужащего.

3. Третий уровень ВПМ (низкий) - определяется низким проявлением или отсутствием ценностных ориентаций и установок на военную службу. Проявление уровней мотивационной готовности, определяют по следующим критериям:

- причины выбора профессии офицера (первый уровень - мечта стать офицером, осознание себя в роли защитника, второй уровень - желание приобрести интересную специальность, материальные соображения, третий уровень - избежать военной службы по призыву, получение бесплатного образования);

- отношение к профессии офицера (первый уровень – престиж профессии, дело всей жизни, второй уровень – сомнение, затруднение в ответе, третий уровень - профессия не престижна, как можно скорее её сменить);

- отношение к службе в армии (первый уровень - служить до выхода на пенсию, второй уровень - служить до достижения определенных целей (получения жилья, окончания первого контракта и т.д., третий уровень – уволиться из армии при первой возможности);

- степень удовлетворенности условиями военной службы (первый уровень – полное удовлетворение, второй уровень – частичное удовлетворение, третий уровень – полное неудовлетворение).

Но для более полного выявления уровня ВПМ необходима система критериев. Их разделим на внешние и внутренние. К внешним отнесём:

- дисциплинированность, поведение личности, особенности деятельности и её результаты;

- обладание профессиональными знаниями, умениями, навыками; стремление к выполнению обязанностей;

- способность действовать в условиях резкого изменения обстановки;

- взаимоотношения с руководителями, старшими, доверие с их стороны, поощрение, повышение в должности и звании;

- отношение в коллективе, уважение, доверие и авторитет среди сослуживцев, подчиненных.

Итогом данных критериев является достижение высоких результатов деятельности и признание их со стороны окружающих.

К внутренним относятся:

- высоконравственные и высокодуховные убеждения;

- способности справедливой самооценки;

- оценка своей деятельности в ходе её выполнения и результатов;

- самооценка отношения к коллективу, ее адекватность коллективной оценке личности.

Результатом внутренних критериев ВПМ является преобладание высоконравственных и высокодуховных смысловых образований и удовлетворенность личности военнослужащего результатами своей деятельности и своим положением.

Граница, показывающая различие между уровнями ВПМ, изменчива, а выделение трех уровней достаточно условно. В связи с этим особую значимость приобретает учет всех внешних и внутренних критериев ВПМ.

В ходе исследований, проведенных среди курсантов Пермского военного института внутренних войск МВД России, выделены основные структурные компоненты их ВПМ, а именно:

- смысловой компонент, включающий образования, которые детерминируют общую линию поведения и деятельности;

- ценностный компонент, в состав которого входят мотивационные образования, имеющие ценность, значимость для личности и влияющие в основном на выбор путей, средств и способов реализации деятельности.

Смысловой компонент мотивационной готовности курсантов проявляется в понимании ими:

- необходимости приобрести твердые практические знания, умения и навыки;

- возможности достижения материального достатка в условиях воинской службы;

- целесообразности добиваться высокого авторитета среди коллег и подчиненных;

- важности умелого руководства людьми, коллективами;

- высокой общественной значимости воинской службы и необходимости готовить себя и своих подчиненных к вооруженной защите Отечества;

- условий успешного продвижения по службе;

- необходимости трансформировать знания и умения, полученные в военном вузе, в практические дела [3].

Ценностный компонент основывается на стремлении:

- самоутвердиться в профессиональном отношении;

- лидировать среди равных;

- поддерживать и наращивать уровень профессиональных достижений путем самосовершенствования;

- добиться высоких результатов в службе;

- иметь высокое самоуважение, самооценку;

- получить моральное и материальное вознаграждение;

- избежать ответственности и наказания [1].

Сравнительный анализ ВПМ у офицеров и курсантов показывает, что расположение элементов смысловой составляющей в иерархическом соподчинении в зависимости от уровня мотивационной готовности имеет различный характер. У курсантов с высоким уровнем ВПМ приоритетны смысловые образования широкого социального плана – готовить себя и своих подчиненных к вооруженной защите Отечества. И группового плана – умение руководить людьми и коллективами. Образования индивидуально-личностного плана (достижение материального достатка и успешное продвижение по службе) оттеснены на второй план. Формирование того или иного уровня ВПМ личности является следствием разрешения выявленных противоречий, которые выступают движущей силой, источником развития и укрепления внутренних побудительных сил военнослужащего [5].

Противоречия, возникающие в процессе формирования и развития ВПМ личности от низших ступеней к высшим, должны решаться совместными усилиями государства, органов военного управления и всех категорий офицеров-воспитателей. Однако при снятии одних противоречий возникают другие, которые необходимо разрешать на иной основе, применяя способы, методы и средства. В этом заключается суть непрерывного и поступательного процесса развития и укрепления ВПМ военнослужащего.

Таки образом, проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что на ВПМ курсантов в определенной степени оказывают влияние испытываемые ими эмоциональные состояния, которые выявляются в ходе комплексного диагностирования.

Рецензенты:

Лурье Леонид Израилевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики профессионального образования Пермского военного института внутренних войск МВД России, г. Пермь.

Дубровский Александр Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики профессионального образования Пермского военного института внутренних войск МВД России, г. Пермь.


Библиографическая ссылка

Андруник А.П., Безматерных А.Н. ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ КАК ОСНОВА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ В ВОИНСКОМ ВОСПИТАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9565 (дата обращения: 18.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252