Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНСТИТУТ АКТИВНОГО ВОЗРАСТА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ

Мерзон Е.Е. 1 Тазиев С.Ф. 1
1 Елабужский институт ГОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
В статье определены внутреннее и внешнее проблемные поля, влияющие на развитие системы работы с пожилыми людьми, выделены те, которые помогут включить муниципальную систему работы с людьми пожилого возраста в режим развития с позиции стратегических направлений функционирования данной системы. Как необходимое условие реализации модели активного возраста представлена система образования, организации общения и досуга пожилых людей, внедренная в опыт Елабужского муниципального района. Центром данной работы представлен институт активного возраста (ИАВ). Составными частями программы ИАВ являются организация курсов по запросам пожилых людей и привлечение их к воспитательной работе с детьми и молодежью. В свою очередь, работа будущих учителей с пожилыми людьми в условиях современного вуза дает опережающее получение будущими специалистами целостной системы знаний о социальных механизмах старения и средствах, повышающих социальную мобильность пожилых людей.
институт активного возраста
муниципальная система работы с пожилыми людьми
пожилой возраст
1. Владимиров Д. Г. Старшее поколение как фактор экономического развития России. - М., 2004.
2. Максимова С. Г. Социально-психологические аспекты дезадаптации лиц пожилого возраста и старческого возраста // Клиническая геронтология. - 2000. - № 5, 6.
3. Писарев А. В. Демографическое старение в России: жизнедеятельность пожилого населения. - М.: ЦСП, 2005.
4. Полищук Ю. И. Старение личности // Социальная и клиническая психиатрия. Т. 4. - М., 1994.
5. Современные проблемы старения населения в мире: тенденции, перспективы, взаимоотношения между поколениями / Под ред. Г. Ш. Бахметовой, Л. В. Иванковой. - М.: МАКС Пресс, 2004.
6. Холостова Е. И. Пожилой человек в обществе: В 2 ч. - М.: Cоциально-технологический институт, 1999.
7. Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002.
8. Шахматов Н. Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. - М.: Медицина, 1996.

Пожилым людям трудно сегодня адаптироваться в динамично меняющихся экономических и социально-культурных условиях, поэтому они нуждаются не только в материальной поддержке, но и в социально-педагогическом сопровождении.

Проведенный нами анализ имеющейся литературы и опыта работы с пожилыми людьми в Елабужском муниципальном районе Республики Татарстан показал, что существуют факторы внешней среды, которые влияют на развитие системы работы с ними и определяют ее образовательную и социально-педагогическую политику:

  1. Приняты Федеральные Законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», разработаны государственные стандарты социального обслуживания населения, устанавливающие основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.
  2. Активно ведет работу Татарстанское Отделение Общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России». Социально значимым направлением деятельности Правления по адаптации пожилых граждан к современным условиям жизни стало включение их в систему образования.
  3. Разработаны «Концепция духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России», комплексная государственная целевая программа «Стратегия развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы», которые ориентирует образовательные учреждения на использование огромного опыта старшего поколения в деле воспитания детей и молодежи.
  4. Социально-экономической сферой пока не в полной мере обеспечиваются условия для достойной жизни пожилым людям. Отмечаются значительные региональные различия положения пожилых людей.
  5. В некоторых слоях городского населения существует признание «ненужности» пожилого человека в силу снижения его функционально-трудового потенциала; преобладание оценок пожилых людей как потребителей в обществе; как постоянно увеличивающейся группы людей, удовлетворение потребностей которых тяжелым бременем ложится на более молодые поколения.
  6. Имея определенные финансовые сбережения, антикварные вещи, жилье, излишне доверчивые пожилые люди зачастую становятся легкой добычей мошенников.
  7. В республике и районе ведется поиск путей привлечения пожилых людей к активной жизнедеятельности.
  8. Государственная политика по внедрению новых технологий в системе образования позволяет проводить апробацию авторских программ и специальных курсов для пожилых людей и т.д.

При определении внутреннего проблемного поля, влияющего на развитие системы работы с пожилыми людьми, мы выделили те, которые помогут включить муниципальную систему работы с пожилыми людьми в режим развития с позиции стратегических направлений функционирования данной системы.

Таблица 1

Муниципальная система работы с пожилыми людьми

Сильные стороны

Слабые стороны

1. У руководства муниципального района есть потенциал предвидеть перспективу развития системы работы с пожилыми людьми

2. Имеется опыт вовлечения социальных учреждений города во взаимодействие с людьми пожилого возраста.

1. Недостаточно высокая инициативность, активность, самостоятельность и ответственность деятельности органов общественного управления работой с пожилыми людьми.

2. Отсутствие единой системы сотрудничества учреждений и организаций города, занимающихся работой с пожилыми людьми.

Возможности

Угрозы

1. Наличие социально-культурных и образовательных учреждений, оказывающих влияние на социально-педагогический процесс в работе с пожилыми людьми.

1. Основной упор делается не на черновой работе, не на будничном и повседневном, а на праздничном и разовом действии.

Таблица 2

Взаимодействие пожилых людей с социальными институтами

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Многие из пожилых елабужан ведут активный образ жизни: являются активными участниками общественных и культурно-творческих объединений города. С большим удовольствием выступают перед учащимися.

2. Поколение старших елабужан - во многом поколение духовно-нравственных ценностей, романтических идеалов и максимальной самоотдачи.

1. Несмотря на внешние проявления уважения пожилого возраста, юноши и девушки, чаще всего внутренне относятся к пожилым людям несколько критично.

2. Не все детские и молодежные учреждения используют в воспитательной работе богатый жизненный опыт старшего поколения.

Возможности

Угрозы

1. Создание единого социально-культурного поля для пожилых людей может иметь следствием снижение социальной напряженности в их среде, переориентацию на ценности нового времени.

2. В городе имеются общественные объединения старшего поколения, которые способны привлечь пожилых людей к разнообразной деятельности.

1. Некоторые черты, свойственные людям пожилого возраста, считаются отклонением от нормы. Такое отношение может найти свое отражение в нетерпимости организаторов работы с ними к их действиям и высказываниям.

2. Определенная часть молодых людей старается ограничить или сократить контакты с пожилыми людьми.

Таблица 3

Возможности пожилого человека

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Большинство пожилых людей достигли мудрости и чувства удовлетворенности, полноты жизни, исполненного долга, чувствуют высший уровень личностной интеграции.

2. Пожилые люди вносят многогранный вклад в социально-культурную жизнь города и района, приветствуют позитивные изменения, проявляют интерес к социальной, культурной и экономической жизни, сохраняют готовность передавать опыт и восполнять ресурсы, затраченные на обеспечение их жизнедеятельности.

3. Многие люди старшего поколения имеют высокий уровень образования и квалификации, большой опыт трудовой и культурной деятельности, выражают готовность трудиться и обучаться новым профессиям, востребованным на рынке труда. Пожилые граждане охотно заполняют ту сферу деятельности, на которую не претендует молодежь.

1. Постепенное снижение функциональных возможностей человеческого организма: прогрессирующее ослабление здоровья, упадок физических сил, интеллектуальный и эмоциональный «уход» во внутренний мир, в переживания, связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни (разочарование в жизни и ощущение бесполезности прожитых лет вплоть до отчаяния). Налицо изменение (ослабление) всех психических познавательных процессов и двигательной активности.

2. Главная трудность заключается в изменении статуса пожилых людей и максимальном продлении их независимой и активной жизни в старости, вызванном прекращением или ограничением трудовой деятельности, пересмотров ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновение различных затруднений, как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям.

Возможности

Угрозы

1. Желание жить заставляет пожилого человека живо откликаться на общественные инициативы по организации жизнедеятельности пожилых людей.

2. Возможность использования потенциала, накопленного пожилыми людьми, в образовательно-воспитательной работе с учащимися и всем населением.

1. Возрастают социальные и экономические издержки для семей, обеспечивающих уход за пожилыми родственниками, снижается надежность семьи в качестве источника поддержки пожилых людей. В неблагоприятной ситуации нередко находятся одинокие пожилые люди и пожилые супружеские пары.

2. Недостаточная действенность механизмов поддержки социальной активности пенсионеров.

Исходя из вышеизложенного, мы выделили ключевую проблему: разработка и апробация механизмов развития системы образования и организации общения, досуга пожилых людей в новых социально-экономических условиях.

«Образ системы образования, организации общения и досуга пожилых людей» мы рассматриваем как необходимое условие реали­зации «модели активного возраста»:

  1. Наличие единого образовательно-культурного пространства для старшего поколения в муниципалитете. Ориентация системы обучения на ключевые компетенции пожилого человека и сферы саморазвития, адаптация к изменениям в жизни, к планированию и повышению качества своей жизни.
  2. Система организации общения и досуга пожилых людей является приоритетной и носит научно организованный и плановый характер.
  3. Системообразующим центром организации работы с пожилыми людьми в нашем проекте является институт активного возраста (ИАВ).

Миссия ИАВ: Являясь центром образования, организации общения и досуга пожилых людей, быть организацией, предоставляющей бесплатные доступные, качественные образовательные и социально-культурные услуги людям старшего поколения, удовлетворяющие запросам муниципалитета.

Основная цель института - дать пожилому человеку возможность адаптироваться к внешнему миру и справиться с прогрессирующими потерями возраста, такими как ослабление физических возможностей, потери в понимании культурной ориентации молодого поколения в будущем. Старение заставляет людей искать новые источники удовлетворения поддержки их уменьшающегося самоуважения. Они нуждаются в любви и уважении других людей, стараются быть нужными, поэтому легко откликаются на всевозможные общественные инициативы.

Два раза в год проводится официальная презентация ИАВ. Основная задача этого довольно нестандартного, но актуального новшества - привлечение пенсионеров к активному образу жизни и общению между собой. В ходе презентации бабушки и дедушки имеют возможность не только узнать о проекте все интересующие подробности, но и сразу же записаться на любой приглянувшийся курс. Впечатлениями от «новых горизонтов» с нами поделилась будущая «студентка» М. Ахмедгалиева: «Я записалась на спортивные курсы - ЛФК и плавание, надеюсь, научусь плавать к старости лет (смеется), и на курсы психологии. Очень рада тому, что теперь есть возможность общаться со сверстниками и занять себя чем-то полезным, ведь просто так из дома редко выйдешь, а свободного времени много».

Первое место среди пенсионеров занимают курсы пользователей ПК. Пожилые люди хоть поначалу и относятся с опаской, но твердо намерены покорить виртуальные просторы интернета и самого компьютера. «Я очень давно хотела записаться на курсы, и вот рядом с моим домом в педагогическом институте нам предоставили такую возможность. Мы с удовольствием ходим», - говорит одна из участниц проекта И. Вагизова. Пенсионеры под руководством студентов ЕИ КФУ учатся работать в Интернете, больше всего их интересует создание электронной почты. «Это - безграничная возможность общения, ведь у многих друзья и родственники «разбросаны» далеко за пределами республики, и даже страны. Это - еще одна возможность больше понимать своих детей и внуков, установить между нами хорошие контакты», - говорят слушатели курсов.

В свою очередь, сотрудники компьютерных фирм и магазинов с доброй улыбкой отмечают, что наряду с примелькавшимися покупателями ноутбуков - бизнесменами и студентами - бабушки и дедушки смотрятся очень оригинально. Многие называют это новой тенденцией.

Спросом пользуются также курсы английского и татарского языков, валеологии, практической психологии, исторического краеведения, правовой грамотности, физической культуры, хореографии.

Психологи ЕИ КФУ с пожилыми людьми проводят занятия, целью которых является снижение уровня агрессивности и преодоление их депрессивного состояния. С пожилыми людьми проводятся психотехнические игры и упражнения, беседы, арт-терапия, релаксации, дыхательная гимнастика и многое другое. Занятия помогают сформировать у пожилых людей позитивное отношение к жизни, к себе и окружающим людям.

Спортзал института стал любимым местом для многих пенсионеров города. Программа курса «Физическая культура для активного возраста» позволяет последовательно решать задачи физического воспитания пенсионеров на протяжении всего курса обучения, формируя у них целостное представление о физических упражнениях, физической культуре, ее возможностях в повышении работоспособности и улучшения состояния здоровья. Своеобразие программы заключается в том, что она создана для людей, имеющих отклонения в здоровье. Реализуется задача выработки потребности в здоровье, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

В мае 2012 года в Казани состоялась I Спартакиада общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России», в которой приняла участие команда из 15 елабужан. Соревнования проходили по 8 видам спорта, и наши земляки среди 43 татарстанских команд стали абсолютными победителями этого спортивного праздника.

Социальная жизнь стариков все более и более сужается из-за потери родственников, друзей и супругов, плохого здоровья, которое ограничивает их активность. Поэтому они тянутся к другим своим ровесникам и молодежи. Ровесников объединяют сходные интересы, проблемы, и даже общие физические недуги. Поэтому, по словам преподавателей, сотрудников и студентов ЕИ КФУ, их «студенты» никогда не спешат покинуть аудиторию, и по полчаса задают уточняющие вопросы, делятся впечатлениями. Не говоря уж о том, насколько они прилежно готовят домашнее задание. Ну а сами, слушатели курсов, в восторге от проекта. Занятия проходят максимум 2 раза в неделю, никакого контроля над посещаемостью, а вместо бесконечных зачетов и экзаменов - всего один зачет по итогам 4 месяцев учебы в форме творческого проекта.

Кроме курсов для пожилых людей на базе Елабужского института КФУ организуется и клубная деятельность. Например, постоянные члены краеведческого клуба (а это в основном пенсионеры) знакомятся с поисково-собирательной и исследовательской практикой на базе Музея истории института, Археологического музея, Музея елабужского купечества, привлекаются к накоплению, обработке и публикации устных источников. Старшее поколение интересуется такими темами, как «Елабужский край в период древности и средневековья», «Елабуга купеческая», «Городской голова в структуре муниципального самоуправления (вторая половина XIX - начало XX вв.)», «История просвещения и образования в Елабуге» и др.

Составной частью программы ИАВ является привлечение старшего поколения к воспитательной работе с детьми и молодежью. С этой целью многие творческие объединения пожилых «переселились» в образовательные учреждения. Так литературно-творческое объединение «Чулман» активно работает с учащимися по выявлению и развитию их одаренности в литературно-музыкальной сфере, реализует совместные проекты детей и взрослых. Бывшие преподаватели ЕИ КФУ являются постоянными помощниками студентов в подготовке и проведении конференций, тематических вечеров, конкурсов, находят в этом радость и удовлетворение. Особый смысл для этих людей приобретают формы духовного общения с молодежью, когда они поздравляют их с праздниками, рассказывают о своих делах. Это пробуждает в пожилом человеке жажду к жизни, понимания своего места в обществе.

В свою очередь, работа студентов с пожилыми людьми в условиях современного вуза дает опережающее получение будущими специалистами целостной системы знаний о социальных механизмах старения и средствах, повышающих социальную мобильность пожилых людей, учит их моделировать и разрешать ситуации по оказанию им социальной поддержки. «Молодые педагоги, - отмечают Габбасова Н. Г. и Рахимова Г. Н., - как профессионалы ведут курсы, мы даже не чувствуем, что перед нами студенты. Их отличает уважение к старшим, трудолюбие и тактичность».

Смирнова Г. М. даже написала стихи, посвященные институту активного возраста:

Здесь приходит вдохновенье

И идей осуществленье.

Все методики как раз

Открывают третий глаз.

Преподаватели - просто клад,

Каждый с ними встрече рад.

Станут лишь речь говорить,

Словно реченька журчит.

Здесь учат быть неравнодушным,

К чужой беде не быть бездушным.

Себе и людям помогать,

Как душу и тело укреплять...

Таким образом, благодаря ИАВ пожилые горожане принимают участие в жизни общества, имеют возможность сохранить старую дружбу или установить новые контакты, а студенты вузов могут на практике реализовать полученные знания по специальности, научиться внимательно и уважительно относиться к престарелым. У молодых людей, заботящихся о пожилом человеке, навсегда заложатся в душе понимание к нуждам стариков и потребность в оказании помощи этим людям. В наше время, когда человек в погоне за карьерой, за деньгами забывает о главных человеческих ценностях, важно напоминать о них.

Поэтому Концепция нашего проекта базируется на тезисе: «Современная система работы с пожилыми людьми призвана способствовать организации их активной жизнедеятельности через непрерывное образование, специально организованные общение и досуг, а участие молодежи в этом деле должна стать приобретением опыта духовно-нравственной культуры».

Рецензенты:

Ягафарова Дамира Садиковна, доктор педагогических наук, профессор, директор Елабужского филиала ЧОУ ВПО «Академия социального образования» г. Елабуга.

Мухаметшин Азат Габдулхакович, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета педагогики и методики начального обучения Набережно-Челнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов, г. Набережные Челны.


Библиографическая ссылка

Мерзон Е.Е., Тазиев С.Ф. ИНСТИТУТ АКТИВНОГО ВОЗРАСТА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9527 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674